Предмет истории экономических учений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет истории экономических учений



ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Развитие хозяйства с глубокой древности сопровождалось стремлением объяснить явления и формы экономической деятельности, дать картину экономической реальности.

Вначале это были лишь фрагменты, части мозаики. Жажда целостной картины - экономической теории - обострилась с зарождением капиталистических рыночных отношений. Во-первых, рынок - единственный известный науке механизм, объективно регулирующий экономическую систему и формирующий результаты хозяйствования. В докапиталистических обществах плоды экономической активности зависели от видимых, понятных всем обстоятельств - плодородия почв, климата, мирной или военной обстановки, от воли сеньора и собственного трудолюбия, от состояния торговых путей и т.д. В рыночной системе возникает "фактор Х" -экономическая конъюнктура, управляющая движением цен. Можно сказать, что попытки объяснения этого "фактора Х" и составляет историю мировой экономической науки.

Во-вторых, рыночное хозяйство обладает таким свойством, как экономическая динамика, стремлением к расширению. В такой ситуации картина экономической реальности приобретает еще большее значение, она должна помочь в прогнозировании экономической конъюнктуры. Экономическая теория становится необходимой предпосылкой формирования экономической стратегии, в том числе и экономической политики государства.

Предметом истории экономических учений является исторический процесс возникновения, борьбы и смены экономических идей, выражающих интересы классов и социальных групп в различных общественно-экономических формациях.

Этапы развития экономических теорий:

1. Возникновение.

2. Борьба с господствующими в обществе экономическими воззрениями, завоевание лидерства, расцвет теории.

3. Период противоречий в теории, упадок, смена.

Источники развития экономических идей:

1. Объективные потребности хозяйственной жизни.

2. Социально-классовые конфликты и противоречия.

3. Противоречия в развитии самой теории.

Критерий научности теории - адекватное отражение действительности и способность обосновать правительственную экономическую стратегию. Две центральные функции экономической теории: объяснительная и прогностическая. В истории науки существовало несколько подходов к созданию картины экономической действительности. Строго говоря, у каждого ученого - своя картина. Тем не менее с известной долей допущения можно выделить классическую, марксистскую, историческую, институциональную, кейнсианскую школы. Каждая школа ставит перед собой конкретные задачи и решает их присущими ей методами. Цель истории экономических учений - показать своеобразие каждой школы, ее задачи и результаты, взаимосвязь и преемственность школ экономической науки, влияние на экономическую стратегию и экономическую политику государства. Особенный интерес представляет развитие западной экономической науки, развитие ею теории стимулировалось насущными практическими потребностями.

Профессор императорского московского университета Чупров в 1892 году писал: "Если разобрать любую новую теорию, то окажется, что в ней часть заимствована от предшественников, часть навеяна обстоятельствами места и времени, так что при постройке нового научного здания, на долю строителя, редко приходится несколько больше, чем приведение в новый порядок и новые сочетания уже готовых материалов. Воззрения людей не слагаются сразу, они обыкновенно составляют результат работы длинного ряда поколений. Новые воззрения являются продолжением прежних: или оппозицией, или компромиссом".

Интерес экономистов к истории своей науки носит дискретный характер. Вопрос о том, как решали те или иные проблемы экономисты прошлого, неизменно возникает тогда, когда существующая теория не справляется с объяснением насущных проблем современности. В истории не было более благоприятного места и времени для изучения истории экономической мысли, как Россия наших дней. После того, как марксистская парадигма была оставлена, в области экономической теории образовался некий вакуум, который заполняется некритически заимствованными фрагментами западной экономической науки.

Основополагающее разделение в подходе к истории экономической мысли - конфликт между релятивистами и абсолютистами. Релятивисты рассматривают каждую отдельную теорию, выдвинутую в прошлые века, как более или менее точное отражение тогдашних условий, каждая теория в принципе, оправдана; абсолютисты следят только за интеллектуальным развитием предмета, которое рассматривается как неуклонный прогресс от ошибки к истине. Релятивисты не классифицируют теории различных периодов в терминах "лучше" или "хуже"; абсолютисты оценивают теорию по количеству рекомендаций и их практическому применению.

