Основные факторы, влияющие на участие стран в мрт, и показатели его развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные факторы, влияющие на участие стран в мрт, и показатели его развития



• Объем внутреннего рынка страны. У крупных стран с развитым рынком больше возможностей найти на нем необходимые факторы производства и потребительские товары. И следовательно, меньшая потребность участвовать в международной специализации и товарообмене. В то же время развитый (диверсифицированный) рыночный спрос в стране побуждает расширять импортные закупки, возмещая их расширением экспортной специализации.

• Уровень экономического развития страны. Необходимость участия страны в МРТ тем больше, чем меньше экономический потенциал страны.

• Обеспеченность страны природными ресурсами. Высокая степень обеспечения страны моноресурсом (например, нефтью), а также низкая степень обеспечения полезными ископаемыми вызывает необходимость активного участия в МРТ.

• Удельный вес в структуре экономики страны базовых отраслей промышленности (энергетика, добывающие отрасли, металлургия и др.). Чем выше удельный вес базовых отраслей, тем, как правило, меньше ее включение в систему МРТ.

• -темпы роста экспорта / импорта

• - доля торговли продукции обрабатывающей промышленности

• материало-, энерго-, трудоем кость продукции

• - степень дифференциации экспорта / импорта

• - товарная, географическая структура экспорт

• -экспорт и импортная квоты

• - внешнеторгов квота страны

• - экспортная квота отрасли (= (экспорт отрасли / объем произ-ва в отрасли) * 100%

Следует иметь в виду, что все названные факторы не абсолютны в своем проявлении. Их влияние может быть в той или иной степени уменьшено, например, изменением международной конкурентоспособности местной продукции, ограничениями экспорта.

 

 


13. Новая экономика и новая мировая экономика

«Новая экономика» — экономическая инфраструктура, характеризующаяся главным образом преобладанием неосязаемых активов (услуг и технологий), и снижением роли осязаемых активов.

Сущность:

• - высший этап развития постиндус и инновац экономики

ЧЕРТЫ:

• -преобладание произ-ва неосязаемых активов (услуг, технологий) над осязаемыми

• - знания, чел капитал, мобил человек - основные факторы развития НМЭ

• -Интернет - основной элемент инфраструктуры НМЭ

• - одновременная техногенность и экологизированность

• - реализация продукта также важна, как и производство

• - функционирования ТНК

Субъекты:

• -Работники интеллект труда;

• -Научно-образоват организации;

• Малые наукоемкие предприятия

• Транснациональные корпорации

Предпосылки образ-ия:

• появление технологий V-VI технолог укладов;развитие фин рынков;форм-е информ, постиндуст общества;эконом и финан глобализация;рост влияния ТНК

ТЕНДЕНЦИИ:

• -рост занятости в сфере услуг;-

• ускорение распределения научно-технических инноваций, технологий;расширение монополизации путем проникновения ТНК в электрон бизнес;

углубление интернационализации;- снижение трансакционных издержек (работа без посредников); прои-во товаров с учетом вкусов и запросов потребителей

 


14. Допущ, принятые в теориях А.Смита и Д.Рикардо: 2 страны и 2 товара, 1 фак произ-ва труд (L),  труд международно не мобилен, но совершенно мобилен внутри страны => постоянные вмененные издержки (ΔQy/ΔQx = const; количество товара X, производством которого надо пожертвовать, чтобы произвести дополнительное количество товара Y) => форма кривой производственных возможностей – прямая линия;  свободная международная торговля, отсутствие внешнеторговых барьеров, нулевые транспортные издержки, совершенная конкуренция, сбалансированность международной торговли (EX=IM), отдача от масштаба неизменна (ΔQ/ΔL=const; прирост выпуска на единицу затраченного труда постоянен, производительность труда постоянна), отсутствие НТП, одинаковые предпочтения потребителей совершен конк-я;

Теория абсол преимуществ А.Смита страны выигрывают от экспорта товаров, в производстве которых у них есть абсолютное преимущество и от импорта товаров, в производстве которых у них нет абсолютного преимущества

Абсолютное преимущество: наличие в стране такого товара, которого на единицу затрат труда она может производить больше, чем другие страны (производительность ΔQ/ΔL больше); наличие в стране такого товара, на производство единицы которого затрачивается меньше фактора труда, чем в других странах (трудоемкость ΔLХ/ΔQ меньше, где ΔLХ/ΔQ = аLХ – трудоемкость товара Х)

Теория сравнит преимуществ Риккардо: Закон сравнительных преимуществ: страны выигрывают от экспорта товаров, в производстве которых у них есть сравнительное преимущество и от импорта товаров, в производстве которых у них его нет Сравнительное преимущество - наличие такого товара в стране, производство которого более выгодно при существующем соотношении издержек, чем производство остальных (альтернативные издержки или относительная трудоемкость производства которого меньше), где: аLX/аLY - альтернативные издержки или относительная трудоемкость производства товара X; аLУ /аLХ – альтернативные издержки или относительная трудоемкость производства товара У.

