Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гражданское общество как предпосылка формирования правового государства.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга - одно немыслимо без другого. В то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической предпосылкой правового государства. Гражданское общество в его современном понимании и значении - это общество, способное противостоять государству, контролировать его деятельность, способное указать государству его место, держать его "в узде". Говоря другими словами, гражданское общество - это общество, способное сделать свое государство правовым. Признаки гражданского общества: 1.наличие в обществе свободных владельцев средств производства; 2.развитая демократия; 3.правовая защищённость граждан; 4.определённый уровень гражданской культуры, высокий образовательный уровень населения; 5.наиболее полное обеспечение прав и свобод человека; 6.самоуправление; 7.конкуренция образующих его структур и различных групп людей; 8.свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм; 9.сильная социальная политика государства 10.многоукладная экономика 11.большой удельный вес в обществе среднего класса. Гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций: 1.На основе законности оно обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур. 2.На базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления. 3.Гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе «сдержек и противовесов», стремления политической власти к абсолютному господству. Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы. Для выполнения этой функции у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, акциях протестов или поддержки тех или иных требований, большие возможности в формировании общественного мнения, в частности, с помощью независимых средств массовой информации и коммуникаций. 4.Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии прав и свобод человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах. 5.Гражданское общество выполняет также функцию социального контроля по отношению к своим членам. Оно независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивида соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан. 6.Гражданское общество выполняет также коммуникационную функцию. В демократическом обществе проявляется многообразие интересов. Широчайший спектр этих интересов является результатом тех свобод, которыми располагает гражданин в условиях демократии. Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако в условиях экономического плюрализма эти интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированы, что государственная власть практически не имеет каналов информации обо всех этих интересах. Задача институтов и организации гражданского общества информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства. 7.Гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию своими институтами и организациями. Оно создает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь. Таким образом, понятие "гражданское общество" характеризует определенный уровень развития общества, его состояние, степень социально-экономической, политической и правовой зрелости. Социально-исторические предпосылки возникновения права. Исторические предпосылки возникновения права. Право неразрывно связано с существованием человеческого общества, и, таким образом, условия возникновения права являются условиями социальными. Вне общества, в природе, право не существует. В природе действует не право, а законы природы. Эти законы нерушимы и неизменны. Право изменчиво и может быть нарушено. Право "проявляется" только в обществе, как специфический порядок общественных отношений, участники которых имеют определенную социальную свободу действовать тем или иным образом, закрепленную в обязанностях других лиц. Причем мера этой свободы (субъективные права и обязанности) определяется социально признанными и обязательными для всех правилами должного поведения членов общества. Если гипотетически представить себе изолированного человека, не находящегося ни в каких отношениях с другими людьми (например, на недоступном для других необитаемом острове), то невозможно утверждать ни о наличии у него каких-либо прав, ни, соответственно, о наличии каких-либо правовых обязанностей. Это связано с тем, что всякое правомерное действие, в отличие от простого проявления силы, мощи, своеволия, предполагает соразмерную этому праву корреляцию поведения других субъектов, обязанных действовать или не действовать определенным образом в интересах управомоченного лица. Первые формы институтов власти и первые общеобязательные нормы поведения сформировались уже на первобытной стадии развития общества. Для этого периода характерно отсутствие политической власти и государственных институтов. Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и табу. В науке вопрос о том, можно ли считать данные социальные нормы правом или протоправом, является дискуссионным. 1.Теологическая теория. Законы существуют вечно, ибо являются Божественным даром. Они определяют порядок жизни в соответствии с идеалами добра и справедливости, дарованной свыше. 2.Теория естественного права. Человек от рождения и природы обладает неотъемлемыми естественными правами (право на жизнь, свободу, равенство), которые нельзя отменить, изменить. Законы соответствуют нравственным установкам людей и не могут существовать без них. 3.Психологическая теория. Право есть результат человеческих переживаний. Законы государства зависят от психологии людей. 4.