Особый социально-политический институт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особый социально-политический институт



ПОНЯТИЕ МуП.

1. Муниципальная власть.

2. Предмет и метод.

3. Источники.

4. Наука МуП.

 

Лит-ра:

Костюков А.Н. «Муниципальное право как отрасль российского права».

Баранчиков В.А. «Об отраслевой принадлежности МуП» журнал «госвласть и м/с» № 3-4.

 

Муниципальная власть.

Местное самоуправление – это:

1) одна из основ конституционного строя;

2) форма народовластия, уровень публичной власти, организационно

3) обособленный от органов государственной власти;

4) форма самоорганизации граждан по месту их жительства

 

Термин:

«Муниципальный»: в Др. Риме «муниципии» - города, подчинённые Риму, но не управляемые им на прямую.

До революции: «Земское, городское самоуправление» - часть государственного управления на местах.

После революции м/с отменено.

Термин муниципальный появился в Законе РСФРС «О собственности» 1990 года.

4 апреля 1990 года Закон СССР «Об общих началах м/с и местного хоз-ва в СССР».

Понятие «м/с» (3 ст.) и «муниципальная форма собственности» (ст.9) возникло в Конституции РФ 1993.

«Местный» = «муниципальный».

 

История:

I. В СССР: местные Советы – элементы общей системы гос. органов на местах.

II. Промежуточный этап: Закон СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР" (1990 г.) и Закон РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР" (1991 г.): Советы трансформировались в органы м/с для самостоятельного (под свою ответственность) решения населением локальных вопросов, но оставались гос. органами

III. ст. 12 Конституции: органы м/с не входят в систему органов гос. власти .

Сначала трактовалось как запрет любого вмешательства гос-ва в м/с, как альтернатива гос. власти – принцип автономии местной власти.

В Европейской Хартии – принцип автономии, но нет об отделении от гос. власти. М/с – возможность саморегулирования в определённой группе вопросов.

 

Постановление КС от 7 июля 2011 года № 15: КС указал, что если речь идёт о выборах при минимальное кол-ве депутатов (min 7) – возможны искажения, поэтому нельзя применять ФЗ № 38 в выборах до 20 человек.

 

Муниципальная власть VS государственная власть

 

Схожие черты с госвластью:   Отличия от госвласти:
1. Муниципальная власть ≠ власть общественная, координирующая (человек сам решает участвовать или нет, власть партий, полит. лидеров и т.д.) 2. Муниципальная власть – власть публичная, но у неё нет своего аппарата принуждения, его предоставляет гос-во. 3. Есть свой местный бюджет, своя экономическая основа.   1. Нет строгой иерархии, соподчинённости 2. Основной субъект м/с власти – населением 3. Негосударственная природа 4. Особая сфера ведения (м/с власть ограничена рамками территории м/с образования, а распространение госвласти зависит от уровня, даже если одно м/с образование входит в другое, то они независимы друг от друга, у них разграничены предметы ведения и полномочия). 5. Госвласть – суверенна, а муниципальная подзаконна 6. Формируется населением (выборность или иной порядок, установленный в Уставе, принятом с участием населения)  

 

 

«Публичная власть» = госвласть + м/с власть (Постановление КС от 24 января 1997 № 1 по делу об Удмуртии).

«Понятие органные власти не свидетельствует об их государственной природе, публичная власть может быть и муниципальной => 2 равноправных разновидности публичной власти: государственная и муниципальная».

? м/с – институт ГР общ-ва.

 

ПРЕДМЕТ И МЕТОД МуП.

Предмет.

Предмет: общественные отношения, на которые распространяется муниципальная власть.

«Теория комплексных отраслей права» - отрасль регулирует неоднородные отношения.

 

пункт н) ч.2 ст. к предметам совместного ведения относятся установление общих принципов организации м/с.

 

Отношения по организации м/с – ядро предмета МуП, но есть и иные отношения, регулирующиеся МуП (земельные, ГП, административные и т.д.).

