Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система судебных органов вкл в XIV-первой половине XVI В.

Поиск

Система судебных органов в Беларуси складывалась постепенно, но в завершенном виде сформировалась в XVI в., когда создаются и получают законодательное закрепле­ние такие суды как земские, подкоморские и Главный суды. Что же касается других действовавших в XVI в. судов, то они были созданы значительно раньше и вместе с вновь учрежденными судами составили довольно прогрессивную и своеобразную судебную систему ВКЛ, которая пережила существование самое государства и действовала в несколько изме­ненном виде в Беларуси вплоть до 1830 года.

Прогрессивными чертами этой судебной системы были: всесословность некоторых судов (Главный суд, замковый суд), отделение судов от администрации (земский, под-коморский суды), выборность большинства членов судов (Главного, земского, подкоморского, магистратского), высокие требования морального и профессионального характера к кандидатам на должности судей («особ годных, богобойных, цнотливых прав и звычаев оного панства ВКЛ», т.е. людей добропоря­дочных, знающих права и обычаи), четкое разделение судов на инстанции в середине XVI в. - суды 1 и 2 инстанции, преобладание коллегиальности при рассмотрении дела, публичность и ряд других положений, которые дают основание утверждать, что уже в это время суды в Беларуси превратились из органов защиты интересов гос-ва в органы защиты прав человека.

 

Господарский (великокняжеский) суд, его состав, компетенции и порядок деятельности. Суд панов-рада. Сеймовый суд.

Господарений суд был высшим всесословным коллегиальным судом, который до 1581 года (до учреждения Главного суда) выступал как апелляционный суд (суд 2-ой инстанции) и как суд 1-ой инстанции по наиболее важным делам, затрагивающим интересы государства и шляхты. С1581 года компетенция Господарского суда сужается и согласно Статуту 1588 года он действует только как суд 1-ой инстан­ции по делам о государственных преступлениях; по делам, затрагивающим имущественные интересы государства; о незаконных действиях высших врадников, об установлении принадлежности к сословию шляхты и, в некоторых случа­ях, дела иностранных купцов. Резкому сужению компетен­ции Господарского суда содействовало и введение во второй половине XVI в. судебных инстанций, когда законода­тельством прямо предписывалось сначала рассматривать дела в местных судах, а затем только подавать жалобы в Господарский суд, а с 1581 г. - в Главный суд.

Состав Господарского суда не был четко определен, но в его работе принимал участие господар и обязательно паны Рады, количество которых колебалось от 2 до 20 и более. Решения и приговоры суда считались окончательными и обжалованию не подлежали. Заседания Господарского суда могли проходить в любом месте, где находится господар, но только в пределах территории ВКЛ. Поскольку великий князь (господар) одновременно был королем Польши и в силу этого часто отсутствовал, то дела, поступающие в Господарский суд, рассматривались либо судом панов Рады, либо комиссарским судом. Указанные суды были разновидностью Господарского суда, но рассмотренные ими дела можно было обжаловать в Господарский суд.

Сеймовый суд - это также разновидность Господарского суда, но более демократичный по своему составу. В него помимо господара и панов рад, согласно Статуту 1588 г., входило еще 8 депутатов сойма. Этот суд действовал только в период работы сойма.

Судебная реформа ВКЛ XVI в.

Долгое время в Великом княжестве Литовском судебные функции исполняли должностные лица, особенно высшие чиновники центральной администрации, вместе с князем. В течение Х V в. судебная система постепенно совершенствуется, однако уже в начале Х V И в. становится Очевидной необходимость более глубоких преобразований. Проведению судебной реформы способствовало накопления в государстве многого нормативного материала. Реформа проходила поэтапно в течение XVI в., что нашло отражение в постановлении Бельского сейм 1564 года, Законе о Главным Суде 1581, уставов 1529, 1566, 1588 годов. Судебная реформа была достаточно новаторской и т эхничнай, особенно По сравнению с административно-территориальной, земельной и другими. Новые законы регламентировали больше Прогрессивную институциональной и процессуальный структуру судебного строя, а самое главное - закрепляло создание новых, независимых судебных учреждений. В XVI в. формируются основания и возможность подавать апелляции не только по сути разгледжанай в суде дела, но и относительно неправильного применения норм материального права и нарушения процессуальных норм. Также вводятся принципы публичности и состязательности судебного процесса с участием адвактатав. В связи с этим основывается и получает активное развитие институт адвокатуры.

Начало судебной реформы был положено первым кадыфикаваным зводам законов государства - Уставом 1529, который прадписав воеводой, старостой, Державцев выбрать в своих уездах двух шляхтицев для совместного выполнения судебных функций. Однако первый Устав был результатом многочисленных компромиссов. Скоро шляхта потребовала принятия нового закона. Им стал Устав 1566, в который были включены нормы, направленные на повышение статуса судебной власти, укрепление авторитета писанной закона.

