Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические взгляды аристотеля (384-322 гг. До Н. Э. )

Поиск

Аристотель - сын придворного врача, в Афинах он был учеником Платона, после смерти учителя пробыл три года в Малой Азии, при дворе тирана, в 343 году стал учителем А.Македонского, после его смерти был обвинен в безбожии. Вынужден покинуть Афины.

Наиболее всеобъемлющий ум древности, энциклопедия ее науки. Универсальная эрудиция и поразительная логика суждений.

Кризис строя зашел еще дальше и Аристотель мог высказывать более зрелые суждения о причинах кризисных явлений.

Экономическая концепция:

1. Проблемы рабства: преимущественно иноземцев, доказывал грекам, что рабство само по себе их не касается и не несет угрозы для свободного гражданства.

2. Примирение демоса и знати на базе ограбления аграрной периферии и эксплуатации рабов-иноземцев. Аристотель предлагает усилить "средний класс", так как это ведет "к прекращению внутренних распрей, на почве неравенств возникающих".

3. Защитник частной собственности (отрицать ее уже было нельзя), нашел корни собственности у животных.

4. Натурализация хозяйства, переход к земледелию.

(Добродетель земледельца - прикован к своему участку, всегда занят хозяйственными делами, мало интересуется политикой и редко ходит на собрания. Противоположность - ремесленник, который толчется на городских площадях.)

5. Ограничение крупной торговли, запрет спекуляции и ростовщичества, мелкая торговля для поддержки экономических связей и разделения труда.

6. Богатства- совокупность полезных вещей, то, что служит удовлетворению человеческих потребностей.

7. Теоретический анализ обмена, стоимости, денег. Аристотель справедливость обмена уже ищет в арифметической пропорции. "Обмениваемые товары должны быть равны а каком-то отношении и обмен должен возмещать ущерб, который наносится продавцу, потерей проданной вещи." - но оставил без ответа, что же является основой равенства товаров.

Признается влияние редкости "блага, которое отличается редкостью, превосходит благо, которое имеется в изобилии". Аристотель делал попытку решить проблему происхождения денег. Он утверждал, что деньги возникли по соглашению людей в результате неудобства перевозки многих вещей на далекие расстояния, отмечает объективную необходимость появления денег, адресуясь к затруднениям обмена, усложнению последнего, расширению рыночных связей. "Лишь деньги делают товары соизмеримыми", что явно завышает функции денег, отношения между товаром и деньгами ставит с ног на голову.

8. Аристотель исследует экономическую организацию современного ему общества и приходит к выводу, что хозяйственная деятельность людей может быть разделена на занятия экономикой(как определял ее Ксенофонт) и занятия фрематистикой. Экономика - естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством необходимых для жизни продуктов. Пределы этой деятельности - разумное личное потребление человека. Хрематистика же является искусством наживать состояние. "В искусстве наживать состояние, поскольку оно сказывается в торговой деятельности, никогда не бывает предела в достижении цели, так как целью-то здесь оказывается беспредельное богатство и обладание деньгами. Все, занимающиеся денежными оборотами, стремятся увеличить свои капиталы до бесконечности" Аристотель считает занятие хрематистикой противоестественным, но он достаточно реалистичен, чтобы видеть невозможность "чистой экономики".

 

ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Средневековая европейская мысль испытывала сильное влияние античности.

Особенностью средневековых учений стало участие в их создании католической церкви, ставшей крупным феодалом, обладающим землями и крестьянами. Вопросы эффективного управления землей, получение дохода стали для церкви также важны, как и для любого другого хозяйствующего субъекта. В поисках ответа на экономические вопросы стали принимать участие монахи - каноники(канонисты), церковные юристы, одни из самых образованных людей своего времени.

Характеристика экономической мысли средневековья:

1. Экономическая мысль прикрывалась богословскими текстами замысловатого характера.

2. Отражение борьбы между крестьянской общиной и феодальным поместьем (колонат, латифундия, вилла).Феодальные поместья добились только подчинения общины, а не ее устранение. Сохранились общинные луга, леса, болота, пастбища- их сохранение- одно из требований крестьянских восстаний. Это основа конфликта между общинной собственностью и частной собственностью.

3. Крупное производство, благодаря концентрации крестьян (техника ручная и примитивная).

4. Города с их торговлей, промышленностью.

5. Экономическая политика феодального поместья - особенное место в развитии экономической мысли. Раб работает под принуждением, крестьянин же полусамостоятельный работник. Он работает хорошо на своем участке, но на хозяйском дворе так же уклоняется от работы, как и раб античности. Отсюда возникают общие экономические проблемы: как заставить трудиться раба и крестьянина на господской вилле, латифундии.

6. Оброк и барщина, противоречия между ними. Оброк- более прогрессивен. Барщина- тот же рабский труд. Оброк ослаблял зависимость между крестьянином и феодалом.

