Открытая экономика: сущность, показатели, факторы, влияющие на степень открытости экономики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Открытая экономика: сущность, показатели, факторы, влияющие на степень открытости экономики.



Открытой называют экономику, которая тесно интегрирована в международную экономику, которая достаточно полно реализует преимущества МРТ и которая активно использует различные формы мирохозяйственных связей.

Открытая экономика- это экономика государства, где все субъекты экономических отношений могут без ограничений совершать операции на мировом рынке товаров и капиталов.

Одним из главных показателей степени открытости страны является экспортная квота (Эк)- отношение объема экспортируемых товаров и услуг (Э) к ВВП/ВНП страны:

Э

Эк = __________ х 100%, (1.1)

ВВП/ВНП

Принято считать экономику относительно закрытой, если экспортная квота меньше 10% и относительно открытой, если Эк больше 35%.

Кроме экспортной квоты показателями степени открытости могут служить: объем экспорта на душу населения, а также удельный вес страны в мировом экспорте.

Основные факторы, влияющие на степень открытости национальной экономики- это уровень развития производительных сил; экономический потенциал; обеспеченность собственными природными ресурсами, отраслевая структура национального производства. Степень открытости национальной экономики тем выше, чем больше развиты ее производительные силы, чем больше в ее отраслевой структуре отраслей с углубленным технологическим разделением труда, чем меньше ее общий экономический потенциал и обеспеченность собственными природными ресурсами.

Здесь названы только главные факторы и только прямы зависимости без анализа обратных связей. На практике механизм открытости, несомненно, сложнее.

Открытость экономики ставит на повестку дня проблему экономической безопасности как совокупности условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики.

 

Глобализация мировой экономики: сущность, признаки, факторы, последствия и противоречия. Международная «новая» экономика. Сетевая экономика.

Интернациолизация – тесная взаимосвязь нац экономик в мировом или региональном пространстве на основе МРТ

Глобализация - процесс вовслечения всех стран в формирование единого экономического социально культурного пространства с возможностью обмена информацией, управления в реальном времени на основе или базе современных технологий и сетей интернет.

Глобализация проявляется в сферах:

· Производственная

· Информационная

· Политическая

· Соц. культурная

· Экономическая

Показатели глобализации:

· Число ТНК их доля на мировых рынках

· Число мигрантов в мире

· Объёмы иностранных инвестиций

· Участие в экономических интергациях

· Темпы развития информационных технологий

· Число международных обязательств

· Показатель интернационализации капитала

Плюсы глобализации:

· Рост МРТ (росто производства, уровня жизни)

· Рост конкуренции

· Способствуют мобилизации значительных финансовых ресурсов

· Обеспечивает положительный эффект масщтаба

· Формирует базу для решения проблемм человечества

 

Минусы глобализации:

· Даёт преимущество промышленно развитым странам.

Целесообразно рассматривать "новую" экономику в трех аспектах. Первый объединяет в общее измерение "высокотехнологичные" компании, использующие Интернет в качестве основного ресурса. Второй представляется как набор новых электронных практик, инструментально базирующихся на Интернет- технологиях и направленных на создание новых моделей бизнеса и повышение производительности, прежде всего за счет уменьшения всех трансакционных издержек. Третий, чисто технологический, связан с созданием web-технологий, обеспечивающих первые два аспекта. Он может объединяться с первым и образует особую отрасль информационной промышленности. Таким образом, можно с уверенностью прогнозировать, что в самом ближайшем будущем окончательно оформится новое рыночное сообщество, основанное на Интернет.

Развитие информационных и телекоммуникационных технологий сформировало среду для экономической деятельности в Интернет. Образовался новый интерактивный канал взаимодействия компаний с бизнес-партнерами и клиентами, что обеспечило ведение интерактивного маркетинга и осуществление прямых онлайновых продаж.

Известно, что сетевая экономика - это хозяйственная (экономическая) деятельность, базирующаяся на горизонтальных (прямых) длительных связях между всеми участниками совместной деятельности в информационно-коммуникационной среде сети Интернет. Это качественно новая форма управления, которая отличается от командно-иерархической (централизованной) и рыночной форм управления экономической деятельностью.

Сетевая экономика может жить только в среде сети Интернет. Она становится базисом для электронного бизнеса, основной составляющей которого является электронная коммерция, которая не может существовать вне сети.

 

Теории внешней торговли. Меркантилистская теория внешней торговли. Теории абсолютных и сравнител ь ных преимуществ (А. Смит, Д. Риккардо). Теория международной торговли Хекшера-Олина. Парадокс Леонтьева.

