Третий шаг. Откройте Вашу Библию. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Третий шаг. Откройте Вашу Библию.



Кардинал Жан-Мари Люстиже.

Первые шаги в молитве.

Первый шаг. Каждый день.

Надо молиться каждый день. Именно каждый день. Вы спросите меня: “Почему каждый день?” — “Потому что так устроен человек”.

Мы созданы из праха земного. Посмотрите, к примеру, какие проблемы встают перед психикой человека, когда он вырывается из околоземного пространства (пребывание в космосе, полеты на Луну и т.д.). Человек должен сохранять свой биологический ритм, даже покинув привычную среду. Мы связаны воедино и с этой землей, и с окружающими нас живыми существами. Есть день и ночь, вечер и утро, как говорится в первой главе Книги Бытия.

Наша жизнь протекает во времени, наша свобода, самая прекрасная и самая возвышенная особенность человека, связанная с его разумом, способностью желать и любить, свобода — вершина человеческого существа, обращенная к Богу, — все-таки ограничена временем. Наша свобода — это свобода существа из плоти и крови, которому отныне дана вечность в Боге, но дана день за днем.

Если вы хотите вручить свою жизнь Богу, вручайте ее изо дня в день. Вы хорошо знаете молитву Господню: “Хлеб наш насущный дай нам на сей день”. Во всех переводах и интерпретациях молитвы говорится о сегодняшнем дне. Иисус, а до Него пророки и люди Божий, призывают нас измерять время нашего существования днями, следующими один за другим от нашей рождения до смерти. Это мера нашей жизни и нашей свободы.

Посвятить свою жизнь Богу значит принять каждый из дней как Божий дар и вернуть его Богу в молитве благодарения, благословения, прошения. Короче, говорите с Богом как сын может говорить с любящим отцом или “как друг говорит со своим другом”, по словам Игнатия Лойолы (“Духовные упражнения”, № 54).

Итак, надо молиться каждый день. О какой молитве идет речь? Воспользуюсь словами Иисуса, сказанными в Нагорной проповеди: “Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне” (Мф 6.6). Разумеется, Иисус непосредственно обращался к людям, которые не жили в современном городе и чей образ жизни позволял им уединиться физически, но это обращение распространяется на каждого человека и на все времена.

Нужно, чтобы каждый последователь Христа нашел свое тайное месте место уединения, где Бог проявит отеческую любовь к Своим детям, а человек, отбросив все ложное, освободившись от всех внутренних противоречий, сорвав с себя маску, укроется от нескромных взглядов. Освобожденный от людского суда, от людской молвы, не считая более необходимым сохранять определенное лицо, человек сможет найти внутри себя то тайное место, в котором он предстанет перед Богом.

Кто бы вы ни были и какими бы ни были условия вашей жизни, находитесь ли вы в больничной палате, в слишком тесной квартире, в метро, среди толпы — вы можете найти внутри себя эту комнату и затворить ее дверь. Трудно, скажете вы. Это правда, к тому же у всех людей разные натуры. Я бы предпочел молиться в горах в полном одиночестве, слушая пение птиц, а не шум, производимый людьми. Тем не менее я уверяю вас, что молиться можно и в метро, и в мастерской, и на заводе, также как и в учреждении, в больнице, в казарме. И если уж вы нигде не нашли для себя места, можно, перед тем как заснуть, натянуть на голову одеяло и помолиться Богу.

Всегда можно найти свой путь к тому внутреннему уединению, в котором чувство свободы и истинности встречи с Богом подтвердят собой верность нашего решения совершить молитву.

Молитесь каждый день. Молитесь втайне. Добавлю еще: молитесь по меньшей мере утром и вечером. Самые старые из нас сейчас улыбнутся, они вспомнят, что значили для них утренняя и вечерняя молитва! Каково значение, каков смысл молитвы в эти повседневные моменты нашей жизни?

Я собираюсь уснуть и предоставить себя ночи. Забывшись сном, я предаю себя отдыху, который необходим для восстановления сил и моему телу, и моему разуму, и моей психике.

Для многих из нас момент погружения в сон — это момент смутной борьбы с бессонницей, с напряжением, с жизненными испытаниями. Какими бы ни были трудности этого момента, духовная традиция призывает каждого христианина соединиться с Самим Христом.

