Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ньютону на голову упало яблоко – и он открыл Закон всемирного тяготения.

Поиск

Архимед залез в ванну – и открыл Закон Архимеда.

До них множество людей залезало в ванны, и множество вещей падало на головы, но открытия сделали Ньютон и Архимед. Просто они были несколько более наблюдательными и открытыми, чем другие – они умели учиться. Ведь они не выдумали ничего нового – все было вокруг них в этом мире, они просто обратили на это внимание. Точно так же и вы можете стать более внимательными, открытыми и начать по-новому постигать этот мир.

Медитация на доверие.

¨ Мягкая тихая музыка.

Мне бы хотелось, чтобы вы сели поудобнее и убрали из рук все лишнее.

Прислушайтесь к своему телу, удобно ли ему сидеть? Разрешите себе сесть так, чтобы вам было комфортно.

А теперь прислушайтесь к своему дыханию... Сосредоточьтесь на выдохе... Прочувствуйте, как с каждым выдохом вы погружаетесь все глубже и глубже...

Подумайте о том, как это прекрасно – доверять людям.

И самому себе.

И миру.

И дереву под окном.

И бабочке.

Разрешите себе увидеть, как доверие наполняет всех нас. Как оно живет в каждом. И поймите, что все люди стремятся к этому.

Так разрешите доверию наполнить вашу жизнь. Пусть оно войдет в ваши поступки и суждения, в ваши действия и отношения. Почувствуйте его присутствие в каждый момент жизни.

И ваша жизнь изменится. Вы начнете обращать внимание на то, чего раньше не замечали. Вы начнете делать такие вещи, о которых даже не задумывались. В один прекрасный момент вы обнаружите, что вы сами изменились.

Просто разрешите этому произойти.

Дайте себе возможность измениться именно так, как вам нужно.

Ведь это так просто: доверять самому и принимать доверие других!

И изменитесь не только вы – изменится весь мир. И вы увидите, услышите и почувствуете это... Как мир становится другим. И вы вместе с ним.

И потом вы поймете, что это всегда так было. Вы просто не замечали.

Это — как проснуться и увидеть, что все стало другим... И осталось таким же.

И вы стали другими. И остались такими же.

Ведь когда что-то меняется, всегда что-то остается прежним.

И это прекрасно.

Меняться и оставаться неизменными.

Просто разрешите этому произойти.

И это произойдет.


Расширяем восприятие.

Цель, чувствительность, гибкость...

Когда изучали людей, которые успешны в самых различных областях – начиная спортом и заканчивая бизнесом, то обнаружили, что все они хорошо умеют делать три вещи:

1. Они хорошо знают, что хотят получить, и имеют ясное представление о предполагаемом результате в любой ситуации.

2. Они весьма внимательны и чувствительны для того, чтобы заметить, что они двигаются к результату или уже достигли его.

3. Они имеют достаточно гибкости, чтобы настойчиво изменять свое поведение до тех пор, пока не получат желаемого.

Правила постановки цели.

По моему опыту, очень много проблем возникает именно из того, что люди неправильно ставят себе цель. Ну, а если цель определена плохо, то и достичь ее чрезвычайно тяжело. Я дам пока только два правила постановки цели, а в более полном варианте их около девяти.

Первое. Цель должна быть положительно сформулирована – то есть это должно быть то, что вы хотите получить, а не то, чего вы не хотите. Например: “Я хочу показать, что я уверенный в себе человек ”, а не: “ Я не хочу, чтобы надо мной смеялись ”. То есть, мало цель сформулировать, важно ее сформулировать правильно.

¨ Обращаясь к солдатам, генерал Эйзенхауер говорил: ” Когда мы достигнем успеха...”, а не: “Если нам ничего не помешает...”

Второе. Вы должны ее хорошо представить. Что означает, что вы достигли этой цели? Что вы будете чувствовать, что вы будете видеть, что вы будете слышать. Представьте себе, как выглядит уверенный в себе... (подставьте ваше имя), как он говорит, как двигается, что при этом чувствует. Если нужный вам результат связан с другими людьми, какова будет их реакция: какое у них должно быть выражение лица, что они будут говорить, с какими интонациями и т.д.

¨ Можно сказать, что первый пункт – это более сознательная, вербальная часть, а второй – бессознательная, невербальная.

Чувствительность.

