Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вспомнить мелодию (аудиальная память).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Попробуйте вспомнить и прослушать внутри себя (не напеть или проговорить, а именно вспомнить, как это звучит) 1. Песню. 2. Мелодию. 3. Музыкальное произведение. 4. Разговор. 5.... Старайтесь воссоздать все максимально точно, все оттенки звука или голоса. Можно мысленно прокручивать несколько раз, с каждым разом у вас будет получаться все лучше и лучше. Нужно только потренироваться. В другом варианте вы прокручиваете мелодию или запись разговора на магнитофоне (можно небольшими кусками), а затем пытаетесь ее мысленно прослушать. Потом еще раз слушаете, и опять пытаетесь воспроизвести у себя в голове. Если начинает хорошо получаться, сделайте запоминаемые куски больше или возьмите сложную оркестровую композицию. В последнем случае старайтесь слышать внутри себя все инструменты. Когда и это у вас будет хорошо получаться, можно объединить это упражнение с предыдущим – вспоминая какую-то мелодию, выделяйте отдельный инструмент или голос, в зависимости от того, что вы слушаете. Аудиальное конструирование. А теперь потренируемся придумывать что-то свое. Представьте: 1. Как бы ваш знакомый(ая) рассказал стихотворение “Идет бычок, качается...” (или любое другое, которое вы не слышали в его исполнении). 2. Как звучит флейта под шум моря. 3. Как звучит ваша фамилия, произнесенная задом наперед. После того, как у вас это будет хорошо получаться, можно попробовать: 1. Как ваш знакомый читает то же самое стихотворение, когда ему грустно, весело, интересно, радостно, он удивлен или взволнован. 2. Добавьте инструментов – как звучит небольшой симфонический оркестр под шум моря. 3. Как ваши знакомые произносят вашу и свою фамилию задом наперед. Старайтесь здесь также не напевать и не произносить про себя[5], а именно слышать в голове. Но это как у кого получится... Кинестетика. Кинестетическая калибровка. Объединитесь в группы по три человека – Клиент и два Гипнотизера. Клиент садится и закрывает глаза, а Гипнотизеры в произвольном порядке нажимают ему на плечи, называя свои имена. То есть все почти так же, как в “Аудиальной Калибровке”, только вы не хлопаете в ладоши, а нажимаете на плечи. – Вжик. Саша. – Плюм. Вася. – Вжик. Саша. – Плюм. Вася. – Плюм. Вася. – Вжик. Саша. – Вжик. Саша. – Плюм. Вася. Когда Клиент решит, что он уже может различать, кто нажал, он подает сигнал, и Гипнотизеры начинают нажимать, уже не называя имен. После того, как Клиент угадывает 5 раз подряд, вы меняетесь ролями. ¨ Когда вы будете Гипнотизерами, старайтесь двигаться одновременно, чтобы Клиент не мог калибровать по звуку ваших шагов или по шороху одежды. Время: 15 мин. Давайте попробуем выяснить, какова ваша стратегия Кинестетической Калибровки. Как вы узнаете, кто в данный момент нажал вам на плечо? Это не касается того, что вы между собой сравниваете: силу нажатия, скорость, дрожание и пр. Вопрос в том, как вы делаете вывод и определяете, что это Саша, а это Петя. Возможно, кто-то слышит голос, который говорит ему имя; кто-то видит образ ладони, и в зависимости от цвета или яркости может определить, кто сейчас нажимал. А может, для кого-то нажатие одного человека более “теплое”, а другого – более “холодное”. Попробуйте обратиться внутрь себя и найдите ответ на этот вопрос. ¾ Я вижу ладони разного цвета – зеленого и розового. В зависимости от этого я и определяю, кто нажимал. ¾ А я слышу внутри себя имя человека. ¾ Я тоже слышу, но не имя, а что-то вроде монотонного звука – и в зависимости от его высоты могу определить. ¾ А я видел изображения партнеров – какое становилось ярче, тот и нажимал. ¾ А у меня просто появлялось написанное имя, так, как я его видел на бэйджике. Кожная чувствительность. “Осознание”. Возьмите несколько кусочков материи и попробуйте определить, чем они отличаются. При этом желательно, чтобы вы четко перечислили эти различия. Помните, что нужно описать не впечатление, а то, как оно было получено. Один материал не более приятный, а мягкий и теплый на ощупь. Чем ткани могут различаться: 1. толстая или тонкая; 2. мягкая или жесткая; 3. гладкая или ворсистая; 4. плотная или рыхлая; 5. шелковистая или шершавая; 6. по типу плетения и т.