Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Установление контакта с бессознательным.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
После того, как вы погрузили Клиента в транс, вы можете использовать это состояние достаточно интересным способом. Но для этого требуется быть очень внимательными и чувствительными. Когда вы решите, что Клиент уже достаточно глубоко погрузился в транс, вы можете сказать, например, следующее: – А теперь мне бы хотелось установить контакт с вашим бессознательным. Для этого нам необходимо выработать сигналы “Да” и “Нет”. Это может быть изменение дыхания, подрагивание век, движение пальцев, головы или ног. Мне бы хотелось, чтобы ваше бессознательное нашло способ общения, наиболее подходящий для него, но при этом достаточно заметный для меня. Этот способ может быть как доступен вашему сознанию, так и недоступен, по выбору бессознательного. А теперь будьте очень внимательны: – Как будет “Да”? – А как будет “Нет”? Сигналы могут быть совершенно различными – подрагивание век, замедление и ускорение дыхания, поднятие плеч, подрагивание уголков губ, кивки головой... При этом обычно присутствуют сразу несколько сигналов, поэтому существует возможность сравнить их между собой и выбрать наиболее удобный для работы. Можно сказать, что таких сигналов намного больше, чем мы в состоянии отследить, ведь в процессе участвует все тело. Одни более заметны, другие менее, но они присутствуют всегда, просто нужно быть максимально чуткими и внимательными.
Нахождение проблем. Получив канал общения с бессознательным, минуя сознание, вы можете это использовать самыми фантастическим образом. Я дам вам сейчас весьма забавный способ работы, который, несмотря на некую неопределенность, хорошо может продемонстрировать возможности трансового состояния. ¾ А теперь мне бы хотелось, чтобы твое бессознательное нашло три твои какие-либо проблемы на данный момент или сообщило об их отсутствии. Когда оно это сделает, мне бы хотелось, чтобы оно выдало сигнал “Да”, если проблемы найдены, и “Нет”, если они отсутствуют. Вы можете просить найти три проблемы, можете просить найти одну или семь – принципа это не меняет. Правда, иногда удобнее получать “Да” после нахождения каждой проблемы. Но помните о том, что ваш Клиент имеет право не иметь проблем вообще. Способы решения. ¨ Если проблем нет, то этот шаг, естественно, делать не надо. А теперь начинается самое интересное: ¾ После того, как бессознательное нашло три ваши проблемы, мне бы хотелось, чтобы оно нашло способы их решения и решило их. После окончания работы я прошу выдать сигнал “Да”. Здесь все зависит только от доверия Клиента процессу – то есть от бессознательного доверия лично вам, как Гипнотизеру. Чем оно выше, тем больше вероятность, что этот фокус удастся. Хотя он удается в большинстве случаев. Выход из транса. После этого можно предложить клиенту выйти из транса: – А теперь, когда вы все это сделали, мне бы хотелось, чтобы вы вернулись в эту комнату в тот момент, когда сочтете нужным. И то, что вы открыли глаза, будет обозначать, что работа завершена. Обратите внимание, я связал факт выхода из транса с завершением работы – чем бы она не была. Клиент вправе интерпретировать эту фразу так, как сочтет нужным, но работать она будет в любом случае. Обратная связь. После этого хорошо бы получить обратную связь по поводу того, что произошло, и что изменилось за время работы. И здесь вы опять должны быть весьма внимательны и отследить внешние признаки изменения: голос, поза, движения и так далее. Будет просто великолепно, если вы обратите внимание Клиента на эти изменения – это еще больше укрепит его веру в то, что с ним произошло что-то важное и интересное. После этого попросите его рассказать о том, что с ним произошло, и что в нем изменилось. Если он будет не в состоянии осознать это, вы можете сказать, например, следующее: – Взгляни, пожалуйста, в свое будущее и скажи, что там изменилось? Как вы понимаете, это совершенно откровенная манипуляция, но она работает. Еще раз напоминаю, что гипноз – это искусство