Вам совершенно необходимо быть чрезвычайно внимательными и чувствительными для того, чтобы определить, двигаетесь ли вы к своей цели, или нет. Вам нужно, например, замечать изменения в себе или в других людях в ответ на ваши действия, для того, чтобы сравнивать их с вашими представлениями о цели.

Гибкость.

Будьте достаточно гибки в своем поведении. Чем больше у вас вариантов действий в каждой ситуации, тем больше вероятность достижения цели. И если цель дает направление, а чувствительность, в первую очередь, обратную связь, то гибкость – это широта ваших возможностей.

Это все можно описать при помощи трех слов:

Умение ставить цель.

Чувствительность.

Гибкость.

Фильтры восприятия.

Мир вокруг нас беспределен, а наше сознание такое маленькое... Способности человеческого восприятия ограничены, и нам приходится выбирать наиболее важное, а все остальное отсеивать. И в каком-то смысле, НЛП – это наука о фильтрах нашего восприятия, о том, что для какого человека важно, а что он отсеивает. Эта фильтрация происходит на самых различных уровнях – начиная с того, что вы можете совершенно не замечать “ненужных” людей, и заканчивая тем, что вы просто не обращаете внимание на запах книги, находящейся у вас в руках. Мы не можем видеть или слышать абсолютно все, что нас окружает, мы выбираем наиболее важное для нас в этом мире. Нам просто приходится от чего-то отказываться, чтобы не перегружаться. Кто-то читает “Известия”, кто-то детектив, и это тоже фильтрация. Человек выбрал то, что ему кажется более важным и интересным, или то, что ему ближе и роднее.

Есть люди, которые находят хорошую работу, друзей и замечательную жену (мужа) – и это также связано с тем, что они ищут, а что отсеивают. Есть люди, которые постоянно думают о проблемах, о том, что плохо в этом мире, и они тоже находят это. Мир достаточно велик, и в нем есть все. Нужно только немного направить самого себя, и вы найдете то, что ищете.

Если вы пойдете по миру в поисках проблем – найдете проблемы!

Если пойдете в поисках мастерства – найдете мастерство!

¨ Что ищешь, то и находишь.

Скажите, как можно найти то, чего не замечаешь? Наша голова – весьма полезный и чуткий инструмент, она делает именно то, что вы ей приказываете (не что хотите, а что приказываете). И она совершенно честно ищет то, что вы ей предлагаете найти.

У меня была знакомая семейная пара, назовем их Оля и Юра. Жена говорила про мужа, что он совершенно не замечает детей, они как бы находятся вне его поля зрения. Когда Оля предлагала мужу вспомнить ребенка какого-нибудь общего знакомого, очень часто Юра удивлялся этому; он забывал, что у этого знакомого вообще есть дети. (Правда, стоит отметить, как все переменилось, когда у них у самих родился сын!)

Следующий пример – телевизионное вещание: 5-7 каналов почти по 16 часов в сутки. Кто что смотрит? Одни смотрят исключительно сериалы, другие предпочитают новости, третьи вообще смотрят все подряд, кроме детских передач. Есть еще категория людей, которая телевизор не смотрит, но это та же самая история. Это ведь тоже выделение чего-то. Или отсечение, если хотите. И здесь нет речи о том, что более правильно выделять, а что менее правильно, ведь это личное дело каждого – замечать что-то или нет! Здесь речь идет о том, что мы все время чего-то не замечаем. А может, иногда стоит обратить на это внимание? И наоборот, возможно, мы слишком много думаем о чем-то. А нужно ли нам посвящать этим мыслям так много времени?

И также это совершенно непосредственно касается общения. Люди отбрасывают то, что им не подходит, и берут то, что прошло через их фильтры. Вот о том, как устроено общение, и кто из чего что берет, и как сделать, чтобы все нужное к вам попало, и пойдет рассказ дальше.

Каналы восприятия.

Один из наиболее важных фильтров – так называемые каналы восприятия – зрение, слух и чувства.

В НЛП используют следующие обозначения:

Визуальный (В). То, что мы видим. Образы, картинки, кино. Аудиальный (А). То, что мы слышим. Как речь, так и свист ветра, или звук капающий воды. И, соответственно, интонации, тембр, высота голоса. Кинестетический (К) (От “ кинес ” –­ “ движение ”, по-гречески). То, что мы чувствуем. Сюда же относятся Запах и Вкус. Иногда хорошо поделить Кинестетику на 3 части: Тактильные ощущения – ощущения кожи, осязание; Внутренние – мышечные, ощущения в желудке, тепло; Мета-ощущения – оценочные ощущения, которые нам сообщают об отношении, эмоции: радости, любви, счастье, горе и пр. Мета-ощущения обычно расположены в районе груди и иногда захватывают шею и голову.