7. Оправдание феодальной ренты- справедлива и достойна. Поиски экономического принуждения, поземельной зависимости, возвращение к барщине.

8. Противоречия между натуральным и товарным хозяйством, крестьянами и горожанами. В городах даже отменяется крепостничество.

Феодализму крестьян присущи:

- потребительские мотивы;

- вотчинное ремесло;

- всевозможные барщины и оброки;

- накопление снеди "в запас".

Феодализму в городах присущи:

- борьба за редкие элементы производства (железо);

- реализация избытков с/хозяйства;

- широкие торговые связи;

- купцы и ростовщики разоряют даже аристократов, не говоря уже о крестьянстве.

Известные "Правды": Салическая, Рипуарская, Вестюрская.

Салическая правда- начало VI века. Королевство франков дает перечень штрафов за различные преступления.

1. Не уделяет внимания городам и промышленности. Это аграрный кодекс. Сельское хозяйство - основное занятие франка.

2. Игнорирование вопросов торговли.

3. Социальное равенство- равный штраф за убийство любого франка.

4. Приоритет общинной собственности (но право королевской власти нарушать землевладение общины).

5. Родовая община, но уже тогда заменяется земельной или соседской.

6. Роль государства в лице короля. Он мог освобождать рабов.

Основной принцип - "Нет земли без господина".

Принципы экономической политики феодалов:

1. Монополия феодалов на землю;

2. У крестьян только землепользование. Надел мог быть конфискован по любому поводу. "Все должно быть подвластно сениору, вместе с землей." Уравнение земель крестьян.

3. Своевременно продаются излишки, нанимаются батраки, покупаются ремесленные изделия в городах. Часть оброков и штрафов взымаются в денежной форме.

 

ФОМА АКВИНСКИЙ (1225-1274 гг.)

Он был завершителем взглядов канонистов. Он жил в то время, когда феодальная система и феодальные классы уже сложились, выросли феодальные богатства, и достигли значительного развития товарно-денежные отношения.

Одной из наиболее важных и распространенных идей было учение о "справедливой цене", по античной традиции под ней понималась цена, равная трудовым затратам на изготовление какой-либо вещи. Считалось, что несоблюдение этого правила, основанного на справедливости, порождает в обществе зло и ведет его к упадку. Злом также считались занятия ростовщичеством и присвоение торговой прибыли. Между тем, эти явления распространялись все шире, и в торговых, ростовщических операциях начинает принимать участие церковь. Противоречие между моралью и экономикой снял Фома Аквинский - последовательный идеолог класса феодалов. Рассматривая общественное разделение труда, как естественное природное явление и считая, что оно лежит в основе деления общества на сословия, он утверждал, что люди рождаются разными по природе. Одни должны возделывать земли, другие строить дома, а часть людей будет свободна от мирских забот, и должна посвящать себя духовному труду во имя спасения остальных. Он делает вывод: крепостные крестьяне созданы для физического труда, а привилегированные сословия должны посвящать себя духовной деятельности, заниматься умственным трудом.

Фома презрительно относится к физическому труду. Объясняется это тем, что к тому времени уже сложился класс крепостных крестьян.

Как идеолог класса феодалов Фома Аквинский стремился оправдать богатство. Оно является результатом человеческой деятельности, так же, как и право частной собственности. Подобно тому, как человек от природы гол, а одежда- есть результат его собственного изобретения, так и право частной собственности не дано природой, но человеческим разумом.

Важное место в учении Фомы Аквинского занимает теория "справедливой цены". Справедливой ценой он считал такую цену, которая во-первых учитывает труд, затраченный на производство товаров, и во-вторых дает возможность продавцу жить соответственно своему социальному положению. Теория "справедливой цены" ставит своей целью оправдать сословные привилегии и отражает интересы класса феодалов и купечества.

Безоговорочно оправдывал получение земельной ренты. Труд - богоугодное дело, необходимое для поддержания жизни. Труд дает возможность раздавать милостыню, но феодал может не работать, получая ренту.

Фома Аквинский был сторонником натурального хозяйства, так как оно является основой благополучия людей. "Для всякого государства достойнее получать продукты со своей территории, чем с купцов".

Отношение к торговле. Некоторые виды торговли с его точки зрения, являются "честной" торговлей. В частности ввоз в страну предметов первой необходимости. Прибыль получаемая при этом купцами, не противоречит христианской добродетели (это плата за труд).

Фома Аквинский клеймил ростовщичество, но допускал случаи, когда взимание процентов возможно:

- когда должник использовал ссуженные ему деньги с целью извлечения прибыли;

- кредитор может получать от должника "бескорыстный подарок";

- лишения кредитора, порождаемые задержкой денег у должника;

- неполучение кредитором возможного дохода от этих денег;

Т.е. процент должен рассматриваться как плата за риск, связанный с предоставлением ссуды.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.53.90 (0.01 с.)