Даже в самом чистом виде экономическая теория неявно содержит политические примеси и в этом смысле работает на политическую пропаганду. Этот элемент пропаганды - неотъемлемая часть предмета и даже когда мыслитель усердно сохраняет чувство олимпийской беспричастности, философские и политические предпочтения присутствуют в самом начале анализа, в выборе определенных черт реальности для рассмотрения. Здесь проблема не в отрицании наличия пропаганды, а в отделении научных идей от идеологии. Более того, пропаганда - это не то же самое, что ложь.

Сказать, что К.Маркс хотел дискредитировать капитализм и начал с его недостатков, не означает, что по этой причине его анализ ничего не стоит. Политические предрассудки могут даже помогать научному анализу: критик капитализма обратит внимание на действительные недостатки системы, и, конечно, не случайно замечания того же Маркса по поводу экономических циклов на 50 лет опередили его время.

Порядок разбора любой исторической экономической теории:

1. Исторические условия возникновения экономической теории. Необходимость данной теории.

2. Основатель теории. Наиболее известные представители. Главные научные труды школы.

3. Интересы какого класса или группы людей представляет теория (классовость теории).

4. Основные положения теории:

1) поиск источника богатства;

2) роль государства в экономике;

3) отношение к собственности (общинная или частная);

4) отношения между предшествующим строем и настоящим;

5) противоречия между натуральным и товарным производством;

6) отношение к труду, отношение к рабочей силе;

7) финансовые отношения; отношение к банкам; налоговые отношения.

 

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ДОКАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВАХ

ДРЕВHИЙ ЕГИПЕТ И ВАВИЛОHИЯ

В период Среднего царства (XX-XVIII вв. до н.э.) необычайное распространение получило долговое рабство, результатом которого стала гражданская война, сопровождающаяся избиением аристократов и чиновников, переделом их имущества. Нельзя отчетливо выяснить экономическую платформу восставших (видимо за неумением последних формулировать и писать подобные документы). Зато сохранился документ, отражающий экономические воззрения побиваемых во время войны аристократов. Это любопытное "Речение Ипувера". Впервые в мировой истории автор доказывает, что социальное неравенство вполне естественно, раз люди, как и деревья неравны от природы. Произнося свою речь якобы перед царем Египта, он возмущался тем, что в результате переворота рабы стали "владеть устами", бедняки получили имущество богатых и последним пришлось работать. Как говорилось в "Речении Ипувера" люди зажиточные "поставлены к работе над ручными мельницами", "дети вельмож выгнаны на улицу", "царь захвачен бедными людьми", вскрыты архивы и "расхищены их податные декларации", чиновники убиты и придворные изгнаны из царских домов. Его возмущало то, что бедняки, не способные построить даже хижины, стали теперь владельцами домов, а крестьянин, который "не мог найти себе быков для распашки, стал собственником большого количества скота" и даже наследственных рабов. Ипувер упорно доказывал, что участники переворо та сами стремились стать рабовладельцами. Цель восстания зависит от того, насколько глубоко укоренилось в сознании самих рабов признание рабовладения, потому что целью переворота в более ранних периодах становилось возвращение общинных отношений, в поздних- возможность для бывшего раба стать самому рабовладельцем).

Попытка несколько ограничить развитие долгового рабства, не обостряя противоречий общества, была предпринята в Вавилонии. Появляется Кодекс Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.).Основная задача- нейтрализовать социальные последствия долгового рабства.

1. Социальный статус долгового рабства был объявлен временным состоянием, через три года раб становился свободным, долги его аннулировались.

2. Запрет на убийство неоплатных должников.

3. В случае неурожая арендаторы освобождались от арендной платы.

4. Установлены нормы для арендной платы.

5. Санкционируется частная собственность в разных видах и ей даются широкие гарантии (в случае воровства, обмана).

6. Вопрос о натуральном и товарном хозяйстве решается в пользу последнего. Торговля трактуется как нормальное явление. Ее регулированию посвящалось много статей, разрешается наем ремесленников, работорговля.

