Восьмой шаг. Вечер (1): испытание совести.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восьмой шаг. Вечер (1): испытание совести.



Вот и наступил вечер. Признаюсь вам, что нахожусь в затруднительном положении. Я не решаюсь предложить вам какой-нибудь определенный способ молитвы. У многих из нас изнуряющий образ жизни. Многие именно в вечерние часы встречают препятствия на пути к молитве. Наша свобода ограничена трудами и усталостью целого дня. К тому же и обстоятельства жизни у всех разные. Вы, например, в преклонном возрасте и живете в одиночестве: ваша семья далеко или же рассеялась по свету, или вы потеряли супруга. А вот вы молоды и еще не вступили в брак; а может быть, вы просто убежденный холостяк, будь вы мирянин, монах или священник. А возможно, вы расстались со своим мужем или с женой... Ваше вечернее одиночество очень ценно. Но его порой очень трудно переносить, независимо от того, вынужденное оно или добровольное.

Ну, а другие живут в кругу семьи. Причем жилищные условия, по крайней мере, в Париже, не всегда позволяют людям обрести покой и тишину.

Вот почему я говорю с определенной осмотрительностью, сдержанностью и пониманием трудностей, с которыми сталкивается каждый из вас. Заранее прошу извинить меня, если некоторые мои предложения окажутся неприемлемыми для вас лично. Впрочем, это последнее замечание относится ко всему, что я до сих пор говорил вам о молитве. Я делился с вами собственным опытом и известным мне опытом многих других христиан. Я не считаю, что советы, даже если вам их дают уверенным тоном, следует в точности исполнять. Скорее, их надо воспринимать как предложения, исходящие от того, кто пытается как можно меньше исказить волю Божию, воплощая ее в жизнь. Пользуйтесь ими с полной свободой и, в свою очередь, отвечайте как можно лучше на призыв, с которым обращается к вам Бог.

Как с помощью молитвы посвятить Богу драгоценные вечерние часы угасающего дня? Прежде чем касаться сущности вопроса, я хотел бы рассмотреть несколько различных ситуаций. Сначала поговорим о тех людях, которые живут вместе со своей семьей.

Прекрасно, если муж и жена сделали для себя правилом короткую совместную молитву. Однако это очень трудное дело для обоих верующих супругов: скованность, автоматизм могут стать постоянными явлениями. Супруги, испробовавшие совместную вечернюю молитву, знают, что она требует большого взаимного уважения, без потворства малодушию супруга и без снисходительности к собственной лени. Вот хороший совет: договоритесь заранее и установите, какие молитвы вы произносите обязательно (они должны быть всегда одинаковыми и относительно короткими), а все остальное, возникающее в результате свободного диалога, может носить необязательный характер. Супруги могут воистину любить друг друга и между ними может существовать взаимопонимание в сфере их обыденной жизни, однако мир их чувств может быть не таким согласованным и созвучным, как это иногда бывает в команде, в группе людей, объединенных каким-то общим делом. Чтобы сберечь вашу общую молитву, вы должны пользоваться простым и коротким текстом, употреблять минимум жестов и знаков, о которых вы договоритесь заранее. В другой раз мы поговорим о том, как можно молиться вместе с маленькими детьми и с детьми, которые уже подросли.

Очень хорошо также, когда муж, жена, ребенок или какой-нибудь член семьи скажут остальным: «Знаете, мне нужны пятнадцать (или пять) минут тишины и покоя. Не мешайте мне. Дайте мне побыть одному». Некоторые люди поделились со мной таким свои опытом, и он привел меня в восхищение. Даже живя зачастую в плохих материальных условиях, имея тесную квартиру, муж и жена, ребенок и родители умеют проявить взаимное уважение, предоставляя друг другу возможность сосредоточиться в тишине и покое, даже если сами они и не присоединятся к молитве. В этом случае взаимная любовь и терпимость поднялись на такой уровень, что каждый может Сообщить о своем сокровенном желании побыть в тихом уединении, не опасаясь оскорбить остальных.

Однако очень часто — и вовсе не потому, что люди недостаточно друг друга любят, — подобное признание неосуществимо, вы не можете уединиться с ведома и согласия других членов вашей семьи. Тогда вам, быть может, придется несколько передвинуть время вашей вечерней молитвы и приурочить ее к тому моменту, когда вы покидаете работу, или же воспользоваться дома короткими мгновениями спокойствия перед возвращением детей из школы. А может быть, наоборот, вам следует перенести вашу вечернюю молитву на более позднее время, когда все в доме уже уснули, — и в эти сокровенные минуты вы можете ощутить себя перед лицом Божиим. Короче говоря, какими бы ни были условия вашей жизни (усталость, тяготы, не слишком сочувствующее вам окружение), не следует воспринимать их как непреодолимые препятствия — просто нужно соотнести с ними ваш способ молитвы, и пусть в ней отразится духовная общность всех, кто связан семейными узами и совместной жизнью.

Теперь — о сущности этой вечерней молитвы. Она состоит в том, что человек под взглядом Бога мысленно перебирает в памяти события прошедшего дня и пытается увидеть, в чем он был верен Богу, а в чем согрешил против Его заповедей и Его любви. Христианская традиция называет это «испытанием совести». Неважно, какое мы употребляем название, но очень важно, что за ним стоит. Ведь в молитве испытывается истинность нашей веры.

