Тема 3. Готическое искусство



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Готическое искусство



Современники называли искусство, пришедшее на смену романской архитектуре «французской манерой», термин «готика» возник в средне творцов Возрождения, поскольку готическое означало варварское, ибо готы разрушили Рим. Вначале термин «готика» применяли только по отношению к литературе на неправильной латыни. Термин «готика» чаще употребляли во Франции, где он обозначал национальный стиль. Долгое время готическим именовали все искусств средневековья, только с конца XIX века поздний период средневековой культуры.

Первые шаги в формировании художественного языка готики были сделаны в королевском домене Иль-де-Франс. Около 1137 года настоятель монастыря Сен-Дени Сугерий, королевский советник, начал перестройку церкви аббатства. Сугерий был одним из самых образованных людей своей эпохи. В своем трактате он обосновал символическое значение многих элементов архитектурной композиции. Со времен Меровингов Сен-Дени служил усыпальницей французских королей и поэтому в период нового этапа собирания французских земель аббатство приобрело особое значение. В каждом нефе содержится по две травеи. Из них две боковые западные находятся в основаниях башен фасада. На втором этаже в пространство церкви открываются три капеллы. Травеи нартекса перекрыты перекрыты нервюрными сводами.

Западный портал с двумя массивными башнями, тремя порталами, украшенными скульптурой тимпанов и оконной розой в верхней ярусе стал прототипом фасадов готических соборов. Новой была и статуя – колонна, то есть статуя, помещенная перед колонной, как бы приросшая к ней спиной. Равномерность украшения скульптурой всех компонентов портала и равномерность украшения всех трех порталов отличают готический портал от романского, в котором тимпан был главным, а главный портал доминировал над остальными. Каждому порталу присваивалось собственное название и символический смысл. Над порталом располагалась «галерея королей».

К началу XIII века сформировались все черты собора зрелой готики:

В поисках облегчения свода строители стали усиливать каркасные арки, образующиеся на пересечении крестовых сводов, а заполнения делать облегченными. Постепенно складывалась т.н. связная система, при которой на каждый квадрат главного нефа приходилось по два боковых, меньших. При этом каркас нервюрного свода состоял из двух диагонально пересекающихся арок и четырех боковых – щеловых. Последние оказывались значительно ниже диагональных, из-за чего приходилось выкладывать из камня сложные распалубки. Согласовать высоту арок легче всего было, изменив их форму – они вместо полукруглых заостренными, стрельчатыми. Но чем выше и заостренней арка, тем больший боковой распор она создает. Усиливающийся распор удалось компенсировать за счет системы наружных опорных столбов – контрфорсов (фр. Contresforse – противовес), связанных с пятами сводов наклонными арками, получившими название аркбутанов (фр – arcboutant - опорные арки). Контрфорсы отодвигаются от стены, выстраиваются в ряд, в том числе и на кровле более низких боковых нефов, а мощные аркубутаны создают необычайно прочную конструкцию. Происходило облегчение стен, увеличились оконные проемы, колонны и архивольты аркад разделили стену на несколько пространственных зон. Внешний облик готического собора определялся главным образом западным фасадом. В готическом храме сохраняются только две башни – на главном фасаде .они сильно увеличиваются в высоту и переходят в тонкий шпиль. Портал стал в отношению к масштабам фасада внушительнее. Апсида окончательно закрепилась в восточной части нефа, перекрестие нефа и трансепта смещается к востоку. Ведущим элементом декора стал витраж. Освобождение стен от нагрузки позволяло порезать их огромным окном Фрески мозаики оказались не нужны, Огромные пролеты око заполняли многоцветные композиции из стекол. Общая площадь витражей достигала нескольких сотен квадратных метров. Преобладали кроваво-красные и потусторонне–синие и лиловые оттенки – «цвета молитвы». Нитратом серебра и глиной стекла окрашивали, после обжига они приобретали желто-оранжевый цвет. С середины XV века окрашивали сангиной, содержащей сульфит железа, что придавало стеклу оттенки от розового до красно-коричневого. Появляются и бесцветные вставки – т.н. гризайль. В XIV- XV столетиях свинцовые перемычки становятся тоньше, увеличивается размер стекол, расписанных гризайлью. Интерьер готического собора стал светлым и просторным, формы архитектуры стали выражать стремление души христианина к Богу. Стены не видны из-за потоков света, льющегося из оконных проемов.

Города стали центрами торговли и ремесленного производства и главными очагами готического искусства. Они возникали на скрещивании торговых путей вокруг рыночной площади или возле монастыря или замка. Город обносился оборонительными стенами. В пределах ограниченной территории земля высоко ценилась, поэтому дома были компактными и росли по вертикали, так, что верхний этаж располагался выступом над нижним. В центре города возводились главный собор и ратуша, где заседал городской Совет. На воскресную мессу собиралось все взрослое население города. Соборы строились столетиями. Так, собор Парижской Богоматери заложен в 1163, а достраивался до конца XIV века.