Действительно, Церковь вкладывает в наши уста Молитву Христову, произнесенную Христом перед смертью на кресте (Лк 23.46) фразу из Псалма 30. 6: “Отче! в руки Твои предаю дух Мой”. Таким образом мы вместе с Христом предаем себя в руки Господа не только в час нашей смерти, но и каждый вечер, предоставляя себя Божией воле. Отхождение ко сну становится актом вручения себя милости Божией, Который снимает с нас напряжение, освобождает от трудностей жизни. Помолиться вечером значит заснуть с Христом, значит вместе с Христом отдать себя в руки Господа. Не для смерти, но для жизни. Поручить Богу наше дыхание, поручить душу, которую Он нам дал. Не для того, чтобы вернуть то, что было позаимствовано, а для того чтобы “вдохновить” душу и открыть нашу жизнь Богу, Который есть Жизнь и Который дает нам жизнь. Итак, вечерняя молитва есть предание себя в руки Господа.

Утренняя молитва. Я просыпаюсь и вместо того, чтобы мучительно бороться со сном, уподобляясь зверю, стряхивающему с себя усталость, вместо того, чтобы спешить и бояться опоздать, прежде всех дел я выбираю момент, каким бы кратким он ни был, чтобы восхвалить грядущий день, восхвалить пробуждение, данное мне как мгновение сотворения мира и нашей жизни, как мгновение, в котором я могу снова получить даром из руки Господа живой источник моего существования как воскресение, как рождение с Христом.

В наше время мы слишком часто смотрим на жизнь и на мир как механики. Мы знаем, что автомобиль, мотоцикл, велосипед и кофемолка имеют срок службы, который приблизительно определяется количеством часов, по истечении которых мотор должен износиться. Таким же образом мы пытаемся представить себе механику человека или механику мироздания. Разумеется, функционирование тела или космических объектов может быть рассмотрено на различных уровнях, в том числе и на уровне механизма, который вращается, изнашивается, но не может быть заменен или же заменяется плохо. Однако с этой точки зрения нельзя понять историю нашей жизни.

Каждый день нашей жизни есть событие! Событие, которое надо воспринимать как подарок, сделанный Богом, как пространство, данное нам для свободы любить Его и любить наших братьев, поклоняться Ему и познавать Его величие в людях, созданных по Его подобию и по образу Его возлюбленного Сына, жить и исполнять наши обязанности мужчин и женщин, исполнять миссию, которую доверил нам Бог, Тот, Кто создал нас и дал нам жизнь. Каждый день надо принимать как действительность, созданную для нас в этот момент Богом, нашим Создателем и Отцом. Это не значит, что мы сотворяемся заново каждый день. Но каждый день мы получаем наше существование во всей его новизне, в новизне нашей свободы, очищенной от грехов прощением Бога и нашедшей величие в дарах Святого Духа. Каждое утро — это утро с Христом, ведь Святой Дух ведет нас вместе с Христом к весеннему утру Пасхи.

Утренняя молитва: мы благодарим Бога за дарованный нам день, за нас самих, за нашу собственную жизнь, за нашу свободу, мы благодарим за участие в воскресении Христа, мы благодарим за то, что новым днем, данным для наших действий, мы войдем в общность людей, возлюбленных Господом. Каждый день Святой Дух собирает в Церкви Христовой детей Господа, рассеянных по свету, и тем самым приобщает их к делу спасения мира.

Да, каждое движение человека определяется биологическими условиями существования, но оно символизирует гораздо больше, чем может показаться. Так, например, человек, принимающий пищу, это не то же самое, что животное, утоляющее голод. Он может возвещать и пророчествовать о Евхаристии Христовой.

Христиане, милостью, данной нам Господом, мы можем не только молиться “семь раз на дню”, но весь наш день сделать приношением и восхвалением Господу Богу нашему.

Второй шаг. Простой знак.

На прошлой неделе я говорил о том, что нужно научиться молиться каждый день. Сегодня я принес вам один древний текст, относящийся к III веку нашей эры. Это “Апостольское предание” Ипполита Римского. Здесь мы находим указания Церкви, касающиеся ежедневной молитвы и молитвенных часов.

“Восстав ото сна, всем верующим, мужчинам и женщинам, надлежит прежде всех дел омыть свои руки (скорее в знак духовного, чем телесного очищения) и молиться Богу, и только потом заниматься своими делами... Если в церкви читается проповедь, христианам надлежит пойти ее послушать... В тот день, когда проповеди нет, пусть каждый в своем доме возьмет Священную Книгу (Библию) и по своему усмотрению уделит достаточно времени чтению.

Если ты дома, молись в третьем часу и восхваляй Бога, а если ты не дома, молись Богу в сердце своем, потому что в этот час Христос был пригвожден ко кресту.

Молись также и в шестом часу, потому что в это время Христос все еще был распят на крестном древе, а свет затмился и наступила великая тьма. Итак, в этот час следует хорошо помолиться.

