Пятый шаг. Акценты вашего дня. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пятый шаг. Акценты вашего дня.



Как надо молиться в течение дня? Я уже говорил, что церковная традиция предписывала молиться семь раз в день. Почему? Во-первых, потому, что народ Израиля молился Богу семь раз в день — в установленное время, в храме или обратившись к нему лицом: “Семикратно в день прославляю Тебя” (Пс 118. 164). Во-вторых, потому, что сам Христос, соблюдая верность религии народа Божия, молился таким образом. В-третьих, потому, что так молились ученики Христа: апостолы (Петр и Иоанн — Деян 3. 1), первые христиане Иерусалима, “ревностные в молитвах” (Корнилий и его видение — Деян 2. 42; 10. 3), так же молились и в христианских общинах, а потом — в монастырских общинах. Монахи, монахини и священники были призваны совершать семь раз в день “службу” (это слово означает исполнение долга, обязанности, миссии), во время которой они читали или пели установленные молитвы. День прерывался для пения псалмов, размышления о Евангелии, моления о помощи людям в их нуждах, для восхваления Бога. Церковь призывает каждого христианина обозначить свой день вехами молитв, молитв свободного человека во имя любви, веры, надежды.

Действительно, если мы дети Божий, если в нас обитает Дух Святой, ГА^ мы можем и должны относиться к Богу не как чужие, незнакомые с Ним люди, а как сыновья и дочери в семье своего небесного Отца, всегда хранящие в сердце память о своей связи с Создателем и Искупителем, — связи, основанной только на свободе и любви. Мы можем и должны говорить с Богом, “как друг говорит с другом”, мы должны постоянно нести в себе Слово Божие.

Кроме того, каждый христианин через свое крещение сообщается со всей Церковью. В каждом молящемся христианине молится вся Церковь, поддерживающая его в молитве. С другой стороны, каждый молящийся молится вместе с Церковью, а значит, и сам поддерживает других молящихся. Когда я молюсь в одиночестве, то, по прекрасному выражению о. Ганса Урса фон Бальтазара, “я окружен кольцом моих бесчисленных сомолитвенников”. За мной стоит вся Церковь, а я стою за всеми моими молящимися братьями и сестрами.

С давних пор обязанность молиться постоянно — “Должно всегда молиться” (Лк 18. 1), — беспрестанно обращать свое сердце к Богу, день и ночь просить Его милости является составной частью призвания каждого члена Церкви Христовой. Призыв молиться относится к каждому лично. Никто не знает, как я откликнулся на него, где я уединился для молитвы. Но в своем уединении я буду вместе со всей Церковью. Когда я молюсь, я “творю дело” вместе с Христом и вместе с Церковью ради спасения всех людей. Маленькая Тереза в своем кармелитском монастыре в Лизье, одинокая и больная, “творила дело” (Ин 5. 36; 10. 25; 14. 12) вместе со всей Церковью во имя решения таких драматических проблем нашего века, как атеизм, войны, преступления. “Как мало замечают, - говорит также Ганс Урс фон Бальтазар, - что общение святых происходит через созерцательную молитву абсолютно личного, индивидуального характера”.

Итак, надо молиться в течение дня для того, чтобы быть перед Богом всегда, так же как Бог всегда перед нами. Призыв молиться в течение дня прямо относится к нам еще и потому, что в наше время внешняя сторона религии, ее проявления, ее обряды не так уж красноречиво заявляют о себе. Сегодня христианин - и мирянин, и священник - зачастую находится в крайнем духовном одиночестве. Мы лишены возможности религиозного общения. Между нами нет никаких осязаемых связей, которые бы показывали нашу общую причастность к милосердию Христову. Каждый должен сам нести груз христианской надежды. Это еще одна причина, по которой мы должны обратить наше внимание и наши взоры к Богу.

Но дело не только в нашем положении. Есть и другая причина, призывающая нас молиться. Христос велит своим ученикам “всегда молиться и не унывать” (Лк 18. 1). Святой апостол Павел неустанно повторяет наказ “молиться всегда” (Фее 1. 11; Флп 1. 4; Рим 1. 10; Кол 1. 3; Флм 1. 4) и “не унывать” (2 Фее 3. 13; 2 Кор 4. 1, 16; Гал 6-9; Еф 3. 13). Мы должны “дорожить временем”, как говорит апостол Павел (Еф 5. 16; Кол 4. 5). Постоянной молитве нас учат и духовный опыт Израиля, и история народа Божия, и молитвенный обычай Самого Иисуса, ставший молитвой Церкви.