С помощью рабства Хаммурапи предлагал даже укрепить семью: "Если жена вознамерится оставить своего мужа, станет его позорить, поступать расточительно, то она могла быть брошена в реку или должна жить в доме мужа, как рабыня." Хаммурапи рекламировал свой кодекс как водворяющий справедливость и исключающий обиду слабого со стороны сильного. Основные цели: смягчить долговое рабство, сохранить военные поселения, охрана фискальных резервов, военных контингентов.

 

ФОМА АКВИНСКИЙ (1225-1274 гг.)

Он был завершителем взглядов канонистов. Он жил в то время, когда феодальная система и феодальные классы уже сложились, выросли феодальные богатства, и достигли значительного развития товарно-денежные отношения.

Одной из наиболее важных и распространенных идей было учение о "справедливой цене", по античной традиции под ней понималась цена, равная трудовым затратам на изготовление какой-либо вещи. Считалось, что несоблюдение этого правила, основанного на справедливости, порождает в обществе зло и ведет его к упадку. Злом также считались занятия ростовщичеством и присвоение торговой прибыли. Между тем, эти явления распространялись все шире, и в торговых, ростовщических операциях начинает принимать участие церковь. Противоречие между моралью и экономикой снял Фома Аквинский - последовательный идеолог класса феодалов. Рассматривая общественное разделение труда, как естественное природное явление и считая, что оно лежит в основе деления общества на сословия, он утверждал, что люди рождаются разными по природе. Одни должны возделывать земли, другие строить дома, а часть людей будет свободна от мирских забот, и должна посвящать себя духовному труду во имя спасения остальных. Он делает вывод: крепостные крестьяне созданы для физического труда, а привилегированные сословия должны посвящать себя духовной деятельности, заниматься умственным трудом.

Фома презрительно относится к физическому труду. Объясняется это тем, что к тому времени уже сложился класс крепостных крестьян.

Как идеолог класса феодалов Фома Аквинский стремился оправдать богатство. Оно является результатом человеческой деятельности, так же, как и право частной собственности. Подобно тому, как человек от природы гол, а одежда- есть результат его собственного изобретения, так и право частной собственности не дано природой, но человеческим разумом.

Важное место в учении Фомы Аквинского занимает теория "справедливой цены". Справедливой ценой он считал такую цену, которая во-первых учитывает труд, затраченный на производство товаров, и во-вторых дает возможность продавцу жить соответственно своему социальному положению. Теория "справедливой цены" ставит своей целью оправдать сословные привилегии и отражает интересы класса феодалов и купечества.

Безоговорочно оправдывал получение земельной ренты. Труд - богоугодное дело, необходимое для поддержания жизни. Труд дает возможность раздавать милостыню, но феодал может не работать, получая ренту.

Фома Аквинский был сторонником натурального хозяйства, так как оно является основой благополучия людей. "Для всякого государства достойнее получать продукты со своей территории, чем с купцов".

Отношение к торговле. Некоторые виды торговли с его точки зрения, являются "честной" торговлей. В частности ввоз в страну предметов первой необходимости. Прибыль получаемая при этом купцами, не противоречит христианской добродетели (это плата за труд).

Фома Аквинский клеймил ростовщичество, но допускал случаи, когда взимание процентов возможно:

- когда должник использовал ссуженные ему деньги с целью извлечения прибыли;

- кредитор может получать от должника "бескорыстный подарок";

- лишения кредитора, порождаемые задержкой денег у должника;

- неполучение кредитором возможного дохода от этих денег;

Т.е. процент должен рассматриваться как плата за риск, связанный с предоставлением ссуды.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ УТОПИИ

Специфический признак утопии заключается в ее умозрительности, отрыве от реальности, неосуществимости теми путями, которые предлагают авторы проектов. "Утопос" - с греческого "несуществующее место".

Социальные утопии выражают протест народных масс против умирающего феодализма и нарастающего капитализма; дело в том, что и тот и другой доставляли страдание. Пережитки крепостничества и деспотический абсолютизм душили крестьян, а капитализм, приходящий на смену старому строю, означал обезземеливание, экспроприацию. Как бездомный и безземельный бродяга он пополнял ряды наемных рабочих на мануфактурах, становящейся для них капиталистической каторгой, поэтому утопии носили и антифеодальный и антикапиталистический характер, на щит вновь поднимается идея общины.