 

Критерии выделения МуП из др. отраслей:

1) предел распространения МуП – территориальные границ (муниципальное образование) + компетенционные границы (вопросы местного значения + делегированные полномочия + вопросы на стыке гос. и муницип. полномочий);

2) особый субъект воздействия – население мун. образования (нет юридического определения);

В сельских поселениях до 100 человек - сход.

В остальных м/с образованиях – представительные органы.

Институт самообложения: вопрос решается на местном референдуме.

По Европейской Хартии субъект – органы м/с.

 

3) комплексный характер.

Комплексная отрасль – неоднородный предмет регулирования.

­­

МуП выделили, т.к. регулирует отраслевое зак-во на местном уровне (в одном образовании одна норма, в др. ругая, но отрасль должна распространяться либо на всё страну, либо на субъект РФ => выделить МуП), т.е. м/с акты внеотраслевые.

 

4) признаки предмета (отношений):

1. отношения, связанные с организацией мун. власти

2. отношения, связанные с отношением мун. власти и гос. властью

3. организационные отношения

 

 

Метод.

Комплексный метод:

1. Метод публично-правового регулирования

2. Автономии (предоставление самостоятельности в определённой сфере)

3. Метод определения статусов (определение статуса м/с образования)

4. Сочетание материальных и процессуальных норм

5. Дозволения, предписания (принятие устава), запреты (замена устава иным актом)

6. Муниципально-правовая ответственность (позитивная: органов и ДЛ м/с перед населением и гос-вом; негативная за нарушение зак-ва).

 

ИСТОЧНИКИ МуП.

Источник МуП - внешняя форма выражения правовых норм.

 

Источники федерального уровня:

1) Конституция (конституционная модель – совокупность конституционных норм об м/с).

2) Европейская хартия м/с

3) ФКЗ

4) ФЗ (комплексное регулирование – ФЗ № 131, отраслевое регулирование, специальные законы (отдельные институты)):

5) Указы Президента (Указ о 28.04.08 № 607 «Об оценке эффективности органов м/с»)

6) Постановления Прав-ва (Постановление 1313 «О мерах по реализации Указа Президента»)

7) Решения КС и ВС

 

Субъекты:

1) К/У субъектов

2) Законы субъектов

3) нпа исполнительной власти субъектов

 

М/с акты (в каждом м/с образовании):

а) принимает население – по вопросам местного значения

или

б) органы и ДЛ м/с – по вопросам местного значения + по вопросам, делегированным гос. властью

 

Система м/с актов:

1) Устав м/с образования – основной акт, действующий на соответствующей территории, в котором урегулированы все наиболее важные вопросы организации м/с (должен соответствовать ФЗ и законам субъекта)

Принимается квалифицированным большинством 2/3 только ПРЕДСТ м/с (раньше могло само население, теперь только отдельные вопросы устава: вопросы по структуре органов м/с, вопрос о наименованиях органов м/с, порядок избрания и полномочия главы образования). До 100 человек – принимает – сход.

 

На референдум не выносится, но должен обязательно пройти публичные слушания.

 

Должен пройти гос. регистрацию в Минюсте(ФЗ «О гос. регистрации уставов м/с образований» 25.07.2005):

-проверяют соответствие зак-ву,

-проверяют законность процедуру принятия,

-вносят в гос. реестр уставов м/с образований.

 

2) Решения принятые прямым волеизъявлением на рефферендуме

Имеют императивное значение.

 

3) НПА ПРЕДСТ м/с

4) НПА Главы, администрации и иных органов и ДЛ.

 

Вся система источников на уровне м/с собрана в единый федеральный регистр м/с нпа (ФЗ 2007 года № 260).

 

 

НАУКА МуП.

Предмет науки: вся м/с действительность:

а) отрасль права;

б) общественные отношения в сфере м/с

в) организация непосредственного осуществления местного самоуправления населением и деятельности органов местного самоуправления;

г) исторический аспект российского опыта местного самоуправления (и местного управления);

д) международный (зарубежный) опыт организации местного самоуправления.

 

Наука м/с – совокупность знаний о м/с

Важнейшая функция науки – изучение практики действия норм и выявление потребности дальнейшего регулирования.

