Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Россия: от автаркии к открытой экономике

Поиск

Исторические и политические особенности развития России в XX в., ее огромный людской и природный потенциал определя­ли в течение нескольких десятилетий в экономической политике нашей страны устойчивую тенденцию к автаркии. Попытка соз­дания закрытой экономики во многом обусловила научно-техни­ческое отставание нашей страны в гражданских отраслях про­мышленности, игнорирование мировой тенденции к ресурсосбе­режению. В то же время задачи модернизации экономики и других областей общественной жизни вызвали противоположную тенденцию — к открытости экономики.

Открытие российской экономики в период системного кри­зиса 90-х гг. выявило неконкурентоспособность большинства от­раслей промышленности и сельского хозяйства, что усугубило спад производства в народном хозяйстве страны. Тем не менее процесс перехода к рынку требовал реального включения эконо­мики России в мировое хозяйство. Движение к открытой эконо­мике предполагало, что в стратегическом плане ее формирова­ние должно способствовать повышению эффективности нацио­нального производства и конкурентоспособности национальной экономики. Действительно, уровень экономического развития страны во многом определяется степенью открытости ее эконо­мики. В подавляющем большинстве случаев, чем выше уровень экономического развития страны, тем активнее и разнообразнее формы ее внешнеэкономических связей, тем более открыта ее экономика. Следовательно, участие страны в международных экономических отношениях может отражать уровень ее эконо­мического развития. Курс на открытую экономику поэтому от­вечает стратегическим национальным интересам нашей страны, дает возможность России за счет участия в международном раз­делении труда добиться роста экономической эффективности национального производства, достичь его оптимальных масшта­бов и рациональной структуры. Вместе с тем формирование от­крытости экономических отношений — это сложный и длитель­ный процесс.

Переход от закрытой экономики, характерной для допере­строечной России, потребовал: отказа от централизованного планирования и централизованного регулирования экономического развития; разгосударствления экономики и приватизации государственной собственности; либерализации экономики и внешнеэкономической деятельности (последнее означает курс на открытую экономику); увеличения объемов национального производства и обеспечение экономического роста.

По сути дела, здесь перечислены общие мероприятия, реализация которых необходима для трансформации плановой эконо­мики в смешанную экономику современного типа. В этой связи можно однозначно утверждать, что в условиях перехода от цен­трализованного планирования к рыночной экономике неизбеж­на ликвидация государственной монополии внешней торговли (при которой все внешнеторговые операции проводились монополь­ными государственными объединениями по плану, утвержден­ному правительством), ликвидация государственной валютной мо­нополии (при которой все валютные доходы и расходы страны проходили через государственный бюджет и планировались го­сударством в рамках общеэкономического плана). В результате либеральных экономических преобразований большинство пред­приятии были приватизированы, обрели возможность самостоя­тельно принимать решения, и отдельные хозяйствующие субъек­ты получили право прямого выхода на внешний рынок и установле­ния непосредственных хозяйственных связей с зарубежными бизнес-партнерами.

Путь к открытой экономике, как показывает экономическое развитие ведущих стран мира, должен быть постепенным, при этом активную роль должно играть государство. Проблемным здесь остается вопрос о границах участия государства во внеш­неэкономической деятельности. Резкое сокращение государст­венного участия, чего в принципе требует открытая экономика, в условиях экономической трансформации может не дать поло­жительных результатов — внешняя конкуренция из созидатель­ного фактора может превратиться в фактор разрушительный. Основными задачами государства становятся повышение нацио­нальной конкурентоспособности, достижение предельно допус­тимой степени открытости, соответствующей данному этапу раз­вития национального хозяйства, его экономической и политиче­ской специфике. В этом случае построение модели открытой экономики будет благом для страны, создаст благоприятный климат для широкомасштабного инвестирования капитала в на­циональную экономику, обеспечит тем самым увеличение числа рабочих мест, рост ВВП, повышение жизненного уровня населе­ния. А это, в свою очередь, создаст дополнительные предпосыл­ки для расширения внешнеэкономических связей, углубления внешнеэкономических отношений, т.е. для увеличения степени открытости национальной экономики.

Либерализация экономики и либерализация внешнеэконо­мической деятельности предполагают, что у государства сохра­няются регулирующие и контролирующие функции, как у любо­го государства в рыночной экономике. Во внешнеэкономиче­ских связях это относится к таможенным пошлинам, системе валютного контроля, регулированию деятельности зарубежных коммерческих и иных структур на территории России, к ряду прочих аспектов внешнеэкономической деятельности. Таким об­разом, открытая экономика не означает, что страны должны полностью ликвидировать различные торговые барьеры (им­портные тарифы и пошлины, налоги на экспортируемую про­дукцию, импортные квоты, лицензирование импорта и т. п.), снять все ограничения на ввоз и вывоз факторов производства, свести к минимуму вмешательство в функционирование валют­ных рынков. В рамках общих норм, касающихся рыночных эко­номик, каждая страна, в том числе и Россия, регулирует степень своей открытости, которая не может быть ни полной (без ка­ких-то элементов протекционизма), ни нулевой (т. е. полностью закрытой). Такая политика предполагает участие данной страны в различных международных организациях, и прежде всего в ВТО (Всемирной торговой организации).

Последние годы Россия вела активные переговоры по вступ­лению в ВТО. Необходимость этого вступления обусловлена за­дачами интеграции российской экономики в мировую экономическую систему, создания более благоприятных условий доступа на мировые рынки, привлечения зарубежных инвестиций и тех­нологий в Россию. Переговорный процесс по вступлению Рос­сии в ВТО начался еще в 1995 г., а само вступление состоялось 18 ноября 2006 г. Членство в ВТО обеспечит России адаптацию к правилам рыночной экономики, участие на равных в мировой торговле.

Итак, исчерпав внутренний ресурс своей «закрытой эконо­мики», российская экономика оказалась в русле законов миро­вого рынка, что предопределило формирование экономической системы открытого типа. Подобные выводы можно сделать на основе фактологической информации. Показатели, характери­зующие активность нашей страны в мировой торговле, рассчита­ны и представлены в таблице.

Рост большинства показателей, характеризующих участие страны в международной торговле, отражает растущую актив­ность России на мировом рынке. Об этом свидетельствует и уве­личение доли страны в мировой торговле и в мировом ВВП. Однако однозначные выводы, не проанализировав структуру экспортных и импортных потоков, делать нельзя.

Приведенные данные не позволяют дать однозначную оцен­ку уровня экономического развития нашей страны, но, с другой стороны, свидетельствуют о возрастающем участии страны во всех формах международных экономических отношений, о по­вышении степени открытости ее экономики.

Российскую экономику, вместе с тем, нельзя назвать полно­стью открытой. И хотя приспособление России к реалиям кон­куренции в рамках мировой экономической системы идет очень и очень противоречиво, российская экономика постепенно втя­гивается в интеграционные процессы, происходящие в мире.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 516; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.163.167 (0.009 с.)