Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фискальная политика государства, ее сущность, инструменты, принципы и формы.

Поиск

Фискальная политика государства, ее сущность, инструменты, принципы и формы.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение

Следует иметь в виду, что такие инструменты фискальной политики как налоги и трансферты действуют не только на совокупный спрос, но и на совокупное предложение. Как уже отмечалось, сокращение налогов и увеличение трансфертов могут использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя рост совокупных расходов, а, следовательно, деловую активность и уровень занятости. Однако следует иметь в виду, что в кейнсианской модели одновременно с ростом совокупного выпуска снижение налогов и рост трансфертов обусловливает рост уровня цен (от Р1 до Р2 на рис.10-1(а)), т.е. является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета» (рис.10-1(б)), в качестве антиинфляционной меры (уровень цен снижается от Р1 до Р2) и инструментов снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов и снижение трансфертов.
Однако поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а сокращение налогов – к росту деловой активности и объема производства.

Достоинства и недостатки фискальной политики

К достоинствам фискальной политики следует отнести:

1. Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики, как мы видели, имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.

2. Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг – это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро. (Как мы увидим в главе 13, внешний лаг характерен для монетарной политики, имеющей сложный передаточный механизм (механизм денежной трансмиссии)).

3. Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.

 

Налоги и налоговая система.

Налоги (эк.науке) - представляют собой главный инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемых органами государственной власти.
Налоги (юр.науке) - это устанавливаемые законодательными актами нормы, регулирующие размеры, формы, методы, сроки безвозмездного изъятия государством части доходов предприятий, организаций, населения.
Ст. 8. Ч.1. Налогового кодекса РФ: Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физ/лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и/или муниципального образования.
Отличительная черта налога:

1) индивидуальная безвозмездность;

2) безэквивалентность;

3) обязательность;

4) законность.
Пошлина - это обязательный платеж, взимаемый государственными и иными уполномоченными органами за совершение в отношении плательщика юридически значимых действий.
Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физ/лиц, уплата которого является одним из условий совершения в инте­ресах плательщика сборов госорганами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений/ли­цензий.
Налоговым можно назвать только такое движение денежных средств, которое отвечает следующим основным требованиям:

1.
это движение представляет собой смену форм собственности.

2.
налогообложение основывается на рентной составляющей, будь то добавочный доход от использования земли, недр, труда или капитала.

3.
это система денежных взаимоотношений, которая строится в пределах вновь созданной стоимости.

4.
денежные средства, которые перераспределяются посредством налогов и поступают в казну государства, должны использоваться исключительно на общенациональные нужды.

Функции налогов:

1) Фискальная;

2) Стимулирующая;

3) Регулирующая;

4) Распределительная;

5) Социальная4

6) Контрольная.

Классификация налогов:

1) Прямые налоги — это налоги на собственность, доходы и капитал (налог на прибыль, налог на собственность, подоходный налог и др.).
^ 2) Косвенные налоги — это налоги, которые представляют собой надбавку к ценам на товары или услуги и которые оплачиваются потребителем этого товара (таможенные пошлины, акцизы, налог на добавленную стоимость и др.):

- они полностью ложатся на покупателей;

- легко переложимы;

- взимаются незаметно для большинства покупателей.

Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом.

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Налоговый кодекс РФ

На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации, состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов. Первая часть Налогового кодекса вступила в действие 1 января 1999 года, вторая — двумя годами позже.

Принципы налогообложения

Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи А. Смита, сформулированные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения:

· принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;

· принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;

· принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;

· принцип экономии, который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.

Функции налоговой системы

Основными функциями налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:

1. Фискальная, суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.

2. Распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.

3. Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.

4. Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.

Формы МЭО

Выделяют следующие формы МЭО:

· международная специализация производства и научно-технических работ;

· обмен научно-техническими результатами;

· международная кооперация производства;

· международная торговля;

· информационные, валютно-финансовые и кредитные связи между странами;

· движение капитала и рабочей силы;

· деятельность международных экономических организаций, хозяйственное сотрудничество в решении глобальных проблем.