Главная задача создать категориальный аппарат, чтобы потсроит м/с как учебную дисциплину.

 

 

М/С В РОССИИ И ЕГО СИСТЕМА.

1. Основные теории

2. Понятие и принципы м/с

3. Система м/с

 

Источники:

Указ Президента от 15 октября 1999 года № 1370 «Об утверждении основных положений гос. политике в области развития м/с»

Указ Президента от 26 октября 1993 года № 1760 «О реформе м/с»

Постановление КС от 30 ноября 2003 «По делу о проверке Устава Тульской области».

 

 

Основные теории.

Француз Жан Туре 1799 доклад об м/с. Выдвинул 2 основных концепции:

1. М/с - особый субъект, отличающийся от гос-ва.

VS

2. М/с – продолжение гос-ва

 

1. Теория свободной общины (Токвиль, Арнес, Туре):

а)Наличие у общины по своему характеру естественного и неотчуждаемого права заведовать своими делами (исходит из общин в Средневековой Европе)

б) Обязанность государства уважать свободу общинного самоуправления

 

На деле сохранить полную автономию общин невозможно.

 

2. Теория свободной пашни:

а) к 3 ветвям власти прибавляется ещё одна – общинная ветвь власти

б) гос-во должно признать эту власть и содействовать развитию

в) община субъект специальных прав, общинные чиновники, а не государственные

г) община автономная объединение (гос-во в гос-ве)

 

3. Общественная (хозяйственная) теория самоуправления (Моль, Реслер,Гирке).

Основа в городской и земской реформах Александра II.

а) Существует как бы две категории интересов:

-государственные

-дела общественные – это дела преимущественно хозяйственные, они не носят политического характера и должны решаться органами, создаваемыми местным сообществом, а не государством.

 

б) по своему статусу м/с – один из институтов ГР общества, наделённый правоспособностью ЮЛ

Отличия от ЮЛ:

-м/с возникает на территории, которое определено законом

-создаётся не по воле субъектов, а в обязательном порядке

-органы м/с выборными (сейчас не отличие)

 

Проблема: нельзя чётко разграничить государственные и общественные дела

 

 

4. Государственная теория самоуправления (Людвиг фон Штейн, Рудольф фон Гнейст)

а) органы м/с – решают гос. вопросы на местах

б) гос-во передает задачи местного управления органам, формируемым местным сообществом

в) органы м/с находятся под контролем местного сообщества, а одновременно и под надзором государства, хотя прямого руководства местным самоуправлением со стороны государственных органов нет

г) органы м/с, в отличии от государственных, не являются выразителями исключительно государственной воли, они имеют собственные особые интересы, которые могут не совпадать с интересами государства.

д) местные чиновники избираются населением

 

2 направления гос. теории:

А) политическое (Гнейст): эффективное управление, если местные чиновники не будут получать денег, т.е. безвозмездные почётные должности.

Б) юридическое (Штейн): население – особый субъект права (статус ЮЛ), т.к. у населения есть свои интересы

5. Теория социального обслуживания (современная)

а) м/с – система учреждений обеспечивающих потребности населения

 

6. Теория дуализма (конец XX века)

а) Наличие общегосударственного и местного интересов и необходимость их сочетания

б) Невозможность во многих случаях разделения собственно местных дел и общегосударственных

в) Реализация органами м/с функций публичного и частноправового характера

г) Гос-во не породила м/с, а признало его, однако в то же время регулирует деятельность м/с гос-во

 

М/С В РОССИИ.

М/с – это:

Форма народовластия

Власть м/с – форма публичной власти наряду с государственной и общественной. Народ осуществляет либо сам непосредственно либо через предстваителей.

 

 

 

Принципы м/с.

Общеправовые (законность, приоритет П и С гражданина, общедемократические принципы)

Специальные:

1) Самостоятельность (ключевой) – чёткая сфера, установленная законом, т.е. самостоятельность в пределах своих полномочий.

