Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов

Поиск

Поиск материала – это не сбор информации. Это не только чтение научной и художественной литературы, газет, журналов, это еще и анализ прочитанного, осмысление и определение собственных мыслей и идей по данному вопросу.

Именно поэтому к выступлению надо готовиться заранее, с особой тщательностью. Материал можно найти в библиотеке, где имеется огромное количество каталогов: алфавитный, предметный, систематический. За последние годы все большую популярность приобретает еще один мощный информационный резервуар – Интернет – глобальная телекоммуникационная сеть, охватывающая почти все страны мира. Пользуясь различными поисковыми системами, можно найти материал по конкретной, заданной теме; информацию о том, где можно найти определенную книгу. Пользование электронным каталогом помогает сэкономить время и дает возможность изучить больше материала.

Существуют разнообразные источники поиска интересующего материала. Это и справочники, и энциклопедии, различные словари, официальные и статистические данные, исторические документы, научная и художественная литература. Газетные и журнальные статьи, телевизионные программы тоже являются источниками информации. Однако немаловажно уметь работать с книгой, со статьей. Первое, что нужно сделать, – это сложить целое впечатление от прочитанного. Готовящий речь (выступление) может выбирать определенный вид чтения, а именно: сплошное, выборочное или комбинированное. Сплошное чтение подразумевает чтение всей книги, части.

Выборочное чтение – это ознакомление с отдельной частью, главой, параграфом. Сплошное чтение отдельных частей и выборочно других называется комбинированным чтением.

При изучении литературы следует выписывать выходные данные о книге, обращать внимание на дату издания. Иногда следует выбирать литературу более позднего года выпуска, и наоборот.

Надо отметить, что человек вырабатывает свои принципы работы с книгой, выбирает те методы и приемы, которые ближе и понятны именно ему.

Личный пример, примеры из жизни друзей и знакомых тоже являются своего рода источником информации, хотя, безусловно, не могут претендовать на достоверный источник. Такие примеры обогащают речь, делая ее более яркой, эмоционально насыщенной, жизненной.

 

25. Словесное оформление публичного выступления

Слово – это важнейшая единица языка. Многообразие предметов, явлений определяется при помощи слов. Слово выполняет данную роль потому, что оно обладает определенным смыслом или значением, которое носит название лексического значения.

Слова выражают отражение сложившейся действительности, существующих представлений о предметах, признаках и т. д. Например, лексическое значение слова брошюра таково: «книга небольшого формата в виде скрепленных листов, обычно без переплета». В данном значении отражаются наши представления об отличительных признаках печатного издания такого рода.

Точность употребления слов состоит в том, чтобы соблюдать лексические нормы языка, уметь использовать слова в соответствии с их значением. Поэтому не следует употреблять слова, значение которых неизвестно или непонятно. Особенно это важно, когда в выступлении используются иностранные слова. Иноязычные слова входят в язык вместе с появлением новых понятий, предметов (например, бутерброд (из нем.), режиссер (из фр.), матч (из англ.)).

При выборе слова надо учитывать его сочетаемость с другими словами. Например, слово львиный – «самый большой, самый лучший» сочетается только со словом доля – львиная доля, но нельзя сказать львиная часть.

Если слово имеет несколько значений, то можно говорить о его многозначности. У слов, имеющих несколько значений, выделяются прямое и переносное значения. Прямое значение указывает на окружающие явления, определенные предметы, названием которого оно является. Переносное значение связано с прямым по смыслу и мотивировано им. Многозначность слова может быть использована как стилистическое средство для усиления образности речи.

Оратор должен творчески подходить к своему выступлению, подбирая слова и доходчиво излагая материал. Важно, чтобы понимание слова оратором и слушателями совпадало. Слова должны быть тщательно и правильно подобраны. Необходимо избегать многословия – употребления лишних слов, не дополняющих того, что уже было сказано. Подбор слов – это отражение грамотности, свидетельство уровня образованности и логики выступающего. Следует обращать внимание на стиль доклада. Помня, что выступление – это устная форма изложения, оратору необходимо обращать внимание на свои возможности и способности говорить громко, четко и понятно, правильно.

К выступлению надо готовиться заранее, можно прорепетировать его перед близкими людьми, исключить или заменить длинные, иностранные слова, слова, трудные в произношении. Словесное оформление – это анализ и разбор выступления, представление и подбор слов, уместных в данной коммуникативной ситуации.