Прежде чем решить, надо ли молиться два, три, четыре, пять, шесть, семь раз в день, вот вам практический совет: соотнесите время молитв с постоянными делами, которые являются для вас обязательными и акцентируют определенные моменты вашего дня.

Например, те, кто работает, обычно в одно и то же время выходят из дома и возвращаются с работы. Дорога туда и обратно тоже занимает определенное время. Почему бы не связать с ним молитвенное время?

Второй пример: вы не ходите на работу, вы мать, занимающаяся своими детьми дома. В определенное время дня вы отводите детей в школу и забираете домой. Чаще всего в одно и то же время вы прерываете свои дела для приема пищи, даже если обстоятельства или плохая привычка заставляют вас ограничиться бутербродом или позавтракать на ходу. Почему бы вам не использовать этот момент, когда вы все равно откладываете свои дела, для короткой молитвы?

Словом, выделите такие моменты в течение дня, когда с большей или меньшей регулярностью вы прерываете ваши занятия и меняете ритм жизни: начало и конец работы, прием пищи, дорога и т.п. Используйте эти моменты, чтобы помолиться; даже если вы располагаете минимально коротким временем, отдайте его Богу. Дайте себе слово, что при любых обстоятельствах вы посвятите хотя бы минуту, пусть даже 30 секунд тому, чтобы представить все ваши разнообразные дела Божиему взору. И ваша молитва будет жить во всем, что случится с вами в этот день.

Если вы уходите на работу, быть может, вы подумаете о ваших коллегах, которых скоро увидите, о тех трудностях общения, которые неизбежно возникают, когда в одной комнате работают два или три человека, — ведь чем чаще и искреннее наши контакты, тем сильнее сталкиваются характеры. Заранее попросите у Бога: “Господи, помоги мне проявить истинное милосердие в общении с людьми. Покажи мне в свете Страстей Христовых, что значат требования братской любви, и я смогу перенести все трудности”.

Если вы работаете в сфере торговли, в каком-нибудь крупном магазине, может быть, вы подумаете о сотнях лиц, которые промелькнут сегодня перед вами, а вы даже не успеете на них посмотреть. Заранее скажите Богу: “Господи, молюсь за всех людей, которые пройдут мимо меня и которым я постараюсь улыбнуться, даже если мне не захочется этого делать, когда они оскорбят меня или будут обращаться со мной, как со счетной машиной”.

Итак, постарайтесь извлечь для себя как можно больше пользы из этих обязательных “остановок” в течение дня, из этих резервов времени, из этих мгновений внутренней свободы и перевести дух, обратясь к Богу.

Можно ли молиться в метро и вообще в каком-нибудь виде транспорта? Мне это удавалось. Я прибегал к разным способам — в зависимости от времени и обстоятельств моей жизни. Был даже такой период, когда у меня вошло в привычку затыкать уши для того, чтобы изолировать себя от окружающих и получить минуту тишины, — вот как меня раздражал шум. Я молился, не чувствуя себя отрезанным от людей, так как я внимательно смотрел на них, конечно, стараясь делать это скромно, не разглядывая их в упор, не сверля взглядом. Тогда физическая тишина позволяла мне быть свободным. Однако в другие моменты моей жизни я чувствовал прямо противоположное. Каждый из нас поступает, как ему нравится. Но нет таких обстоятельств, когда молитва была бы невозможна.

Еще один совет. Ручаюсь, что на вашем пути от метро или автобусной остановки до дома или работы в радиусе трехсот-пятисот метров есть церковь или часовня (в Париже, например, дело обстоит именно так). Ради этого стоит немножко отклониться от привычного маршрута. Для одних церковь — это место, где можно спокойно молиться, для других — где вам постоянно мешают молиться. Это вопрос личного эмоционального восприятия церкви, и речь сейчас не об этом. Итак, не пожалейте времени, зайдите в церковь. Подойдите к алтарю, преклоните колени и помолитесь. Хотя бы 10 секунд, если не получается дольше. Возблагодарите Бога Отца за таинство Евхаристии, к которому причастны и вы, за присутствие Христа в своей Церкви. Возлюбите с Христом и во Христе силою Духа Святого. Возблагодарите Бога. Поднимитесь с колен, осените себя крестом — и можете продолжать свой путь.

“Прогулка и цель вашей прогулки — это такое облегчение от бремени каждодневных забот, от надоевших звуков, от набивших оскомину радиопередач и рекламы!.. Какая радость вырваться на волю и обратить все свое существо — душу, сердце, разум — к Тому, Кто выше нас! Мы и сами становимся выше, внимая Ему — Источнику жизни и любви.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.41.106 (0.005 с.)