Вопрос. Административная опека. Субъекты административной опеки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос. Административная опека. Субъекты административной опеки



Одним из ярких проявлений социальной политики государства является административная опека — система государственной помощи, непосредственно не связанной с трудом, службой лиц, которым она предоставляется. Ее можно рассматривать как государственную заботу о слабых, нуждающихся в социальной защите, не связанную с их общественно-полезной деятельностью.

Среди субъектов административной опеки следует выделить две категории лиц:

• слабых по демографическим признакам(сироты, одинокие матери, больные, инвалиды, члены многодетных семей, представители коренных национальностей малочисленных народностей Крайнего Севера и др.);

• жертв экстремальных ситуаций(безработные, «чернобыльцы», участники боевых действий в Афганистане и Чечне, вынужденные переселенцы, беженцы, пострадавшие от пожаров, наводнений, землетрясений и другие лица, пострадавшие от социальных кризисов, техногенных катастроф и стихийных бедствий). Содержание государственной помощи (административной опеки) состоит из следующих элементов:

• регулярная или единовременная выплата денежных сумм;

• оказание иной материальной помощи (временное обеспечение жилой площадью, транспортные и иные услуги);

• социальное обслуживание (медицинская и санитарная помощь, льготы при поступлении в учебные заведения);

• организационная помощь в трудоустройстве, выборе места жительства, получении необходимых документов, приобретении гражданства Российской Федерации.

Административная опека основывается на ряде принципов:

1) гуманизма;

2) законности;

3)учета материальных, организационных возможностей государства, муниципальных образований;

4) оказания помощи лишь тем, кто в этом нуждается больше всего.

Предоставление льгот, материальной помощи без учета материального положения людей, а лишь по общим признакам в условиях современной России несправедливо. Например, выплата пособия по безработице мужу преуспевающей предпринимательницы. Административная опека, как правило, должна быть адресной, предоставляться по заявлению гражданина. При ее осуществлении также нельзя допускать социального паразитизма.

административная опека — система материальной и иной помощи, которая оказывается непосредственно государством через его органы, служащих и регламентируется административным правом.

Основная масса пенсий связана с общественно-полезной деятельностью в прошлом лиц, их получающих (пенсии по возрасту, по инвалидности, за выслугу лет, в связи с потерей кормильца). Их размер прежде всего зависит от стажа, характера работы, размера получаемой ранее заработной платы. Эти факторы в рамках административной опеки, как правило, не учитываются. Почти единственное исключение — определение размера пособия безработным, но и здесь помимо этого учитываются многие другие факторы. Что же касается инвалидов детства, одиноких матерей, то их пенсии и пособия — разновидность административной опеки. Последняя, кстати говоря, может осуществляться и в отношении пенсионеров, особенно тех, кто получает небольшие пенсии, достиг 80 лет, является инвалидом. Иными словами, административная опека может быть дополнением к пенсиям.

 

Вопрос. Право гражданина на защиту от неправильных действий (решений) и бездействия государственной и муниципальной администрации

Способы защиты прав граждан

Если юридическими нормами закреплено какое-то субъективное право граждан, но оно не обеспечено надлежащей защитой, то такие нормы в значительной степени декларативны. Создание скоординированной системы гарантий личных прав граждан- необходимое условие становления правового государства.

Административному праву принадлежит важная роль в защите граждан от неправильных действий государственной, муниципальной и частной администрации.

Основными средствами защиты прав и интересов граждан от злоупотреблений, бюрократизма, некомпетентности, инертности и иных аномалий в деятельности обладателей властных полномочий являются:

создание и организация повседневной работы уполномоченных государственных / муниципальных / органов/ суда, прокуратуры, государственных инспекций и др. /, важнейшей задачей которых является защита правопорядка;

существование и деятельность независимых от государства институтов гражданского общества, способных оказывать помощь гражданам. Среди них есть институты, созданные специально для этой цели / адвокатура, общество защиты прав потребителей /, для которых такая деятельность является важной /профсоюзы/, а также иные / средства массовой информации, партии, религиозные объединения, добровольные общества и т. п. /

активная деятельность самих граждан, использующих предоставленные им права;

учитывая большую значимость, разнообразие форм и наличие большого числа правовых норм, можно выделить процессуальную защиту

Очевидно, что все граждане вступают во взаимоотношения с органами публичной администрации намного чаще, чем с иными государственными и муниципальными органами. Администрация принимает, призывает, выделяет, изымает и повседневно реализует многие властные полномочия. Публичная администрация нарушает права граждан во много раз больше, чем все иные субъекты публичной власти/ суды, органы прокуратуры и др. / вместе взятые, а от одного ее неправильного действия сразу могут пострадать миллионы. Поэтому защита прав и законных интересов граждан от неправильных деяний власти - это, прежде всего защита от неправильных деяний государственной и муниципальной администрации.

В 90-х годах ХХ века в России серьезно обновился и расширился массив правовых норм, регламентирующих право граждан на защиту. Во-первых, значительно расширились возможности для судебной защиты. Во-вторых, увеличились возможности для реализации иных прав на защиту. Например, закрепление права на оружие, на частную детективную и охранную деятельность позволяет шире использовать право на необходимую оборону. А возникновение обществ защиты прав потребителей, солдатских матерей, налогоплательщиков, появление независимых средств массовой информации создает гражданам более благоприятные возможности для обращения за юридической помощью в негосударственные организации. В-третьих, создана новая государственная организационно-правовая форма защиты граждан - уполномоченные по правам человека РФ и в ряде субъектов Федерации. В-четвертых, с 5 мая 1998 года в Российской Федерации вступила в силу Конвенция о защите прав человека и основных свобод. В соответствии с нею любое лицо, группа частных лиц, 'которые утверждают, что явились жертвами нарушений.... ', вправе обратиться с жалобами в Европейскую комиссию по правам человека. ' Комиссия может принять дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты... и в течение шести месяцев, считая от даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу ' /ст. 26 Конвенции/ Европейский суд по правам человека 'может принять дело к рассмотрению лишь после того как Комиссия констатировала безрезультатность усилий по дружескому урегулированию /ст. 48 Конвенции/. В-пятых, ст. 30, 31, 33, 37 Конституции РФ 1993 года были закреплены и в настоящее время широко используются коллективные формы защиты прав. Гражданам предоставлено право на проведение забастовок, собраний, митингов, демонстраций, пикетирование. Реальным стало право на объединение для защиты своих интересов. В Конституции сказано и о праве на коллективные обращения в государственные и муниципальные органы.