 

Если мы объединим все вместе, то получится:

1. Зрение (визуальная система).

2. Слух (аудиальная система)

Вкус.

Запах.

5. Кожная чувствительность (тактильные ощущения).

6. Внутренние – мышечные, ощущение в желудке, тепло.

7. Мета-ощущения – оценочные ощущения.

¨ Я обнаружил некое соответствие с эзотерической моделью человека, в которой мы как бы состоим из семи тел. Так вот, в ней с физическим телом связаны кожные ощущения, с эфирным – внутренние ощущения, тепло, а с астральным – эмоции и чувства. Это просто замечание, из которого я не делаю никаких глобальных выводов. Просто некоторое совпадение моделей, что вообще само по себе заслуживает внимания.

Каждая система восприятия имеет собственные тонкости и особенности. Например, самая скоростная – визуальная. Аудиальная несколько менее быстрая. А кинестетическая самая медленная.

Какая буква в алфавите идет перед “Р”?

Кто сейчас начал проговаривать про себя алфавит? Так нас учили в школе – запоминать алфавит аудиально. А эта система вроде магнитофона – для того, чтобы добраться до какой-то информации, нужно прослушать в голове весь кусок, который находится до нее. Естественно, обычно люди умеют сокращать время прокрутки – увеличивают скорость прослушивания (правда, сильно ускорить не удается – может потеряться содержание), или разбивают на куски. Так, скорее всего, большинство из вас начало проговаривать алфавит не с “А”, а откуда-нибудь с середины – например с “ И ” или “ Ж ”. Именно поэтому, когда ваш собеседник что-то вспоминает в аудиальном канале, нужно дать ему время прокрутить “пленку” в голове.

Повышение чувствительности.

Сегодня мы займемся чувствительностью. В какой-то мере то, чем мы будем заниматься, можно назвать расширением восприятия – вы будете учиться обращать внимание на такие вещи, на которые раньше не только не обращали внимания, но даже и не представляли себе, что это можно сделать.

Чувствительность – это что-то вроде качества приемника. Если у приемника низкая чувствительность, в основном вы будете слышать шумы и две – три наиболее громких радиостанции. Если чувствительность выше, то шумов меньше, а радиостанций больше. А очень хороший приемник с очень высокой чувствительностью берет почти все радиостанции и практически без шума. Если у вас приемник плохой, вы, может быть, даже не представляете себе, что там еще можно выловить в эфире, какие радиостанции и программы, и вынуждены довольствоваться только тем, что ловите. Но чем выше ваш “класс”, тем больше ваш выбор.

· Идет конкурс дегустаторов вин. Вдруг на сцену выходит мужичок, по виду алкоголик, и обещает совершенно безошибочно определить, что в какой рюмке. Комиссия в шоке. И решили ему навредить. Поставили рюмку с мочой председательницы комиссии. Мужичок попробовал:

– Иванова Мария Петровна, 42 года. Улица Мира, дом 7, квартира 43. Не замужем, детей нет. Держит собаку. Про собаку рассказывать?

Каждый способ восприятия дает нам частицу представления о мире вокруг нас, это наши первые и главные ворота восприятия. И если немного разобраться, любое мастерство будет связано именно с высокой сенсорной чувствительностью – умением делать тонкие различия внутри одного или нескольких каналов.

Уолт Дисней, знаменитый мультипликатор, различал почти в десять раз больше оттенков какого-либо цвета, чем обычный человек. Хороший французский винодел по вкусу определит не только сорт, но и год, и место выработки вина (естественно, если это не портвейн российского разлива). Я думаю, вы не будете спорить, если я скажу, что любой хороший музыкант должен обладать очень тонким слухом. И так практически во всех областях. Даже токарь или слесарь должен очень хорошо чувствовать свой станок и деталь, чтобы получать высокий результат. А опытная мамаша по крику своего младенца определяет, что он конкретно хочет: пить, есть, писать, спать, или у него что-нибудь болит.

Если продолжать описание восприятия как фильтра, то можно сказать, что вам предлагается перейти от такого восприятия:

  к такому:  

С одной стороны, хорошо бы несколько выровнять соотношение пропускных способностей каналов, с другой – расширить восприятие каждого конкретного канала.

