Экономические санкции как крайняя форма ограничения внешней торговли. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические санкции как крайняя форма ограничения внешней торговли.



Крайней формой государственного ограничения внешней торговли являются экономические санкции, например, торговое эмбарго — запрещение государством ввоза в какую-либо страну или завоза из какой-либо страны товаров Страна вводит эмбарго на торговлю с другой страной, как правило, по политическим мотивам. Экономические санкции по отношению к какой-либо стране могут также носить коллективный характер, например, когда они водятся по решению ООН.Из общей теории очевидно, что эмбарго наносит экономический ущерб как стране, вводящей эмбарго, так и стране, против второй оно вводится. Кроме того, для третьих стран, не присоединившихся к эмбарго, возникает возможность получить дополнительный выигрыш. В стране, вводящей эмбарго, цена падает (поскольку теперь больше продукции реализуется на внутреннем рынке), а в стране, против которой эмбарго вводится, цена, наоборот, растет и объем импорта сокращается. Целью введения эмбарго, однако, является не получение экономических выгод, а оказание давления на страну для достижения определенных политических целей. С этой точки зрения успех эмбарго более вероятен в том случае, если: во-первых, страна, вводящая эмбарго, имеет высокую эластичность экспортного предложения, т.е. может относительно безболезненно сократить объем своего экспорта; во-вторых, у страны, против которой вводится эмбарго, низкая эластичность спроса на импорт, т.е. она сильно зависит от внешней торговли, в-третьих, если вводимые санкции неожиданны и масштабны.

 

Скрытые меры протекционизма как барьеры нетарифного характера

По некоторым оценкам, существует несколько сотен видов скрытого протекционизма, с помощью которого страны могут в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. В их числе:

· Технические барьеры — скрытые методы торговой политики, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и иные нормы и правила построены так, чтобы препятствовать ввозу товаров изза рубежа. Наиболее распространенные барьеры технического характера — требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарногигиенических норм, включая проведение мероприятий по охране окружающей среды, о соблюдении усложненных таможенных формальностей и требований законов о защите потребителей и многие другие.

· нутренние налоги и сборы (domestic taxes and charges) — скрытые методы торговой политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Могут вводиться как центральными, так и местными органами государственной власти. Налоги, накладываемые в основном на импортные товары, весьма разнообразны и могут быть прямыми (налог на добавленную стоимость, акцизный налог, налог на продажу) или косвенными (сборы за таможенное оформление, регистрацию и выполнение других формальностей, портовые сборы).

· Политика в рамках государственных закупок (state procurements) — скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных^. Наиболее типичным объяснением такой политики являются требования национальной безопасности.

· Требование о содержании местных компонентов — скрытый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке, Обычно требование о содержании местных компонентов используется развивающимися странами в рамках политики импортозамещения, которая предполагает создание и наращивание национальной базы производства импортируемых товаров, с тем чтобы в дальнейшем отказаться от их импорта.

 

 

Аргументы за и против протекционизма. «Новый протекционизм».

1) Стимулирует национальное производство и увеличивает занятость, НО

· Отечественные производители нуждаются в защите в силу своей неэффективности и протекционизм сохраняет её.

· Импорт создаёт новую занятость

· Помощь государства может состоять из субсидий из бюджета.

2)Защита молодых перспективных отраслей, НО

· Трудно опередлить перспективную в будущем отрасль

· Снижаются стимулы к повышению эффективности и период становления может затянуться.

· Государство может помочь субсидиям.

3)Увеличение доходов государственного бюджета, НО

· Поступления в бюджет зависят от эластичности спроса по цене и при высокой эластичности поступления в бюджет увеличатся при снижении цен протекционизма.

4)Обеспечение экономической безопасности и обороноспособности страны, НО

· Стимулирование производства с использованием стратегических невозобновляемых ресурсов может создать зависимость от импорта в будущем. Создавать стратегические запасы данной продукции по дешёвым ценам мирового рынка, а не применять менры протекционизма.

5)Протекционизм отраслей высокой наукоёмкости ттебует роста квалификации работников и обеспечивает экономический прогресс.

 

Аргумент в пользу политики протекционизма небесспорны, нуждаются в проверке, во многих случаях можно найти более эффективные средства достижения тех же целей. Кроме потерь благосостояния протекционизм может порождать другие отрицательные последствия.

1) Обострение международных противоречий в результате ответных мер торговых партнёров до торговых войн.