Собор в Лане. Стены прорезаны глубокими проемами, козырьки порталов и окон выступили вперед. Огромная роза потеснила боковые окна. Башни потянулись вверх пинаклями.

Собор Парижской Богоматери начали строить в 1163 году. Симметрично королевскому дворцу на восточной стороне острова Ситэ начали возводить собор. Сочетание высоты и тонкости стены (60-70 см) потребовало от архитекторов радикальных мер ее укрепления. Для этого были использованы контрфорсы и перекинутые к ним от верхней части стен главного нефа десятиметровые аркбутаны. Тем самым внешняя опорная система главного нефа стала открытой. Своды собора разделены на шесть сегментов в каждом переплете главного нефа, имеющем в плане квадратную форму. Контрфорсы переходят в аркбутаны над боковыми нефами. Начиная с собора Парижской Богоматери архитекторы стали стремиться увеличить высоту зданий. Новым мотивом для ранней готики явилась на фасаде и «галереи королей», в которой изображались скульптуры 28 ветхозаветных «предков Христа».

Еще одно новшество – наличие хора, все формы которого рисуются на фоне света. Наконец, в скульптуре порталов, витражах капелл была воплощена иконографическая программа, согласно которой события Ветхого завета изображались на несущих частях храмовой конструкции, служа в буквальном смысле этого слова, опорой Нового завета, сюжеты которого разворачивались в верхней части порталов. В готических соборах нашла свое воплощение теология труда – порталы соборов начинают украшаться барельефами и статуями тружеников.

Королевские порталы сооружались в 50-е-60-е годы XII века. После 1270 года изменилась иконография порталов.

На рубеже XII-XIII веков обозначился переход к высокой готике в соборах в Бурже и Шартре. Шартрский собор имеет самый значительный ансамбль витражей этого периода. Их более ста восьмидесяти.

Две техники витражной росписи. Роспись «гризайль» производилась черной и серой краской по бесцветному стеклу дымчатого или зеленого тона. Второй способ – сюжетная роспись по наборному цветному стеклу. Готовые стекла нарезали по подготовительным рисункам и набирали на специальном шаблоне, затем по цветному стеклу расписывали. После каждой операции витраж обжигался. После чего элементы витража помещались в свинцовую раму. Наряду с сценами из Ветхого и Нового завета помещенными вверху находилось место и для изображения ремесленников. Шпиль Шартрской башни вознес на высоту 105 м. Самым большим по размерам и совершенным по конструкции был собор в Реймсе. Его длин составила 150 метров, высота башен достигла 80 метров, В Реймсе короновали французских королей. Порталы собора не утоплены в стене, а выступают вперед, место тимпанов над входами заняли окна. Ряд, изображающий королей, поднят очень высоко и сливается с аркадой третьего этажа. Все архитектурные элементы стали выше и уже. Скульптура распространилась гораздо шире чем раньше.

Вершиной зрелой готики стала Сент Шапель –Святая Капелла в Париже, которая строилась как королевская церковь. В ней находился вывезенный из Константинополя «терновый венец Христа», для которого двухэтажная капелла служила реликварием В капелле почти не было стен: пространство между опорами свода на две трети всей высоты капеллы заполняют двучастные окна, соединенные попарно шестилепестковыми розами. В XIII веке готика завоевывает почти все области Франции, приобретая при этом на севере и юге страны специфические особенности.

Живопись. Стиль интернациональной готики стал выражением кризиса конца 14 века, проявившейся в кризисе Священной Римской империи, столетней войне между Англией и Францией, расколом внутри католической церкви, а также опасность турецкого нашествия. Религиозный кризис привел к появлению в искусстве новых тем и возникновению нового типа картин – небольших алтарей для домашнего богослужения. В это время центром искусства становится Авиньон, где под меценатством папского двора работали итальянские и французские художники.

В Париже при дворе Карла V возник центр иллюстрирования рукописных книг, в 70-80-х годах стиль интернациональной готики появился при дворах Людовика Орлеанского, герцога Беррийского. У Бургундского герцога Филиппа Смелого в Дижоне работал крупнейший скульптор эпохи Клаус Слютер. Ян, Поль и Герман Лимбурги создали Часослов герцога Беррийского. Миниатюра становится жанром живописи конца 14 – начал 15 века. В широких кругах верующих возникает стремление к интимизации религиозной жизни. Для этого стали наиболее подходящими изображения сцен, связанных с земными страстями Христа., для которого характерна мягкая живописность, лиризм, изящество в трактовке форм и каллиграфичность линий.



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.165.57.161 (0.016 с.)