И в девятом часу следует продолжить молитву и прославление Бога, как это делали праведники, прославляющие Бога, не солгавшего, но вспомнившего о своих святых и пославшего им Слово, чтобы просветить их. Потому что в этот час Христос был пронзен копьем, и истек водой и кровью, и, осветив день последним светом, привел его к вечеру.

Молись также и перед тем, как тело твое найдет ночной покой. К середине ночи встань, омой руки водой и молись. Если твоя жена с тобой, то молитесь вместе. Если же она не уверовала, удались в другую комнату и молись, а потом возвращайся спать.

Не будь нерадив в молитве”.

Не удивительно ли, что эти необыкновенные строки написаны восемнадцать веков назад! Еще у истоков христианства верующие сознавали необходимость молитвы, совершаемой в духовном храме, созданном Церковью. Вы, возможно, подумали, что тогда у них было много свободного времени? Вы ошибаетесь. У нас никогда нет времени... Время дает нам Бог. Нам следует принять его и не спешить тратить.

Я предлагаю вам самую простую молитву. Вы все ее знаете. Это крестное знамение — движение, которым мы осеняем все наше тело от лба к груди, от одного плеча к другому, чертя на себе крест. О крестном знамении говорится и в “Апостольском предании” Ипполита Римского. Подумаем о том, что оно означает.

Прежде всего, это молитва жестом. Молитва и тела, и духа. Не только мысленно, но и физически я отдаюсь всем своим существом молитвенному действию. Все мое бытие, во всех его измерениях, охвачено силой любви к Богу, дарованной мне.

Почему крестное знамение? Это напоминание о крестном знамении, совершаемом при нашем крещении (крещальное осенение крестом). И во время миропомазания на нас накладывается печать священным миром и знаком креста Христова. Библия объясняет корни этого обычая. В Книге пророка Иезекииля Бог призывает некоего человека: “...пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак” (Иез 9. 4). Этот знак — буква “Т”, “тав” на иврите. В час Суда, объясняет пророк, всех, чье чело отмечено этим священным знаком, пощадит Ангел Господень (напоминание о Пасхе). В Апокалипсисе (Откр 7. 3) апостол Иоанн тоже говорит о тех, на чьем челе будет печать Агнца.

Мы вспомнили, что во время крещения и миропомазания на каждом человеке был начертан знак. В связи с этим можно прийти к заключению, что когда мы сами крестимся, мы только воссоздаем знак, печать, данную нам другими. Я не сам отметил себя знаком креста. Я получил этот знак. От кого? Конечно, от священника, который крестил меня, от епископа, который укреплял меня таинством миропомазания, но, в сущности, я получил знак от Церкви, а следовательно — от Христа. Прежде всего это знак Агнца, знак Христа. Значит, совершая крестное знамение, я вспоминаю, к какому обществу и к какому народу я принадлежу, вспоминаю о братьях и сестрах Мессии, о тех мужчинах и женщинах, чье чело было отмечено пасхальной печатью. Я сливаюсь с бесчисленным сонмом тех, кто разделил участь Христа, став детьми Господа Бога нашего.

Таким образом, крестное знамение свидетельствует о моей сопричастности Христу, напоминает, что я составляю одно целое с Христом, принявшим смерть и воскресшим. Короткая цитата из книги Пророка Иезекииля и воспоминание об Исходе уже помогли нам понять это, а Апокалипсис открывает нам во всей глубине пасхальное таинство, называя распятого и воскресшего Христа жертвенным Агнцем. Вот почему, осеняя себя крестным знамением, я вспоминаю о спасении, данном мне Христом. И я вновь предаюсь Ему. Я вновь постигаю благодать умереть для греха и воскреснуть для новой жизни с помощью Христа, умершего за наши грехи. Я вспоминаю, что получил силу для борьбы со смертью через торжество воскресения, с которым я составляю одно целое.

Я вспоминаю, что спасен Христом Спасителем и что Христос Спаситель приобщил меня к тайне креста, чтобы я участвовал в спасении человечества, в спасении всего мира. Движением, чертящим Крест Господень на моем теле, я возлагаю на себя все страдания мира, преображенные и превращенные в избавление и спасение. Чудо искупления охватывает меня с головы до ног, во всех измерениях моего существования — в прошлом, настоящем, будущем. “В будущем?” — спросите вы. Да, и в будущем, потому что крестное знамение предвещает победу Распятого, надежду на воскресение.