 

Ораторский монолог

Ораторская речь прежде всего представлена монологом. Монолог дословно означает «речь одного», от греч. monos – «один» и logos – «слово, речь». Монолог – это особая форма устной речи, которая представляет собой развернутое высказывание одного лица. Монолог всегда завершен со смысловой точки зрения. Языковые и композиционные характеристики монолога подчинены главной мысли и цели выступления.

С одной стороны, ораторский монолог характеризует однонаправленность: оратор говорит для аудитории, обращается к аудитории. Но в то же время аудитория не пассивна: она может соглашаться или не соглашаться с оратором, сомневаться в его высказываниях. Оратор должен чувствовать ее реакцию и в свою очередь отвечать на нее. Таким образом, происходит своеобразный диалог оратора и аудитории.

Ораторская речь, с одной стороны, – это монолог, а с другой – диалог. То, в какой форме пройдет выступление, зависит от активности оратора и аудитории. Итак, мы приходим к выводу, что ораторская речь – это монолог особого типа, монолог-диалог.

Как мы уже говорили выше, еще на этапе подготовки речи оратор учитывает особенности аудитории, к которой направлено выступление. Но самое главное – это непосредственный контакт со слушателями, поэтому оратор должен быть готов к нему.

Часто начинающие ораторы от волнения и страха не видят и не слышат свою аудиторию, и от этого могут происходить различные казусы, о которых люди вспоминают, уже будучи опытными ораторами.

«Эффект живой речи» необходим в различных ситуациях. Бывает так, что оратор перед началом речи сталкивается с равнодушием, недоверчивостью или неприязнью слушателей, и ему нужно завоевать внимание и доверие аудитории. Для этого используются различные приемы:

• «зацепляющий крючок»;

• нахождение в аудитории хотя бы одного доброжелательного лица. Начав сначала говорить для него, можно перенести этот контакт и на всю аудиторию.

Наконец контакт с аудиторией установлен. Теперь для оратора важно не потерять, удержать его. Важно, чтобы взгляд выступающего всегда был устремлен на слушателей. Хороший оратор обычно смотрит на лица слушающих его людей, переводя взгляд с одного человека на другого. Это помогает ему заметить ослабление внимания. Наиболее универсальный способ борьбы с этим ослаблением – так называемая эмоциональная разрядка. Это могут быть неожиданный вопрос или какой-нибудь интересный и тоже чаще всего неожиданный факт. При этом важно не отвлечься и не увести выступление в другое русло.

Перечисленные выше приемы, однако, недостаточны оратору для установления прочного контакта с аудиторией. Для этого необходимо постоянное взаимодействие между ними на протяжении всего выступления. Достичь этого можно при условии наличия скрытой формы диалога, которая позволяет добиться эффекта сопереживания.

При эмоциональном сопереживании большое значение имеет личностный «эффект заражения». Эмоциональный подъем оратора вызывает в свою очередь ответную реакцию слушателей. И, напротив, если оратору во время выступления, скажем так, захочется спать, то и аудитория будет чувствовать себя так же. Эмоционально заряженная речь будоражит воображение, действует на чувства людей, может побудить к творчеству, к действиям.

Интеллектуальное сопереживание – это прежде всего совместная мыслительная деятельность оратора и аудитории. Излагая свое мнение, точку зрения на тот или иной вопрос, оратор делает это вслух, при всех, т. е. он мыслит публично. Слушатели в свою очередь включаются в этот процесс, следят за размышлениями оратора. Фактически это выглядит следующим образом: оратор может ставить различные вопросы перед аудиторией и получать на них ответы, совместно сопоставлять факты и точки зрения, полемизировать с оппонентами-слушателями.

Наиболее эффективного результата может достичь оратор, умеющий вызвать как интеллектуальное, так и эмоциональное сопереживание слушателей.

Возможен не только скрытый, но и открытый диалог выступающего и слушателей. Формы этого диалога: ответы оратора на вопросы слушателей и, наоборот, ответы слушателей на вопросы выступающего.

Вопросы слушателей и ответы на них оратора – эта форма требует от выступающего незамедлительной реакции, доброжелательности и остроумия. Последнее очень важно, так как во время выступления возникают острые моменты, сгладить которые можно с помощью юмора.

Ораторы могут сами задавать вопросы слушателям. Это особенно эффективно, если слушатели заинтересованы в получении информации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 1015; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.176.213 (0.007 с.)