манипуляций. В манипуляциях нет ничего плохого, весь вопрос только в том, для чего вы их используете. И я надеюсь, что вы сможете направить все свое мастерство на то, чтобы сделать другого человека более счастливым и гармоничным. Как он этого хочет. А не как вы хотите или считаете правильным. Каждый человек имеет право быть таким, каким он хочет и считает более правильным, и единственное, что вы можете и вправе сделать – помочь ему на этом пути. Смена ролей. Соответственно, потом вы меняетесь ролями. И мне бы хотелось, чтобы вы все побывали во всех трех ролях. Время: 30 минут. А теперь перечислим внешние признаки транса. Учтите, что есть некоторые проявления, свойственные данному конкретному человеку, и нечто общее, свойственное почти всем. Вот и попробуем определить именно это общее. Внешние признаки транса: 1) расширение зрачков; 2) застывший взгляд; 3) расслабление мышц лица; 4) замедление дыхания; 5) общая расслабленность; 6) неподвижность; Перекрывание каналов. · Разговор соседей: – Если Вы немедленно не прекратите играть на трубе, я сойду с ума! – Наверно, Вы уже сошли: уже полчаса, как я не играю. Сегодня мы познакомимся со способом наведения транса под названием “Перекрывание Каналов”. Используя этот способ наведения, вы сможете еще потренироваться в своем умении работать с каналами восприятия. Идея состоит вот в чем. Если в обычном состоянии сознания человек в одном канале, то в трансе он будет в каком-то другом. И ваша задача просто плавно перевести из одного канала в другой. Но здесь главное – не разрушить подстройку и все сделать очень плавно и аккуратно. Основной канал. Попросите своего партнера описать какое-то место, которое ему нравится: – Опиши, пожалуйста, место, которое тебе нравится. – Это берег моря. Встает солнце, видно очень далеко, море голубое и спокойное. Кругом желтый песок, серые камни. А вдали скалы в дымке. Здесь, например, явно визуальный канал. И вы просто начинаете развивать картину. Подстройка. – Представь себе этот спокойный берег моря. Ты можешь оглянуться по сторонам. Вдали ты можешь разглядеть скалы в дымке, песок под ногами желтый, неровный. И ты можешь пройтись по нему, рассматривая камешки и ракушки. Это все подстройка. Вы просто возвращаете ему сказанные им же самим фразы и начинаете развивать тему, следя, насколько хорошо вы к нему подстроены. Если что-то не так, вы сможете заметить это по его реакции – сменится дыхание, начнут дрожать веки, изменится цвет кожи. Он как бы сообщит вам, что вы сказали что-то не так. Но это только сигнал вам, обратная связь. И только от вас зависит, насколько хорошо вы ее сможете использовать. На этом этапе ваша задача – только вписаться в карту и не противоречить. Перекрывание каналов. Если вы уверены, что подстроены хорошо, то вы делаете следующий шаг. – И ты можешь посмотреть на море и услышать, как волны накатываются на песок. И здесь вы делаете собственно перекрывание каналов. Если есть море, то обычно есть волны, хотя бы и мелкие. И естественно, они издают звук. Вот здесь вы и совершаете переход от визуальной системы в аудиальную. Можно было перевести и в кинестетику: – И ты можешь посмотреть на море, взглянуть на песок под ногами и почувствовать, как ты наступаешь на него. На этом этапе старайтесь употреблять максимально общие слова. Это потом, когда вы начнете вести, вы сможете конкретизировать. А пока пусть Клиент сам решает, что конкретно он слышит или чувствует. Ваша задача просто направить, задать область поиска. Это немного напоминает 4-3-2-1, только там вы работали с переживаниями, которые происходят с человеком в данный момент, а здесь – с переживаниями, которые могли бы присутствовать в его внутреннем опыте. ¨ Скорее всего, введение в транс будет вызвано и переходом даже внутри одного канала. Например, если вы обращаете внимание на то, что ваш партнер находится только в мета-кинестетике, то перевод его в тактильную кинестетику тоже, скорее всего, вызовет развитие транса. Развитие транса. После этого вы уже можете Клиента вести, конкретизируя и переводя из системы в систему, постоянно