ГО русских путешественников 10-17в. Русские купцы. Паломничество.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГО русских путешественников 10-17в. Русские купцы. Паломничество.



Путешествия на Руси были обусловлены образом жизни наших предков, а также природно-климатическими факторами. Основным видом хозяйственной деятельности было земледелие, которое носило «подсечный» характер. Так как большие пространства занимали леса, необходимо было вырубать деревья, сжигать их и на этом месте возделывать землю. Такая земля служила не более двух-трех лет. Восстановление плодородия почвы наступало лишь через несколько десятков лет. Поэтому славянам приходилось осваивать новые пространства.

 

Как и у других народов, на Руси совершались путешествия с торговыми целями. Существовало несколько торговых путей.

 

Первый, и наиболее ранний из них, известен с VII в. Это путь по Днепру в Черное море, оттуда через Босфор и Дарданеллы в Мраморное, Эгейское и Адриатическое моря.

 

Второй – знаменитый торговый путь «из варяг в греки», соединяющий Черное и Балтийское моря.

 

Третий торговый путь проходил почти параллельно Днепровскому пути. Его называли Волжским торговым путем. Из Новгорода корабли шли в озеро Ильмень, затем поднимались вверх по реке Ловати и далее волоком перетаскивались в верховье Западной Двины. Далее плыли вниз по этой реке, затем через Валдайскую возвышенность суда перетаскивали в верховье Волги и по ней спускались в Каспийское море.

 

Четвертый торговый путь шел из Новгорода и Киева на Волгу. Иногда от устья Днепра купцы сворачивали на восток, плыли вдоль северного побережья Черного моря вокруг Крымского полуострова и заходили в Азовское море, которое на Руси называли Сурожским морем. Отсюда шли вверх по течению Дона до того места, где эта река ближе всего подходит к Волге. Здесь перетаскивали суда волоком и по Волге спускались в Каспийское море.

 

Но торговля на Руси велась не только в южном направлении, но и в северном. Русские купцы плавали также по Балтийскому морю, которое тогда называлось Славянским, или Венедским, а позже – Варяжским. Поморы выходили на ладьях в Атлантический океан, достигали берегов Англии и через Гибралтарский пролив проникали в Средиземное море. Но этот путь не был основным, так как был по плечу только самым отважным мореплавателям, способным на легких судах преодолевать такие пространства. Судостроение на Руси не было развито.

 

Самым развитым торговым городом на Руси был Новгород. Новгород вел широкую торговлю с городом Висби на острове Готланд. Готландские купцы имели в Новгороде свой двор и свою церковь, а на Готланде была русская церковь. В XII в. рядом с готланским двором в Новгороде возникает немецкий двор. Новгородские купцы постоянно ездили в Суздаль, Владимир, Киев, Чернигов, Галич, даже в Литовское княжество и продавали там заморские товары.

 

Торговля на пути «из варяг в греки» велась через Константинополь. В результате похода князя Олега в 911 г. на Царьград (Константинополь) был заключен торговый договор с Византийской империей. На основании этого договора русские купцы получали право беспошлинно торговать в Константинополе, а византийские купцы в русских городах находились под покровительством князей.

 

В 944 г. с дипломатической миссией Константинополь посетил князь Игорь. Русские купцы торговали также и с византийскими колониями в Крыму. Из Византии на Русь поступали дорогие ткани, золотые и серебряные украшения, вина, фрукты.

 

В 936 г. русские ладьи в составе византийского флота побывали с торговым визитом в Италии. В 961 г. подобный визит был нанесен на остров Крит.

 

Первые письменные свидетельства о путешествиях на Руси дошли до нас в былинах и сказаниях. Например, былины о русских богатырях, о гусляре Садко и других странниках. Самым известным дошедшим до нас произведением, содержащим сведения о путешествиях на Руси, является «Повесть временных лет», написанная монахом Нестором. В ней дана полная информация относительно расселения славянских племен, их соседей. Точные географические данные содержатся и в литературном произведении «Слово о полку Игореве». Большое место в былинах отводится «каликам-перехожим», так на Руси называли паломников.

 

Паломничество на Руси началось с 988 г., в связи с принятием христианства. После Иерусалима наиболее привлекательным городом для русских паломников был Константинополь, в котором с XI в. существовала русская община. В монастырях Константинополя возникли колонии русских монахов.

 

Описания «хождений» являются первыми путевыми очерками в русской литературе. Из них, с документальностью путеводителя, можно почерпнуть много исторических сведений, но при этом для них характерен религиозно-нравственный пафос. До нашего времени дошло около 20 таких описаний.

 

Наиболее известным и полным из них является «Хождение игумена Даниила в Святую землю». Сохранилось не менее 70 списков этой рукописи. Считают, что паломничество Даниил совершал в 1106 – 1107 гг. Известно, что он был игуменом в одном из черниговских монастырей. Сначала путешественник прибыл в Царьград, а оттуда отправился на Кипр. После кратковременного пребывания на Кипре, Даниил отплыл в Палестину. Он высадился в городе Яффе и затем достиг Иерусалима. Там он провел 16 месяцев. После этого прибыл в Галилею, побывал на берегах Иордана и Тивериадского озера, на морском побережье Кесарии Палестинской, а также побывал в Акре, Бейруте, Антиохии и вернулся в Иерусалим. Игумен Даниил путешествовал по Палестине более двух лет.