Еще раз отметим, что право граждан на защиту расширено в 90-х годах. Высоко оценивая все проделанное, следует сказать, что, к сожалению, реальная защищенность граждан зависти не только от количества и качества юридических норм, работы правоохранительных органов и негосударственных организаций. Резкий рост экономических и насильственных правонарушений, ослабление государственной власти по ряду объективных и субъективных причин значительно ослабили реальную защищенность прав граждан. Сейчас их недостаточно защищают суды, милиция, органы исполнительной власти часто не принимают необходимых мер по их жалобам. Юридические механизмы правозащитной деятельности по экономическим, организационным и иным причинам в полной мере не используются. Чтобы фактически усилить защиту прав граждан, предстоит сделать еще очень многое.

 

52. 13 вопрос. Понятие, система и виды органов исполнительной власти.

 

  Орган исполнительной власти (ОИВ) – самостоятельная структурная часть гос.аппарата, входящая в систему исполнительных органов гос.власти и предназначенный для осуществления гос.управления и наделенный собственной компетенцией. Признаки ОИВ: 1. наличие государственно-властных полномочий в области нормотворчества и/или правоприменения (постановление Правительства, указы Президента). 2. орган исполнительной власти обладает определенной самостоятельностью, т.е. может самостоятельно осуществлять предоставленные ему права и закрепленные за ним обязанности. Орган может осуществить свое полномочие, издав нормативный акт. Не требуется обращаться к др.органу для реализации своих полномочий. Пример несамостоятельного органа – СовБез. Все решения реализуются через указы Президента. 3. ОИВ находится в структурной (организационной) и функциональной подчиненности от др. ОИВ. 4. ОИВ имеет собственную внутреннюю структуру, штат гос.служащих и технический персонал. 5. орган обладает правами юридического лица, кроме органа, состоящего из 1 субъекта. Форма: учреждения. 6. орган финансируется из гос.бюджета РФ или субъекта РФ. Виды ОИВ ОИВ РФ и органы исполнительной власти субъектов. По содержанию: - Органы общей компетенции. Общая компетенция – перечень вопросов, которые может решать орган является открытым. Он закреплен или рамочными нормами или открытым перечнем. Или не определен в принципе. - органы специальной компетенции. Наделены правом решать только строго определенный круг вопросов. Делятся на отраслевые (здравоохр-е, образование) и межотраслевые (функциональные – которые курируют опред.функцию в рамках всех органов). П: Министерство экономического развития. По территориальному охвату деятельности: - центральные, которые осуществляют свои полномочия на всей территории соответствующего публично-правового образования (РФ или субъекта) - территориальные, которые осуществляют свою деятельность на определенной территории. По порядку принятия решения: - единоначальные. 1 руководитель, и он руководит деятельностью органа - коллегиальные. По организационным формам: - Министерства - Службы - Агентства - Комитеты - Департаменты - Надзоры и т.д.
Система исполнительной власти в РФ

 

Система исполнительной власти в РФ строится на след.принципах: 1) Принцип дуализма. Т.к. президент не входит в исполнительную ветвь власти и не является её главой – вопрос о соотношении полномочий президента и правительства. Полномочия по руководству системы исполнительной власти оказались распределены между президентом и правительством РФ. (правовая позиция). Это четко видно в Указе президента РФ «Вопросы системы структуры ФОИВ». => органы, подведомственные президенту и подведомственные правительству. Правительство организационно президенту не подчинено. В результате система исполнительной власти – заложник политических в/отношений между президентом и правительством. При этом по Конституции президент не является руководителем каким-либо ОИВ. => КСуд сказал, что президент осуществляет руководство органами, т.к. он главнокомандующий и кто-то там ещё. 2) + 3) Принцип единства системы исполнительной власти и принцип разграничения предметов ведения и полномочий (принцип федерализма). В унитарном государстве нет смысла провозглашать принцип единства, а в федеративных важно на разных уровнях государственной власти, которые не соподчинены друг другу, обеспечить единство подходов к государственной политике. Но обеспечение единства гос.политики – принцип разграничения предметов ведения. Так или иначе, это баланс. Работают через призму друг друга. По отдельности значения не имеют. Система федеральных органов исполнительной власти: 1) Министерства. 2) Федеральные службы 3) Федеральные агентства. В зависимости от направления деятельности ФОИВ определяется кому они подведомственны, Президенту или Правительству. Так, к примеру, Министерство Обороны, МВД, ФСБ, МИД всегда (в новой истории Росси) были подведомственны Президенту; а Министерство Финансов, Министерство регионального развития, министерство транспорта подведомственны Правительству РФ (Председателю Правительства РФ). На уровне субъектов можно представить обощенную структуру, характерную для всех субъектов: · Высшее должностное лицо субъекта (Президент республики, губернатор области и др.) · Высший исполнительный орган власти (Правительство или др.; в зависимости от субъекта) · Центральные органы исполнительной власти субъекта специальной компетенции · Территориальные органы специальной компетенции

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 2218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.009 с.)