проверяя при этом невербальные признаки транса. То есть, вы все время следите, насколько хорошо вы его ведете, принимает ли он предложенную вами реальность. ¾ Вот ты стоишь на берегу и смотришь на волны. Они набегают на берег, и ты слышишь их плеск. Ты можешь прислушаться и услышать некий звук – это ветер шумит где-то в камнях. А может, ты услышишь, как ветер шуршит обрывками газет. И почувствуешь его прохладу на собственной коже. Как он дует тебе в лицо, трогает за волосы... Все это нужно только для того, чтобы вы могли проверить, насколько хорошо вы ведете партнера, и углубить раппорт. Здесь вам уже нет необходимости говорить в жестком соответствии его карте, вы помогаете ему создать внутреннюю реальность. Только не допускайте грубых ошибок типа: ¾ Ты стоишь на песке. Ты чувствуешь воду под ногами. Оглядываешься назад и видишь, как далеко ты уплыл. Это может разрушить раппорт, и вам придется потратить много времени на его восстановление. Использование транса. Использовать можно самыми различными способами, но сейчас я предложу более творческий подход. – Ты идешь вдоль берега по тропе, чувствуешь на лице сырость воздуха и ощущаешь запах гниющих водорослей, перешагиваешь через всякую всячину, выброшенную морем. Сейчас на тропе тебе встретится предмет. Это что-то очень важное, что поможет тебе решить давно волнующую тебя проблему. Возможно, это будет некий символ, некая метафора, а может, тебе повезет, и ты найдешь конкретное решение. Просто, когда ты наконец встретишь его и поймешь, что это именно то, что тебе нужно, дай мне какой-нибудь знак – кивни головой или подними большой палец, чтобы я был уверен, что ты нашел то, что тебе необходимо. Предложите вашему партнеру пофантазировать и самостоятельно выбрать, с чем и как ему работать. Пусть он поищет некую метафору, некий намек на решение собственной проблемы. Только обязательно сделайте связку между нахождением необходимого предмета и сигналом. При желании его можно продержать в этом состоянии достаточно долго, пока он хоть что-то не найдет. Если же вы видите, что поиск слишком затянулся, можно слегка сманипулировать, и вернуть его, уверяя, что сигнал был послан, но он этого не отследил. Так как его возвращение связано с нахождением “чего-то”, то он это “что-то” обязательно найдет. Возвращение. Чтобы человек не оставил найденное решение там, в его внутренней неосознанной реальности, можно предложить взять это “понимание” с собой сюда, чтобы он мог им пользоваться и в этой жизни. – А теперь пришла пора вернутся. Ты можешь взять с собой этот предмет, и то знание, понимание, которое он тебе дает. Возьми это сюда, в эту комнату, в свою жизнь. Комментарий. После всего этого вы можете попросить вашего партнера рассказать о том, что он пережил, и особенно о том, что он понял. Чтобы он проговорил и вывел это на осознание. ¾ Я шел по берегу. Сначала попадались какие-то совершенно непонятные вещи, и я как-то узнавал, что это не то. И вдруг я нашел стальной стержень. Он просто лежал на камне, но как только я его заметил, что-то во мне сказало, что это именно то, что я ищу. И я его взял с собой. ¾ И что это для тебя обозначает? ¾ Это вроде внутреннего стержня, я его как будто в себе сейчас чувствую, он дает мне уверенность в себе, некую настойчивость, устремленность. Учтите, что ваше представление о смысле находки может сильно отличаться от представления вашего партнера. Но если вы достаточно любопытны, то вы можете выяснить, что же это для него значит. В том случае, когда Клиент утверждает, что он ничего пока не понял, можно сказать ему фразу типа: – Но это понимание может прийти не сразу. Просто в какой-то момент ты осознаешь, зачем тебе это было нужно, и что это для тебя обозначает... Смена ролей. Время: 60 минут. Что вы можете сказать по поводу этого упражнения? ¾ Если плохо подстроен, то переход в другой канал вызывает не транс, а потерю раппорта. Клиент вдруг напрягается и начинает активно отстраиваться. ¾ Действительно, нужно очень хорошо попадать в карту. Я предложила моему партнеру побегать, и была в полной уверенности, что