Я не только осеняю себя крестом, но и, произношу в это время слова: “Во имя Отца и Сына и Святого Духа”. Я приближаюсь к тайне Самого Бога — Бога, Которого никто не видел, не постиг, не измерил, так как люди слабы и ограниченны, но Который позволяет Себя узнавать. Действительно, Он принимает нас в лоно Своей любви, делая нас братьями и сестрами Христа, Единородного Своего Сына, и укрепляет нас силой Своего Святого Духа, который преображает нас и дает нам залог вечной жизни, жизни святой: в ней — счастье и венец нашего существования.

Если я отмечаю начало моего дня знаком Креста Христова, произнося: “Во имя Отца и Сына и Святого Духа”, я вновь постигаю божественное призвание человека. Оно не только в том, что человек создан по образу и подобию Божию, но и в том, что Бог, послав Своего Единородного Сына разделить с людьми их естество, позволил и мне, ничтожному созданию, обреченному на смерть, приобщиться божественному естеству Сына Божия.

Произнося имена Отца, Сына и Святого Духа, мы должны совершить еще один шаг к вере: меня охватывает тайна Бога в единстве Трех Лиц, перед Которыми я благоговею. Мне дана милость приобщиться к самой жизни Бога. Тайна Бога, созерцаемая мной, охватывает меня, и отныне я несу ее в себе. Свет моей жизни и свет всего мира — крестное знамение — освещает моим глазам цель этого дня: я буду свидетельствовать об Отце, Сыне и Духе — я, который вместе со всеми моими призванными Богом братьями даром Святого Духа приобщен к естеству Сына, чтобы восхвалить Небесного Отца.

Наконец, последнее значение крестного знамения: пространственная символика четырех сторон света. Нам не следует забывать об этом. Хотя космические корабли и уносят нас за пределы земного притяжения, наши ноги твердо стоят на земле. Отцы Церкви и вся христианская традиция придают большое значение этой символике пространства. Она хорошо понятна всем, кто чувствует окружающий их мир.

Движение руки — с севера на юг и с запада на восток — ставит меня, жалкого в своей бренности и неповторимо драгоценного в своей уникальности, так же как и тебя, брат мой, слушающий меня, и каждого из нас, живущих во вселенной, туда, где мы должны находиться, чтобы воссияла слава Божия. Так мы постигаем наше призвание и начинаем его выполнять.

Да, это очень простой способ молиться. И вы хорошо видите все богатство христианского знамения креста “во имя Отца и Сына и Святого Духа”. И как хорошо, если вы принадлежите обществу, которое вернулось к молитвенному жесту, — в этом нам помогает молодежь. Хорошо, если ваше сознание свободно, если вас не стесняет ложный стыд, если атеизм общественной жизни не сделал вас окостеневшими и неподвижными, неспособными выразить своей физической сущностью то, что мы рождены свыше.

Лично я чувствую большую радость, когда опускаю руку в чашу со святой водой, прекрасной, чистой, свежей, напоминающей крещальную воду пасхальной ночи. Ведь я могу не только перекреститься “во имя Отца и Сына и Святого Духа”, но и вспомнить, что вода на моем лбу и моей груди возвеличивает мою жизнь: в этом символе — первые воды сотворения мира, над которыми носился Дух Божий; воды Красного моря, которое перешел еврейский народ, когда Бог восстановил с ним завет; воды Иордана в Земле Обетованной; крещальная вода; влага слез, омывающих нас от грехов; живая вода (Ин 4. 7—16) — этот бьющий ключом источник Духа, который Бог поместил внутри нас.

Да, восстав ото сна, мы можем молиться просто: “Во имя Отца и Сына и Святого Духа”.

Кардинал Жан-Мари Люстиже.

Первые шаги в молитве.

Первый шаг. Каждый день.

Надо молиться каждый день. Именно каждый день. Вы спросите меня: “Почему каждый день?” — “Потому что так устроен человек”.

Мы созданы из праха земного. Посмотрите, к примеру, какие проблемы встают перед психикой человека, когда он вырывается из околоземного пространства (пребывание в космосе, полеты на Луну и т.д.). Человек должен сохранять свой биологический ритм, даже покинув привычную среду. Мы связаны воедино и с этой землей, и с окружающими нас живыми существами. Есть день и ночь, вечер и утро, как говорится в первой главе Книги Бытия.

Наша жизнь протекает во времени, наша свобода, самая прекрасная и самая возвышенная особенность человека, связанная с его разумом, способностью желать и любить, свобода — вершина человеческого существа, обращенная к Богу, — все-таки ограничена временем. Наша свобода — это свобода существа из плоти и крови, которому отныне дана вечность в Боге, но дана день за днем.

