Тема 3. Искусство Северного Возрождения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Искусство Северного Возрождения



Особенности: большая связь со средневековьем, отсюда – больший символизм, условность формы, большая связь с готикой, запаздывание по срокам по сравнению с итальянским Возрождением. Возрождение в Нидерландах. Братья Губерт и Ян Ван Эйки. Тщательная передача предметов, Усовершенствование техники масляной живописи. «Мадонна канцлера Роллена». Главная черта портретов – погруженность их героев в созерцательность. Рогир Ван дер Вейден 1400-1464. «Снятие с креста».

Питер Брейгель Старший – окончательное формирование пейзажа в нидерландской живописи. «Зимний пейзаж» из серии «Времена года». Крестьянская тема «Крестьянская свадьба», «Фламандские пословицы», «Слепые».

Иеронимус Босх – своеобразное, субъективное мировосприятие.

Возрождение в Германии.

Развиваясь в общем русле европейского Возрождения, немецкое искусство во мигом продвигалось собственным путем. В искусстве Германии XV – XVI веков проявляясь реминисценции готики. Важное значение для развития немецкого искусства имели местные художественные традиции. Писатели-мистики XIII- XIV веков дали богатый материал художникам последующих двух столетий.

Германия, находясь в центре Европы, подвергалась внешним воздействиям. Искусство немецкого Возрождения сформировалось в один из самых драматических периодов в истории Германии. Авторитет папства был подорван вынужденным перенесением папского престола во Францию и последовавшим за этим церковным расколом, когда право на обладание папской тиарой оспаривали трое пап. В 1453 год пала Византия. Распространялись еретические учения. Конец света многие ожидали в 1500 году.

Альбрехт Дюрер 1471-1528.

Дюрер родился в Нюрнберге в семье ювелира в 1471 году. Дюрер был третьим ребенком в многодетной семье, в которой из 18 детей осталось три брата. Первые навыки рисования Альбрехт получил в мастерской отца. Три года учебы у Михаэя Вольгемута в крупнейшей мастерской города. 1 декабря 1489 года Дюрер закончил обучение и согласно цеховым правилам отправился путешествовать по городам Германии. Странствия продлились 4 года. Осенью 1493 года художник переехал из Базеля в Страсбург. В этом году Дюрер исполнил свой автопортрет, представ перед нами в образе мечтательного юноши с цветком в руке. Весной 1494 года отец вызвала Дюрера в Нюрнберг, где тот женился на дочери влиятельного Нюрнбергского бюргера, механика и музыканта Ганса Фрея 15- летней Агнесс.

Летом 1494 года Дюрер исполнил несколько акварельных пейзажей окрестностей Нюрнберга. Во время пребывания в Италии Дюрер уделял много внимания изображению нагого тела. Возвращаясь из Венеции в Нюрнберг, Дюрер запечатлел альпийские горы и лежавшие на его пути города в многочисленных акварелях. Пейзаж «Вид Инсбрука» 1495 г., «Вид Триента».

1495-1500 годы – начало самостоятельной деятельности. Вернувшись из Италии, художник одновременно пробовать себя в живописи, гравюре на дереве и гравюре на меди. Он работает над алтарными образами, придавая им реалистическую достоверность. Портреты Дюрера положили начало расцвету этого жанра в немецкой живописи. Он расширил тематику гравюры, привлекая мифологические, бытовые и литературные сюжеты. К концу 90-х годов его имя становится известным не только в Германии, но и в Европе главным образом благодаря популярности гравюр. Главными для Дюрера в это время были гравюры на дереве. Он обратился к распространенной однолистной гравюре на дереве, со временем переходит к созданию серий гравюр, соединенных в виде сброшюрованных книжек с сопроводительным текстом на обороте листов. Во второй половине 90-х годов Дюрер переходит к новой технике, он вводит штриховку по форме изгибающимися линиями, применял перекрещивающиеся штрихи, дающие глубокие тени. Среди лучших ксилографий этого периода – «Св. Екатерина» 1498 года. Серия гравюр «Апокалипсис». Содержавшиеся в «Апокалипсисе» описания бедствий и гибели человечества производили в то время сильное впечатление. Иллюстрации Дюрера отражают реформационные настроения. Вавилон – это папский Рим, современные немецкие и венецианские костюмы, оружие, архитектура. Серия состоит из 15 гравюр, к которым впоследствии Дюрер присоединил титульный лист. Более ранние листы – «Открытие седьмой печати», «Поклонение отцу» отличаются обилием фигур, в более поздних – «Семь светильников», «Иоанн, глотающий книгу» фигуры укрупняются, формы трактуются более обобщенно. В заключительном листе 2Небесный Иерусалим» показано, как ангел запирает побежденного Сатану в преисподней. Другой ангел показывает Иоанну Небесный Иерусалим, похожий на средневековый город с массивными воротами и многочисленными башнями.