 

В своих записях Даниил приводил сведения не только о достопримечательностях мест своего пребывания, но приводил сведения об их природных особенностях и основных занятиях населения, сведения о животном и растительном мире. Например, указывается, что рожковое дерево произрастает в Фавории, Вифлееме и Иерусалиме. Масличное дерево произрастает в Самарии, Иерусалиме. Из животных упомянуты львы, встречающиеся в Иерусалимской долине, в окрестностях Бейсана, в районе реки Иордан, а также вблизи Аин-Этана. Около Иордана встречались также барсы. Даниил также дал подробное описание Мертвого моря, которое он называл «Содомским». Он также привел данные о Тивериадском озере, описал ряд пещер.

 

Примерно в этот же период паломничество в Иерусалим осуществила игуменья Ефросинья Полоцкая, дочь полоцкого князя Георгия Всеславича. По ее просьбе византийский император Мануил Комнин прислал для церкви святого Спаса одну из икон Божьей матери, созданную евангелистом Лукой. Во время паломничества Ефросинья умерла и была похоронена в Иерусалиме. В 1137 г. она была причислена к лику святых и ее мощи перевезли в Киево-Печерскую лавру, а в начале XX в. – в Полоцк.

 

В 1200 г. путешествие в Константинополь совершил новгородский архиепископ Антоний (в миру – Добрыня Андрейкович). Он побывал в Палестине, поле чего принял постриг в Хутынском монастыре. Антоний трижды избирался архиепископом в Новгороде. Путешествия Антония представляют интерес потому, что он посетил столицу Византии да ее разгрома крестоносцами в 1204 г. Им описаны все святые места Константинополя и его окрестностей. Это церкви Богородицы (Фарская), святого Козьмы и Домиана, святого Луки, святого Георгия. Особенно подробно Антоний описал храм святой Софии. Вернувшись в Новгород, архиепископ Антоний составил записи «Путешествие архиепископа Антония в Царьград», которые служили хорошим путеводителем для последующих паломников.

 

Наряду с зарубежным паломничеством, на Руси хорошо было развито поклонение отечественным святым местам. Особенным почитанием пользовалась Киево-Печерская обитель, основанная в 1051 г. преподобным Антонием как первый мужской монастырь. В 1598 г. этот монастырь получил статус лавры. Не меньшим почитанием среди паломников пользовалась Оп-тина Введенская Козельская пустынь. Местами паломничества были Успенский Почаевский монастырь, Троице-Сергиева обитель. Большое количество людей шло к старцам: Феодосию Печерскому, Сергию Радонежскому, отцу Амвросию.

 

В XIII в. дальнейшее развитие путешествий на Руси было приостановлено монгольскими завоеваниями. Немалый вред также принесло и нашествие крестоносцев на народы Прибалтики и Новгородские земли.

 

В середине XII в. состоялся первый крестовый поход на Балтике, направленный против полабских славян. В 1185 г. поморские князья признали свою зависимость от Датского короля Кнута VI.

 

В 1217 г. папа Гонорий III провозглашает новый крестовый поход против прибалтийского народа – пруссов, которые незадолго до этого изгнали со своей территории католических миссионеров. Пруссия была оккупирована рыцарями Тевтонского Ордена, который распространял свои владения на территории современных Эстонии и Литвы.

 

Начиная с 1240 г., шведы совершали военные походы на русские земли с целью обратить в католичество местное население. В этот же период русские земли подверглись нападению Тевтонского Ордена крестоносцев. Притязаниям немецких рыцарей на русские земли был положен конец после их разгрома Александром Невским на Чудском озере в 1242 г. Еще раньше (в 1240 г.) новгородский князь Александр Ярославич нанес поражение шведам на месте соединения рек Ижоры и Невы, за что его и прозвали «Невским». Последний шведский крестовый поход на русские земли был совершен королем Магнусом Эрикссоном в 1348 г.

 

Но гораздо больший урон нанесли татаро-монгольские завоевания русских земель. В результате этих завоеваний Русь была обложена тяжелой данью, большинство городов разрушено и почти все трудоспособное население угнано в рабство. Границы Золотой орды проходили на севере – по среднему течению Днестра, Южного Буга, Днепра, далее на северо-востоке – граница проходила близ Курска, поднималась до реки Оки, шла чрез Елец и поднималась выше почти до Нижнего Новгорода. На востоке – все Поволжье и Зауралье, вплоть до Сибири. На юге – Северное Причерноморье, Крымский полуостров, все Приазовье, Северный Кавказ и западный берег Каспийского моря чуть южнее Дербента и далее вся территория современного Туркестана, Казахстана и Узбекистана.

 

Тем не менее, даже в этот период путешествия продолжались. Между русскими княжествами и Золотой ордой существовал активный товарообмен. Новгородцы первыми из восточных славян проникли за Камень (Урал). Параллельно новгородцам на восток двигались и представители народа коми (зыряне и пермяки). В русских летописях путь через Уральские горы в При-обье носил название «Зырянская дорога, или Русский тес». Первоначально его, видимо, проведали коми-зыряне, а затем он был уже использован русскими, которые по традиции замечали свой путь метками-затесами на деревьях (отсюда и название – «тес»). Торговля, конечно, велась на неравных условиях, но это был единственный способ проникать на рынки Востока.

 

Так продолжалось до конца XIV в., пока татарам не было нанесено поражение на Куликовом поле в 1380 году. Победа русских войск под предводительством князя Дмитрия Донского имела не столько военное значение, сколько морально-политическое. Именно с этого времени начинается возрождение русских земель, оживление торговли и путешествий.



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.89.248 (0.008 с.)