Вам как бы предлагается научиться видеть, слышать и чувствовать то, что раньше, возможно, проходило мимо вас, расширить вашу способность воспринимать. Наиболее важные вещи в этом мире связаны, в первую очередь, с тончайшими различиями. И любое мастерство, повторяю, будет связано с очень высокой чувствительностью.

Возвращаясь к ограниченности нашего восприятия, можно отметить следующее – чем больше вы будете замечать тонких различий в одном канале, тем, в данный момент, меньше будете различать в других. Если вы прямо сейчас начнете, например, прислушиваться к звукам вокруг вас, к шорохам, далеким стукам, собственному дыханию, какому-то гулу, то значительно меньше вы будете обращать внимание на то, что вы видите и чувствуете. По крайней мере, осознанно. И когда здесь говорится о развитии чувствительности, это означает умение настраивать все свои каналы и делать эту настройку настолько тонкой, насколько это нужно. Способность видеть общий пейзаж или тысячи оттенков листьев березы, слышать как бы все шумы вокруг или разбирать тончайшие оттенки интонаций голоса...

Расширенное восприятие – это умение управлять собственным восприятием так, чтобы замечать все то, что вам нужно. Искусство отсеивать лишнее и находить мельчайшие детали. Это именно в первую очередь искусство, так как это возможно развивать, только вкладывая собственную душу, индивидуальность. Нет одинаковых мастеров, все они различаются, все они даже вроде бы одинаковые вещи делают по-своему. Каждый хороший повар хорош по-своему, и каждый хороший художник рисует по-своему и видит мир по-своему.

Это очень высокое искусство – обращать внимание на то, что пропускают остальные, подмечать такие вещи, которые недоступны другим. Хотя, наверное, это вообще свойство индивидуальности, ведь каждый человек обладает своим собственным восприятием. Так давайте попробуем это восприятие максимально расширить.

И, переходя к общению, можно сказать, что хороший коммуникатор – это в первую очередь человек с очень тонким восприятием. Он способен заметить мельчайшие изменения тембра голоса, интонации, движения, мимики – все то, что дает ему дополнительное знание о собеседнике. Это высокое искусство, большое мастерство – умение общаться.

И пока вам просто предлагаются упражнения по расширению вашего восприятия, по развитию каждого канала. В первую очередь, я рекомендую заняться тем каналом, который у вас развит меньше всего. Обычно люди предпочитают и больше развивают только один канал, хотя это еще не означает, что у них там хорошая чувствительность. Этот канал сильнее развит лишь по сравнению с остальными, а если сравнивать с тем, каким он мог бы быть...

Полнота восприятия.

Синестезия.

Поле цвета.

Выберите какой-нибудь цвет – желтый, синий, красный, фиолетовый... Представьте себе пространство, заполненное этим цветом. Ничего кроме него, только цвет.

Звуки.

А теперь мысленно войдите в это пространство, погрузитесь в этот цвет. Попробуйте услышать, какие звуки, мелодии, интонации “сопровождают” этот цвет. Желательно, чтобы не было никакого содержания – слов, фраз и т.д. Слушайте эти звуки, разрешая им становится максимально громкими и четкими.

Чувства.

А теперь обратите внимание на ваши внутренние ощущения, которые сопровождают эти звуки и цвет. Где в теле это ощущение наиболее осознаваемо? Где оно зарождается и в какую сторону движется? Постарайтесь прочувствовать его максимально...

Новый цвет.

Повторите весь этот процесс с другим цветом или оттенком: поле цвета, звуки, чувства... Продолжайте, пока не исследуете не менее 7 цветов.

¨ Можно также начинать с “чистого” звука или “чистого” ощущения, определяя, какие образы этому соответствуют, и так далее.

Наложение.

Эта техника помогает вам “достроить” и развить общую сенсорную чувствительность.

Сначала вы берете канал, который у вас лучше всего проработан, и представляете что-то в этом канале. Когда вы сделаете это максимально хорошо, дополните представление в следующем наиболее развитом канале и завершите все каналом, в котором вы пока что ориентируетесь хуже всего.

Например: В – А – К

¾ Вы можете представить себе, например, березу: как она выглядит, ее белый ствол с черными отметинами, зеленые листья, более темные ветви...

¾ Когда вы это сделаете, попробуйте услышать шорох ее листьев, услышать, как шумит ветер...

