Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сила и высота голоса, темп речиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Смысловое восприятие звучащей речи зависит от многих параметров. Одним из главнейших является темп произнесения. Темп – это скорость произнесения звуков, слогов, слов в единицу времени (например, в минуту). Средний темп произнесения – 100–120 слов в минуту – является оптимальным для легкого восприятия речи. Самые важные мысли могут высказываться в замедленном темпе, менее важная информация – проговариваться быстро. Слишком медленный темп речи имеет свои недостатки. Он не успевает за восприятием слушателями сказанного. Слушателю при этом сложно вычленить главное и второстепенное, поэтому он может не уяснить сути рассуждения. Медленно говорящий оратор, какие гениальные бы высказывания он ни произносил, может вызвать лишь зевоту и скуку, а иногда и раздражение аудитории. Другой важный для хорошего оратора показатель – сила голоса. Тут есть две стороны: нельзя говорить ни слишком тихо, ни слишком громко. При тихой речи оратора могут просто не услышать. И, напротив, чрезмерно громкая и особенно крикливая речь может вызвать неприятие, психологическое отторжение сказанного. Следующий параметр, который должен учитывать оратор, – высота голоса. Высота голоса зависит от природных физиологических показателей. Голос может быть низким, высоким, средним. Большой выразительности может добиться оратор, умеющий мастерски повышать или понижать голос. Обращая внимание на особенности владения голосом, оратор может избежать монотонности в своем выступлении. Ясность и четкость произношения Часто в устной речи звуки произносятся нечетко. Концы слов и фраз при этом могут проглатываться. Такое произношение допустимо в обычной разговорной речи. Иная ситуация – выступление перед большой аудиторией. К выступающему в этом случае предъявляется требование хорошей дикции. Дикция – это четкое и ясное произношение слов. Если человек от природы не обладает хорошей дикцией, то, систематически работая над ней, можно добиться эффективных результатов. Один из приемов работы над дикцией – скороговорки. Благодаря им достигаются точность, чистота, ясность произношения в случаях трудных сочетаний согласных при любом темпе произношения. Пространство, место, в котором выступает оратор, также играют большую роль в эффективности речи. Если помещение большое, то речь должна быть медленнее, иначе аудитория может не все услышать. Нужно дать время для распространения звуковых волн в большом помещении. Выражение с помощью голоса различных чувств Голосом при условии владения им можно передавать не только слова и мысли, но и чувства, эмоции, переживания. Установлено более 20 интонаций, которые выражают самые различные чувства: угрозу и удивление, негодование и радость, возмущение и восхищение, страх, сомнение, злобу и т. д. Соответственно, о грустном нужно говорить печальным голосом, о веселом – радостным. Хороший оратор должен, во-первых, придать эмоциональность содержанию своей речи, а во-вторых, стремиться выразить ее своим голосом. Слушатели могу пропустить до 30–40 % информации, если ораторская интонация не будет отвечать его речи.
Стиль и тип речи в ораторском искусстве Стили речи и языка подробно рассмотрены в других главах книги. Все они могут использоваться в ораторском искусстве. Источники, которыми пользуется оратор при подготовке речи, относятся к разным стилям речи: официально-деловому, научному, публицистическому. Оратор также может заимствовать образы из художественной литературы. Использование источников разных стилей зависит от рода и вида речи. С официально-деловым стилем будет связан отчетный доклад, лекции – с научным стилем, в проповеди, парламентской, митинговой, приветственной, юбилейных речах будет преобладать элементы публицистического стиля. Для многих ораторских выступлений характерно смешение стилей. Это особенно заметно в судебных речах. Чаще всего ораторы используют в своих выступлениях публицистический стиль. Использование художественного стиля не только эффективно воздействует, но и доставляет эстетическое наслаждение слушателям. При том, что ораторское выступление опирается на книжные стили языка, оно реализуется прежде всего в устной форме. Произносящий речь в любом случае использует элементы разговорного стиля. Соединение книжных стилей и разговорного образует ораторскую речь. Объединяя их, оратор должен особенно внимательно относиться к употреблению элементов письменной и устной речи. Разговорность устного выступления зависит от многих условий: цели, содержания, рода и вида речи, состава и запросов аудитории. Важным условием является способ воспроизведения: чтение текста, воспроизведение по памяти, импровизация. Индивидуальные речевые навыки также влияют на использование элементов разговорного стиля. В таких выступлениях могут широко применяться разговорная лексика, фразеология, синтаксические конструкции, придающие речи неофициальность и непринужденность. Использование в ораторской речи подобных элементов требует большого мастерства оратора, иначе оно будет неуместно.
Основные виды аргументов Целью говорящего является влияние в той или иной степени на собеседника, оппонента. Он должен уметь убедить в своей правоте. Для этого необходимо использовать такие слова и выражения, которые способны вызвать определенные чувства и мысли. Эмоциональная речь, выразительные рассуждения, наглядные примеры сами по себе могут убеждать. Надо уметь доказать и отстоять свою точку зрения. Для этого нужно быть уверенным в правдивости того или иного суждения, тезиса. Чтобы уметь доказать, надо уметь аргументировать свои доводы. Доказательства бывают прямыми и косвенными. При прямом доказательстве приводятся аргументы в поддержку или опровержение тех или иных высказываний. Аргумент – это теоретическое или фактическое положение, с помощью которого обосновывается тезис. В качестве аргументов доказательства могут выступать: 1) ранее доказанные законы наук (химии, физики, биологии, теоремы математики и др.); 2) очевидные положения, не требующие доказательств: аксиомы и постулаты; 3) фактический материал, при котором приблизительные сведения недопустимы (статистические данные о населении государства, свидетельские показания, подписи лица на документе, научные факты). Следует отметить роль фактов (научных в том числе), которая очень велика в доказательстве и обосновании определенных позиций. Существуют различные классификации аргументов. Основной классификацией является та, при которой аргументы делятся на логические и психологические. Логические аргументы – это аргументы, обращенные к разуму аудитории, слушателя. Состоятельность и логика рассуждения зависят от того, насколько тщательно подобран и проанализирован исходный материал, насколько четко представлены аргументы. Каждый тезис выступления должен быть тщательно аргументирован, недостаточно сильные, сомнительные аргументы исключаются как разрушающие доказательства. Часто оратор использует аргументы, обращенные к чувствам и эмоциям слушателей, используя тактику психологического воздействия. Такие аргументы называются психологическими. Психологические аргументы – это аргументы, обращенные к чувствам аудитории, слушателей. Речь оратора изобилует эмоциональными сравнениями и красочными примерами. При обращении к психологическим аргументам нельзя спекулировать чувствами и эмоциями людей, это может стать причиной конфликта между сторонами. Способы воздействия на аудиторию не существуют изолированно друг от друга. Они являются дополнением друг друга. Логические размышления, например, могут быть подкреплены приемами, влияющими на чувства, желания и т. д. И тот и другой виды аргументов используются умелым оратором сознательно.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 1601; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.214.16 (0.012 с.) |