Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и структура правовой культуры.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Правовая культура - часть общей культуры общества или отдельной личности. Культура как собирательное понятие имеет множество различных форм проявлений, сторон, видов, "срезов", "измерений". В данном случае речь идет о такой ее разновидности, как правовая культура, которая, кратко говоря, выражает этику взаимоотношений субъектов общественной жизни с правом, законами, другими юридическими феноменами. Это - особая интеллектуальная сфера, имеющая свою специфику и выступающая предметом изучения юридической науки. Правовая культура складывается из ряда взаимосвязанных элементов: 1. Уровень правосознания и правовой активности граждан — выражается в степени освоения (выражения знания и понимания) права гражданами, должностными лицами, направленности на соблюдение запретов, использование прав, исполнение обязанностей. Каждый субъект призван: осмыслить, что право представляет принципы права, основные нормы конституционного права (права и свободы, избирательная система и др.), трудового, семейного, гражданского, предпринимательского права, понимание единства прав и обязанностей, ответственное отношение к осуществлению того и другого. 2. Состояние юридической практики: а) уровень правотворческой деятельности и состояние законодательства — выражается в совершенстве содержания и формы нормативно-правовых актов, в их качестве, продуманности, согласованности, культуре юридических текстов, т.е. в юридической технике подготовки, принятия и опубликования нормативно-правовых актов, решения процедурных законодательных вопросов. Все это вместе взятое — показатель уровня правотворческой (в том числе законодательной) культуры; б) уровень судебной, правоохранительной деятельности и состояние правоприменительной практики — выражается в качестве работы правоприменительных, судебных, правоохранительных и иных органов, что является показателем правореализующей культуры должностных лиц, их профессионального знания законодательства, четко налаженной работы по рассмотрению правовых вопросов и доведению их до полного юридического разрешения. Юридическая практика — это юридическая деятельность по принятию, толкованию, применению правовых предписаний, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опытом. 3. Режим законности и правопорядка — состояние фактической упорядоченности общественных отношений, урегулированных с помощью правовых средств, содержанием которых является совокупность правомерных действий субъектов права. Прочность правопорядка зависит от состояния законности, без которой невозможна правовая культура. Убежденность в необходимости соблюдения правовых предписаний и их соблюдение — это основа режима законности и правопорядка. Понятие и формы реализации права. Под реализацией права понимают претворение предписаний юридических норм в поведении субъектов права, т. е. следование требованиям норм объективного права. Наряду с законотворчеством реализация правовых норм играет важнейшую роль в правовом регулировании общественных отношений. В социальной жизни для успешного функционирования права важно не только закреплять принципы и нормы права в законодательных актах. Необходимо также, чтобы предписания правовых норм получали реализацию в общественных отношениях. Если предписания правовых норм не воплощаются в реальных жизненных отношениях, то они мертвы и теряют свою роль социального регулятора. По различным основаниям выделяют разные формы реализации. По характеру правореализующих действий следует выделить следующие формы реализации права: соблюдение запретов, исполнение обязанностей, использование прав и применение. Соблюдение – такая форма реализации норм права, которая выражается в строгом выполнении субъектами права запретов, т.е. в воздержании их от совершения тех действий, которые запрещены. Если запрет не нарушается, индивиды и их организации не совершают деяний, запрещенных нормой права, то тем самым они эту норму реализуют. Иными словами, норма права в этом случае может быть реализована путем пассивного поведения. Посредством соблюдения, таким образом, реализуются запрещающие нормы. Исполнение – это такая форма реализации, при которой субъекты права обязаны активными действиями выполнять требования правовых норм. Норма права в этом случае может быть реализована только путем активного правомерного поведения. Посредством исполнения реализуются обязывающие нормы. Использование (осуществление) – такая форма реализации, которая выражается в осуществлении участниками общественных отношений своих прав, закрепленных в законодательстве. Использование связано с совершением дозволенных действий, которые могут совершать управомоченные субъекты и которые зависят от их желания и воли. Поэтому в форме использования осуществляются управомочивающие (дозволяющие) нормы. В юридической литературе вполне обоснованно указывается на то, что имеется значительное различие в осуществлении прав гражданами и использовании правомочий государственными органами и должностными лицами. Аксиоматичен тот факт, что использование или неиспользование субъективных прав гражданами является сугубо добровольным делом. По-иному обстоит дело с осуществлением правомочий государственными органами и должностными лицами. Здесь осуществление (использование) является не только правом, но и обязанностью этих органов и должностных лиц. Применение как форма реализации права. Применение — особая форма реализации права, характеризующаяся следующими признаками: 1) применяют право только уполномоченные на то компетентные субъекты (государственные, муниципальные органы и т. п.); 2) носит властный характер; 3) имеет ряд стадий (установление фактической и юридической основы дела, принятие решения); 4) осуществляется в процессуальной форме (в целях усиления гарантий законного и справедливого разрешения дела данная деятельность жестко регламентирована нормами права); 5) связано с реализацией соответствующего индивидуального, властного (правоприменительного) акта. 6) направлено на установление конкретных правовых последствий — субъективных прав и юридических обязанностей. Правоприменение необходимо, когда субъекты не могут без помощи властных органов реализовать свои права и обязанности, когда возникает потребность в государственном принуждении, когда имеется спор по поводу юридического факта и т. п. Принципы правоприменительной деятельности: -законность (означает, что субъекты правоприменения должны действовать в рамках имеющихся законов и подзаконных актов); -официальная справедливость (означает, что субъект правоприменения должен действовать в интересах не каких-либо граждан или групп, а всего общества); -целесообразность (означает, что необходимо учитывать конкретные сложившиеся условия, специфику ситуации в момент вынесения решения); -обоснованность (означает, что в ходе принятия правоприменительного решения необходимо в полной мере выявлять, тщательно изучать и использовать все относящиеся к делу материалы, достоверные и не подлежащие сомнению факты). Отличительными признаками правоприменения являются: 1. Правоприменительную деятельность осуществляют только уполномоченные на то государственные органы, должностные лица. 2. Правоприменительная деятельность имеет государственно-властный характер. 3. Правоприменение – это деятельность в отношении конкретных жизненных случаев и в отношении конкретных субъектов права. 4.Результатом применения права является издание акта правоприменительной деятельности. 5. Правоприменительная деятельность четко регламентирована нормативными актами (установлены специальные процедуры правоприменительной деятельности).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.207 (0.007 с.) |