Поскольку МЭО основываются на международном разделении труда, значение и соотношение основных форм и направлений МЭО определяется углублением МРТ и переходом к его высшим типам. В этой связи необходимо отметить следующее: Общий тип МРТ предопределяет межотраслевой международный обмен, в частности товарами добывающих и обрабатывающих отраслей отдельных стран. Частное разделение труда приводит к развитию и преобладанию международной торговли готовыми изделиями разных отраслей и производств, в том числе внутриотраслевой. Наконец, единичный тип МРТ означает специализацию на отдельных этапах производства (узлах, деталях, полуфабрикатах и т. п.) и стадиях технологического цикла (переделах), а также в рамках научно-технических, проектно-конструкторских и технологических разработок и даже инвестиционного процесса. Тем самым создаются предпосылки ускоренного роста емкости международного рынка, устойчивого расширения МЭО.

Значение внешней торговли для национальной экономики.

Внешняя торговля представляет собой взаимодействие страны с иностранными государствами по поводу перемещения товаров и услуг через национальные границы.

Внешняя торговля позволяет государству:

а) получать дополнительный доход от продажи национальных товаров и услуг за рубежом;

б) насытить внутренний рынок;

в) преодолеть ограниченность национальных ресурсов;

г) повысить производительность труда, специализируясь в мировой торговле на поставке определенной продукции на мировой рынок.

Внешняя торговля характеризуется понятиями экспорта и импорта: первый предполагает вывоз товаров и услуг за рубеж и получение взамен иностранной валюты, а второй – ввоз их из-за границы с соответствующей оплатой. Экспорт, подобно инвестициям, увеличивает совокупный спрос в стране и приводит в действие мультипликатор внешней торговли, создавая первичную, вторичную, третичную и т. д. занятость. Увеличение же импорта ограничивает действие этого эффекта вследствие оттока финансовых ресурсов за границу.

Внешняя торговля организуется на принципах, разработанных в 1947 г. и закрепленных Генеральным соглашением о торговле и тарифах (ГАТТ). В 1996 г. его заменила Всемирная торговая организация (ВТО), более широко рассматривающая внешнюю торговлю, включая в нее обмен товарными услугами и куплю-продажу интеллектуальной собственности.

Торговая политика.

Торговая политика – это государственная политика, которая оказывает влияние на торговлю через налоги, субсидии и прямые ограничения на импорт или экспорт.

Государственное регулирование внешнеэкономических связей – это совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами в соответствии с государственными и национальными интересами.

Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов, постановлений и решений правительства.

Из истории известны два основных направления внешнеэкономической политики: протекционизм и фритредерство.

Фритредерство – это политика свободной торговли, отсутствие искусственных (установленных правительством) барьеров в торговле между отдель­ными лицами и фирмами разных стран. При этом таможенные органы выполняют только регистрационные функции, не взимаются экспортные или импортные пошлины, не устанавливаются какие-либо ограничения на внешнеторговый оборот.

Принцип свободной торговли был официальной экономической политикой Англии в XIX веке, а в его основу легла теория сравнительных преимуществ Рикардо. Такую политику может проводить страна с высокоэффективным хозяйством, при котором местные предприниматели способны выдерживать иностранную конкуренцию.

Протекционизм – это политика создания отечественным предпринимателям льготных условий деятельности по сравнению с иностранными, т.е. защита национальных производителей от иностран­ных конкурентов с помощью торговых барьеров.

Экономика страны может быть открытой и закрытой.

Открытость экономики следует понимать как антипод автаркии, экономики самообеспечения, опоры на собственные силы в ее крайних проявлениях. Становление открытой экономики – объективная тенденция мирового развития. Действие в соответствии с принципами открытой экономики – это признание стандартов мирового рынка, действие в соответствии с его законами.

Преимуществами открытой экономики являются:

·
углубление специализации и кооперации производства;

·
рациональное распределение ресурсов в зависимости от степени эффективности;

·
распространение мирового опыта через систему международных экономических отношений;

·
рост конкуренции между отечественными производителями, стимулируемый конкуренцией на мировом рынке.

