Социально-исторические предпосылки происхождения государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-исторические предпосылки происхождения государства.



Общество возникло гораздо раньше государства, начальным этапом процесса происхождения государства был первобытно-общинный строй, он был самым длительным по времени этапом в истории человечества.

Как только появилось общество, сразу же возникла потребность в управлении. Каждый член общества имел собственные интересы, без согласования которых общество не могло существовать, так как именно интересы выступают решающим личностным регулятором. Для первобытного строя были характерны следующие черты:

- наличие примитивных орудий, неспособность человека без помощи рода выжить и обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем. Но, даже работая совместно, они не могли произвести больше, чем потребляли. Излишков продуктов не было, не было и частной собственности, деления на богатых и бедных, все были равны. Все взрослое население и мужчины, и женщины имели право участвовать в обсуждении любого вопроса, связанного с деятельностью рода.

Общественная власть в первобытном обществе обладала следующими чертами: - была основана на семейных отношениях, родовых общинах, объединение людей по крови, общности имущества и труда. Роды образовывали более крупные объединения – фратрии, племена, союзы племен.

Социальная власть распространялась в рамках рода и была непосредственно общественной, опиралась на авторитет, уважение, традиции, осуществлялась как обществом (родовые собрания), так и его представителями (старейшинами, вождями) которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности.

Важным этапом в развитии первобытного общества и переходе от догосударственного состояния к государственности явилась неолитическая революция. Сущность революции состояла в переходе от присвающего хозяйства к производящему. Отраслями присвающего являлись – охота, рыболовство, собирательство, в результате неолитической революции человек переходит к земледелию, скотоводству, а затем ремеслу и торговле. Считается, что именно неолитическая революция явилась толчком к трем разделениям общественного труда, отделению скотоводства от земледелия, выделению ремесла, выявлению торговли, а также привела к резкому росту населения, появлению городов, увеличению производимого продукта и появлению имущественных излишков. У некоторых народов, переходом от догосударствености к государству явилась военная демократия. Для данного этапа характерно то, что родоплеменная верхушка уже возвысилась над рядовыми общинниками, но власть вождя еще была выборной и временной, например на время военных походов.

Возникновение государства это не одномоментный акт, а длительный исторический процесс, который не зависит от желания конкретных лиц, является результатом внутреннего развития общества, а не силой навязанной ему извне, однажды возникнув, как правило уже не исчезает. Процесс возникновения государства у различных народов отличался определенным своеобразием, классики марксизма свели это многообразие к трем основным формам: Афинской, Римской, Германской.

Афинская форма являлась классической, не осложненной внешними завоеваниями или внутриклассовой борьбой. Государство возникло вследствие появления частной собственности разделения общества на классы. Образовалась полит. власть с законодательными, завещательными и исполнительными органами, постоянным войском, полицией, стражей, тюрьмами.

В Древнем Риме процесс возникновения государства осложнился борьбой внутри господствующего класса между (римской родовой знатью) патрициями и плебеями - свободными людьми из населения покоренных территорий, но стоявших вне римских родов и не считающихся частью римского народа. Владея земельной собственность, плебеи были обязаны платить налоги и отбывать военную службу, не могли занимать должности, пользоваться и распоряжаться римскими землями. Победа плебеев в этой борьбе взорвала старую, родовую организацию и воздвигла государственное устройство, основанное на территориальном делении и имущественных различиях.

У Германских племен образование государства связывается с внешними завоеваниями. Необходимость управления завоеванными территориями привела к трансформации народного собрания свободных германцев и собрание знати, а власти вождей в королевскую власть. Ряд ученных придерживается мнения, что Германия, Россия и др. государства возникли не как феодальные (закрепление крестьянства и крупной частной собственности на землю), а как прафеодальные (знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохранял свободу и собственности на землю)

На Востоке распространение получила такая форма, как азиатский способ производства (Египет, Вавилон, Китай). На образованные здесь государства ни оказали существенного влияния частная собственность и классовое разделение. Наоборот само государство явилось катализатором процесса формирования привилегированных и материально обеспеченных социальных групп. Общественная собственность постепенно превращается в государственную, а родоплеменная верхушка в государственный аппарат. Подобный путь возникновения государства во многом связан с необходимостью проведения в данных общества социальных работ, строительство и эксплуатация ирригационных сооружений, строительство плотин.

Итак причины происхождения государства – это 1. необходимость единого руководства 2. потребность в масштабных работах 3.необходимость поддержания общественного порядка 4. необходимость ведения военных действий и организация защиты.

Теории происхождения государства (теологическая (божественная) теория).

Кратко

Получила распространение в 13 веке благодаря деятельности Фомы Аквинского. Согласно данной теории, по своей сущности государство является результатом проявления, как Божественной воли, так и воли человеческой. Государственная власть по способу же приобретения и использования может быть богопротивной и тиранической в этом случае она попускается Богом. Плюсы данной теории заключаются в том, что она объясняет идеал государственной власти, которая сообразовывает свои решения с высшими религиозными принципами, что налагает на неё особую ответственность и поднимает её авторитет в глазах общества, способствует утверждению общественного порядка, духовности. Теологическая теория носит универсальный характер, поскольку содержит не только антропологическое, но и метафизическое измерение в объяснении происхождения государства.

Секулярные идеологи зачастую преподносят теологическую теорию в искажённо-карикатурном виде, вводя в заблуждение правоведов.

Подробно

Теологическая теория происхождения государства получила своё распространение в XIII веке, в трудах Фомы Аквинского; в современных условиях её развили, католической церкви (Маритен, Мерсье и др.).

По мнению представителей данной доктрины, государство — продукт не непосредственной Божественной воли, а последствий грехопадения первозданных людей. Люди нуждались в общественном противодействии порокам и потому стали устанавливать законы, ограничивающие зло и поддерживающие добро. Государство как необходимый элемент жизни в испорченном грехом мире, где личность и общество нуждаются в ограждении от опасных проявлениях греха, благословляется (санкционируется) Богом. Поэтому каждый обязан подчиняться государственной власти во всём, что касается земного порядка "отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" (Евангелие от Марка, 12,17).

Начиная с IХ - Х вв. формулируется так называемая теория двух мечей, согласно которой для защиты христианства богом были даны два меча - церковный и светский. Оба они передаются церкви, которая, сохранив для себя духовный меч, светский передала монарху. Поэтому он должен подчиняться церкви. Однако сторонники независимой царской власти, напротив, утверждали, что императоры получили свой меч непосредственно от бога.

Секулярные идеологи зачастую представляют теологическую теорию в искажённо-карикатурном виде, сводя её к одной лишь "воле Бога". Однако происхождение государства согласно данной теории заключается в синергии (соучастии) Божественной воли и свободного волеизъявления человека, его творческой деятельности. В этом смысле теологическая точка зрения представляется универсальной, поскольку учитывает - как естественную (человеческую), так и сверхъестественную (Божественную) составляющие происхождения государства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1044; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.008 с.)