Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Седьмой шаг. Трапеза (2): благодарение Богу.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Давайте укрепим нашу волю и утвердимся в нашем намерении молиться, вспомнив наказ Христа: “Молитесь постоянно”. Обычно мы живем как листок, гонимый ветром, как камушек, брошенный в поток. Нами владеют ежедневные хлопоты, привычки, обычаи, мода. Ежечасно мы подвергаемся давлению, которое оказывает на нас городская жизнь во всех ее многообразных проявлениях: реклама, назойливое повторение последних известий, давка в транспорте, которая заставляет нас то ускорять шаг в переходах метро, то стоять на месте из-за образовавшейся пробки. В противоестественной жизни, типичной для нашей цивилизации, о религии вспоминают все реже, и само понятие веры постепенно угасает. Такое положение вещей заставляет веру решительно постоять за себя. В каких бы условиях мы ни находились, мы должны иметь немного внутренней свободы, необходимой для понимания истинного смысла нашего существования. Условия жизни обязывают нас быть предельно чистыми, стойкими, бдительными в деле утверждения нашей веры. Бог — это не внешнее украшение; он проникает в такие сокровенные глубины нашей души, где ничто не нарушает свободы. Таинства, установленные Христом, убеждают нас в этом. Необходимо только, чтобы мы сами осознали существование этих глубин и согласились в них проникнуть. Молитва перед началом и в конце трапезы должна быть особенно почитаемой. В старые времена она сопровождалась особыми обрядами. В деревнях отец семейства, взяв буханку хлеба, изображал на ней с помощью ножа крест и только потом разрезал. Сегодня не встретишь такой красоты и благородства в повседневной жизни. Я вспоминаю прекрасный “символ веры”, выраженный поэтом Клоделем в его “Сообщении для Марии”: Я пшеницу посеял, урожай я собрал, новым хлебом всем детям я причастие дал. Только от нас зависит, сможем ли мы придать пище, которую мы едим, присущее ей духовное значение и осознать ее во Христе, Который был Словом Божиим во время сотворения мира и Агнцем пиршественным в Апокалипсисе. Молитва, сопровождающая еду, не должна противоречить состоянию человека. Какое же содержание придать ей в эпоху сэндвичей, закусочных и беспощадных диет? Скажу только одно: благодарите Бога за пищу, которую Он нам посылает; восхваляйте Бога и в более широком смысле: выражайте Ему нашу радость, нашу признательность за то, что Он позволяет нам жить, дает надежду на жизнь, даже когда эта жизнь имеет горький вкус, восхваляйте Бога за дары, которые Он нам посылает, за то, что Он — Отец, Который хочет, чтобы мы были Его сыновьями и дочерьми через Сотворение и через Искупление. Восхваляйте Бога за посланного Им Сына, Который умер и воскрес из мертвых, и мы, принимая крещение, как Он — воскресаем. Восхваляйте Бога за Духа Святого, живущего в наших сердцах. Восхваляйте Бога за то, что мы можем принимать Его дары, ведь это Он награждает нас пищей, и хотя мы, люди, ради нее трудились и страдали, все же она исходит от Бога. Мы не восхваляем пишу, мы восхваляем Бога, благодарим Его за то, что можем питаться, следовательно — получать жизнь, которая имеет для нас особый смысл. Мы не обожествляем пищу, мы восхваляем Бога в час трапезы и чувствуем свое единение со Христом, Который сказал: “Моя пища есть творить волю Пославшего Меня” (Ин 4. 34). Какие употребить слова? Может быть, вы используете краткую молитву благодарения, произносимую в соответствии с обрядом во время Мессы: “Благословен Ты, Господи, Боже вселенной; по щедрости Твоей Ты дал нам хлеб — плод земли и трудов человеческих”. Такая литургическая формула может быть использована как молитва благодарения Богу до и после трапезы. Это не что иное, как ежедневное иудейское благословение пищи, которое всегда произносил Сам Христос. На основе этой формулы в церковной традиции возникло великое множество вариантов. Вы можете придумать свой вариант или выучить любой из уже существующих — старых или более новых. Будет ничуть не хуже, если вы скажете другие слова, которые исходят в этот день из вашего сердца: какую-нибудь фразу из Святого Писания, из Евангелия, или споете благодарственный псалом. Я уже советовал вам выучить наизусть Псалом 117. Попытайтесь вспомнить и другие строчки, например, из Псалма 103. 2: Благослови, душа моя, Господа, и не забывай всех благодеяний Его. Из Псалма 108. 4—5: Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен, ибо превыше небес милость Твоя и до облаков истина Твоя. Из Псалма 133. 1: Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! Вспомните Псалмы 134, 135, 146—150; вспомните последние слова Псалма 150. 