2) Сокращение как импорта так и экспорта и ухудшение платёжного баланса в результате изменения курса национальной валюты

НОВЫЙ ПРОТЕКЦИОНИЗМ

Возрождение протекционизма, опирающегося на некоторые дополнительные аргументы. Они основаны на стратегических соображениях и на анализе воздействия возможного роста экономии на масштабе производства в промышленности. Стратегический аргумент в пользу протекционизма состоит в том, что одна страна может путем защиты своей промышленности удержать другие страны от вступления с ней в конкуренцию. Воздействие возрастающей экономии, приводящей к несовершенной конкуренции, состоит в том, что защита внутреннего рынка страны ведет к увеличению объема производства в собственной промышленности, тем самым снижая ее средние издержки и повышая способность конкурировать на международном уровне. Протекционизм приводит также к сокращению объема производства конкурентов, тем самым увеличивая их средние издержки и снижая способность к конкуренции. Ни один из этих доводов не опровергает возражения, что все формы протекционизма являются политикой, направленной на разорение соседа, поэтому все страны могут извлечь выгоду путем согласия воздержаться от этих мер.

 

Международные торговые организации. Инструменты и методы регулирования торговли международными экономическими организациями. Роль ГАТТ/ВТО ь процессе поэтапной ликвидации тарифных и нетарифных барьеров з международной торговле. Раунды международных торговых переговоров.

Международная торговля — торговля через границы между странами, обмен товарами и услугами. Разница между странами в их конкурентных преимуществах при производстве различных продуктов приводит к международному разделению труда и определяет поток экспорта и импорта между странами. Международная торговля может принести преимущества как в потреблении, так и в производстве. Она способствует повышению жизненного уровня и производственной эффективности. Международная торговля позволяет странам потреблять некоторые товары и услуги дешевле за счет импортирования, а также получить некоторые ресурсы и продукты из других стран, которые были бы недоступны другим способом, поскольку внутренние производители не в состоянии поставить их на рынок (например, редкое сырье или высокотехнологичный продукт).

Развитие МЭО сопровождается не только национальным регулированием внешней торговли, но и возникновением разнообразных форм межгосударственного взаимодействия в этой сфере. Международная торговая политика – это согласованная политика государств в области взаимной торговли в целях ее развития и положительного влияния на рост отдельных стран и мирового сообщества в целом. Она может осуществляться на основе

А. Двухсторонних договоренностей,

Б. Многосторонних соглашений регионального характера,

В. Многосторонних конвенций глобального характера.

Основным содержанием межгосударственного регулирования внешней торговли является.

- устранение препятствий на пути товаров и факторов производства,

- движение в направлении формирования целостной экономической системы с национальными институтами.

Главным субъектом либерализации международной торговли является международная торговая организация ГАТТ/ВТО.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) было создано в 1947. По сути – это кодекс правил поведения в сфере международной торговли. Оно основывается на четырех основных принципах,

- торговля должна быть недискриминационной;

- национальная экономика должна быть защищена только с помощью тарифов, использование количественных ограничений не допускается, все меры количественного ограничения должны трансформироваться в тарифы,

- тарифы должны сокращаться посредством международных переговоров и не могут быть впоследствии повышены,

- страны- участницы при принятии решений должны проводить обязательные консультации между собой, обеспечивая тем самым недопустимость односторонних действий.

Для реализации на практике основных принципов международной торговли был создан Секретариат. Его деятельность осуществлялась в рамках конференций-сессий. Как правило, сессии начинались со встреч высокопоставленных чиновников, после чего проходили переговоры, получившие название раундов. Раунд – период переговорного процесса, завершающийся принятием какого-либо решения.

Следует особо выделить три последних раунда

- 1964-1967гг – Кеннеди-раунд (снижение тарифов, разработка антидемпингового кодекса).

- 1973- 1979гг – Токийский раунд (снижение тарифов, разработка кодексов, расширяющих и усиливающих компетенцию ГАТТ в области нетарифных барьеров).

- 1986 – 1994гг – Уругвайский раунд (снижение таможенных барьеров, совершенствование механизма ГАТТ, соглашение о создании Всемирной торговой организации (ВТО), разработка Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС)).

ВТО начала свою деятельность с 1.01.1995г. Она контролирует выполнение всех предшествующих соглашений, заключенных под эгидой ГАТТ, в том числе соглашений, заключенных по результатам Уругвайского раунда. Членство в ВТО означает для каждого государства-участника автоматическое принятие на себя в полном объеме пакета уже заключенных договоренностей. В свою очередь, ВТО значительно расширяет сферу своей компетенции, превращаясь в важнейший международный орган, регулирующий развитие МЭО. Соответственно, и функции ВТО значительно усложнились по сравнению с ГАТТ. В частности, ВТО осуществляет

- мониторинг глобальных и региональных рынков товаров и услуг,

- консультирование юридических лиц по вопросам управления в области внешней торговли,

- проведение многосторонних встреч и переговоров для обсуждения стратегических и текущих проблем, включая торговые споры,

- координацию деятельности других международных учреждений в пределах своей компетенции,

- разработку правовых актов по вопросам торговли товарами, услугами, интеллектуальной собственностью,

- подготовку глобальной системы экологических и других стандартов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 691; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.131 (0.022 с.)