 

Открытая экономика предполагает целостность экономики, единый экономический комплекс, интегрированный в мировое хозяйство, мировой рынок. Открытая экономика – это ликвидация государственной монополии внешней торговли (по большинству позиций при сохранении государственного контроля), эффективное использование принципа сравнительных преимуществ в международном разделении труда, активное использование различных форм совместного предпринимательства, организация зон свободного предпринимательства.

Одним из важнейших критериев открытой экономики является благоприятный инвестиционный климат страны, стимулирующий приток капитальных вложений, технологий, информации в рамках, обусловленных экономической целесообразностью и международной конкурентоспособностью (на отраслевом и макроэкономическом уровнях). Открытая экономика предполагает разумную доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, товаров, технологий, информации, рабочей силы.

Открытая экономика требует существенного вмешательства государства при формировании механизма ее осуществления на уровне разумной достаточности. Абсолютной открытости экономики нет ни в одной стране.

Платежный баланс — таблица, ведомость, отражающая движение денежных средств в виде платежей из страны в страну. Платежный баланс характеризует соотношение сумм платежей, произведенных страной за границей в течение определенного периода и поступивших в страну в течение того же периода. Платежный баланс, в котором поступления денежных средств превышают их расходование, называют активным, а в противоположном случае — пассивным. Частью платежного баланса являются баланс по текущим операциям (в том числе торговый баланс, который включает сальдо экспорта и импорта товаров, баланс "невидимых" текущих операций, состоящий из чистого экспорта услуг, доходов от инвестиций, переводов) и баланс движения капитала (отражающий отток из страны и приток капитала в страну). Платежный баланс является важным показателем и инструментом, позволяющим предвидеть степень возможного участия страны в мировой торговле, международных экономических связях, установить её платёжеспособность. Особенностью данного понятия является то, что первоначальное и современное определения данного термина имеют принципиальные отличия, что нередко вводит в заблуждение. Термин «платёжный баланс» впервые использовал Джеймс Денем-Стюарт в своей работе «Исследования о принципах политической экономики» (1767 г.) (Inquiry into the Principles of Political Economy). Стюарт определяет платёжный баланс как самостоятельное понятие, которое состоит из:

· Расходов граждан за рубежом.

· Платежей по долгам, основной суммы долга и процентов иностранцам.

· Предоставления денежных займов другим странам.[источник не указан 1323 дня]

Таким образом, первоначально платёжный баланс отражал только совершённые платежи, а не все внешнеэкономические операции с материальными, финансовыми и интеллектуальными активами (внешнеэкономические операции — это операции между резидентами и нерезидентами).

В то же время надо отметить, что концептуальные основы, логика и структура построения современного платёжного баланса базируются на предыдущих представлениях о предназначении платёжного баланса.

При составлении платёжного баланса используется принятый в бухгалтерском учёте принцип двойной записи. Каждая операция отражается по дебету и кредиту счёта, а итоговая сумма дебета должна равняться итоговой сумме кредита. Кредитовые суммы формируются в результате экспорта товаров и услуг и притока капитала, что приводит к поступлению иностранной валюты на счёт, они отражаются со знаком «плюс». Дебетовые суммы формируются в результате импорта товаров и услуг и оттока капитала, приводящих к расходу иностранной валюты. Они отражаются со знаком «минус». В платёжном балансе экономические операции отражаются по рыночным ценам, то есть по ценам, по которым фактически происходил обмен экономическими ценностями.

Валюта – это:

· 1) Денежная единица страны, используемая во внешнеэкономических связях и международных расчетах с другими странами.

· 2) Международная денежная расчетная единица и платежное средство.

Валютная система – это совокупность валют, организаций и денежных отношений, образующих сферу их функционирования.

Элементами международной валютной системы являются:

· определенный набор международных платежных средств

· режим обмена валют

· условия конвертируемости

· регламентация и унификация форм международных расчетов

· режим международных рынков валюты и золота

· статус межгосударственных институтов.

Валютным курсом называется соотношение обмена двух денежных единиц.

Валю́тный курс — цена (котировка) денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны, драгоценных металлах, ценных бумагах.

При наблюдении за уровнем валютного курса фиксируют два курса:

• Курс продавца (аск, по которому банк продаёт валюту);

• Курс покупателя (бид, по которому банк покупает валюту).