¾ А теперь представьте, какая береза на ощупь: прохладу ее ствола, шероховатость коры, запах ее листвы...

То есть, вы как бы достраиваете восприятие, начиная с наиболее развитого канала.

“Путешествие в прошлое”.

Кстати, наша память поступает приблизительно таким же образом: начинает с наиболее запомнившейся вещи и потом дополняет описание.

¾ Вспомните какую-нибудь вашу детскую игрушку максимально ярко и четко, какая она на ощупь, как она пахнет, какие звуки издает...

¾ Представьте, что вы держите ее в руках, почувствуйте ее вес.

¾ А теперь попробуйте осмотреться – скорее всего, вы окажетесь в каком-то событии из вашего прошлого, и вы сможете увидеть то, что вас окружало, услышать голоса и почувствовать себя маленьким...

Визуальный канал.

Если вы считаете, что вам нужно еще немного потренировать визуальную чувствительность, то выполните еще несколько упражнений.

То, что предлагается в этом упражнении – это один из общих подходов к тому, как развивать чувствительность в канале. Но так как здесь мы занимаемся зрением, то и объяснение будет касаться именно его, а по поводу А и К – немного ниже.

Осознай различия.

Обычно мы не осознаем, как получаем результат. Что-то вроде как в магазине – кассир щелкает на аппарате, тот гудит и выдает чек с результатом. Из чего этот результат получился, мы как бы даже и не знаем. Точно так же и с нашим восприятием – мы получаем результат какого-то вычисления, проведенного бессознательным, но как он получен, очень часто не осознаем. А в большинстве случаев не замечаем и сам результат, хотя подсознание настойчиво пытается достучаться со своим результатом до нашего же сознания.

Вот в этом упражнении вам и предлагается потренироваться осознавать, что происходит внутри нас, из чего складывается результат.

Чем отличаются эти две буквы? Найдите как минимум 3 различия (то есть, можно 5, можно 20, а вот 2 или 1 нельзя) и перечислите их. Обычно мы замечаем, что две вещи между собой различаются (результат), но чем конкретно – непонятно. Вот и попробуйте потренировать свою чувствительность и внимательность, и определите чем конкретно отличаются друг от друга эти две буквы “А”?

С тем же успехом можно поработать с различными почерками – чем конкретно они различаются? Здесь самое главное – четко перечислить эти конкретные различия, хотя бы проговорить про себя, а еще лучше написать.

Визуальное воспоминание.

Ещё один способ развития визуального канала – тренировка зрительной памяти. Возьмите несколько предметов, разложите их в произвольном порядке, посмотрите несколько секунд на то, что получилось, закройте глаза и попробуйте представить увиденное максимально ярко и четко, насколько вы способны. Потом откройте глаза и сравните с тем, что перед вами. И так до тех пор, пока вы не сумеете представить все предметы.

То же самое можно проделать с:

1) фотографиями из журнала;

2) рассыпанными спичками;

3) разложенными игральными картами;

4) карточками с буквами;

5) и еще много с чем.

Визуальную память хорошо тренировать на лицах – посмотрели на человека несколько секунд, попробовали представить его максимально четко и ясно, потом сравнили с оригиналом. Еще раз представили, еще раз сравнили. И так до максимального сходства “портрета” с оригиналом. Старайтесь запомнить мельчайшие детали (но не проговаривая, а визуально) – цвет кожи, родинки, волоски – все, что вы сумеете заметить.

Сюда же можно отнести работу с образами из памяти. Попробуйте зрительно вспомнить фонарный столб напротив дома, дерево, фотографию во вчерашней газете, игрушку из вашего детства – старайтесь сделать образ максимально четким, резким и детальным, насколько это возможно.

Визуальное конструирование.

Одна из важных вещей, которые можно делать в визуальном канале – это фантазирование, создание образов, которых вы никогда не видели. Попробуйте представить себе:

1. Розового слона в зеленый горошек.

2. Как бы вы выглядели с фиолетовыми глазами?

3. Как бы выглядел ваш сосед с волосами ярко-зеленого цвета?

4. А лысым?

5. А как выглядит негатив какой-нибудь фотографии?

6. А дуб, увешанный помидорами?

7. А как бы выглядел ваш сосед, танцующий ламбаду?

Я думаю, что вам хватит фантазии напридумывать множество совершенно удивительных вещей, самое главное, чтобы вы четко могли различать эти образы, рассматривать их.