завершающую роль в проведении судебной реформы сыграл Статут 1588 года. Он основывался на более совершенной системе права и на таких важных принципах, как государственный суверенитет, приоритет Писанной закона, единства права. Устав закреплял принцип законности в функционировании судебных учреждений. Согласно Уставу в XVI в. В Великом княжестве Литовском заряжается принцип выборности судей, устанавливается правило о запрете судьям занимать духовные, государственные должности и даже одновременно две судебные должности. Появление судей-профессионалов саденичала реализации принципа независимости судебной власти. Прежде всего, данные нормы получили воплощение в деятельности земских судов, отделение которых от администрации окончательно закрепил Устав 1566. «Вряд земский судовые» составляли: судья, подсудок и писарь, которые и назывались «врядниками земскими судовыми». Комплектование суда происходило в следующем порядке: выборы назначались великим князем, а в его отсутствие - воеводой или старостой, или другой служебной особой местной администрации, о чем шляту сообщали за 4 недели. На поветовые сеймики шляхта из своей среды выбирала по 4 кандидата на должности судьи, падсудка и писаря. Затем великий князь из этих кандидатов выбирал соответствующих должностных лиц, на первой судебной сессии (роках земских) приносили присягу. Таким образом, избранными могли быть только уроженцы Великого княжества Литовского, шляхтич, землеўладальнікі, благотворительные, христианской веры, знавших права, умели писать, не занимали других духовных, государственных и судебных должностей. Земский суд рассматривал уголовные и общественные дела шляхты, жалобы на неисполнение решений товарищеского и копнага судов, которые по своей сути принадлежали компетенции "земства", а также дела по "выводу шляхетство".Первоначально деятельность земского Суда не было ограничено определенными сроками. Дела рассматривались и решались в всякий час, когда сути и ответчик являлись в суд, даже в воскресенье и праздники. Однако согласно Вторым, а затем и Третьим Уставом, дела В земской суде рассматривались пасесийна, а сесиии, которые назывались «Роки земския» (хотя иногда и на латинский манер-каденции), собирались три раза в год в замке или каким-нибудь "господарскому дворе". Устав 1588 обязал иметь в каждом уезде государства специальный судебный двор со зданием суда - «избу судебную». Там, где не было такой «избы», т рэба было перед сессией отвести «особный дом престронный, где на судех заседати».В процессе судебной реформы расширилась подсудность городской суда. Паступоава определяется тенденция преобразования городской суда из административного учреждения в судебную. Высший Городской суд начал рассматривать дела с участием представителей общественности (Свободных сословий - шляхты, мещан).Вторым судом, который был отделен от органов государственного управления, стал падкаморски суд, созданный на основании Бельского привилегия 1564 ГОДА. Его возникновение было связано с земельной реформой и получением шляхтой права частной собственности на землю. Главные дела падкаморскага суда - земельные «розницы земляные и граничныя»(Устав 1588, р. ИХ, ст. 2). Падкаморыю также пересылаются другими судами дела для рассмотрения «на осуженье и на сконченье»(Устав 1588, р. ИХ, ст. 21). Если городской суд или земский, или трыбунальски не мог решить дело без рассмотрения его на спорном месте, то ее отсылали к подкомория. Так, в конце XVI в. брестский подкоморий рассматривал дела «за декретом Земским»,«за отосланьем от суда земского Берестейского»,«за декретом головным трибунальным в року 1602 выданы». Кроме того, очень часто наезды на имения и иски по компенсации от этого преступления, "насилие" в имениях соединялись со спорами о границах землевладанняв и поэтому в таких делах также нельзя было обойтись без подкомория. Согласно Уставу 1566 Падкаомрый предназначался непосредственно великого князя (р. IV, ст. 70). А с 1588 4 кандидатов на эту должность выбирали на уездных сеймиков, а затем одного из них утверждает сам хозяин (великий князь). Помощником падкаомрыя в измерении и установлении границ землевладанняв служил коморником (по Статут 1588 года - два), которого назначал падкаморый с согласия местных феодалов.При решении дел падкаморый действовал от имени великокняжеской власти. Однако надо отметить, что падкаморския суды защищали уже не только государственные интересы, а законные права и интересы частных лиц.Дальнейшее ограничение судебной власти великого князя и совета состоялось в связи с образованием высшего апелляционного суда государства - Главного Суда (Трибунала). Вопросы его организацию и деятельности можно найти в Уставе, Статуте 1588, других нормативных актах, а также в судебных книгах, в которых записывались постановления Трибунала.

В 1581 году сейм принял специальный закон (Уставу), который назывался «Способ прав тирбунальских». Количество членов Главного Суда не была постоянной, но, учитывая, что после Люблинской унии Великое княжество состояло из конкретных воеводств и уездов, судей было около 40 человек. Руководил работой суда председатель - маршалок, который избирался судьями ежегодно. Закон регламентировал, что дела в Главном суде рассматриваются судебной коллегией в составе от 2 до 7 человек. Количество могла быть и другой, но обязательно больше двух. Нужно также отметить, что в рассмотрении дела не принимали участие те судьи, которые были родом из уезда, откуда шла апелляция и где проживали стороны.Что касается компетенции Трибунала, то прежде всего введение его в действие уточнила судебную власть хозяина. С этого времени великий князь занимался рассмотрением по первой инстанции только наиболее важных дел, а всякого, кто «с вещи простое чынечи кровавую», обращался к нему суда, подлежал штрафу и тюремному заключению. Статут 1588 года (р. IV, ст. 86) называл еще жалобы служивых шляхты на приговоры помещичьих судов, которыми служилые шляхтича были приговорен к смертной казни, тюремного заключения, или крупных денежных штрафов. Именно поэтому Главный Суд по сути стал высшей апелляционной инстанцией для всего государства. Стало существенным и завершающим этапом судебной реформы XVI в. в Великом княжестве Литовском. О важности и значимости дасягненяв судебной реформы XVI в. свидетельствует тот факт, что при проведении в России самой последовательной буржуазной реформы - судебной реформы 1864 - документах аднсона реформирования судебной системы неоднократно отмечалось, что на территории Беларуси реформа пойдет значительно быстрее в связи с тем, что в ранний период там уже имели место прогрессивные приобретения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 2636; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.166.127 (0.009 с.)