Они различаются, поскольку здесь валютные операции рассматриваются как средство получения прибыли. Разность между этими курсами образует спред.

 

Понятие собственности

Собственность относится к основным устоям общества. Она имеет экономический и юридический (правовой) аспекты.

Марксистская теория интересуется в основном экономической стороной собственности.

Собственность в экономическом смысле, в понимании марксистов, – это не вещь, а отношения по поводу вещей. В собственности выражается право субъекта на пользование объектом (вещью). Субъектами могут быть государство, коллектив, отдельная личность. Основными объектами являются: земля, здания, предметы материальной и духовной культуры и т. д.

Иными словами:

Собственность – это система объективных отношений между людьми по поводу присвоения средств и результатов производства.

Понятия «собственность» и «присвоение» не следует отождествлять. Собственность – более абстрактное понятие в отличие от присвоения, которое конкретно.

Присвоение – это конкретный общественный способ овладения вещью.

На разных этапах развития общества способы овладения вещью, т. е. присвоения, менялись. В своих простейших формах присвоение возникло до того, как люди научились производить материальные блага. Так, на заре человеческого общества люди присваивали дары природы, не производя их (охота, рыболовство, собирательство и т. п.). Такое хозяйство называется присваивающим. В дальнейшем, по мере появления и развития производства, объектом присвоения стали не только дары природы, но в основном продукты производства.

Присвоение всегда осуществляется в интересах тех или иных субъектов. Если производство осуществляется в интересах частных лиц, то налицо частная собственность (частное присвоение). Если производство осуществляется в интересах группы, то речь идет о коллективном присвоении. Если производство функционирует в интересах общества, то, значит, имеет место общественное присвоение (общественная собственность).

Собственность и присвоение имеют два закона. Первым является закон собственности на продукт своего труда. Ему соответствует закон присвоения: труд – изначальный способ присвоения. Первый закон собственности и первый закон присвоения связаны с личным трудом и личным присвоением произведенного продукта. Эти законы характерны для простого товарного производства.

Преобразование трудовой частной собственности в капиталистическую происходит на основе перехода первого закона собственности во второй – в закон собственности на продукт чужого труда. Ему соответствует уже другой закон присвоения: обращение – изначальный способ присвоения. На базе этих законов существует капиталистическое товарное производство. Второй закон собственности и второй закон присвоения связаны с наемным трудом и присвоением результатов этого труда через обмен, т. е. через сферу обращения.

В отношениях собственности, согласно марксизму, главную роль играет собственность на средства производства. Она определяет форму, посредством которой рабочая сила (личный фактор) соединяется со средствами производства (вещественный фактор). По способу и характеру осуществления этого соединения различают экономические эпохи (сравните формы привлечения к труду раба, крепостного, свободного наемного рабочего). Следовательно, собственность как экономическое отношение отражает особенности соединения факторов производства.

Западные концепции акцентируют внимание на юридической стороне собственности, где право собственности сводится, как правило, к трем правомочиям: право владения, право пользования и право распоряжения.

Право владения – предоставляемая законом возможность фактического обладания вещью и удержания ее в своем владении.

Право пользования – основанная на законе возможность эксплуатации имущества и получения от него доходов.

Право распоряжения имуществом – это предоставленная собственнику возможность по своему усмотрению и в своих интересах совершать действия, определяющие юридическую судьбу имущества.

Допустим, собственник средств производства сам не занимается созидательной деятельностью. Он предоставляет возможность другим лицам владеть его вещами на определенных условиях. Тогда между собственником и предпринимателем возникают отношения использования имущества. Предприниматель временно получает юридическое право владения, пользования и распоряжения чужой собственностью. Примером таких отношений может служить аренда – договор о предоставлении за определенную плату имущества собственника во временное пользование другим лицам. Следовательно, владение, пользование и распоряжение – это не полная собственность.