Аудиальный канал.

Аудиальная калибровка.

· Однажды Новый Русский решил, что ему нужно получить высшее образование, и выбрал для этого консерваторию. Приходит он на экзамен по сольфеджио, председатель комиссии ему говорит:

“Отвернитесь. Сейчас кто-нибудь из нас сыграет на рояле аккорд, а Вы его должны назвать”.

Новый Русский отворачивается, слушает, поворачивается опять: ”Это ты нажала, да?”

Развивать можно не только зрительное восприятие, но и слух. Сейчас вы разобьетесь на тройки. И будете делать следующее: один из вас (Водящий) сядет на стул и закроет глаза, а двое других будут хлопать в ладоши и называть свое имя. Например, так:

­– Хло-о-п. Саша.

– Хлоп. Вася.

­– Хло-о-п. Саша.

­– Хлоп. Вася.

­– Хлоп. Вася.

– Хло-о-п. Саша.

­– Хло-о-п. Саша.

­– Хлоп. Вася.

Только старайтесь хлопать вразбивку, а не подряд. То есть не Вася, Саша, Вася, Саша, Вася, Саша, а например: Вася, Саша, Вася, Вася, Саша, Вася, Саша, Саша, Саша...

Когда Водящий решает, что он уже откалибровал все, что ему необходимо, и может определить, кто есть кто, он говорит: “Стоп”, и стоящие за спиной продолжают хлопать, но имен уже не называют. А Водящий должен угадывать. Если он ошибается, просто называется имя того, кто хлопал в действительности, и работаете дальше.

Когда Водящий угадывает 5 раз подряд без ошибок, можно поменяться ролями.

Время: 20 мин.

Что вы можете сказать по поводу этого упражнения?

¾ Иногда ориентируешься не на звук голоса и хлопка, а на шорох одежды, или замечаешь движение боковым зрением.

Именно поэтому я рекомендовал Калибровщику закрывать глаза. Наше бессознательное идет по пути наименьшего сопротивления и вычленяет наиболее простой способ калибровки, например, движение. Это же просто механизм поиска совпадений. Напрягаться лишний раз – лишняя трата энергии. И для того, чтобы начались активные поиски решения, требуется поставить себя в достаточно жесткие условия, где не было бы лазеек. Если вы хлопаете подряд, ваше бессознательное тут же замечает, что самый простой способ определения – это последовательность. Сначала Вася, потом Петя. Если очень характерный шорох одежды – более удобно калибровать по шороху.

Так вот, чтобы не было этого слишком простого способа определения, примите меры. Если ваша одежда шуршит, либо снимите ее (если это возможно), либо шуршите одновременно – то есть двигаются оба, а в ладоши хлопает только один. Дайте вашему товарищу возможность поучиться!

¾ А почему про все это нельзя было сказать до упражнения?

Ну, про порядок я говорил. А остальное...

Большая разница, если скажу что-то я, или вы сами обратите внимание. В первом случае ваши действия будут связано только с доверием лично мне и тому, что я говорю, а во втором – с вашим личным опытом. Я предпочитаю, чтобы вы меньше доверяли мне, а больше себе, чтобы вы больше учились на том, что происходит с вами. Да и запоминается это намного лучше. К тому же вы сможете понять, почему это не рекомендуется, а не просто принять к сведенью. Правила удобны, но мне больше хотелось бы, чтобы вы сами умели сочинять эти правила для себя и менять их, если понадобиться. Вот сейчас вы обратили на это внимание сами и задали вопросы, а если бы об этом рассказал я, многие бы пропустили мимо ушей или просто запомнили, что, мол, когда делаешь аудиальную калибровку, нужно двигаться вместе. А зачем, почему...

По этому поводу расскажу вам быль.

· Один молодой человек увидел, что когда его жена жарит мясо, она от каждого куска отрезает по ломтику и откладывает. Муж спросил, зачем она это делает. Жена ответила, что так ее научила мать. Тогда он обратился к теще (это, как вы попомните, мать жены) и спросил, почему сама теща так делает. Та ответила, что так всегда готовила ее мать (бабка жены). Муж отправился к бабке, и та ему рассказала вот что:

– Все очень просто. У меня была такая маленькая сковородка, что весь кусок туда просто не помещался.

Эта история по поводу правил. Существует два способа обучения – скажем так, восточный и западный (как вы понимаете, все это некая условность, метафора).

