Руление в критических ситуациях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Руление в критических ситуациях



Технику руления вообще, и особенно в критических ситуациях, можно назвать одним из "темных пятен" в подготовке водителей. Те знания и навыки, которые начинающий водитель приобретает в автошколе, годятся лишь для медленной езды и элементарных маневров в спокойных условиях.

Одним из основных приемов, которому в автошколах обучают начинающих водителей, является способ поворота и выравнивания управляемых колес попеременным рулением на боковом секторе рулевого колеса без перекрещивания рук. Этот прием спортсмены в шутку назвали "методом доения" или "тяни-толкай".

И он-то как раз неприемлем и даже опасен для действий в критических ситуациях. Почему? Можно назвать, по крайней мере, три причины:

· выполняя серию перехватов при маневре, водитель полностью теряет контроль за конечным положением колес и испытывает трудности при выравнивании автомобиля;

· при выполнении приема водитель применяет "тянущие" движения вниз одной рукой и "толкающие" вверх дру гой. Первые из них слишком коротки по амплитуде, а вторые малоэффективны, т.к, выполняются слабыми мышцами;

· прием "тяни-толкай" не может обеспечить быстрый поворот колес на большой угол, поэтому водитель оказывается беззащитным при попадании в критические ситуации, особенно при вращении автомобиля

 

Рисунок 14. СТАНДАРТНЫЙ СПОСОБ ПОВОРОТА РУЛЕВОГО КОЛЕСА БЕЗ СКРЕСТНЫХ ПЕРЕХВАТОВ
· Способ, изучаемый в программах начальной подготовки, обеспечивающий маневры на минимальной скорости движения. · Для скоростных действий способ неприемлем, т. к. не использует физиологический потенциал рук и 50% действий выполняется "слабыми" группами мышц. · Прослеживается психологическая несовместимость между конечным положением руля и положением управляемых колес (водитель не может отследить угол поворота колес с помощью своих действий и ориентируется на поведение автомобиля). · Способ порождает возможность самороспуска руля при выравнивании траектории. · В критических ситуациях, связанных с потерей устойчивости (занос, вращение и др.), при дефиците врем.ени технология руления не может обеспечить необходимой скорости поворота руля на значительную амплитуду.

 


Какими качествами можно охарактеризовать технологию руления, необходимую любому водителю для преодоления критических ситуаций (потеря устойчивости или управляемости автомобиля, выполнение маневров на высокой скорости или при движении на скользкой дороге)?

· Во-первых, это точность при повороте колес на заданный угол. Например, при вхождении в поворот на максимальной скорости важно в первой фазе установить угол поворота колес так, чтобы не доворачивать руль на дуге поворота. Это достаточно сложно даже для профессионала, потому что невозможно контролировать маневр зрением. Спортсмены заменяют зрительный контроль "мышечным чувством" рук (запоминанием амплитуды движения, величины прилагаемого усилия). Особенно важна точность руления в ситуациях, связанных с боковым скольжением и вращением автомобиля. Неопытный водитель, попав в такое положение, интуитивноищет правильное положение колес по поведению автомобиля. Но все его попытки обречены на провал, потому что контакт колес с дорогой утерян, реакции водителя хаотичны. Помочь в таких ситуациях могут лишь рефлекторные действия, отработанные до автоматизма.

· Во-вторых, это быстрота руления. Быстрое руление поможет компенсировать допущенную ошибку и стабилизировать автомобиль при заносе любой амплитуды. Для поворота руля на максимальный угол спортсмены высшей квалификации способны двумя руками попеременно сделать до 8 движений в секунду (!), профессионалы до 4 движений. Водитель же, не имеющий специальной подготовки, может рассчитывать на одно или два движения в секунду, а этого явно недостаточно для выхода из опасной ситуации. К тому же его хаотичные действия лишь усугубляют положение. Например, попытка компенсировать недостаточную скорость рук рефлекторным торможением чаще всего лишь переводит автомобиль в неуправляемое скольжение.

· В-третьих, это координация действий рук при рулении. У автогонщиков при любых экстренных маневрах руки работают согласовано, вместе или раздельно, помогают друг другу, способны как к плавным, так и к взрывным действиям. Это великолепный дуэт, умеющий не только рефлекторно реагировать на ситуацию, но и импровизировать, творчески конструировать управляющие композиции в ответ на изменение внешних условий.

Способности к координированной работе рук, к сожалению, не передаются по наследству и могут быть приобретены только при многократном повторении специальных учебных упражнений на тренажере, которые спортсмены охарактеризовали как "физкультуру для рук".

Стихийное самообразование на дорогах, которым занимается большая часть водителей, копирование действий "умелых и бывалых" породило целую вереницу маленьких и больших ошибок. Эти ошибки, вначале не замечаемые, а потом уже привычные, создали потенциально опасный стиль вождения. В спокойных условиях на небольшой скорости этот стиль почти ничем не угрожает самому водителю и окружающим, но в сложных и критических ситуациях неизменно приближает его к аварии.

В арсенале автогонщиков-раллистов высшей квалификации насчитывается 4 способа, от 8 до 12 приемов и 32 элемента руления, из которых складывается универсальная техника, позволяющая безошибочно управлять автомобилем в любых условиях и ситуациях. Опыт этих спортсменов окажет немалую услугу обычному водителю, который управляет автомобилем в самых разных условиях.

 

Рисунок 15. Способы
· Характер прилагаемых усилий: скоростной, силовой, скоростно-силовой. · Арсенал мастерства водителя должен включать не менее 10 приемов руления для преодоления различных по сложности ситуаций. · Результативность в критических ситуациях дают синхронные и опережающие действия рулем. · Руление как способ стабилизации автомобиля всегда связано с другими управляющими действиями, выполняемыми педалями тормоза, сцепления и газа, а в отдельных случаях с действием рычагами КПП и стояночного тормоза.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.006 с.)