В неоинституциональной школе, где основателями теории прав собственности являются А. Алчиан и Р. Коуз, под системой прав собственности понимается множество норм, регулирующих доступ к редким ресурсам. Эти нормы могут санкционироваться как законами, так и обычаями, моральными установками, религиозными заповедями. Они образуют так называемый пучок прав собственности, основными элементами которого являются: право на исключение из доступа к ресурсам других агентов, право на получение ресурса, право на получение от него дохода, право на передачу всех предыдущих полномочий. Любой акт обмена, согласно этой теории, есть обмен «пучками прав собственности». Отношения собственности в этой теории выводятся из редкости ресурсов: если не существует ограниченности ресурсов, то бессмысленно говорить о собственности. Поэтому отношения собственности – это система исключений из доступа к материальным и нематериальным ресурсам. Если отсутствуют исключения из доступа к ресурсам, то они – ничьи, т. е. принадлежат всем. Такие ресурсы не являются объектом собственности.

Право собственности на ресурс обычно распределено между несколькими собственниками, обладателями отдельных правомочий. Уместно поставить вопрос: всегда ли в обществе складывается ситуация, когда каждое из правомочий (владение, пользование, распоряжение и т. д.) находится в руках собственника, заинтересованного в наиболее эффективном его использовании? Ответ на этот вопрос дает теорема Р. Коуза, хотя сам он и не использовал этого термина. Версия теоремы заключается в следующем утверждении:

Если права собственности четко специфицированы и трансакционные издержки равны нулю, то структура производства будет оставаться неизменной независимо от изменений в распределении прав собственности, если отвлечься от эффекта дохода.

Иными словами, распределение прав собственности не влияет на структуру производства, так как каждое правомочие окажется в руках у того собственника, кто предложит за него наивысшую цену на основе наиболее эффективного использования данного правомочия. С этой точки зрения неважно, кто в России получил право владения на первом этапе реформы собственности – трудовой коллектив, администрация предприятия, Госкомимущество или банковская структура – в конечном счете это право получает самый заинтересованный в нем и эффективный собственник.

Важным элементом отношений собственности являются отношения приобретения и прекращения права собственности.

Пути возникновения права собственности:

• изготовление новой вещи для себя (постройка дачного домика);

• получение дохода от использования имущества (частный извоз);

• получение имущества благодаря купле-продаже, дарению, обмену и т. п.;

• приобретение кооперативного имущества (квартира, гараж и т. п.) благодаря внесению полного паевого взноса.

Условия прекращения права собственности:

• отчуждение собственником своего имущества другим лицам;

• отказ собственника от права собственности;

• гибель или уничтожение имущества.

Право собственности может принадлежать одному лицу (собственнику) или группе лиц – общая (коллективная) собственность (рис. 22.1).

Собственник может сам управлять своим имуществом или передавать его в доверительное управление, которое называется трастом.

Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему. Доверительным управляющим может быть физическое или юридическое лицо.

Формы собственности

Истории известны разные типы собственности, главными из которых являются общая и частная.

Исторически исходной была общая собственность. Она основывалась на общем труде и совместном присвоении его результатов.

В дальнейшем появилась частная собственность.

В России в соответствии с законом признаются частная, государственная, коллективная и иные формы собственности.

Частная собственность – это такая форма собственности, при которой правом владения, пользования и распоряжения, включая передачу или продажу имущества и дохода, обладает отдельный индивид (семья). Здесь собственность выступает в двух видах: трудовая и нетрудовая.

Субъекты трудовой частной собственности – единоличные крестьяне, ремесленники и другие лица, которые живут своим трудом.

Второму виду частной собственности свойственно обогащение за счет чужого труда. Когда основная масса средств производства попадает в руки немногих лиц, это означает отчуждение остальной части общества от этих благ. Тогда возникают имущественное неравенство и поляризация общества.

Государственная собственность – это такая система отношений, при которой управление и распоряжение объектами собственности осуществляют представители государственной власти. Государственная собственность существует на уровне всего народного хозяйства (федеральная собственность); на уровне края, области (коммунальная собственность); на уровне района, города, села (муниципальная собственность).

Коллективная собственность – это такая система экономических отношений, при которой трудовой коллектив совместно владеет, пользуется и распоряжается средствами и продуктами производства. Формами коллективной собственности в России в настоящее время являются кооперативная, акционерная, собственность трудовых коллективов, общественных организаций и т. п.

Фискальная политика государства, ее сущность, инструменты, принципы и формы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 494; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.12.122 (0.011 с.)