Тема 2. Искусство треченто — 14 век



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Искусство треченто — 14 век



Треченто – время реготизации в искусстве Италии. Искусство треченто развивалось в неблагоприятных социальных обстоятельствах. Экономической катастрофой стал крах флорентийских банков Перуцци в 1343 и Барди в 1346 годах. В 1348 году «Черная смерть» вызвала волну религиозного фанатизма.

В архитектуре одним из образцов готики стал фасад собора в Орвьето, построенный по проекту сиенского архитектора и скульптора Лоренцо Мантани.

Живопись Стиль интернациональной готики, для которого характерна мягкая живописность, декоративный ритм драпировок„полная лиризма, изящная трактовка форм, каллиграфичность линии. Интернациональная готика явилась выражением кризисных факторов
политики конца 14 века (Кризис «Священной Римской империи», столетняя война между Францией и Англией, раскол церкви, опасность турецкого нашествия). Религиозный кризис привел к появлению в
искусстве новых тем и возникновению картин нового типа — небольших алтарей для домашнего богослужения. Время и место рождения нового стиля невозможно определить точно. Достоверно известно, что в
Авиньоне под меценатством папского двора работали многие итальянские и французские художники, в том числе и сиенец Симоне Мартини. В Париже при Карле V (1364-1380) - центр иллюстрирования рукописных книг, в 70-80-х годах интернациональный стиль появился при дворах Людовика Орлеанского, Филиппа Смелого и
герцога Беррийского. У бургундского герцога Филиппа Смелого в Дижоне работал крупнейший скульптор эпохи Клаус Слютер. На французских землях стиль интернациональной готики достиг полного выражения в творчестве Яна, Поля и Германа Лимбург. Они родились в северной части Нидерландов, учились ювелирному делу в Париже. В их живописи отразились стилизующие, идеализирующие начала интернациональной готики.
Целям частного богослужения служил молитвенник, часосолов герцога Беррийского братъев Лимбургов. Их содержание и композиция развивались более свободно.
Миниатюра становится самым значительным жанром живописи конца 14 - начала 15 века. В широких кругах возникает стремление к инимизации религиозной жизни.

В живописи треченто Амброджо Лоренцетти стал создателем нового для итальянской живописи образа мадонны, царственно-величавой и одновременно полной нежных материнских чувств. Лоренцетти отказался от схематизма в изображении природы, показывает природы Тосканы с покрытыми виноградниками склонами, морскими заливами. В алтарных картинах Лоренцетти пространство строилось с помощью перспективы.

Архитектура. Архитектура Проторенессанса – распространение готики в Италии с такими особенностями, как наличие декоративных элементов, стрельчатых арок, башенок - виалов, пинаклей, роз. Примеры – собор в Сиене и собор в Орвиета. Разнообразие гражданской архитектуры. Архитектура Венеции - соединение византийской и готической традиций. Палаццо дожей.Палаццо Синьорин (Палаццо Веккио). Сооружение
монументальных резиденций коммунальных властей — специфическая
черта итальянской архитектуры. Дворцы
оставались на протяжении 14 века главной целью городской застройки:
примыкающие к ним площади служили местом официальных церемоний
и народных празднеств. а их облик был призван воплотить идею
величия города. Отсюда их колоссальные размеры: дозорная башня
флорентийского Палаццо Веккио поднимается на 94 метров, парадный
зал Палаццо делла Раджоне в Падуе перекрыт в 1306 году уникальным
по размерам коробовым сводом.

Скульптура. Скульптура обособляется от стены, получает
самостоятельное существование в отдельных монументальных
ансамблях, церковных кафедрах, надгробных памятниках, городских
фонтанах. Новые тенденции в скульптуре наметились раньше, чем в
архитектуре и живописи. Николо Пизано- акцент на объемность форм, весомость и телесность. Кафедра баптистерия в Пизе. Рельефные изображения кафедры носят светский характер. Арфнольфо ди Камбио, монументальность и величие скульптурных образов. Основные работы – статуя карла Анжуйского, надгробия в Риме и Орвието, надгробие кардинала де Брей.