Деятельность м/с в своих интересах не должна противоречить интересам государства, субъекта или другого муниципального образования.

Имущественная самостоятельность, т.к. м/с собственность.

 

2) Принцип обособленности (не вхождения в гос. власть)

3) Принцип экономической самостоятельности (самообеспечения) (свои бюджеты + местные налоги)

4) Принцип учёта исторических иных местных традиций (ч.2 ст.1 ФЗ 131)

 

Народовластия

 

Взаимоотношение м/с с гос-вом:

1) децентрализованная

Великобритания, США, Новая Зеландия - классическая муниципальная модель.

а) Характерна высокая степень автономности, независимости друг от друга;

б) Отсутствие прямого подчинение между ними;

в) Отсутствие на местах представителей центрального правительства (кураторов со стороны государства);

г) Избрание населением не только представительных органов, но и отдельных ДЛ;

д) Сочетание судебного и административного контроля.

 

2) административная (м/с + гос.)

Франция.

а) Сочетание прямого государственного управления и м/с.

б) Параллельное существование органов м/с и органов правительственной администрации;

в) Жесткая система дисциплинарного контроля на местах (институт префектов во Франции – государственные чиновники, которые контролировали органы м/с);

г) Бюрократическая субординация между уровнями м/с (предварительный контроль, отмена или приостановление принятых решений, замещение и пересмотр решений, отзыв чиновников, отставка, роспуск…); широкие возможности воздействия на те или иные органы.

 

3) смешанная (1 чиновник: и м/с, и гос.)

ФРГ, Япония, Австрия.

На уровне органов м/с и м/с образований Германии нет префектов, а были выборные руководители (например, начальники района), которые совмещали функции главного чиновника муниципалитета и представителя интересов государства.

Разграничение интересов было обеспечено с помощью делегированных полномочий. В РФ – по закону №131 полномочия гос-ва могут быть делегированы только муниципальному району и городскому округу. В Германии число м/с образований было сокращено почти в 2 раза. В РФ – возросло!

 

В РФ:

Гос-во не руководит, но:

1) занимается общим регулированием (принципы, система, структура)

2) определяет сферу ведения м/с + может передать часть функций (делегирует полномочия)

3) экономическая поддержка

4) контроль гос-ва (1.за соблюдением законности, 2. за исполнением деятельности)

 

 

Система м/с.

Система м/с - совокупность организационных форм, через которые осуществляется м/с.

 

У нас:

1) Формы прямой демократии:

-отзыв,

-выборы,

-голосование по вопросам изменения границ или преобразования муниципалитета,

-сход,

-публичные слушания,

-правотворческая инициатива,

-собрания и конференция,

-опрос,

-территориальное общественное самоуправления.

 

2) Формы представительной демократии:

-ПРЕДСТ м/с,

-ГЛАВА м/с,

-местная администрация

 

Перечень открытый, но, в целом, каждая система м/с достаточно унифицирована, но есть различия.

 

 

ИСТОРИЯ М/С.

1. М/с до XIX века

2. Земские и городские реформы

3. М/с в XX веке

 

 

Жалованная грамота.

Положение о земских учреждения 1864

Городовое положение 1870

Конституции РСФСР и СССР

Закон от 9 апреля 1990 года

 

 

М/с до XIX века.

М/с со времён Ивана IV.

Губная реформа 1555 г. – создание губ, губные старосты, собирали налоги.

Реформы Петра I

Разделение на губернии + совет Лантратов, вводится должность земских комиссаров + магистраты в городах, как судебные и административно финансовые учреждения)

Реформа Екатерины II (губернии и уезды)

1785 – «Жалованная грамота на права и выгоды городам Российской империи» - впервые законодательно закреплено местное самоуправление: городское сообщество, входили все, кто удовлетворял имущественному цензу (не менее 50 р. в год доход), все др. органы формировались городским собранием, в т.ч. Общую думу

Общая дума (постояннодействующий сословный орган) избирала шестигласную думу.

Вместо двух дум в маленьких городах был Совет, формируемы сообществом.