Классической страной зарождения капитализма становится Англия. В связи с развитием английской суконной промышленности резко возросла потребность в сырье, что повлекло рост овцеводства. В стране шло массовое превращение пашен в пастбища. Милорды расширили практику "огораживания"- захвата и огораживания общинных земель, в которые входили исконные крестьянские наделы. Пострадали и крестьяне - копигольдеры, люди лично свободные, но владевшие землей по "копиям" временно, по средневековым документам, продление которых полностью зависело от лендлорда. Такое огромное число крестьян было разорено и согнано со своих земель, что даже бурно развивающаяся промышленность не могла обеспечить их занятость.

Одновременно английское государство установило так называемые законы о бродяжничестве, которые получили в истории название "кровавого законодательства". Королевские акты устанавливали для рабочих мануфактур крайне низкую зарплату и лишали их возможности искать других условий найма. Всякий кто по тогдашним законам признавался "бродягой", подвергался истязаниям, членовредительским наказаниям, клеймению, а при повторении - смертной казни.

В таких условиях возникает утопическое учение, основоположником которого стал Томас Мор. Он происходит из зажиточной семьи потомственных горожан Лондона. Две возможные даты рождения: 6 февраля 1477 г. или 7 февраля 1478 года. Стал видным королевским судьей, получил прекрасное университетское образование, знаток античной литературы и философии, в 1259 году стал лорд-канцлером. В 1535 году Мор казнен по ложному обвинению в государственной измене.

Главным творением Томаса Мора стала его "Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и новом острове Утопия" (1516 год).

В ней прослеживается влияние "Государства" Платона, т.е. I варианта "идеального государства", в особенности идеи уничтожения частной собственности и общности имущества.

Основное содержание первой книги "Утопии" составляет критика социальных и политических порядков. Вторая посвящена описанию идеального устройства Утопии.

1. Указывает на конкретные причины, порождающие социальную несправедливость. Что препятствует тому, чтобы каждый был удачлив в жизни?

"Существует большое число знатных, которые не только сами живут в праздности, будто трутни, трудами других, например держателей своих земель; они так же окружили себя огромной толпой праздных слуг, которые никогда не выучились никакому способу сыскать себе пропитание".

2. Гнев Мора обрушивается на дворян проводящих огораживание. "Эти ненасытные обжоры вышвыривают держателей с полей и окружают несколько тысяч югеров единым забором". Выступает против капиталистического предпринимательства: "Ваши овцы, обычно такие кроткие, довольные очень немногим, теперь, говорят стали такими прожорливыми и неукротимыми, что поедают даже людей, разоряют и опустошают поля, дома и города".

3. Главной причиной социальных бедствий считает частную собственность. "Повсюду, где есть частная собственность, где все измеряется деньгами, там едва ли будет когда-нибудь возможно, чтобы государство управлялось справедливо или счастливо." Он призывает к отмене частной собственности.

4. Симпатии автора "Утопии" на стороне трудящихся: "... людей скромных, простых и приносящих своим повседневным трудом обществу добра более, чем самим себе".

Когда Мор перешел ко второй части своей книги, к изображению идеального общественного строя, он принял все меры, чтобы читатель увидел прямую логическую связь между социальной критикой в первой части и выводами из рассказа об обществе без частной собственности, существующего на острове "Утопия".

1. Общественная собственность обязывает всех людей трудиться. Ликвидация паразитизма ("праздных надобно изгонять из государства") и привлечение всех к труду делали возможным достижение изобилия и полное удовлетворение материальных нужд.

(Все граждане выезжают на два года в деревни поочередно, для с/хозяйственного труда). Постоянным делом каждого взрослого жителя должно быть то или иное ремесло. (В Англии рабочее законодательство XIV-XV в. установило продолжительность рабочего дня: с 5-ти часов утра, и до 18-ти часов вечера.) Утопийцы отводят для работы всего 6 часов- остальное время изучение наук, занятия музыкой, и т.д.