Вторая серия гравюр на дереве носит название «Большие страсти» была завершена лишь в 1510-1511 годах. Первые 7 листов повествуют о самых трагических эпизодах истории Христа («Моление о чаше», «Бичевание», «Се человек», «Несение креста», «Оплакивание» и «Положение во гроб». Одним из самых популярных листов серии стало «Несение креста», в котором Дюрер представил Христа упавшим под тяжестью креста.

Тематика гравюр на меди разнообразна. Это и мифологические, литературные и бытовые сюжеты. Одна из наиболее известных работ – «Блудный сын». Среди жанровых изображений – «Три крестьянина». Живописные работы Дюрера этого времени не столь многочисленны. В портретах сказывается влияние нидерландской школы – что проявляется в тщательности отделки деталей, для портретов характерна необычайная экспрессивность. Одним из лучших является Автопортрет представляющий художника нарядным кавалером

«Меланхолия» 1514 года изображает одиноко сидящую женщину в лавровом венке, олицетворяющую творческий гений. На боку у нее связка ключей и кошелек, на коленях – закрытая книга, в правой руке циркуль – символ геометрии и строительного искусства. На стене за спиной женщины висят весы, песочные часы, колокол и магический квадрат.

«Четыре апостола». Дюрер создал монументальные фигуры людей, полных чувства собственного достоинства, уверенных в своей силе

Теоретические работы в 1525 году Дюрер выпускает «Руководство измерению циркулем и линейкой», годом позже – «Наставления к укреплению городов, замков и крепостей», уже после смерти Дюрера выходит его труд «Четыре книги о пропорциях человека». В 1528 году Дюрер скончался

. Ганс Гольбейн Младший 1497-1543 – портреты, изысканные по колористическому решению. Альбрехт Альтдорфер, глава «Дунайской школы». Лукас Кранах

Возрождение во Франции. Хотя искусство Франции развивалось в русле идей и образов, приходящих из Италии, своеобразный характер французского Возрождения вызвано его придворным, аристократическим характером

В развитии французской архитектуры XVI века выделяют два этапа. Один длится от начала столетия до начала 1540-х годов, второй – с середины и до конца века. Архитектура раннего Возрождения формировалась во Франции под воздействием итальянских образцов и при участии таких мастеров, как Леонардо да Винчи, Виньола. Наиболее значительным сооружением этого времени является замок Шамбор (1519-1540 гг.), построенный Франциском I, который в 1515 году стал королем Франции. Над проектом здания работал Леонардо да Винчи, приглашенный Франциском I во Францию. Черты замка – крепости, как внутренний замкнутый двор, рвы с подъемными мостами, башни. Верхняя часть замка взметнулась в небо своими пинаклями, каминными трубами, скульптурными саламандрамим, в центре кровли фонарь высотой 12 метра, который венчал винтовую лестницу.

С 40- х годов начинают свою деятельность наиболее крупные французские зодчие XVI века: Пьер Леско и Филибер Делорм. Наиболее значительная работа Леско совместно со скульптором и декоратором Жаном Гужоном – строительство Лувра. Здание было задумано с квадратным в плане внутренним двором, вокруг которого располагались корпуса. Трехэтажное здание в первых этажах было расчленено ордерами. При Людовике XIII и XIV продолжалась постепенное расширение здания.

Скульптура. В первой четверти XVI столетия происходит усиление итальянского влияния, но мастера еще работают в традициях готики. Крупнейшим скульптором французского Возрождения был Жан Гужон (1510-1568 гг.), ставший придворным скульптором короля Генриха II. Гужон создал декоративные фигуры на фасаде юго-западного крыла внутреннего двора Лувра, лестницу Генриха II и Портик кариатид.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.006 с.)