Из теорий международной торговли первой в 16-18 вв. появилась меркантилистская теория. Сторонники этой теории не учитывали выгоду, которую в ходе МРТ получают страны от импорта иностранных товаров и услуг, а экономическим оправданием считали только экспорт. Поэтому меркантилисты считали, что стране нужно ограничивать импорт (кроме импорта сырья), стараться все производить самим, а также всячески поощрять экспорт готовых изделий, добиваясь притока валюты (золота). Приток золота в страну увеличивал возможности накопления капитала и тем самым способствовал экономическому росту, занятости и процветанию страны.

Главным недостатком этой теории следует считать представление меркантилистов о том, что экономическая выгода одних участников товарообмена (в данном случае стран-экспортеров) оборачивается экономическом ущербом для других (стран-импортеров). К главному достоинству меркантилизма можно отнести разработанную ими политику поддержания экспорта, которая, однако, сочеталось с активным протекционизмом.

Из совершенно другой предпосылки исходила теория абсолютных преимуществ, Адама Смита. Она гласит, что стране целесообразно импортировать те товары, по которым у нее издержки производства выше, чем у зарубежных стран, и экспортировать те товары, по которым у нее издержки производства ниже, чем за рубежом, т.е. имеются абсолютные преимущества. В противоположность меркантилистам А.Смит выступал за свободу конкуренции внутри страны и на мировом рынке.

Сильной стороной данной теории является то, что она демонстрирует преимущества международной торговли для всех ее участников, а слабой то, что она не оставляет в международной торговле места тем странам, у которых все товары производятся без абсолютных преимуществ перед другими странами.

Отмеченный недостаток был преодолен в теории относительных преимуществ Д.Рикардо, которая обосновывала выгоду для всех стран от участия в международной торговле. Эта теория рекомендует стране импортировать тот товар, издержки производства которого в стране выше, чем по экспортному товару. Основным ее недостатком было, то, что она не объясняет, почему складываются у стран сравнительные преимущества.

Теория Э.Хекшером и Б.Олиным. Эта теория исходит из двух предпосылок: 1) в производстве товаров участвуют факторы в разных соотношениях; 2) страны наделены факторами производства (трудом и капиталом) относительно неравномерно. Обилие одних факторов в стране делает их дешевле по сравнению с другими скудными факторами. И товар, в производстве которого преобладают сравнительно дешевые, избыточные факторы, будет относительно дешев и внутри страны, и на внешнем рынке и тем самым будет обладать сравнительным преимуществом. Согласно теории Хекшера-Олина страна экспортирует те товары, выпуск которых базируется на избыточных для нее факторах производства, импортирует те товары, для выпуска которых она хуже наделена факторами производства.

Американский экономист российского происхождения В.Леонтьев, исследуя внешнюю торговлю США в 1947, 1951 и 1967 гг., показал, что эта страна со сравнительно дешевым капиталом и дорогой рабочей силой участвует в международной торговле не в соответствии с теорией Хекшера-Олина: более капиталоемким оказался не экспорт, а импорт. Так называемый парадокс Леонтьева объясняют по-разному: высококвалифицированная американская рабочая сила требует для своей подготовки больших затрат капитала (т.е. американский капитал больше вкладывается в человеческие ресурсы, чем в производственные мощности); на производство американских экспортных товаров затрачивается в больших объемах импортируемое минаральное сырье, в добычу которого вложены огромные финансовые ресурсы. Но в целом парадокс Леонтьева является предупреждением от прямолинейного использования теории Хекшера-Олина. Она срабатывает, как показало ее последующее тестирование, в большинстве, но не во всех случаях. Вероятно, для объяснения причин международной торговли теми или иными товарами недостаточно только разной наделенности стран факторами производства. Важно и то, насколько эффективно используются эти факторы в той или иной стране.

 

11. Экономия от масштаба как самостоятельный источник международной торговли. Международная торговля в теории жизненного цикла товаров Р. Вернона. Теория конкурентных преимуществ М. Портера.

Эффе́кт масшта́ба связан с изменением стоимости единицы продукции в зависимости от масштабов её производства фирмой. Рассматривается в долгосрочном периоде. Снижение затрат на единицу продукции при укрупнении производства называется экономией на масштабе.

Экономией на масштабе могут воспользоваться компании любого размера, увеличив объем своей операционной деятельности. Наиболее распространёнными методами являются закупки (получение оптовых скидок), менеджмент (используется специализация менеджеров), финансы (получение менее дорогих кредитов), маркетинг (распространение затрат на рекламу для большего ассортимента продукции). Использование любого из этих факторов снижает долгосрочные средние затраты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1664; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.90 (0.008 с.)