2. Материальное изобилие позволит перейти к распределениям по потребностям и сделает излишним денежное обращение, "из золота- сосуды для нечистот". Но было бы невозможно изобилие на основе ремесленного труда, свободное общество не приемлет принуждения к труду. Мор поясняет, что изобилие будет построено на добровольном самоограничении людей. Жители Утопии одеваются скромно, они равнодушны к нарядам. Важна одна цель насколько позволяют общественные нужды, избавить всех граждан от те лесного рабства (физического труда) - в Англии, подневольный труд, как проклятие божье. Т.е. ограничить потребности, чтобы ограничить время труда.

3. Предлагает сохранить цеховые отношения, как более справедливые по сравнению с надвигающимся капитализмом: хозяин - наемный рабочий.

4. Принципом равенства и справедливости противоречит существование в Утопии рабства. Рабы нужны утопийцам для того, чтобы избавить граждан от тяжелого и грязного труда- убой скота, ремонт дорог. Рабство служит мерой наказания за уголовные преступления, и средством трудового воспитания. (Рабство за преступления, которые в Европе караются смертью).

5. Религия в Утопии очищена от всего, что противоречит разуму- суеверий, вымыслов, басен; против католической церкви.

ИТОГ: Идеализм Мора: Уничтожение частной собственности и переход к обществу справедливости посредством разумных реформ просвещенного правителя. Восстания же народа не приносят ничего, кроме вреда.

 

ФРАНЦУЗСКИЙ МЕРКАНТИЛИЗМ

Более прочно меркантилизм укоренился во Франции, которая оказалась экономически лучше подготовленной для его восприятия и проведения.

- более прогрессивные формы оброков (а не барщина);

- развитие мануфактур;

- абсолютизм, как политическая сила, в пику феодалам мог осуществить политику меркантилизма.

Французский меркантилизм получает промышленное направление, освобождается от монетаризма, ориентируется на достижение активного торгового баланса, ускоряет экономическое развитие Франции. XVII век становится классической эпохой французского меркантилизма.

Уже политика Генриха IV носила меркантилистский характер и привела к широкому покровительству внешней торговли, заключению торговых договоров с Англией, Генуей, Испанией, запрету вывоза ценных видов сырья (шелк, шерсть) и ввоза текстильных товаров. Поощряется колонизация Канады, насаждается с помощью привилегий и субсидий мануфактурное производство шелковых тканей, гобеленов, фаянсовой посуды, стекла, зеркал, тонкого полотна. В период господства Ришелье (1624-1642), эти мероприятия находят поддержку, а знаменитый Жан-Батист Кольбер (1619-1683), великий французский государственный деятель, почти четверть века ведавший управлением экономикой Франции, сделал их системой и дал ей имя.

Кольбер был непричастен к экономической теории, но был практическим исполнителем меркантилистских идей, и французский меркантилизм носит имя кольберизма.

1. Активное насаждение мануфактур: приглашение иностранных мастеров, выдача государственных ссуд промышленникам, всевозможные льготы от освобождения от рекрутского набора, до права веровать в какого угодно бога;

2. Создание колониальных компаний (Ост-Индская), поощрение колонизации;

3. По мнению Кольбера, только внешняя торговля способна доставить изобилие подданным и дать удовлетворение государям, "торговля есть постоянная война";

4. Количеством денег определяется могущество и величие государства;

5. Емкость международного рынка- постоянная величина, и поэтому для расширения прав Франции нужно потеснить остальных- Англию и Голландию. "Кто является хозяином в торговле, тот может быть арбитром войны и мира", так как "морские силы государства всегда пропорциональны его торговле".

Рост промышленности шел в ущерб с/хозяйства, которую Кольбер рассматривал как источник финансовых средств для государства. Самый главный порок в политике Кольбера, заключался в том, что она оставляла в неприкосновенности феодальные отношения, а они сковывали экономическое и общественное развитие страны. Может быть усилия Кольбера имели бы большой успех, если бы королевская власть не ставила перед ним одной главной задачи: любой ценой выжать деньги для войны, которую без конца вел честолюбивый Людовик XIV ("король солнце") и для его невиданно пышного двора.