Если вы хотите вручить свою жизнь Богу, вручайте ее изо дня в день. Вы хорошо знаете молитву Господню: “Хлеб наш насущный дай нам на сей день”. Во всех переводах и интерпретациях молитвы говорится о сегодняшнем дне. Иисус, а до Него пророки и люди Божий, призывают нас измерять время нашего существования днями, следующими один за другим от нашей рождения до смерти. Это мера нашей жизни и нашей свободы.

Посвятить свою жизнь Богу значит принять каждый из дней как Божий дар и вернуть его Богу в молитве благодарения, благословения, прошения. Короче, говорите с Богом как сын может говорить с любящим отцом или “как друг говорит со своим другом”, по словам Игнатия Лойолы (“Духовные упражнения”, № 54).

Итак, надо молиться каждый день. О какой молитве идет речь? Воспользуюсь словами Иисуса, сказанными в Нагорной проповеди: “Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне” (Мф 6.6). Разумеется, Иисус непосредственно обращался к людям, которые не жили в современном городе и чей образ жизни позволял им уединиться физически, но это обращение распространяется на каждого человека и на все времена.

Нужно, чтобы каждый последователь Христа нашел свое тайное месте место уединения, где Бог проявит отеческую любовь к Своим детям, а человек, отбросив все ложное, освободившись от всех внутренних противоречий, сорвав с себя маску, укроется от нескромных взглядов. Освобожденный от людского суда, от людской молвы, не считая более необходимым сохранять определенное лицо, человек сможет найти внутри себя то тайное место, в котором он предстанет перед Богом.

Кто бы вы ни были и какими бы ни были условия вашей жизни, находитесь ли вы в больничной палате, в слишком тесной квартире, в метро, среди толпы — вы можете найти внутри себя эту комнату и затворить ее дверь. Трудно, скажете вы. Это правда, к тому же у всех людей разные натуры. Я бы предпочел молиться в горах в полном одиночестве, слушая пение птиц, а не шум, производимый людьми. Тем не менее я уверяю вас, что молиться можно и в метро, и в мастерской, и на заводе, также как и в учреждении, в больнице, в казарме. И если уж вы нигде не нашли для себя места, можно, перед тем как заснуть, натянуть на голову одеяло и помолиться Богу.

Всегда можно найти свой путь к тому внутреннему уединению, в котором чувство свободы и истинности встречи с Богом подтвердят собой верность нашего решения совершить молитву.

Молитесь каждый день. Молитесь втайне. Добавлю еще: молитесь по меньшей мере утром и вечером. Самые старые из нас сейчас улыбнутся, они вспомнят, что значили для них утренняя и вечерняя молитва! Каково значение, каков смысл молитвы в эти повседневные моменты нашей жизни?

Я собираюсь уснуть и предоставить себя ночи. Забывшись сном, я предаю себя отдыху, который необходим для восстановления сил и моему телу, и моему разуму, и моей психике.

Для многих из нас момент погружения в сон — это момент смутной борьбы с бессонницей, с напряжением, с жизненными испытаниями. Какими бы ни были трудности этого момента, духовная традиция призывает каждого христианина соединиться с Самим Христом.

Действительно, Церковь вкладывает в наши уста Молитву Христову, произнесенную Христом перед смертью на кресте (Лк 23.46) фразу из Псалма 30. 6: “Отче! в руки Твои предаю дух Мой”. Таким образом мы вместе с Христом предаем себя в руки Господа не только в час нашей смерти, но и каждый вечер, предоставляя себя Божией воле. Отхождение ко сну становится актом вручения себя милости Божией, Который снимает с нас напряжение, освобождает от трудностей жизни. Помолиться вечером значит заснуть с Христом, значит вместе с Христом отдать себя в руки Господа. Не для смерти, но для жизни. Поручить Богу наше дыхание, поручить душу, которую Он нам дал. Не для того, чтобы вернуть то, что было позаимствовано, а для того чтобы “вдохновить” душу и открыть нашу жизнь Богу, Который есть Жизнь и Который дает нам жизнь. Итак, вечерняя молитва есть предание себя в руки Господа.

Утренняя молитва. Я просыпаюсь и вместо того, чтобы мучительно бороться со сном, уподобляясь зверю, стряхивающему с себя усталость, вместо того, чтобы спешить и бояться опоздать, прежде всех дел я выбираю момент, каким бы кратким он ни был, чтобы восхвалить грядущий день, восхвалить пробуждение, данное мне как мгновение сотворения мира и нашей жизни, как мгновение, в котором я могу снова получить даром из руки Господа живой источник моего существования как воскресение, как рождение с Христом.