п. Работать можно не только с кусками ткани или различными частями одежды (рубашка, свитер, майка, носок...), но и с различными бумажками или кусочками дерева. “Выбор”. Возьмите 5-6 одинаковых по размеру кусочков различной бумаги, более-менее похожих друг на друга, и попробуйте не глядя определять их. Для этого можно на них написать цифры. “Игра в слепых”. Возьмите по маленькой щепотке крупинок нескольких видов: пшена, гречки, риса, мака, – что найдется, главное, чтобы вся кучка свободно умещалась под одним пальцем. Попробуйте с закрытыми глазами сказать, сколько крупинок сейчас под пальцем, но не перебирая их, не пересчитывая поштучно, а определяя сразу наощупь. Нормально – отличать количество от 1 до 7. “Игра в шулеров”. Возьмите несколько кусочков плотной бумаги и пронумеруйте их, накалывая или процарапывая цифру иголкой. Попробуйте также геометрические фигурки или разное количество точек. “Краски”. Точно так же, возьмите 4-5 кусочков одной и той же бумаги и раскрасьте их разными типами красок: карандаш, ручка, фломастер, гуашь. Ваша задача – определить их наощупь. Внутренние ощущения. “Осознание”. Как вы помните, к внутренним ощущениям относятся как ощущения внутри мышц, так и в желудке или мочевом пузыре. Вспомните несколько внутренних ощущений и попробуйте описать их в терминах[6]: 1. тепло – холод; 2. дрожь, вибрация; 3. тянущее / давящее ощущение; 4. направление к/от; 5. стоит на месте – двигается; “Взвешивание”. Для этого упражнения желательно иметь более-менее точные весы. Вы кладете предмет в сумку и пробуете определить его вес. А потом проверяете на весах – насколько вы точны. “Пульс”. Попробуйте ощутить пульс в большом пальце вашей правой руки. Если трудно – можно сначала потереть палец или прижать его к какой-нибудь поверхности. А теперь последовательно попробуйте ощутить пульс: 1. В указательном пальце правой руки. 2. В среднем. 3. В безымянном. 4. В мизинце. 5. В большом пальце левой руки. 6. В середине ладони левой руки. 7. А теперь попробуйте провести его из ладони левой руки в ладонь правой, через руку, плечи так, чтобы не было перескока. И чтобы ощущение пульса не расползалось, а шло в виде небольшой области размером с монету. 8. Проведите пульс из правой руки по правому боку в указательный палец правой ноги. 9. Вы еще долго можете гонять его по всему телу. Мета–ощущения. Вспомните эмоцию или чувство и попробуйте описать его в терминах: 1. Качество: покалывание, тепло, холод, вибрация, расслабление, напряжение... 2. тепло – холод; 3. дрожь, вибрация; 4. тянущее ощущение; 5. стоит на месте – двигается; 6. направление к/от; ¾ Грусть – это теплое тянущее ощущение в плечах, вибрация спереди посередине тела, но не на поверхности кожи, а внутри. Она начинается где-то в горле и распространяется вниз, к солнечному сплетению. И это ощущение, пожалуй, теплое, а вибрация мелкая. Учтите, что мета-ощущения имеют свойство зарождаться в одном месте, потом передвигаться и становиться постоянными в другом. Так что вы можете попробовать прокрутить их задом наперед и понаблюдать, что получится[7]. Вкус, Запах. Для тренировки повышения чувствительности вкуса и запаха можно порекомендовать пока только целенаправленное погружение в состояние “только вкус” или “только запах”. Попробуйте максимально сосредоточиться на запахах, которые вас окружают, на тончайших их оттенках. Представьте, что вы собака, для которой обоняние – это важнейшее из чувств. Весь мир – это запахи, запахи, запахи. И вы среди них, вы погружаетесь в этот мир ароматов, где каждая вещь, каждый человек, каждый предмет имеет свой собственный неповторимый оттенок запаха, свой исключительный и только ему единственному присущий... Карта и Территория. · Один представитель сексуальных меньшинств спрашивает другого: – Как ты думаешь, двое мужчин могут быть просто друзьями? – Могут. Но я думаю, что природа со временем возьмет свое! “Главные слова”. Список. У каждого из нас есть вещи, которые для него являются главными в жизни. Для кого-то это Бог, Душа и Просветление, для кого-то Деньги, Достаток и Семья. Возьмите по листку бумаги и перечислите Ваши Основные Ценности. Постарайтесь написать 5 – 7, больше не надо. Значение. А теперь объединитесь в группы по 5-6 человек. До этого вы немного подумали о том, что для Вас важно в жизни, о Ваших Главных Словах. А теперь выберите несколько слов, которые достаточно интересны всей группе, и попробуйте выяснить, что каждое из них обозначает для каждого члена группы. ¨ Это касается именно значения, а не представления во внутреннем опыте. При этом большая просьба быть достаточно внимательными и интересующимися. У вас нет задачи “объяснить, в чем вы все не правы”, нужно всего лишь узнать, что для каждого члена группы скрывается за этими понятиями, и рассказать о вашем представлении об этом. Давайте будем взаимно вежливы. Время: 15 мин. Попробуйте сделать выводы из этого упражнения: резюме, 3-5 пунктов. Время: 10 мин. В общий круг. К каким выводам вы пришли в процессе обсуждения? ¾ Для разных людей одни и те же слова могут обозначать совершенно разные вещи, и наоборот – разные слова могут обозначать для разных людей одно и то же. ¾ Когда говоришь, люди воспринимают твои слова по-своему и придают собственное значение. Иногда могут совершенно неожиданно среагировать на самые безобидные слова. Да, люди в первую очередь реагируют не на то, что происходит вокруг них, а на то значение, которое они этому приписывают. И если женщина в ответ на вашу фразу о том, что вы ее любите, заявляет вам, чтобы вы “больше здесь не