Андреа да Понтадера по прозвищуПизано и его главное произведение - бронзовые двери флорентийского баптистерия, украшенные сюжетами на темы Иоанна Крестителя и восемью фигурами добродетелей.

Лоренцо Гиберти – сочетание традиционности и реализма. Статуи собора Санта Мария дель Фиоре.

Тема 3. Искусство Раннего Возрождения. Кватроченто15 век..

Архитектура кватроченто. Филиппо Брунеллески (1377-1446) архитектор, математик и инженер. Сооружение, которое явилось архитектурным воплощением сущности эпохи Возрождения, была созданная Брунеллески лоджия на фасаде Воспитательного дома во Флоренции – возвращение к основам древнеримского зодчества, опора на принципы Протореннесанса и на национальную традицию Итальянской архитектуры. Купол собора Санта Мария дель Фьоре. Капелла Пацци, построенная во дворе церкви Санта Кроче во Флоренции.

Ученик Брунеллески – Микелоццо да Барталамео и его палаццо Медичи – трехэтажное квадратное в плане, с квадратным двором в центре. Декоративное мастерство, разнообразие декора.

Леон Батиста Альберти (1404-1472) – разносторонне образованный, философ-гуманист, работающий во Флоренции, Ферраре, Римини. Основные работы: палаццо Ручеллаи во Флоренции с гладкими, лишенными рустовки стенами, нарядным обрамлением порталов и окон и ордерная декорировка фасада. Проект мантуанской церкви Сант Андреа – соединение традиционной базиликальной формы храма с купольным покрытием. Величественность арки фасада, грандиозность внутреннего пространства. поверхность с редко расположенными окнами. Эту стену по горизонтали пересекал широкий антамблемент. Решающее значение
имел портик, а в нем свод, в котором нервюры были заменены плоским куполом. Прижизненную славу мастеру принес возведенный купол Флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре. Если в 14 веке гуманизм был преимущественно достоянием литераторов, историков и поэтов, то с первых лет 15 века гуманистические искания проникли в живопись.
Леон Баттиста Альберти (1404-1472) был первым архитектором, ориентирующимся прежде всего на древнеримское наследие, глубокого понявший смысл архитектуры римского зодчества. Современников смущала необычность церковных построек Альберти; папе Пию II церковь Сан Франческо в Римини показалась похожей на языческое капище церковь Сан Себастьяна в Мантуе напомнила одновременно церковь и мечеть.
Живопись ХУ века — это преимущественно живопись монументальная, то есть фреска. Особенность фрески — необходимость - использования ограниченного количества красителей, вступающих в соединение с известью. Из станковых видов живописи все большую роль начинает
играть алтарь. Это единая композиция — алтарная картина. Под алтарной картиной — несколько маленьких, вытянутых по горизонтали картин, образующих узкую полосу. В первой половине 15 века появляется самостоятельный светский портрет. Мазаччо родился в 1401 году, умер, не достигнув 27 лет, в Риме. «Троица». «Чудо со ром» — фрески капеллы Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кар. С точки зрения евангельская повесть.

Искусство кватроченто. Острый политический кризис, в который были вовлечены Флорентийская республика и Венеция с одной стороны, и Миланское герцогство и Неаполитанское королевство с другой Лишь внезапная смерть миланского герцога у стен осажденной его войсками Флоренции спасла город. В 2-х годах совместными усилиями Флоренция и Венеция нанесли Миланскому герцогству новый сокрушительный удар. Почти одновременно с этим завершился продолжавшийся с 1378 по 1417 годы церковный раскол и на соборе в Констанце был избран папа Мартин V, избравший своей резиденцией Рим. Меняется расстановка политических сил Италии. В пятнадцатом веке политическую жизнь Италии определяли такие региональные государства, как Венеция, Флоренция, отвоевавшая или выкупившая часть территорий соседних городов и вышедшая к морю, Неаполь. Социальная база итальянского Возрождения расширяется. Расцветают локальные художественные школы, имеющие длительные традиции. Определяющим в культуре становится светское начало. В 15 веке гуманисты дважды занимали папский престол.