Сильный в промышленном отношении французский меркантилизм не дал своей программе зрелого теоретического обоснования. Литература французского меркантилизма беднее его необычайно богатой практики.

 

АНГЛИЙСКИЙ МЕРКАНТИЛИЗМ

Наиболее зрелой формой меркантилизма охарактеризовался английский меркантилизм. Причина в том, что процесс капиталистического развития начался в Англии раньше, чем в других странах.

Типичный представитель- Томас Мэн (1571-1641 гг.), купец, и один из директоров Ост-Индской компании. Операции компании сопровождались вывозом монеты (что запрещали монетаристы) и в 1621 году Мэн выступил с памфлетом "Рассуждения о торговле Англии с Ост-Индией".

1. Критикует предрассудки монетаризма, Мэн развивает теорию торгового баланса, "торговля является пробным камнем процветания государства", если в ней соблюдается пропорциональность.

2. Импорт предметов первой необходимости и материалов, нужных для войны, торговли, ремесла.

3. Защищает вывоз денег (10 шиллингов, затраченные в Индии превращаются в 35 шиллингов после сбыта индийских товаров в Лондоне).

4. "Нет иных способов получить деньги, кроме торговли", главное стоимость вывоза из Англии должна превышать стоимость ввоза- активный торговый баланс- денежный фонд страны будет увеличиваться.

В 1630 году Мэн написал свое главное сочинение под характерным названием "Богатство Англии во внешней торговле или баланс внешней торговли, как регулятор нашего богатства". Работа Мэна стала евангелием на долгие годы меркантилистов многих стран.

5. "Продавать ежегодно на большую сумму, чем мы покупаем". Для этого:

1)расширить сырьевую базу промышленности (путем распашки пустырей);

2)сокращение чрезмерного потребления импортных товаров;

3)усиление конкуренции с помощью низких цен (лишь бы не терять сбыта);

4)улучшение качества английских изделий;

5)роскошь, только за счет английских товаров "излишества богатых дадут работу бедным";

6. Вывоз денег для торговых целей, отказ от запрета вывоза, ибо обилие денег в стране вредно, и вызывает воздорожание товаров.

7. Отвергает вмешательство государства в торговлю.

В рассуждениях Мэна тоже мало экономических теорий, но зато очень много зрелых предложений практического характера.

Экономическое учение зрелого меркантилизма отражало требования первоначального накопления капитала, на той его фазе, когда деньги занятые во внешней торговле, во все большей степени стали подчинять себе национальную экспортную промышленность и торговый капитал начал перерастать в промышленный.

 

ТЕОРИЯ Дж. М. КЕЙНСА

Джон Мейнард Кейнс (1883-1946гг.) - английский экономист, один из наиболее талантливых учеников А.Маршалла в Кембриджском университете, принадлежал к людям, которым судьбой было предназначено оставить свое имя в истории.

В самом названии книги Кейнс отмежевывался от предшественников: общая теория против частных теорий Маршалла, Пигу и др.

Указанные экономисты анализировали общество и экономику в условиях равновесия и полной занятости, редкости ресурсов. Д.М.Кейнс переносит анализ в условия неполной занятости, незагруженных мощностей. Как в этой ситуации перейти к полной занятости? Теория Кейнса представляет более общий принцип равновесия при полной и неполной занятости, как прийти к тому, чтобы ресурсы (труд, капитал) были редкими. В этом его основное отличие от предшественников- неоклассиков. В сфере микроэкономики (теория предельной полезности и предельной производительности труда и капитала), по мнению Кейнса, мало что могла добавить к взглядам предшественников.

Что же касается макроэкономики, то здесь у Кейнса полный разрыв с неоклассиками. Неоклассики основывались на теории реализации Ж.Б.Сэя (суть- каждый продает, чтобы купить). Кризисы, по Сэю, могут быть только локальными.