В наше время мы слишком часто смотрим на жизнь и на мир как механики. Мы знаем, что автомобиль, мотоцикл, велосипед и кофемолка имеют срок службы, который приблизительно определяется количеством часов, по истечении которых мотор должен износиться. Таким же образом мы пытаемся представить себе механику человека или механику мироздания. Разумеется, функционирование тела или космических объектов может быть рассмотрено на различных уровнях, в том числе и на уровне механизма, который вращается, изнашивается, но не может быть заменен или же заменяется плохо. Однако с этой точки зрения нельзя понять историю нашей жизни.

Каждый день нашей жизни есть событие! Событие, которое надо воспринимать как подарок, сделанный Богом, как пространство, данное нам для свободы любить Его и любить наших братьев, поклоняться Ему и познавать Его величие в людях, созданных по Его подобию и по образу Его возлюбленного Сына, жить и исполнять наши обязанности мужчин и женщин, исполнять миссию, которую доверил нам Бог, Тот, Кто создал нас и дал нам жизнь. Каждый день надо принимать как действительность, созданную для нас в этот момент Богом, нашим Создателем и Отцом. Это не значит, что мы сотворяемся заново каждый день. Но каждый день мы получаем наше существование во всей его новизне, в новизне нашей свободы, очищенной от грехов прощением Бога и нашедшей величие в дарах Святого Духа. Каждое утро — это утро с Христом, ведь Святой Дух ведет нас вместе с Христом к весеннему утру Пасхи.

Утренняя молитва: мы благодарим Бога за дарованный нам день, за нас самих, за нашу собственную жизнь, за нашу свободу, мы благодарим за участие в воскресении Христа, мы благодарим за то, что новым днем, данным для наших действий, мы войдем в общность людей, возлюбленных Господом. Каждый день Святой Дух собирает в Церкви Христовой детей Господа, рассеянных по свету, и тем самым приобщает их к делу спасения мира.

Да, каждое движение человека определяется биологическими условиями существования, но оно символизирует гораздо больше, чем может показаться. Так, например, человек, принимающий пищу, это не то же самое, что животное, утоляющее голод. Он может возвещать и пророчествовать о Евхаристии Христовой.

Христиане, милостью, данной нам Господом, мы можем не только молиться “семь раз на дню”, но весь наш день сделать приношением и восхвалением Господу Богу нашему.

Второй шаг. Простой знак.

На прошлой неделе я говорил о том, что нужно научиться молиться каждый день. Сегодня я принес вам один древний текст, относящийся к III веку нашей эры. Это “Апостольское предание” Ипполита Римского. Здесь мы находим указания Церкви, касающиеся ежедневной молитвы и молитвенных часов.

“Восстав ото сна, всем верующим, мужчинам и женщинам, надлежит прежде всех дел омыть свои руки (скорее в знак духовного, чем телесного очищения) и молиться Богу, и только потом заниматься своими делами... Если в церкви читается проповедь, христианам надлежит пойти ее послушать... В тот день, когда проповеди нет, пусть каждый в своем доме возьмет Священную Книгу (Библию) и по своему усмотрению уделит достаточно времени чтению.

Если ты дома, молись в третьем часу и восхваляй Бога, а если ты не дома, молись Богу в сердце своем, потому что в этот час Христос был пригвожден ко кресту.

Молись также и в шестом часу, потому что в это время Христос все еще был распят на крестном древе, а свет затмился и наступила великая тьма. Итак, в этот час следует хорошо помолиться.

И в девятом часу следует продолжить молитву и прославление Бога, как это делали праведники, прославляющие Бога, не солгавшего, но вспомнившего о своих святых и пославшего им Слово, чтобы просветить их. Потому что в этот час Христос был пронзен копьем, и истек водой и кровью, и, осветив день последним светом, привел его к вечеру.

Молись также и перед тем, как тело твое найдет ночной покой. К середине ночи встань, омой руки водой и молись. Если твоя жена с тобой, то молитесь вместе. Если же она не уверовала, удались в другую комнату и молись, а потом возвращайся спать.

Не будь нерадив в молитве”.

Не удивительно ли, что эти необыкновенные строки написаны восемнадцать веков назад! Еще у истоков христианства верующие сознавали необходимость молитвы, совершаемой в духовном храме, созданном Церковью. Вы, возможно, подумали, что тогда у них было много свободного времени? Вы ошибаетесь. У нас никогда нет времени... Время дает нам Бог. Нам следует принять его и не спешить тратить.