все происходит утром. И когда я заговорила про свет, про солнце, он просто вышел из транса. Оказывается, он привык бегать по вечерам. ¾ То, что нашел мой партнер, мне совершенно непонятно. Он подобрал коробок спичек и очень доволен. Я бы, наверно, даже внимания не обратил. А что нашел ты? ¾ О, у меня была древняя книга. Ага, понятно. Вопрос, не в том, что вы нашли, а что для вас это обозначает. Вот что для тебя обозначает твоя книга? ¾ Это вроде мудрости, связи с чем-то древним. Хорошо. А что для твоего партнера коробок спичек, как ты думаешь? ¾ Ну что может обозначать коробок спичек... А если мы его спросим: – Что для тебя коробок спичек? ¾ А здесь как бы вопрос не в коробке. Это просто вещь на своем месте. Коробок спичек на том месте, где он должен быть. Если вы общаетесь с другим человеком, совершенно не обязательно, что у него будет точно такая же система символов, что и у вас. Мы привыкли, что многие символы для большинства окружающих нас людей похожи на наши собственные. Но это обычно просто следствие того, что мы находимся в “своем круге”. Там и символы одинаковые, и язык, и много чего еще. И вообще мы воспитаны на одной культуре, корни которой и в христианстве, и в произведениях Окуджавы и Жванецкого, и в мультфильме “Винни-Пух”. Но встречаясь с человеком из другого круга, тем более из другой культуры, нужно быть готовым к тому, что наши символы могут обозначать для него нечто иное, а может и совершенно противоположное. · Говорят, в одном из направлений буддизма существует такое правило: если странствующий монах хочет переночевать, он должен в споре победить хозяина жилища. Жили два брата, старший был просвещен и мудр, а младший мало того, что дурак, но еще и одноглазый. И вот однажды вечером к ним в дом постучался монах, и попросился переночевать. Старший брат был занят, и послал спорить с пришедшим своего младшего брата, поставив условие, что спор будет проходить без слов. Младший брат с гостем ушли в соседнюю комнату, через минуту монах вышел, поклонился старшему брату и сказал, что он побежден и должен уйти. Тот, зная умственные способности своего младшего брата, изумился и попросил рассказать, как, собственно, было дело. – Мы вошли в комнату, – начал монах, – сели друг напротив друга, и начали спор без слов. Я показал вашему брату один палец, что символизирует Будду, он в ответ показал мне два пальца, указывая на Будду и его учеников. Я тогда показал три пальца, говоря что есть Будда, его ученики и его учение. Ваш брат показал мне в ответ сжатую в кулак руку, напоминая этим, что всё это одно целое. Я не нашел, что возразить, я побежден и должен уйти. Но как только странствующий монах вышел, в комнату влетел разъяренный младший брат. – Где этот нахал? – закричал он. – Расскажи мне, как вы спорили, – попросил старший брат. – Мы сели напротив друг друга и начали спор без слов, как ты просил. Этот нахал показал мне один палец, намекая на то, что я одноглазый. Я, будучи вежливым, показал ему два пальца, намекая на то, что у него-то их два. Он в ответ показал мне три пальца, указывая на то, что у нас три глаза на двоих. Я рассердился и показал ему кулак, намекая на то, что поколочу его. А он вскочил и побежал жаловаться тебе. Где этот нахал? Я ему сейчас врежу! Я уж не говорю о “личных символах”, связанных только с вашей личной историей. Ведь символ – это вроде слова, просто ссылка на некий кусок опыта. Только, может быть, выраженный не звуками и буквами, а образами и чувствами. Наше сознание привыкло больше работать со словами, а подсознание – с символами. Вот и вся разница. С этим, кстати, может быть связана и проблема внутреннего общения. Сознание больше любит четкие, определенные словами инструкции, а бессознательное выдает понятные ему символы, многозначные и неопределенные. Экология общения. Экологическая проверка. При помощи языка мы создаем некую реальность. Одна моя знакомая, Мастер НЛП Юля Синарева, рассказывает, что при работе с лишним весом она начинает со слов, которые употребляет Клиент. Если Клиент говорит, что он по прав ился, то есть сделал что-то