 

Земская реформа 1864

«Здание без фундамента и крыши», т.е. 2 уровня:

1) уездные земства

2) губернские земства

 

Должности мировых посредников в уездах. Избирались дворяне. Положение о земских учреждениях 01.01.1864. Жители разделены на 3 курии:

1. землевладельцы (земское собрание от уездных)

2. горожане (земское собрание от городов)

3. крестьяне (земское собрание от сельских обществ)

 

Цензы

- имущественный ценз

- 25 лет

- женщины (их интересы представляли мужчины)

- иностранцы

- уголовники

-ценз оседлости 2 года

 

У крестьян выборы 3-х степенные.

Выбирали гласных на 3 года -> Земское собрание.

 

Земское собрание – директивный орган. Председатель – местный предводитель дворянства.

 

Земская управа – исполнительный орган, формировавшийся собранием.

Компетенция:

-дороги

-тюрьмы

-школы

-больницы

-борьба с эпидемиями

 

 

На 1м заседании уездного земского собрания избирались депутаты в губернское собрание, т.е. 2 уровня управления. От 6ти уездов – 1 депутат. Главы уездных управ входили в губернское собрание.

Губернатор 2-3 человек назначал, входили также предводители дворянства.

Заседания проводились ежегодно. Помимо очередных могли проводиться чрезвычайные собрания.

Губернское собрание формировало на 1м собрании губернскую управу, от 3х до 7ми человек.

 

Теоретической основой стала общественная теория. Компетенция земств сосредоточена в области местного хозяйственного значения:

а) финансировали учреждения образования и медицины.

б) Вопросы охраны правопорядка.

в) Рекрутские вопросы.

 

Самофинансируемый институт: право установления местных налогов и сборов. Доходы земств – введение новых налогов.

Ряд решений требовал предварительного согласия губернатора. Любое решение могло быть оспорено губернатором. Полицейские и административные функции – центральная власть. Центральная власть ограничивала самостоятельность земств. 1867 – цензура за печатными изданиями земств.

Земствам запрещено было контактировать друг с другом.

Земская контрреформа – 1890 г.

Понижен имущественный ценз для дворян, усилен административный контроль за земствами.

Крестьянская контрреформа, положение о земских участковых начальниках – 1889 г.

Создание земских участков с земскими начальниками – судебная и полицейская власть.

Городская реформа 1870

Городовое положение 16.06.1870.

Большая часть населения формировало городского избирательное собрания, которое формировало городскую думу, а дума – городскую управу.

 

Цензы:

- имущественный ценз

- 25 лет

- женщины (их интересы представляли мужчины)

- иностранцы

- уголовники

-ценз оседлости 2 года

 

3 разряда. Выборы по разрядам налогоплательщикам:

1. Крупные (100 + 100 + 100) мало человек

2. Средние (50 + 50 + 50 + 50 + 50 + 50 + 50 + 50) среднее кол-во

3. Мелкие (5+5+…..) много человек

 

Каждый избирал 1/3 Городской думы.

Функции:

-городское хоз-во и благоустройство

-водопровод

-чистота

-борьба с эпидемиями

 

Квазисудебные органы – губернские по городским делам присутствия.

Новое Городовое положение 11.06.1892 многократное увеличение имущественного ценза – 2% избирателей. Последняя попытка реформировать – временное правительство. Поселки – право на самоуправление, волостное.

 

Конституция 18 раздел 3Б. Волость – уезд – губерния и область, на каждой территории – съезд советов. Между съездами – исполком. Краевые съезды. Конституция 37 – нац округа и т.д…. система закреплений имуществ.

 

Городская контрреформа – 1892 г.

Новое «Городовое положение» вводило очень высокий имущественный ценз – только 1/3 могла участвовать.

 

 

Возрождение м/с

Конституционная реформа 1988 года:

Введён СНД СССР, в 1989 СНД РСФСР

1990 году – выборы народных депутатов на местах.

Закон СССР 1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР».

а) Местные советы воплощали 2 началаорганов государственной власти и органов местного (народного) самоуправления.