Я предлагаю вам самую простую молитву. Вы все ее знаете. Это крестное знамение — движение, которым мы осеняем все наше тело от лба к груди, от одного плеча к другому, чертя на себе крест. О крестном знамении говорится и в “Апостольском предании” Ипполита Римского. Подумаем о том, что оно означает.

Прежде всего, это молитва жестом. Молитва и тела, и духа. Не только мысленно, но и физически я отдаюсь всем своим существом молитвенному действию. Все мое бытие, во всех его измерениях, охвачено силой любви к Богу, дарованной мне.

Почему крестное знамение? Это напоминание о крестном знамении, совершаемом при нашем крещении (крещальное осенение крестом). И во время миропомазания на нас накладывается печать священным миром и знаком креста Христова. Библия объясняет корни этого обычая. В Книге пророка Иезекииля Бог призывает некоего человека: “...пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак” (Иез 9. 4). Этот знак — буква “Т”, “тав” на иврите. В час Суда, объясняет пророк, всех, чье чело отмечено этим священным знаком, пощадит Ангел Господень (напоминание о Пасхе). В Апокалипсисе (Откр 7. 3) апостол Иоанн тоже говорит о тех, на чьем челе будет печать Агнца.

Мы вспомнили, что во время крещения и миропомазания на каждом человеке был начертан знак. В связи с этим можно прийти к заключению, что когда мы сами крестимся, мы только воссоздаем знак, печать, данную нам другими. Я не сам отметил себя знаком креста. Я получил этот знак. От кого? Конечно, от священника, который крестил меня, от епископа, который укреплял меня таинством миропомазания, но, в сущности, я получил знак от Церкви, а следовательно — от Христа. Прежде всего это знак Агнца, знак Христа. Значит, совершая крестное знамение, я вспоминаю, к какому обществу и к какому народу я принадлежу, вспоминаю о братьях и сестрах Мессии, о тех мужчинах и женщинах, чье чело было отмечено пасхальной печатью. Я сливаюсь с бесчисленным сонмом тех, кто разделил участь Христа, став детьми Господа Бога нашего.

Таким образом, крестное знамение свидетельствует о моей сопричастности Христу, напоминает, что я составляю одно целое с Христом, принявшим смерть и воскресшим. Короткая цитата из книги Пророка Иезекииля и воспоминание об Исходе уже помогли нам понять это, а Апокалипсис открывает нам во всей глубине пасхальное таинство, называя распятого и воскресшего Христа жертвенным Агнцем. Вот почему, осеняя себя крестным знамением, я вспоминаю о спасении, данном мне Христом. И я вновь предаюсь Ему. Я вновь постигаю благодать умереть для греха и воскреснуть для новой жизни с помощью Христа, умершего за наши грехи. Я вспоминаю, что получил силу для борьбы со смертью через торжество воскресения, с которым я составляю одно целое.

Я вспоминаю, что спасен Христом Спасителем и что Христос Спаситель приобщил меня к тайне креста, чтобы я участвовал в спасении человечества, в спасении всего мира. Движением, чертящим Крест Господень на моем теле, я возлагаю на себя все страдания мира, преображенные и превращенные в избавление и спасение. Чудо искупления охватывает меня с головы до ног, во всех измерениях моего существования — в прошлом, настоящем, будущем. “В будущем?” — спросите вы. Да, и в будущем, потому что крестное знамение предвещает победу Распятого, надежду на воскресение.

Я не только осеняю себя крестом, но и, произношу в это время слова: “Во имя Отца и Сына и Святого Духа”. Я приближаюсь к тайне Самого Бога — Бога, Которого никто не видел, не постиг, не измерил, так как люди слабы и ограниченны, но Который позволяет Себя узнавать. Действительно, Он принимает нас в лоно Своей любви, делая нас братьями и сестрами Христа, Единородного Своего Сына, и укрепляет нас силой Своего Святого Духа, который преображает нас и дает нам залог вечной жизни, жизни святой: в ней — счастье и венец нашего существования.

Если я отмечаю начало моего дня знаком Креста Христова, произнося: “Во имя Отца и Сына и Святого Духа”, я вновь постигаю божественное призвание человека. Оно не только в том, что человек создан по образу и подобию Божию, но и в том, что Бог, послав Своего Единородного Сына разделить с людьми их естество, позволил и мне, ничтожному созданию, обреченному на смерть, приобщиться божественному естеству Сына Божия.