Кейнс дает глубокий критический анализ предшествующей экономической мысли и вывод, к которому он пришел, может быть сведен к тому, что общество больше страдает не от отсутствия новых идей, а от засилья старых. Вывод Сэя не верен, так как он аппелирует к натуральной экономике, в то время, как сложилась денежная. Деньги - это самостоятельный фактор экономики. Между ним и накоплением существует разрыв. Кейнс выводит понятие эффективного спроса как совокупности личного и производительного потребления. Формальную возможность кризисов Кейнс не отрицал. Он полагал, что если капиталистическую экономику пустить на самотек, неизбежно противоречие между производством и потреблением.

Государство должно поддерживать эффективный спрос. Центральной проблемой по Кейнсу является реализация продукта. Для этого государство должно снижать ставку процента, проводить активную кредитную политику, осуществлять общественные работы, государственные закупки.

Д.М.Кейнс против огосударствления экономики и выступает за укрепление частной собственности. С конца 30-х годов теория Кейнса стала господствующей. Государственно-монополистическое регулирование было необходимым и отвечало духу времени. Она была более реалистичной. Кейнс выступает выразителем интересов широких слоев населения. Ведь эффективный спрос складывается как из инвестиционного, так и потребительского, и нужно стимулировать и то и другое. Когда речь идет о предпочтении инвестиционного спроса, Кейнс выступает как идеолог промышленного предпринимательства. Но если Кейнс выступает о стимулировании личного потребления, то здесь он идет на компромисс, выступая за необходимость поддержания потребления широких масс. Можно сказать, что Кейнс идеолог 2/3 общества, довольных своим положением (сюда относятся высококвалифицированные рабочие, специалисты, предприниматели и т.д.) Это объясняет популярность идей Кейнса и в последующие 40-50 годы в разных странах.

Цель программы Кейнса - стимулировать совокупный спрос, поэтому кейнсианскую экономическую политику часто называют "концепцией управления спросом":

1. Для оживления экономической конъюнктуры необходимо увеличивать государственные капиталовложения, они сыграют роль ключа зажигания, запускающего механизм мультипликатора(накопления положительного эффекта). Депрессия тем и отличается, что частному капиталу невыгодно инвестировать(неясны перспективы получения прибыли) и "неблагодарное занятие" должно взять на себя государство.

2. Государство должно обеспечить такое количество денег в обращении, которое позволило бы снизить процентную ставку(так называемая "политика дешевых денег") Кейнс утверждает допустимость инфляции и считает ее меньшим злом, чем безработицу. Допустимый, нормальный уровень инфляции - 3-4% в год.

3. Политика перераспределения доходов в пользу групп с наибольшей склонностью к потреблению и инвестированию. К таким группам относятся и лица наемного труда, и предприниматели, осуществляющие широкие капиталовложения.

4. Кейнс считал необходимым пересмотреть отношение к внешнеэкономической политике. Не отрицая позитивные стороны фритредерства, Кейнс утверждал, что если страна с большой безработицей закрывает границы для иностранных более дешевых товаров с целью дать занятость своим рабочим, даже если национальная промышленность недостаточно эффективна, то действия правительства этой страны можно считать оправданными.

В послевоенный период получает широкое распространение неокейнсианство (Э.Хансен, С.Харрис), и посткейнсианство (Дж.Робинсон, Н.Калдор, П.Сраффа и др.).

С точки зрения задач перехода к рыночной экономике в нашей стране, дискуссии в нашей литературе о путях перехода к ней несомненный интерес представляет анализ современных буржуазных концепций по проблемам регулирования капиталистической экономики в рамках нео- и посткейнсинского направления.