б) Принцип полновластие Советов на местах + формы непосредсьвенной демократии: формы непосредственной демократии: местные референдумы, собрания, сходы, а также органы территориального общественного самоуправления/

в) Признание необходимости экономической независимости на местном уровне (коммунальная собственность).

г) Закрепление гарантий м/с, включая право на судебную защиту.

д) Рамочный характер документа

е) Введено понятие «м/с»

 

Президенские реформы

2 Указа «О поэтапной конституционной реформе»

сентябрь-октябрь 1993 – ликвидация системы Советов.

Конституция 1993 года:

М/с отделено от системы гос. органов. Своя экономическая основа.

Система ПРЕДСТ м/с + ИСП м/с (местная администрация).

 

ФЗ 1995 154

-Давал широкие полномочия субъектам, нежели федерации в области м/с.

-Незакреплённость территориальной основы: открытй перечень м/с образований.

- Общественнаятеория в основе (осуществление м/с органами гос. власти запрещается).

- рамочный характер

ФЗ 2003 131

-Больше полномочий у федерации (субъекты регулирую только то, что разрешает федерация в ФЗ 131).

-5 типов м/с образований.

-государственная теория в основе (некоторые вопросы в области м/с могут решаться органами гос. власти).

-предметно определён (более подродное регулирование)

 

М/С В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ.

 

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ.

 

Англия:

Система территориального м/с:

-графства – 39. 6 графств-метрополий.

-округа.

- приходы.

 

Система городского м/с:

-Городской округ.

-М/с город.

-Город графство.

 

2 типа полномочий:

а) Обязательные (органы м/с обязаны принимать и реализовывать, устанавливаются нпа)

б) Рекомендуемые (установлены парламентскими актами, оргна м/с вправе выбрать те, которые будет осуществлять)

 

Графства:

а) вопросы местного хоз-ва (стратегическое планирование, транспортная сеть, коммунальные службы)

б) социальная сфера (образование - кроме высшего, медицина)

в) совместно с округами (благоустройство территорий)

 

Округа: вопросы местного хозяйства (жилищное строительство)

 

Приходы:

(?) уровень м/с или нет, т.к. нет материальной базы. Финансирует округ на определённые вопрсы: парковка, благоустройство и т.д.

 

Уэльс.

Графства (9) – Округа - Общины

Также как и в Англии.

 

Шотландия.

Районы - Округа

Округа наделены ещё и пограничными функциями (охрана побережья) + контроль в сфере окружающей среды.

 

Северная Ирландия.

1 уровень: 26 Округов.

Департаменты (органы центральной власти) создают отделения в округах, которые занимаются м/с.

 

Организационный аспект.

Во всей Великобритании:

Совет – ПРЕДСТ м/с

Состоит из депутатов 2/3 (срок 4 года) и олдерменов 1/3 (срок 6 лет) -> система корпоративного управления

Исключение: Лондонский Сити – Корпорация,а не Совет, ЮЛ, а не депутаты.

Депутаты избираются по мажоритарной системе относительного большинства.

Депутаты нанимают олдерменов – наёмных специалистов. На заседании совета обладают такими же полномочиями как и депутаты.

 

Комитеты Совета – ИСП м/с. Занимается текущем управлением. По отраслевому принципу (2:1 депутаты: олдермены)

а) Комитеты БЕЗ ИСП функций – «Общественные Комитеты». Решения принимает Совет, а Комитеты подготавливают решения.

б) Комитеты с ИПС функциями - «Ответственные Комитеты».

 

Местные финансы.

3 источника:

1) местные налоги (на землю и на недвижимость – 30% дохода)

2) трансферты из гос. сферы (40%)

3) частноправовые поступления (из коммунальных платежей, займов, аренды)

 

Контроль за м/с

3 формы:

1) внутренний финансовый (финансовый комитет)

2) общественный (вся финансовая инф-а подлежит опубликованию)

3) государственный (предварительное согласование проектов + общий контроль за законностью -> пра-во может распустить Совет и провести новые выборы)

 

ФРАНЦИЯ (м/с + гос.)