Произнося имена Отца, Сына и Святого Духа, мы должны совершить еще один шаг к вере: меня охватывает тайна Бога в единстве Трех Лиц, перед Которыми я благоговею. Мне дана милость приобщиться к самой жизни Бога. Тайна Бога, созерцаемая мной, охватывает меня, и отныне я несу ее в себе. Свет моей жизни и свет всего мира — крестное знамение — освещает моим глазам цель этого дня: я буду свидетельствовать об Отце, Сыне и Духе — я, который вместе со всеми моими призванными Богом братьями даром Святого Духа приобщен к естеству Сына, чтобы восхвалить Небесного Отца.

Наконец, последнее значение крестного знамения: пространственная символика четырех сторон света. Нам не следует забывать об этом. Хотя космические корабли и уносят нас за пределы земного притяжения, наши ноги твердо стоят на земле. Отцы Церкви и вся христианская традиция придают большое значение этой символике пространства. Она хорошо понятна всем, кто чувствует окружающий их мир.

Движение руки — с севера на юг и с запада на восток — ставит меня, жалкого в своей бренности и неповторимо драгоценного в своей уникальности, так же как и тебя, брат мой, слушающий меня, и каждого из нас, живущих во вселенной, туда, где мы должны находиться, чтобы воссияла слава Божия. Так мы постигаем наше призвание и начинаем его выполнять.

Да, это очень простой способ молиться. И вы хорошо видите все богатство христианского знамения креста “во имя Отца и Сына и Святого Духа”. И как хорошо, если вы принадлежите обществу, которое вернулось к молитвенному жесту, — в этом нам помогает молодежь. Хорошо, если ваше сознание свободно, если вас не стесняет ложный стыд, если атеизм общественной жизни не сделал вас окостеневшими и неподвижными, неспособными выразить своей физической сущностью то, что мы рождены свыше.

Лично я чувствую большую радость, когда опускаю руку в чашу со святой водой, прекрасной, чистой, свежей, напоминающей крещальную воду пасхальной ночи. Ведь я могу не только перекреститься “во имя Отца и Сына и Святого Духа”, но и вспомнить, что вода на моем лбу и моей груди возвеличивает мою жизнь: в этом символе — первые воды сотворения мира, над которыми носился Дух Божий; воды Красного моря, которое перешел еврейский народ, когда Бог восстановил с ним завет; воды Иордана в Земле Обетованной; крещальная вода; влага слез, омывающих нас от грехов; живая вода (Ин 4. 7—16) — этот бьющий ключом источник Духа, который Бог поместил внутри нас.

Да, восстав ото сна, мы можем молиться просто: “Во имя Отца и Сына и Святого Духа”.

Третий шаг. Откройте Вашу Библию.

Как откликнуться на заповедь Господа: молиться каждый день? Я высказал несколько замечаний и практического, и духовного свойства, говоря о нашем существовании, в котором череда дней отмечена часами сна и пробуждения.

Течение нашей жизни должно включать в себя присутствие Бога и внимание к Богу. Вся окружающая нас реальность свидетельствует о духовной сущности нашего бытия. Все, что находится за пределами нашего материального, телесного бытия, обладает смыслом. Я существую во плоти. Я способен понимать и видеть глазами — частью моей плоти, — куда ведет меня Бог. В своем скорее плотском, нежели духовном бытии я могу и должен славить Бога и служить Ему, пользуясь данной мне свободой. Вот почему так важно молиться каждый день, сначала хотя бы утром и вечером, находя в молитве опору для того, чтобы сделать жизнь лучше, обрести твердость веры, покой любви и радость надежды, присущие христианам.

Вот хороший совет (надо, однако, иметь терпение и упорство, чтобы следовать ему; я обращаюсь прежде всего к тем христианам, жизнь которых отягощена различными обязанностями и которые не распоряжаются свободно своим временем, но это относится также и ко всем остальным): весьма и весьма плодотворно обогатить свою память, и свое воображение, и чувства теми словами, которые сам Бог послал людям как знак своей любви, и произносить те самые слова, которые произнес Бог. Слово “Бог” не имело бы смысла, если бы Бог не вошел в нашу речь.

Человек не умеет обратиться к Богу, он невнятно бормочет, желая говорить с ним. Часто, моля Бога, мы не знаем, что надо сказать. Ничего удивительного. Красноречие порой проявляется, когда мы высказываемся о простом предмете. Но как только мы затрагиваем тонкую и деликатную тему, мы уже не так хорошо знаем, что надо сказать, а иногда и вовсе не находим слов. Самые глубокие чувства, самые сильные убеждения, самое горячее восхищение или чувство ужаса не находят слов для выражения в человеческом языке. Мы теряем дар речи. Меня хорошо поймет тот, кто способен онеметь в разговоре с другим. Сколько раз после встречи, после беседы с человеком мы упрекали себя: “В



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.237 (0.309 с.)