прав ильное, то его тело не всегда понимает, почему требуется уйти от прав ильного состояния и худ еть, то есть у худ шаться? И весьма возможно, какая-то часть будет протестовать, потому что она совершенно не хочет, чтобы человек уху дшался. Эта часть блюдет экологию! Поэтому лучше подумать о том, чтобы, например, прийти в норму или сбросить лишний вес. ¨ А в той реальности, которую мы создаем, будет ли хорошо другим людям, и нам самим тоже? · Жил-был Иванушка. И всем он был хорош, но была у него одна проблема – на месте пупка у него была гайка, к которой не подходил ни один ключ. И вот однажды повстречал Иванушка старца, который сказал ему, что далеко за горами, за морями есть высокий дуб, на нем ларец, а в ларце ключ, который подходит к его гайке. И пошел Иванушка через горы, переплыл через моря, воевал с разбойниками, голодал, сидел в тюрьме, был продан в рабство и бежал, короче, добрался до дуба, разбил ларец, достал ключ. Повернул гайку, и у него отвалилась задница. ¨ Один генерал, рассказав этот анекдот в собственной интерпретации, сказал: – Мораль этой басни такова. Не надо искать иностранных докторов на русскую задницу. Если до этого мы занимались в основном тем, КАК говорить, то сегодня мы поработаем с тем, О ЧЕМ говорить. Экология Психики, в определенном смысле, предполагает, что если вы собираетесь что-то с собой делать, то сначала подумайте, а не станет ли вам от этого хуже. То же самое относится и к другим людям – если вы что-то делаете, то думайте и о том, не нарушите ли вы целостность внутреннего мира других людей. Человеческая жизнь весьма разнообразна, и в ней существует множество самых различных связей. И если человек что-то делает, то это ему зачем-то нужно. Он что-то от этого получает, даже если мучается ожирением или суровыми сердечными болями. Кстати, иметь больное сердце – это весьма изящный способ манипулировать родственниками. Чуть что не по тебе, можно тут же слечь с обострением болезни. Для этих же целей некоторые успешно употребляют язвы, гастриты, радикулиты и головные боли. Причем это не означает, что человек действует сознательно. Обычно как раз наоборот. И ему даже самому может совершенно не нравиться происходящее. Человек – весьма нелогичное существо. · Встречаются двое новых русских: – Слушай, такой “Мерседес” себе на заказ сделал – отпад! Колеса платиновые, корпус золотой, руль алмазами инкрустирован, сиденья из крокодиловой кожи, панель изумрудная... – И скорость наверное большая? – А я не езжу – бензина много жрет, собака! И если человек пытается похудеть, совершенно не обязательно, что ему от этого будет лучше во всех сторонах его жизни. И хотя логика говорит о совершенно противоположном, человек весьма нелогичен, и именно поэтому этот номер здесь не проходит. Женщина может использовать полноту для того, чтобы сохранить отношения с ревнивым мужем, считая что к полным дамам нахалы не пристают (что, вообще говоря, не факт), а мужчина ту же полноту может использовать для повышения солидности. Это то, что в НЛП называется вторичной выгодой – некий полезный побочный продукт. Так вторичной выгодой полноты у женщины было сохранение семьи, а у мужчины – солидность. ¨ Хочу сразу предупредить, что полнота может использоваться не только в этих целях, но и в паре сотен других, которые я перечислять не буду. И в то же время она может и не иметь вторичной выгоды, а быть, например, следствием чрезмерной любви к еде. Говоря иначе, одни полнеют для того, чтобы сделать что-то хорошее для себя, а другие полнеют в результате получения удовольствия. А некоторые весьма успешно совмещают оба этих процесса. ¨ И если вы, например, каким-либо способом заставите женщину похудеть, то совершенно не обязательно, что ей станет от этого только лучше – она может потерять семью. И вот это как раз и будет означать неэкологичность. Правильно отмерь, а только потом режь. · Два хирурга в операционной: – Руби! – Хрясь! – Да не ногу же! – Хрясь! – Да не левую! Кстати, бывают очень интересные стратегии действия. Вспомните пословицу: “ Семь раз отмерь, один раз отрежь ”. В