Не случайно многие из нас, в связи с вышесказанным, оказываются в затруднительном положении. Я намеренно говорю о «нас», ведь речь идет об опыте целого поколения, может быть, о большинстве его представителей. В детстве мы не были призваны к жизни детей Божиих, в школе нас подавляли слишком высокие требования и слишком строгие обязанности, мы задыхались под бременем условностей. Но пусть эти, быть может, очень горькие воспоминания не заставят нас забыть истинную меру нашей христианской свободы и не помешают нам жить с чувством ответственности. Действительно, нам угрожает опасность уподобиться животным (я вам уже не раз об этом говорил). Мы настолько погружены в сиюминутные события, что никогда не возвращаемся в прошлое, не вспоминаем о совершенных поступках. Целиком и полностью отдаваясь мечтам и впечатлениям сегодняшнего дня, мы теряем способность давать оценку делам, словам, мыслям, событиям, встречам — словом, всей нашей жизни. Так есть ли у нас в таком случае хоть крупица свободы?!

Когда вы зажаты в метро среди множества пассажиров, вы не можете двигаться, у вас нет свободы действий. Чтобы переместиться в том или ином направлении, вам нужно свободное пространство, некоторая дистанция. То же можно сказать о самом нашем существе и обо всем нашем существовании. Когда нас, как в тисках, держат ритм окружающей жизни, все эти раздражители, усталость от работы и т.п., мы успеваем думать только о том, что мы намереваемся сделать, а после того как осуществили задуманное, нам уже некогда отдать себе отчет в том, что мы сделали. Другими словами, нам недосуг отвечать за наши действия, решения.

Отвечать перед кем? Отвечать кому? Богу, призывающему нас. Ответственность за свои поступки, этот залог нашей истинной свободы, состоит в том, чтобы услышать голос Бога, зовущего нас по имени, и ответить ему, как это и было на заре человечества: «Адам? — Я здесь». Суметь ответить на призыв, обращенный к каждому, так, как ответила Дева Мария: «Вот раба Господня. Да будет мне по слову Твоему». И подтвердить ответ делом.

Испытание совести предоставляет нашему существованию то свободное пространство, которое необходимо, чтобы нести ответственность за свои поступки, оценивая их под милостивым взглядом Божиим. Момент вечерней молитвы, помогающий нам оценить суть нашей жизни, я воспринимаю как проявление милости Божией, как момент предстояния перед Богом. Речь ни в коем случае не идет об обвиняющем себя сознании. Не надо спрашивать себя: «Что я сделал хорошо? Что я сделал плохо?». Надо идти гораздо дальше и обратиться к Богу с такими словами: «Господи, вот прожито еще несколько часов моей жизни. Прошел еще один день. Ты гораздо лучше меня знаешь, каким он был. Прошу Тебя, освети мне его Твоим светом. Я хочу попытаться понять Твою волю по отношению ко мне. Я хочу вспомнить, что Ты ожидал от меня, и обрести истинную свободу, осмелившись сказать себе и Тебе: "Сегодня Ты меня звал. Ты повелел исполнить Твою волю. Услышал ли я, да или нет? Ответил ли я в соответствии с Твоей любовью, да или нет?"... "Да, Господи, я сделал то, что Ты велел. Благодарю Тебя, Господи, Ты позволил мне сделать то, на что я не считал себя способным"». Или: «Нет, Господи, я не сделал, я оступился. Смилуйся надо мной, грешным, прости меня, Господи; я жил машинально, я ничего не помню. Дай мне силы вспомнить о себе, пусть дни мои не текут, как вода, не рассеиваются, как дым. Дай мне полной жизни, Господи, Ты, дающий жизнь. Научи меня жить для того, чтобы любить Тебя. Сделай так, чтобы мои чувства не исчезали так быстро, как тают облака на небе, чтобы не были они, как пыль, которой играют ветры. Сделай так, чтобы моя жизнь не прошла бесследно, напрасно, впустую, но чтобы день за днем был вписан в вечную книгу Твоей любви».

Предавая себя Богу, в доброте Божией, в милости Божией восстановите истекшее время и предоставьте его любящему Отцу, чтобы Он совершил Свой суд и дал нам мужество двигаться дальше. Несколько практических указаний, встречающихся в Библии, могут стать нашими вожатыми на этом пути.
Прежде всего я направляю ваше внимание на семь псалмов обращения и покаяния. Церковная традиция бережет их для выражения состояния души, обращающейся к Богу и исповедующей свою жизнь, обремененную и добром и злом. Вот эти псалмы:

6 и (37): «Господи! не в ярости Твоей обличай меня»;

(31): «Блажен, кому отпущены беззакония»;

(50): «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои»;

(101): «Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе»;

(129): «Из глубины взываю к Тебе, Господи»;

(142): «Господи! услышь молитву мою, внемли молению моему».

Эти псалмы прекрасны. Пока вы не привыкли самостоятельно воссоздавать вашу жизнь под милостивым взглядом Божиим, попробуйте прочитать один из указанных псалмов не торопясь, вздыхая и прерывая ваше чтение, когда какая-то строка заставит вас вспомнить определенное событие прошедшего дня.

И наконец, вспомним о Десяти Заповедях. Учтите, это не только название знаменитого американского фильма! Это формула святости, составленная Самим Богом и переданная людям, заключившим с Богом Завет (Исх 20. 1—17; Втор 5. 6—21). Иисус Христос беспрестанно напоминает нам о заповедях, выражающих волю Бога по отношению к людям, которую Сам Сын Божий, ставший человеком, исполнил до конца.

Итак, не будем полагаться ни на собственное мнение, ни на мнение других людей о нас, будем оценивать себя с точки зрения воли Отца Небесного. Какое освобождение принесет нам этот акт веры! Ведь мы будем анализировать все пережитое не для того, чтобы узнать, чиста ли наша совесть, а для того, чтобы определить, соответствуем ли мы Божию промыслу. Другой дороги, кроме промысла Божия, нет у человека. Только она приведет его и к Богу и к собственному счастью.



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.89.204.127 (0.026 с.)