появлялись”, то это, возможно, означает, что когда-то мужчина, сказав ей это, вышел и больше не вернулся. То есть, эта фраза для нее обозначает, что ее бросят... Все это касается и просто слов. Слова ведь это только кнопки, вызывающие из памяти определенные куски опыта. И то, какой смысл стоит у человека за каждым конкретным словом, связано исключительно с его жизнью, с его личным опытом. И если для кого-то слово “семья” обозначает только двух людей, которые постоянно скандалят и вредят друг другу, но почему-то не расходятся, то и на само слово этот человек будет реагировать соответственно. Соотношение внутреннего и внешнего восприятия приблизительно 20:1. В этом смысле, человек большую часть жизни проводит во внутреннем мире, а на мир внешний у него практически не остается времени. Так что для общения нам в первую очередь необходимо разобраться во внутреннем представлении человека. “Карта – это не Территория”. Одни любят свиной хрящик, а другие – арбузную корочку. Пословица. Сейчас у вас было два этапа выполнения упражнения. Сначала вы играли, разговаривали и получали реальный опыт. Потом вы сели по группам и стали этот опыт приводить в такую форму, чтобы им можно было пользоваться. В НЛП есть понятие Территории и Карты. Территория – это ваш реальный опыт, это громадный мир вокруг нас, события и вещи. А Карта – это ваша модель, ваше представление об этом мире. Мы сейчас находимся в городе Москве. И вы можете выглянуть в окно, и что-то увидеть, что-то услышать, что-то почувствовать. Вы можете побродить по Москве и покататься на трамвае или такси, если есть на это деньги, даже подняться на телебашню, чтобы получить наиболее полное впечатление от города. И можете купить карту Москвы, чтобы нарисовать свой маршрут или мысленно проследить его. Наш опыт очень большой. Вернее, громадный. Мы не в состоянии им пользоваться в том виде, в каком все это к нам поступает. Поэтому мы все это приводим к более удобному виду. Представьте, перед вами гора овощей: картошки, свеклы, капусты... Все это еще надо помыть, почистить, нарезать и сварить. И только после этого борщ можно будет съесть... Всех нас окружает огромный, беспредельный мир. Его наполняет множество вещей, событий, людей, о большинстве которых мы не имеем ни малейшего представления. И мы просто не в состоянии вместить этот огромный мир в наше маленькое сознание. Он просто туда не помещается! Но нам же нужно как-то в нем жить. И мы начинаем делать карты, модели этого мира. Точно так же, как есть карты различных стран и городов, внутри нас есть карты мира, который нас окружает. В них записано, что для нас правильно, а что нет, какими мы себя считаем, и каково наше представление о том, что о нас думают другие люди. Это не является ни правдой, ни неправдой. Это просто представление человека о мире вокруг – модель этого мира. У кого-то карты более подробные, у кого-то менее. Кто-то сделал их с большим искусством, а у кого-то там полно ошибок. (Хотя, что такое ошибка?) Но все равно, это только карты. А любая карта, будь она самая подробная и точная, не может полностью отразить Территорию, которую она изображает. Ну, во-первых, просто потому, что у нее другая задача. На карте оставляют только самое важное и нужное, а все остальное убирают, чтобы не мешало ориентироваться. Точно так же в Личной Карте человека отображено только то, что для него важно и нужно, а все остальное пропущено. Если там будет слишком много информации, в сознание это просто не влезет. Там слишком мало места. · Встречаются двое новых русских. Один другому показывает новый галстук и хвалится: – Представляешь, я его вчера купил за штуку баксов! – Ну ты лопухнулся! Я его в магазине напротив за полторы видел. У каждого человека своя Карта, связанная с его личным опытом, историей, жизнью. Так как жизнь у нас у всех разная, то и Карты у всех отличаются. Но так как в нашей жизни много схожего, то и в наших Картах есть определенное сходство. Карта – это фильтр, отделяющий то, что человек считает нужным для себя, от того, что для него не представляет интереса. Иначе он бы просто утонул в обилии информации. Проблемы начинаются в тот момент, когда человек решает, что Карта это и есть Территория. · Учительница дала классу сочинение на тему: “Что бы я сделал, если бы получил миллион?” Через полчаса Вовочка поднялся из-за парты, подошел к учительнице, держа в руках бумажку с какими-то расчетами: – Извините, а нельзя ли добавить еще сто тысяч? Наличие Карты – это не проблема. Проблемы начинаются когда человек забывает, что Карта – это не Территория. Как только кто-то решает, что его представление о мире и есть мир, у него начинаются проблемы. И с другой стороны – если у человека проблемы, возможно, это означает, что он решил, будто его Карта истинна. Не существует истинных Карт. Любая Карта истинна и ложна одновременно.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.144.162 (0.01 с.) |