Virtu (доблесть) – это заимствованное у античных стоиков понятие было заимствовано флорентийским гуманизмом конца 14 – 1- ой пол. 15 века. Ведущее место в гуманизме последней трети 15 века занял неоплатонизм, в котором центр тяжести переместился с морально-этической проблематики к философской. Всех гуманистов этого века объединяет представление о человеке как о самом совершенном творении природы. Марсилио Фичино: «Ни небо не представляется для него слишком высоким, ни центр земли слишком глубоким. А так как человек познал строй небесных светил и как они движутся.., то кто станет отрицать, что гений человека…почти такой же».

Мазаччо, основные работы: «Мадонна с младенцем и ангелами», «Распятие», «Поклонение волхвов», «Троица».

Сандро Боттичелли, Ранние работы Боттичелли отличаются мягким лиризмом, Он пишет портреты, полные внутренней жизни. Это и Джулиано Медичи, лицо которого отмечено печалью. В «Портрете Симонетты Векспуччи» Боттичелли изображает стоящую молодую женщину в профиль, лицо которой выражает чувство собственного достоинства. В 90-х годах создан портрет Лоренцо Лоренциано, ученого, покончившего жизнь в 1504 году в припадке безумия. Художник изображает почти скульптурно осязаемый образ. мягкость и задушевность образов, высокая духовность. «Святой Себастьян», «Весна» положила начало высшему расцвету деятельности Боттичелли, его слава достигла Рима. - посреди цветущего луга стоит Венера – богиня любви представленная в виде нарядно одетой девушки. Над Венерой партии Амур – шаловливый бог, он с завязанными глазами наугад пускает в пространство горящую стрелу. Справа от Венеры три грации ведут хоровод. Около танцующих граций стоит вестник богов Меркурий, поднимающий вверх жезл – кадуцей. В правой части картины из глубины чащи летит бог ветра Зефир, воплощающий стихийное начало в природе. Он гонится за нимфой. «Рождение Венеры» Боттичелли написал в 1482-1483 годах по заказу Лоренцо Медичи. Море подступает к самому краю картины, по его поверхности плывет золотисто-розовая раковина, на завитке которого стоит нагая Венера. К ее ногам падают розы, ветры направляют раковину к берегу, где нимфа приготовила затканный цветами плащ. Вполне вероятно, что Боттичелли вложил в изображение подтекст, взятый из неоплатонизма. Так, глава флорентийской Академии Марсилио Фичино трактовал миф о рождении Венеры как олицетворение души, которая благодаря божественному началу способна создать красоту. Для Ботичелли не существовало непроходимой грани между античностью и христианством, В свои религиозные картины художник вводит те же образы. Одна из знаменитых картин религиозного содержания «Величание мадонны, созданная в 1483- 1485 годах. Мадонна изображена на троне в окружении ангелов с младенцем Христом на коленях. Мадонна протягивает перо, чтобы вписать слова в книгу с началом молитвы в свою честь. После «Манификат» Боттичелли создает ряд работ, в которых все более усиливаются спиритуализм, готические отзвуки проявляются в отсутствии пространства, в экзальтированности

Скульптура. Донателло (1386-144. Решение проблемы устойчивости скульптурной фигуры, возрождение обнаженной натуры (навершие фонтана в виде бронзового «Давида» начало скульптурного портрета, первый бронзовый памятник Гаттамелате, создание нового типа надгробия, создание скульптурной группы, объединенной единым сюжетом. Новый вид рельефа, создающего пространственную глубину за счет градации высота рельефа статуи Франческо Сфорца в Милане.



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.89.248 (0.014 с.)