Вывод: теория не учитывает ситуацию, в которой форма кривой производственных возможностей не прямая, а выпуклая (возрастающие вмененные издержки) или вогнутая (убывающие вмененные издержки) линия

Теория соотношения факт прои-ва Хекшера – Олина (допущ: 2 фактора (L и К); возрастающие вмененные издержки) Теория: товары, требующие для произ-ва значит затрат избыт факторов прои-ва и небольших затрат дефиц факторов, экспортируются в обмен на товары, производимые с использ-ем факторов в обратн пропорции Следствие: владельцы избыт факторов прои-ва выигрывают, а владельцы относительно недостат факторов произ-ва проигрывают

Парадокс Леонтьева – это полученный эмпирическим путем (на примере США) вывод о том, что теория соотношения факторов производства Хекшера-Олина не подтверждается на практике, поскольку трудоизбыточные страны экспортируют капиталоемкую продукцию, тогда как капиталоизбыточные – трудоемкую. Объяснения Парадокса Леонтьева 1)Наличие внешнеторгов барьеров; 2) Неоднородность факторов произ-ва; 3) Различия вкусов и предпочт-ний потребителей в разных странах

 


15. Стандартная модель международной торговли Допущ-я: 2 страны и 2 товара, возрастающие издержки замещения; на международную торговлю влияют факторы совокупного спроса и предложения; кривые предельного уровня трансформации у каждой страны различны, что и побуждает их к торговле друг с другом; если кривые совпадают, то торговля основывается на различиях во вкусах и предпочтениях потребителей. Равновесная цена, по которой происходит международная торговля, определяется соотношением относительного мирового спроса и относительного мирового предложения на товар

Выигрыш от обмена — преимущества, получаемые страной только из-за того, что она вступила в торговые отношения с другими странами. Выигрыш от специализации –преимущ-ва, получаемые из-за того, что в условиях торговли страна увеличила произ-во товаров, по которым она имеет относит преимущ-во

Базовые понятия стандартной модели заложили ирландский экономист Ф. Эджуорт и американский экономист Г. Хаберлер. В классических теориях и теории соотношения факторов производства международная торговля анализировалась в основном со стороны предложения товаров на мировом рынке. Однако в реальности не меньшее значение на мировом рынке имеет

также спрос на товары. В стандартной модели международной торговли, являющейся на современном этапе основным инструментом ее анализа, равное внимание уделяется как предложению, так и спросу на товары. Важность такого подхода объясняется тем, что мировая цена является результатом взаимодействия спроса и предложения на мировом рынке (цена как результат взаимодействия спроса и предложения - одно из важных положений неоклассической школы).

Другая важная идея стандартной модели - предположение о растущих издержках замещения (альтернативных издержках): для производства каждой дополнительной единицы товара 2 необходимо пожертвовать не постоянным, а возрастающим количеством товара 1. Рост этих издержек замещения вызывается тем. что для производства разных продуктов (товаров) требуется разное сочетание факторов производства. И когда из производства товара 1 изымаются ресурсы для увеличения производства товара 2, то они освобождаются не в той пропорции, какая необходима для производства товара 2. В результате количество единиц товара 1, принесенных в жертву для роста товара 2, будет расти. Для международной торговли это означает, что рост издержек замещения приводит к неполной специализации торгующих стран на производстве товара, по которому они обладают сравнительным преимуществом.. Полная специализация невыгодна, так как она может привести к потере этих преимуществ. (Идея о росте издержек замещения и неполной специализации стран в международной торговле - отличие стандартной модели от классических теорий, где предполагалось, что специализация будет полной или крайней).

 

 


16. Суть т. эф-та масштаба заключается в том, что при определении технологии и организации производства долговременные ср. издержки сокращ. по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т. е. рост затрат фондов на ед. продукции приводит к росту пр-ва больше, чем на ед. и возникает экономия, обусловленная массовым призводством.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.029 с.)