прямом ее восприятии (а у нас в бессознательном всегда найдется часть, которая будет воспринимать именно прямой смысл) это способ действия без обратной связи – здесь же не говорится о том, как отмерь: может он отмеряет криво, и с каждым разом все кривее. Количество измерений не всегда говорит об их качестве. На мой взгляд, гораздо лучше измерить два-три раза качественно, чем семь раз, как попало. · Встречаются два лейтенанта. Один спрашивает: – Я слышал, ты женился, зачем? – Да просто осточертело питаться в нашей офицерской столовой. – А теперь как? – Теперь нравится. А теперь перейдем к языку. Слова очень сильно влияют на нас, даже если мы не осознаем, какие смыслы еще присутствуют в нашей фразе. Разве мать хочет ребенку вреда, когда кричит ему: – Ты опять все испортил! У тебя никогда ничего не получается! Только подумайте, что обозначает эта фраза! То есть он не только ИСПОРТИЛ ВСЕ, но и у него НИКОГДА НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ. И так как родители являются обычно весьма эффективными гипнотизерами по отношению к собственным детям, то этот самый ребенок может вполне четко усвоить, что у него НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ, причем НИЧЕГО И НИКОГДА. А потом можно долго изумляться нерадивости своего чада, что он все как-то плохо делает. А он просто честно выполняет родительский наказ. – Не лезь туда! Упадешь и сломаешь ногу! Последствия этой фразы я расписывать не буду. Просто учтите, что на определенном уровне это является командой, которая может сработать. (А может и не сработать). – Не смей никогда драться. ¨ А потом родители пытаются понять, отчего их сын такой нерешительный и не способен за себя постоять. Так нельзя же! Самое главное, что в определенных ситуациях подобные фразы могут стать командой, требующей беспрекословного выполнения. Причем даже не обязательно, чтобы человек это осознавал. Чаще всего как раз наоборот. И это еще опаснее. Просто в определенный момент что-то внутри щелкает, и... человек начинает вести себя совершенно неэффективно. Естественно, это не означает, что о возможных проблемах в жизни, начиная от разбивания носов и кончая изнасилованием, говорить не стоит. Вовсе нет. Вопрос в том КОГДА и КАК говорить. Если ребенок бегает или смотрит телевизор – высока вероятность, что вы ему встроите программу. И однажды она может сработать. Поэтому лучше дождаться моментов большей осознанности, да и защищенности тоже. ¾ А что неэкологичного во фразах с отрицанием? Когда вы говорите, чего делать не следует, совершенно не обязательно, что человек знает, что делать вместо этого. Если вы говорите о том, чего делать нельзя, то скажите и о том, что можно делать вместо этого. Или где (или когда) это делать можно: ¾ Книжки рвать нельзя. А газеты можно. Остановить действия ребенка иногда столь же трудно, как обуздать вырвавшийся из берегов поток. Нужно либо поставить на его пути мощную преграду, либо повернуть в безопасное и достаточно широкое русло. Самая лучшая преграда – физическая невозможность. ¨ Как устроить скандал, если собеседник отсутствует? Преграда – это строгий запрет “нельзя”, “НЕЛЬЗЯ” большими буквами! Вообще говоря, категорически запрещать ребенку делать что-либо имеет смысл только в том случае, если это действительно опасно для жизни, вредит здоровью или наносит серьезный материальный ущерб. “Нельзя” – значит “никогда нельзя”. Если же “нельзя” при увеличении громкости протеста переходит в “ну ладно”, то каково будет доверие вашим словам, какой урок получит ребенок? И еще, в конфликте не старайтесь любой ценой придушить гнев, раздражение и т.д. Дети, впрочем как и взрослые, имеют право на негативные эмоции. Мне очень понравилась фраза из детской телепередачи “Улица Сезам”: – Это нормально, если ты порой сердишься. Особенно, если на это есть причина, и если это быстро проходит. Обратите внимание, насколько экологично она построена. Потренируйтесь, чтобы научиться выражать свои мысли так же аккуратно. Вместо: ” Не кричи ”,– попробуйте сказать: ” Говори потише ”. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок не разбил нос, лучше скажите: ” Будь осторожен”. Думаю, от этого пользы будет больше. Хотя, с другой стороны, постоянное напоминание об осторожности может привести к тому, что без команды ребенок осторожным не будет. Говоря утвердительно, можно тоже дать неприятную программу, например, если постоянно твердить: ” Помолчи, посиди тихонечко”. Фраза, конечно, построена правильно, но если вдалбливать ее достаточно долго и регулярно, может вырасти затюканное, малоподвижное существо. Для того, чтобы фраза стала командой, обычно требуется, чтобы человек находился в трансе. Не обязательно в глубоком. Например, во время просмотра телепередачи, чтения, поездки в метро или лифте человек часто находится в трансе. Сильные эмоциональные состояния – влюбленность, ярость, страх, а так же стресс и дремота достаточно яркие представители трансового состояния. То есть как раз, когда мать орет на ребенка, она сначала вводит его в транс, а потом дает вполне гипнотическое внушение. При этом она поступает как профессиональный гипнотизер эриксоновского толка – сначала входит в транс сама, а потом вводит туда “клиента”. И хотя мать при этом может честно стремиться оградить ребенка от увечий и привить некие полезные навыки поведения, она совершенно ненамеренно вкладывает неэкологичную программу. ¨ У меня складывается впечатление, что эти конструкции передаются по наследству – от родителей детям. И если вы на ребенка орете, что он “плохой сын (дочь, человек...)”, то своему ребенку он будет орать нечто подобное. Я начал с детей просто потому, что это мне на данный момент близко и является характерным примером для многих. С взрослыми все не так просто. К определенному возрасту усилиями родителей, телевидения и газетных статей человек учится, хотя бы частично, защищаться от неконструктивных внушений. ¨ Реклама – очень сильный яд в очень красивой обертке. А усилия вышеозначенных источников сводится к весьма активному пичканью не просто неэкологичными высказываниями, а фактически садистскими командами. В этом смысле преуспевает реклама на ТВ, а особенно реклама лекарств. Такое впечатление, что все сделано для того, чтобы человека довести до такого состояния, когда эти лекарства начнут требоваться в максимальных количествах: – У вас боли, тяжесть в ногах... – Жизнь покажется мрачной, пока... – Нанесите боли ответный удар. Телевизор весьма успешно удерживает человека в трансе, так что неэкологичные фразы там особенно опасны. Правда, такие конструкции в газете или при разговоре могут быть не менее вредны. ¨ Во время общения люди обычно тоже находятся в трансе, хотя и не обязательно глубоком. Просто человек почти всегда обрабатывает информацию на разных уровнях, из которых он скорее всего осознает только часть. Еще одна важная область неэкологичных фраз – внутренний диалог. То же самое, как мать, желая заставить ребенка делать что либо лучше, говорит ему, что “он вырастет идиотом”, некоторые для того, чтобы мотивировать себя в нужном направлении, говорят себе нечто вроде: – Ну я идиот! Ну как я мог это сделать! Люди очень часто убеждают сами себя. · У одного психиатра был пациент, который считал себя трупом. И вот во время одного приема психиатр спросил его: – Как вы думаете, у трупов может идти кровь? – Естественно, нет! – ответил пациент. Доктор достал скальпель и порезал ему руку. Пошла кровь. Пациент посмотрел на нее и удивленным голосом сказал: – Доктор, я был не прав! У трупов может идти кровь! Вообще, это очень жесткая конструкция, когда вы являетесь “кем-то”, это очень высокий уровень обобщения. Иногда говорят, что кем себя человек считает, так он и живет. ¨ Ну какая может быть жизнь у идиота!? Особенно часто это используется в манипуляциях. – Ты этого не понимаешь. Ну ты дура-а-к! Какая связь!? Как связано то, что вы делаете, или что вы можете сделать, с тем, кто вы есть?! Вообще говоря, никак, но зато действует очень сильно. В смысле, вредит очень сильно.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 474; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.228.238 (0.016 с.) |