а) Сочетание прямого государственного управления и м/с.

б) Параллельное существование органов м/с и органов правительственной администрации;

в) Жесткая система дисциплинарного контроля на местах (институт префектов во Франции – государственные чиновники, которые контролировали органы м/с);

г) Бюрократическая субординация между уровнями м/с (предварительный контроль, отмена или приостановление принятых решений, замещение и пересмотр решений, отзыв чиновников, отставка, роспуск…); широкие возможности воздействия на те или иные органы.

 

М/с возникло только в 1982 году, т.к. сильны гос. традиции:

3 уровня:

-Регионы (бывшие провинции)

-Департаменты

-Коммуны

Одновременно и м/с и административно-территориальная единица.

Система органов гос. власти: - префекутры

Система органов м/с - советы.

 

 

Регион.

Компетенция:

1) вопросы местного хоз-ва

2) координация экономического развития департаментов

3) принятие и реализация инвестиционных программ

4) отдельные соцвопросы

 

Совет на уровне Региона – ПРЕДСТ.

Избирается по пропорциональной системе

Возглавляет Председатель Совета

 

Бюро Совета – ИНСТ.

Возглавляет так же Председатель Совета.

 

 

Департамент.

Компетенция:

1) управление собственностью

2) коммунальное обслуживание населения (если в департаменте нет частных служб).

3) вправе оказывать финансовую помощь предприятиям

 

Генеральный Совет – ПРЕДСТ.

Выборы по кантональной системе (1 кантон – 1 представитель). Мажоритарная система, 2 тура: 1 тур – по абсолютному большинству, 2 тур – по относительному большиству.

Председатель Совета – высшее должностное лицо и индивидуальный ИСП.

 

 

Бюро Генерального Совета – ИСП. Исполнительно-распорядительные функции наряду с заместителем председателя.

Коммуна.

Нет системы органов гос. власти, т.е. нет префектур. Т.е. только м/с. Но гос. власть представлена мэром коммуны.

Компетенция:

1) управление м/с имуществом

2) транспорт

3) жилищное строительство

4) полномочия в области образования

5) финансовые полномочия (у каждой коммуны совой бюджет)

 

Муниципальный Совет – ПРЕДСТ.

Избирается по мажоритарной системе. Но есть и пропорциональная система с открытыми списками.

 

М. Совет может принять решение о делегировании всех полномочий мэру – ИСП.

 

 

Местные финансы.

3 источника:

1) местные налоги (на землю + на недвижимость + НДФЛ = 25%)

2) трансферты из гос. сферы (60%)

3) частноправовые поступления (из коммунальных платежей, займов, аренды = 15%)

Контроль за м/с.

2 вида гос. контроля:

1) меры опеки (осуществляет Префект как представитель гос-ва, Префект может приостановить полномочия или отстранить от должности любое м/с ДЛ + право роспуска Совета как органа м/С + Префект может изъять полномочия из ведения м/с и осуществлять их самостоятельно)

2) административный контроль

Терминология: В РФ – АДМ контроль - «не только законность, но и целесообразность», во Франции – «законность и финансы».

Осуществляют Префект и административные суды + бюджетный контроль Префекта.

 

.

 

ФРГ.

Коммунальная или смешанная система м/с.

 

Организация м/с по принципу: «Слабый центр, сильные регионы».

 

Т.е. на Фед. уровне только гарантии:

1) институциональная (неприкосновенность м/с как публичного института: издание нпа, решения под свою ответственность вопросов местного значения).

2) финансовая (отчисления гос. налогов в бюджет м/с + право собирать м/с налоги)

3) гарантия судебной защиты прав (право органов м/с на обращения в суд при нарушении их прав, возможность обжалования).

 

Организация м/с.

 

Округа (автономные районы) – общины (коммуны).

М/с только на уровне общин.

 

Все депутаты на общественных началах.

 

Разные формы м/с в каждой общине разные – 4 типа:

1) Магистратный тип

Совет – ПРЕДСТ (на 4 года)

Магистрат – коллегиальный ИСП, принимает все решения путём голосования.