Историческая школа. Потребности разрешить противоречия жизни приводят к появлению права, способного уладить конфликт и установить порядок в поведении людей. Право первоначально возникает в сознании человека, а затем фиксируется в законах. Правовые нормы способны изменяться, так как меняется сама жизнь, которую они регулируют. 5.Нормативистская теория. Государство диктует людям модель поведения. Право исходит от государства и является системой норм, построенных в виде пирамиды. 6.Позитивисткая теория. Право порождено противоречиями жизни, конфликтами, в результате которых победу одерживает сильнейший. Он диктует свои правила «игры» и устанавливает свой порядок. Ему подчиняются побеждённые. 7.Марксистская теория. Право связано с государством и зависит от социально-экономических факторов общества. Социальные предпосылки Возникновение несовпадающих интересов как следствие сегментации общества. До тех пор, пока интересы соплеменников совпадали, эти механизмы были достаточными. Общность интересов, обусловила сходство представлений о должном и допустимом, правильном и ошибочном поведении. Отсюда вполне достаточны были и простейшие механизмы, обеспечивающие действие таких норм, как сила привычки, авторитет институтов власти, а также и принудительных мер — порицание, остракизм (изгнание из рода) и др. Особых органов для применения такого рода мер первоначально не существовало. Изменившиеся условия жизни, обособление специфических интересов, несовпадающих с общими интересами, которые уже не могли быть урегулированы обычаями, возникающие конфликтные ситуации, ранее не известные родовому укладу, требовали новых регуляторов, основывающихся на иных механизмах действия. Первоначально они были направлены на то, чтобы препятствовать разжиганию борьбы между сородичами, которая очень часто заканчивалась кровной местью. При слабости человеческих объединений перед силами природы, перед лицом враждебных племен подобные акции были опасны для самого существования человеческих сообществ. В этом смысле можно сказать, что право, как и государство возникает из необходимости возвыситься над борьбой частных интересов. Возникшие в силу этой исторической необходимости правовые системы, историки стали именовать примирительными. Появление письменности. Вслед за этим появляются такие разновидности правовых актов, как акты нормативные и индивидуальное. Письменность способствовала развитию нормативного договора как источника права. Без письменности не мог бы возникнуть публичный правовой договор. Заключаемые между правителями и народом публичные договоры (определявшие обязанности народа перед царской властью, формы вознаграждений и пределы наказаний, обязательные для царя) содержали часть права всей страны. Считается, что по типу договора был составлен библейский Ветхий Завет — договор Бога с народом Израиля. Письменность способствовала утверждению в качестве источника права судебного прецедента и т.д. Понятие и признаки права. Право - это система установленных или санкционированных государством, общеобязательных, формально-определенных норм общего характера, обеспеченных государственной защитой. Признаки права: 1.Нормативность. Нормативность права обусловлена типичностью, однородностью, массовостью, повторяемостью отдельных социальных ситуаций, явлений, взаимодействий. 2.Правовые нормы регулируют не какой-то отдельный случай, а широкий круг однородных обстоятельств, общественных отношений, распространяя свое регулирующее действие на все случаи данного рода. 3.Право регулирует поведение персонально неопределенного круга лиц, действует постоянно вплоть до отмены или изменения соответствующей правовой нормы. При этом действие нормы носит не одноразовый характер. Она не теряет силу после однократной реализации, продолжая и далее регулировать поведение лиц, оказавшихся в сфере ее действия. 4.Общеобязательность. Все субъекты без исключения должны выполнять правовые требования. Право носит всеобщий характер, распространяя свое действие на всю территорию страны, на все ее население. При этом правовые нормы обязательны для всех, в том числе и для государства. Иногда нормы права регулируют узкий, ограниченный круг общественных отношений или субъектов, действуют строго определенный период времени. 5.Императивность, обязательность права не зависит от усмотрения или согласия отдельных лиц подчиняться правовому воздействию. 6.право обладает безусловным верховенством в системе социальных норм. В случае противоречия корпоративным правилам, морали, религии или обычаям действуют именно правовые нормы. 7.Формализованность. Для права характерна документальная фиксация правовых норм в определенных источниках, принятых по установленной процедуре. Правые нормы официально закрепляются в законах, указах, постановлениях и других юридических формах, содержащих обязательные реквизиты (наименование, нумерация, дата, подпись уполномоченного лица и т.п.). 8.Государственная защита. Право охраняется и гарантируется государством. В случае необходимости правопорядок обеспечивается государственным принуждением. В случае нарушения правовых норм, неисполнения юридических обязанностей и запретов применяются государственные санкции 9.Системность. Право представляет собой не случайную совокупность, а стройную, целостную систему норм - организованное множество структурных элементов, определенным образом взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Разумеется, эта система не исключает возможных коллизий. Но в целом право обладает внутренним единством, структурированностью, непротиворечивостью.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 2640; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.32.53 (0.009 с.) |