Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Россия: от автаркии к открытой экономикеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Исторические и политические особенности развития России в XX в., ее огромный людской и природный потенциал определяли в течение нескольких десятилетий в экономической политике нашей страны устойчивую тенденцию к автаркии. Попытка создания закрытой экономики во многом обусловила научно-техническое отставание нашей страны в гражданских отраслях промышленности, игнорирование мировой тенденции к ресурсосбережению. В то же время задачи модернизации экономики и других областей общественной жизни вызвали противоположную тенденцию — к открытости экономики. Открытие российской экономики в период системного кризиса 90-х гг. выявило неконкурентоспособность большинства отраслей промышленности и сельского хозяйства, что усугубило спад производства в народном хозяйстве страны. Тем не менее процесс перехода к рынку требовал реального включения экономики России в мировое хозяйство. Движение к открытой экономике предполагало, что в стратегическом плане ее формирование должно способствовать повышению эффективности национального производства и конкурентоспособности национальной экономики. Действительно, уровень экономического развития страны во многом определяется степенью открытости ее экономики. В подавляющем большинстве случаев, чем выше уровень экономического развития страны, тем активнее и разнообразнее формы ее внешнеэкономических связей, тем более открыта ее экономика. Следовательно, участие страны в международных экономических отношениях может отражать уровень ее экономического развития. Курс на открытую экономику поэтому отвечает стратегическим национальным интересам нашей страны, дает возможность России за счет участия в международном разделении труда добиться роста экономической эффективности национального производства, достичь его оптимальных масштабов и рациональной структуры. Вместе с тем формирование открытости экономических отношений — это сложный и длительный процесс. Переход от закрытой экономики, характерной для доперестроечной России, потребовал: отказа от централизованного планирования и централизованного регулирования экономического развития; разгосударствления экономики и приватизации государственной собственности; либерализации экономики и внешнеэкономической деятельности (последнее означает курс на открытую экономику); увеличения объемов национального производства и обеспечение экономического роста. По сути дела, здесь перечислены общие мероприятия, реализация которых необходима для трансформации плановой экономики в смешанную экономику современного типа. В этой связи можно однозначно утверждать, что в условиях перехода от централизованного планирования к рыночной экономике неизбежна ликвидация государственной монополии внешней торговли (при которой все внешнеторговые операции проводились монопольными государственными объединениями по плану, утвержденному правительством), ликвидация государственной валютной монополии (при которой все валютные доходы и расходы страны проходили через государственный бюджет и планировались государством в рамках общеэкономического плана). В результате либеральных экономических преобразований большинство предприятии были приватизированы, обрели возможность самостоятельно принимать решения, и отдельные хозяйствующие субъекты получили право прямого выхода на внешний рынок и установления непосредственных хозяйственных связей с зарубежными бизнес-партнерами. Путь к открытой экономике, как показывает экономическое развитие ведущих стран мира, должен быть постепенным, при этом активную роль должно играть государство. Проблемным здесь остается вопрос о границах участия государства во внешнеэкономической деятельности. Резкое сокращение государственного участия, чего в принципе требует открытая экономика, в условиях экономической трансформации может не дать положительных результатов — внешняя конкуренция из созидательного фактора может превратиться в фактор разрушительный. Основными задачами государства становятся повышение национальной конкурентоспособности, достижение предельно допустимой степени открытости, соответствующей данному этапу развития национального хозяйства, его экономической и политической специфике. В этом случае построение модели открытой экономики будет благом для страны, создаст благоприятный климат для широкомасштабного инвестирования капитала в национальную экономику, обеспечит тем самым увеличение числа рабочих мест, рост ВВП, повышение жизненного уровня населения. А это, в свою очередь, создаст дополнительные предпосылки для расширения внешнеэкономических связей, углубления внешнеэкономических отношений, т.е. для увеличения степени открытости национальной экономики. Либерализация экономики и либерализация внешнеэкономической деятельности предполагают, что у государства сохраняются регулирующие и контролирующие функции, как у любого государства в рыночной экономике. Во внешнеэкономических связях это относится к таможенным пошлинам, системе валютного контроля, регулированию деятельности зарубежных коммерческих и иных структур на территории России, к ряду прочих аспектов внешнеэкономической деятельности. Таким образом, открытая экономика не означает, что страны должны полностью ликвидировать различные торговые барьеры (импортные тарифы и пошлины, налоги на экспортируемую продукцию, импортные квоты, лицензирование импорта и т. п.), снять все ограничения на ввоз и вывоз факторов производства, свести к минимуму вмешательство в функционирование валютных рынков. В рамках общих норм, касающихся рыночных экономик, каждая страна, в том числе и Россия, регулирует степень своей открытости, которая не может быть ни полной (без каких-то элементов протекционизма), ни нулевой (т. е. полностью закрытой). Такая политика предполагает участие данной страны в различных международных организациях, и прежде всего в ВТО (Всемирной торговой организации). Последние годы Россия вела активные переговоры по вступлению в ВТО. Необходимость этого вступления обусловлена задачами интеграции российской экономики в мировую экономическую систему, создания более благоприятных условий доступа на мировые рынки, привлечения зарубежных инвестиций и технологий в Россию. Переговорный процесс по вступлению России в ВТО начался еще в 1995 г., а само вступление состоялось 18 ноября 2006 г. Членство в ВТО обеспечит России адаптацию к правилам рыночной экономики, участие на равных в мировой торговле. Итак, исчерпав внутренний ресурс своей «закрытой экономики», российская экономика оказалась в русле законов мирового рынка, что предопределило формирование экономической системы открытого типа. Подобные выводы можно сделать на основе фактологической информации. Показатели, характеризующие активность нашей страны в мировой торговле, рассчитаны и представлены в таблице. Рост большинства показателей, характеризующих участие страны в международной торговле, отражает растущую активность России на мировом рынке. Об этом свидетельствует и увеличение доли страны в мировой торговле и в мировом ВВП. Однако однозначные выводы, не проанализировав структуру экспортных и импортных потоков, делать нельзя. Приведенные данные не позволяют дать однозначную оценку уровня экономического развития нашей страны, но, с другой стороны, свидетельствуют о возрастающем участии страны во всех формах международных экономических отношений, о повышении степени открытости ее экономики. Российскую экономику, вместе с тем, нельзя назвать полностью открытой. И хотя приспособление России к реалиям конкуренции в рамках мировой экономической системы идет очень и очень противоречиво, российская экономика постепенно втягивается в интеграционные процессы, происходящие в мире.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 516; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.34.132 (0.007 с.) |