Четвертый шаг. Утро: дарованная жизнь.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Четвертый шаг. Утро: дарованная жизнь.



Большинство из нас встают утром не выспавшись, торопятся, опаздывают на работу, а тут еще и дети путаются под ногами. Одним словом, утро - это чаще всего неприятный момент нашей жизни, момент спешки. Но прежде чем вы начнете день, почему бы вам не осенить себя знамением креста и не осознать богатство значений этого знака? Если обстоятельства сдерживают вас, вы можете осенить крестом ваше сердце — тайный знак благодарения Господу. Это то, что всегда может сделать каждый из нас при любых условиях. А нужно ли делать что-то большее? Я думаю, что да. Как же?

Вот хороший совет: не имея для молитвы ни времени, ни спокойной обстановки, вы можете пользоваться краткими молитвами, произнося их в установленном порядке. Разумеется, не превращая это в скучную обыденность. В то же время не следует опасаться повторения и привыкания. Внимание во время молитвы отличается от внимания во время телевизионной передачи. Телевизор притягивает наш взгляд беспрестанно сменяющимися новыми картинками, он овладевает нашим сознанием и развлекает его. В молитве, наоборот, одни и те же слова, одни и те же предложения естественно нанизываются одно на другое и помогают ощутить уверенность в себе и истинную внутреннюю свободу. Как будто мы идем по знакомой дороге. Ведь если вам известен каждый камешек, каждый изгиб горной тропинки, нога сама избегает малейшего бугорка, малейшего отклонения в сторону, и это дает волю взгляду. Вы можете поднять глаза к небу, или обратить внимание на придорожный цветок, или рассмотреть того, кто идет вам навстречу.

Повторение и автоматизм, вместо того чтобы стать средством ограничения свободы, на практике становятся необходимым условием ее развития. Заметим, кстати, что повторение есть одно из основных условий богослужения, которое строится в соответствии с установленным порядком. Таким образом, полная внутренняя свобода каждого во время богослужения не может быть нарушена чьей-то непредвиденной субъективной фантазией. Вот в чем одно из главных отличий между литургическим ритуалом и театральным действом. Могущество символики литургического обряда вызывает восхищение и зависть многих театральных деятелей.

Я предлагаю вам как утреннюю молитву повторение установленных молитв.

Вы возразите: “Повторяя установленные молитвы, как бы я не начал молиться только словами, а не сердцем”. Отвечая на это замечание, я предлагаю рассмотреть конкретные практические ситуации.

Можно выделить три ситуации.

Ситуация первая: вы располагаете временем для молитвы. У вас достаточно времени: полчаса, сорок пять минут, час, а может быть, и больше. К тому же вы уверены, что ничто не нарушит тишины и вашей внутренней свободы. Вы готовы полностью отдать Богу это молитвенное время. Быть может, Святой Дух дарует вам ощущение сокровенного порыва души, предающей себя Богу. Вас то искушают грехи и несовершенство, то охватывает радость. Вы вопрошаете, молите, созерцаете, восхваляете. Иногда вы словно не можете найти выход из темноты, но если вы упорны в молитве, то Бог, Который видит вас, неожиданно озарит ваше сознание, попавшее в водоворот ощущений и зрительных образов, светом пробуждения.

Ситуация вторая: у вас мало времени и вас одолевают заботы. Отказаться от молитвы? Нет. Именно теперь, уделяя Богу несколько минут внимания, вы должны воспользоваться установленными молитвами. Бывает, что в такой день, подумав о Боге и сказав только: “Господь возлюбил меня”, — вы почувствуете великую радость, а сказав: “Христос распятый пожелал искупить грехи и страдания мира, чтобы избавить нас от них”, — почувствуете великую скорбь. Вот уже и забилось ваше сердце, и запылал в нем огонь любви: “Христос зовет меня, и я хочу следовать за Ним”.

Вы, может быть, очень устаете. Вы не высыпаетесь. Вы пересиливаете себя, берете себя в руки и автоматически совершаете все утренние дела. В вашей голове проносятся вчерашние заботы и хлопоты грядущего дня. Вы беретесь за них, не желая ни думать, ни сосредотачивать свои мысли, напоминая скорее сонное животное, чем человека со свободной волей на заре своего сотворения. В этом случае, если ваши уста восхваляют Бога, если вы благословляете Отца, Который возлюбил нас, Сына, Который спас нас, Духа, Который живет в нашем сердце, если вы просите заступничества и произносите слова раскаяния, повторяя установленные молитвы просто потому, что вы решили так делать, - это вовсе не автоматизм и не рутина. Это свободная молитва мужчины или женщины, чье сознание действительно не может стряхнуть с себя сон или освободиться от забот, но, движимое любовью, тем не менее совершает в высшей степени свободный акт, вопреки рассеянности или недостатку времени.