Полномочия распределяются Земельным законом.

 

2) Бургомистерский тип

Совет – ПРЕДСТ (на 5 лет), возглавляет Бургомистр (избирается Советом, вправе изъять вопрос из компетенции Совета и решить его самостоятельно).

Управа – ИСП, возглавляет Бургомистр.

Бургомистр – глава ИСП и Совета, т.е ГЛАВА м/с образования.

 

3) Северогерманский тип

Совет – ПРЕДСТ (на 5 лет)

Городской Директорат – ИСП, возглавляет Директор (8 лет), который и формирует Директорат

Бургомистр – ГЛАВА м/с и глава Совета, но не ИСП.

Директор - глава ИСП, м/с

 

4) Южногерманский тип

Совет – ПРЕДСТ (на 5 лет). Может делегировать полномочия бургомистру, также может отозвать полномочия обратно.

Бургомистр – глава м/с и глава ИСП (избирается населением на 5 лет) Прямая ответственность за исполнение делегированных полномочий. Собственные финансовые полномочия, если не предполагают значительных финансовых затрат.

 

Местные финансы.

3 источника:

1) местные налоги (НДФЛ + торговый налог с предприятий1/3)

2) трансферты из гос. сферы (1/3)

3) частноправовые поступления (1/3)

 

2 вида бюджета:

а) Текущийбюджет (нельзя брать сюда кредиты из банка)

б) Инвестиционный

 

Контроль за м/с.

2 вида гос. контроля:

1) Общий - за законностью

2) Специальный – в области делегированных полномочий (обязательные для м/с предписания).

 

 

ОРГАНЫ И ДЛ М/С

Не входят в структуру органов гос. власти.

Наделены собственной компетенцией по решению определённых вопросов.

Конституция: структура органов избирается населением (имеется в виду внутренний состав органов: ПРЕДСТ, а остальные органы через Устав, который принимается ПРЕДСТ) (п.1 ст. 131 Конституции); 72 ст. общие принципы м/с – ведение Федерации =>? что есть общий принцип, наличиие ПРЕДСТ органа или обязательные 3 органа.

ФЗ 131: обязательное создание 3 органов + необязательные (противоречие), ФЗ 1995 – 1 орган обязательный: выборный орган в т.ч. единоличный.

На парктике: 1995-2003 года – создавались 3 органа, редок другие => решили закрепить в ФЗ 131.

+

внутренняя организация органов и их взаимодействие определяется ФЗ 131 + проводится принцип разделения властей.

Структура органов м/с (ч. 1 ст. 34 ФЗ 131):

1. ПРЕДСТ орган м/с (где до 100 человек заменяется сходом) -> изибирается на выборах

2. ГЛАВА м/с -> избирается на выборах населением или ПРЕДСТ м/с

3. Местная Администрация ->

4. Контрольный орган (образован не везде)

+ иные органы и выборные ДЛ местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

 

Иключения:

1) сход

2) ПРЕДС района, формируемы косвенный выборами

 

ФЗ 131 выборных ДЛ относит к органам

ДЛ:

1) ГЛАВА м/с, избранный населением путем прямых выборов (может быть одновременно или председателем представительного органа, или главой местной администрации).

2) ГЛАВА м/с, избранный на должность решением ПРЕДСТ м/с (предстедатель ПРЕДСТ)

3) ГЛАВА м/с, заключивший контракт (трудовой договор) на данную должность с ПРЕДСТ.

4) если на муниципальных выборах избирается еще какой-либо орган м/с и предполагается, что члены этого органа занимают определенное должностное положение, получают властно-контрольные полномочия, тогда члены соответствующего органа тоже будут считаться должностными лицами (например, если на муниципальных выборах избирается счетная палата как муниципальный орган с контрольными функциями).

 

Из ст. 2 ФЗ 131 (понятия и определения)

1-3 - «выборное ДЛ»

4 – просто «ДЛ»

 

 

ПРЕДСТ м/с.

Нет опредления в ФЗ 131.

В ФЗ 1995 года: «выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.455 с.)