На востоке ученик живет вместе с учителем, делает все вместе с ним, и через некоторое время он умеет делать то же самое, что и его учитель.

На западе вам будут рассказывать, по каким правилам что устроено, и давать инструкции, как что делать. Пропуская все это через сознание, через какое-то время вы поймете, как это работает, и почему это надо делать так.

Вот в НЛП обычно пользуются обоими методами. Восточный хорош тем, что все происходит очень быстро, он намного быстрее западного. Но там вы очень часто просто берете правила, основанные на жизненном опыте учителя, и вставляете в свою жизнь, не осознавая, почему это так устроено. Так в большей степени учатся дети – они сначала просто копируют взрослых, делают то же самое, что и они. Мой годовалый сын берет тряпку и начинает подтирать сухой пол – он видел, как это делал я, и повторяет. Но лужи-то нет, которую надо подтирать! Он пока просто копирует.

Западный хорош тем, что там вы понимаете, как это устроено, и почему ваша бабушка отрезала ломтик от куска мяса при жарке. Но это требует обычно большего времени и, скажем так, больших затрат энергии – это намного более сознательный способ обучения, в отличие от более бессознательного восточного.

На мой взгляд, наиболее эффективно применение обоих этих способов. Мне бы хотелось, чтобы вы научились как “считывать” некие способы мастерства, так и понимать, как они устроены. Здесь вам предлагается не только использовать уже считанные с кого-то стратегии, но и создавать свои собственные.

Внутренние голоса.

Вот несколько упражнений на развитие аудиального канала, которые вы можете делать дома.

Можно потренировать Аудиальную Чувствительность, определяя различия внутренних голосов. Обычно мы не замечаем, что когда разговариваем сами с собой, то разговариваем разными голосами. А вот чем конкретно они различаются? Попробуйте потренироваться и найти эти различия, опять же не меньше трех – то есть больше можно, а меньше лучше не надо.

Итак, какой голос[4]:

1. выше, ниже;

2. громче, тише;

3. направление, откуда доносится;

4. источник звука ближе, дальше;

5. какой у него темп;

6. какой ритм;

7....

Например:

¾ У меня есть голос, который говорит о тех проблемах, которые могут возникнуть, если я буду что-то делать. Я его назвал “Скептиком”. А есть, который рассказывает о том, как будет классно, если я все-таки это сделаю, – “Энтузиаст”. А еще есть голос, который предлагает сделать что-нибудь совершенно необычное и веселое, – “Шутник”.

¾ У Скептика голос глухой, медленный и несколько монотонный, идет откуда-то слева.

¾ А у Энтузиаста быстрый, громкий (громче чем у Скептика), идет сзади и достаточно высокий.

¾ Голос Шутника тихий, но высокий, как будто бы детский, говорит в очень быстром темпе и откуда-то снизу.

Это очень хорошее упражнение на осознание внутренних процессов, на умение определять то, что происходит внутри нас. Учтите, то, как мы воспринимаем мир, тесно связано с тем, как это представлено внутри нас, и, тренируя внутреннее представление, мы при этом тренируем и внешнее восприятие.

· Скакал Ковбой по дороге, вдруг, откуда ни возьмись – индейцы, догнали и окружили со всех сторон. Смотрит Ковбой – не прорваться, конец!

А Внутренний голос ему и говорит:

– Это еще не конец! Плюнь в лицо вождю!

Ковбой так и сделал.

– Ну вот, теперь конец, – удовлетворенно сказал Голос.

Слушай музыку.

Вы все слушаете музыку. А попробуйте научиться немного управлять собственным восприятием и выделять:

1. гитару;

2. солиста;

3. ударника;

4. бас-гитару;

5. клавишные;

6. флейту...

То есть, ваша задача сделать из остальных инструментов и звуков “фон”, а слушать как бы только этот инструмент.

Либо, когда вы находитесь в таком месте, где все вокруг разговаривают о своем (в гостях, например), потренируйтесь различать отдельные голоса и звуки и концентрироваться на них. Например, вы едете в автобусе и по очереди выделяете:

1. Шум мотора.

2. Шорох шин.

3. Разговор за спиной: мужчина и женщина. У мужчины голос низкий и хриплый, у женщины более высокий и быстрый.

4. Двое ребят разговаривают в дальнем углу. У одного голос тоньше, почти фальцет, у другого несколько тише и медленнее.

5. Звуки машин за окном.

6. Свист ветра.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.6 (0.012 с.)