В прошлом прогнозы развития капиталистической экономики составлялись нерегулярно и имели главной целью предвидение изменений коньюктуры. В настоящее время прогнозы ставят целью достижение решающих задач экономической политики: обеспечение оптимального экономического роста, полной занятости, предотвращение инфляции и т.д. Современные западные экономисты и целые экономические институты много внимания уделяют разработке прогнозов экономического развития отдельных сторон мировой капиталистической экономики. Эти прогнозы бывают трех типов:

1. Долгосрочные (10-25 лет);

2. Среднесрочные (3-5 лет);

3. Краткосрочные (1 год);

При разработке долгосрочных прогнозов используется два разных подхода: основанные на микро- и макроанализе. Прогнозы основанные на микроанализе, исходят из индивидуальных планов и прогнозов фирм, полученных путем анкетного опроса. Эти данные суммируются и вместе с материалами по государственному сектору кладутся в основу рекомендаций по основным направлениям развития экономики. Одновременно составляются планы государственных и частных инвестиций. Недостатком такого подхода является сомнительная достоверность данных, полученных путем опроса, поскольку, фирмы не всегда заинтересованы сообщать о своих действительных намерениях. В основу планов кладутся интересы частных предприятий, что ограничивает роль государственного вмешательства в решение крупных проблем в масштабе всей экономики.

Второй подход, основанный на макроэкономическом анализе, предполагает формирование общих целей, достижение которых считается желательным. Для этого используется: экстраполяция статистических данных и эконометрические методы.

Следует отличать ортодоксальное кейнсианство и посткейнсианство. В рамках ортодоксального кейнсианства различаются три течения:

1. Правое, наиболее реакционное, выражает интересы монополистических кругов, осуществляющих очень жесткое регулирование экономики.

2. Либеральное, так же защищает интересы монополии. Более мягкое.

3. Левое, имеет буржуазно-классовую основу, предлагает учитывать в кейнсианских моделях такие факторы, как распределение национального дохода, поскольку оно влияет на уровень эффективного спроса.

Эти идеи были изложены в книге английской экономистки Дж.Робинсон "Накопление капитала" (1956 г.), которая предполагает, что повышение зарплаты, по мере роста производительности труда обеспечивает реализацию созданного продукта и служит стимулом технического прогресса. По мнению Робинсон, деятельность профсоюзов может привести к соответствующему росту зарплаты. Во Франции так же появились сторонники регулируемого капитализма, которые назвали свои теории дирижизмом. Перекочевала теория Д.М.Кейнса и за океан - в США.

 

АМЕРИКАНСКИЙ МОНЕТАРИЗМ

В 1912 году родился Фридман. В 50-е годы возникает это течение. К началу 70-х годов монетаризм получил такое распространение, что Самуэльсон написал в своей работе: "Главный вопрос, который сегодня обсуждается в области макроэкономики - это доктрина монетаризма. Монетаристы выдвинули лозунг - "Деньги имеют значение". Этот лозунг лежит в основе теории, вплоть до сегодняшних дней. Деньги являются главным центральным элементом в экономике. Он сформулировал ряд моментов, выражающих особенность монетарного подхода:

1. Стабильность и важность функции денег, их спроса и предложения.

2. Независимость фактора спроса и предложения денег.

3. Форма функции спроса и предложения денег и сопутствующие функции;

Главной посылкой в теории монетаризма, является прямая связь между денежной массой и национальным доходом.

Фридман вводит понятие "портфель активов". Хозяйствующий субъект обладает портфелем активов. Это здания, оборудование, предметы потребления длительного пользования, человеческий капитал, т.е. труд и деньги. Снижение стоимости денег ведет к продаже остальных элементов портфеля актива. (Инфляция ведет к снижению деловой активности). Повышение уровня инфляции ведет к невыгодности производства, и человек ликвидирует портфель активов и сворачивает производство. Это приводит к снижению национального дохода.

Фридман выступает с теорией временного лага. Он считает, что время от 6 до 18 месяцев - время принятия экономического решения до получения результата, невзирая на то, на какой стадии находится экономика, правительство должно увеличивать денежную массу (на 3-5 процента ежегодно). Это предложение получило название "Золотого правила Фридмана".

К экономическим и социальным функциям, которые принимает на себя государство, монетаристы (в традициях классической школы) относятся отрицательно. Они считают, что, когда государство своим волевым решением поддерживает нежизнеспособные экономические структуры, оно нарушает принцип рациональности поведения субъекта. В этом они видят главную причину нестабильности экономики. Особой критике подвергаются теории "государства всеобщего благоденствия".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (0.083 с.)