Например, вы женаты и у вас есть дети. Или какой-то человек находится на вашем попечении. Случается, что, заботясь о тех, кого мы любим, мы делаем это без душевного подъема, без энтузиазма, потому что мы устали, мы на исходе сил. Но все равно нами движет любовь. Любовь состоит в действиях, вызванных желанием любить. По ним и определяется истинность любви. То же самое происходит и в наших отношениях с Богом. Сдержать обещание, взятое на себя из-за любви к Богу, и читать установленные молитвы благодарения и благословения — это истинная молитва.

Молитва сердца есть истинный Божий дар, который может вместить чистая и очищенная Богом душа. Молитва словом может вызвать молитву сердца точно так же, как молитва сердца вызывает молитву словом.

Ситуация третья: у вас совершенно нет времени или вы находитесь в таких условиях, в которых молитва невозможна. Сотворите знамение креста хотя бы тайно, как я уже говорил об этом в начале нашей беседы. Молитесь мысленно, совершая все ваши обычные утренние дела. Молитесь, спускаясь с лестницы, ожидая автобуса, садясь в метро. Говорите про себя слова молитвы и внимайте Богу своим сердцем.

Предположим теперь, что у вас есть утром немного времени и свободы. Я призываю вас сразу же после пробуждения уделить время молитве, стоя или коленопреклоненно, в зависимости от вашей привычки. Повернитесь лицом к распятию, к иконе, к святому образу в вашей комнате. Или же повернитесь в сторону церкви (вы знаете, в каком направлении она находится). Повернитесь к встающему солнцу, этому символу воскресшего Христа. Большинство церквей именно поэтому и обращены на восток, к тому же и Иерусалим находится для нас на востоке. Молитесь.

Я предложу вам пять молитв. Читайте их в определенном порядке. Сначала “Отче наш” — молитву, которой нас научил Господь. Затем — “Радуйся, Мария”, чтобы молиться вместе с Девой Марией. Прочитайте “Верую” - Символ веры всей Церкви. Произнесите “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу”, вспоминая свое крещение, и прочитайте литургическую “Глорию” — “Слава в вышних Богу” — молитву, которая первоначально была утренней, а теперь объединяет нас во время таинства Евхаристии в церквах.

Наверное, вы знаете эти молитвы наизусть. Если нет — читайте их по книге, и вскоре вы их запомните. Попробуйте, это легко.

Теперь представьте себе на мгновение, что вы поручаете Богу день, который Он вам дал. Жить - это милость. Вы слышите меня? Милость, дар, полученный от Бога. Жизнь дается нам как подарок, а не как приговор. Даже в нищете, в горе, в тюрьме (я знаю, что заключенные, мужчины и женщины, слушают меня), даже когда вы страдаете и просите у Бога выздоровления, даже когда весь ваш день — это подневольный труд, все равно жизнь — это данная нам Богом возможность счастья.

В жизни грядущего дня есть место для свободы — это свобода посвятить Богу свое решение прожить этот день, возвращая Богу Его любовь и разделяя ее со всеми, кого вы встретите сегодня, знакомыми и незнакомыми. Как Христос отдал себя в руки Своему Отцу, отдайте и вы ваш день во славу Божию, сделайте это как священнослужитель, потому что все мы стали после крещения “род избранный, царственное священство” (1 Петр 2. 9). Поручите Богу предстоящий день, предоставьте его Божией любви, подчините его Божией воле. Заранее отдайте Богу все горести и радости нового дня, решения, которые вы примете, обстоятельства, которые подвергнут вас искушению, важные встречи и обыденные трудности в отношениях с окружающими вас людьми. Другими словами, проживите этот день, сознавая все, что вы делаете. Не живите, как животные. Обратите к Богу свободу действовать, жить и любить, которую вы получили от Него.

И наконец, если вы были внимательны во время чтений Священного Писания в прошлое воскресенье или уже готовились к следующим чтениям, вы можете выучить наизусть ту фразу из Евангелия, из Ветхого или Нового Завета, которую вы отметили, подчеркнули. Сохраняйте ее в вашей памяти и в вашем сердце в течение всей недели, как полюбившийся припев, как слово, нашедшее отклик в вашей душе, проникшее в вашу душу. Например, фразу, прозвучавшую во время Литургии Слова в прошлое воскресенье (9 сентября 1984 г.), в двадцать третье воскресенье года по календарю, из Послания к Римлянам (13. 8, 10): “Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ...любовь есть исполнение закона”. Или последнюю фразу Евангельского чтения: “Истинно также говорю вам, — говорит Христос, и было бы прекрасно повторять Его слова, — что, если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего небесного. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” (Мф 18. 19, 20). Эта фраза из воскресного чтения, сопровождавшая вас всю неделю, будет ежедневно питать вас и станет продолжением Евхаристии, к которой вы по милости Божией приобщились.



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.212.120.195 (0.007 с.)