6: Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуйя. Короче говоря, вкушая пищу, надо восхвалять Бога, пославшего нам дары, сознавая оба аспекта трапезы, которые мы подчеркнули в прошлой беседе — “Жизнь и причастие”. Первый аспект заключается в том, что с помощью питания каждый из нас лично поддерживает жизнь в своем теле. Когда мы восхваляем Бога за дарованную нам через пищу жизнь, мы должны также благодарить Его за спасение этой жизни от греха и смерти. Он дарует нам истинную, вечную жизнь, ведущую нас к Богу, которая уже сегодня дает человеку его достоинство, красоту и надежду. Величие человека очевидно уже во время его плотского существования, потому что только человек выделяется из числа других творений тем, что создан по образу и подобию Божию. Второй аспект касается сопричастности всех людей, их солидарности. Во время трапезы через свою личную молитву я могу почувствовать свою общность со всеми людьми. Даже когда я ем один, наспех, лишь бы утолить свой голод, я могу ощутить это и через Христа приобщиться ко всему человечеству, объединиться с теми, у кого есть еда, и с теми, кто умирает от голода, с теми, кого я люблю и знаю, и с теми, кого я впервые вижу в этой столовой, с теми, чьи голоса я слышу рядом с собой, и с теми, чьи голоса слышал сегодня в другом месте. Пусть трапеза будет актом причащения, который позволит моей воле отдать себя людям и принять в себя всех людей. Можно все это сказать, но как же это осуществить? Особенно находясь в общественной столовой или в другом подобном месте. У меня нет духовных предписаний, я предупреждал вас об этом, но я предложу вам разные возможности, которые мне известны на основании личного опыта или потому, что я был им свидетель. Ситуация первая: в столовой предприятия, в столовой самообслуживания, в любом общественном месте. Иногда какой-то человек спокойно и без вызова окружающим, просто считая это своим долгом, прежде чем приступить к еде, осеняет себя крестом и остается некоторое время в молчании, совершая молитву. Конечно, чтобы вести себя таким образом, нужны благодать Божия и мужество. Однако хочу подчеркнуть, что я ни разу не видел, чтобы кто-то из присутствующих высмеял такой поступок. Напротив, люди испытывают уважение к такому поведению. У германских народов существует другой обычай. Здесь люди, прежде чем приступить к еде, некоторое время сохраняют молчание, чтобы каждый мог мысленно совершить молитву, сосредоточиться и поблагодарить Бога. Каким бы коротким ни был этот миг — это та брешь в нашей повседневной суете, через которую Бог приходит к нам и напоминает нам об истинном смысле нашего существования. Итак, молитесь мысленно или хотя бы перекреститесь незаметно для окружающих. Я очень часто крещу свое сердце и губы так, что этого никто не видит. Нам так нужны эти знаки, поданные самим себе; мы ведь всегда инстинктивно совершаем какие-то жесты, даже не обращая на них внимания. Давайте же подчиним любви к Христу наш внешний облик, наши физические проявления, используем их, чтобы думать о Боге и благодарить Бога. Всегда есть возможность остановить на одно мгновение ход нашей жизни ради этого. Еда стоит на подносе, перед вами — ваши закуски. “Уж не заснул ли он вдруг?” — недоумевают ваши соседи по столу. Пусть недоумевают! Вы не спите, вы молитесь за них. В суматохе дня, берясь привычным движением за еду, ощущая духоту и усталость, вы своей реальной молитвой вносите в жизнь реальность молитвы Христа и спасительный акт Его Воскресения. Другая ситуация: вы дома, в кругу семьи, с детьми, маленькими и постарше, вдвоем с мужем или женой, с членом семьи, с приятелем. Если присутствующие за столом не возражают, молитесь все вместе. Не спешите. Нет ничего бессмысленнее, чем скомканная, ради формы произнесенная молитва. Такая молитва надоедает, действует на нервы. Остановитесь. Освободите душу, найдите истинный покой. Если некоторые члены вашей семьи не верят в Бога, относитесь к этому с уважением и скажите им примерно следующее: “Знаешь, мы хотим сейчас помолиться, а ты пока посиди спокойно, помолчи, отдохни. Не мешай нам; мы будем молиться за тебя. Почувствуем наше единство в эту минуту мира, радости. Мы собрались, чтобы разделить одну и ту же пищу, которую мы приготовили вместе или которую одни приготовили для других. Обратимся же к Богу и обратимся друг к другу, посмотрим друг на друга, прежде чем браться за еду. Ты чем-то расстроен? Что-нибудь случилось? Что-то произошло сегодня?..” Когда вы внимательны друг к другу, вы внимательны к Богу; просите Бога о прощении грехов для себя и для всех остальных, восхваляйте Его от своего имени и от имени всех собравшихся, благодарите Его вместе за посланную вам милость — собраться вместе за общим столом. Своей ежедневной добровольной молитвой мы не только выражаем нашу веру, но и помогаем друг другу жить с верой. Молиться необходимо, но с условием, что мы будем избегать автоматизма и внешней скованности. Молитва перед трапезой, искренняя молитва детей Божиих, может стать важной духовной вехой вашего дня. Ведь для большинства мужчин и женщин пища — это “святое дело” в том смысле, что при любых обстоятельствах они в ней себе не отказывают. Если мы соединяем эту жизненную потребность с искренней потребностью души обратиться к Богу, потому что “не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих”, то мы соединяемся с Христом, Который есть “путь”, истинный путь, ведущий нас к Отцу, нас, детей Божиих, достойных, свободных, истинных в любви.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.26.156 (0.009 с.) |