Лекция 1. Общая теория государства и права



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1. Общая теория государства и права



И. И. ШМАТКОВ

А. А. БОЧКОВ

Т. А. САФОНОВА

Л. О. ОСТАПИШИНА

ОСНОВЫ ПРАВА

КУРС ЛЕКЦИЙ

 

 

ВИТЕБСК

ВГТУ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

ОСНОВЫ ПРАВА

Курс лекций

для студентов всех специальностей
дневной и заочной форм обучения

 

ВИТЕБСК


УДК 34 (075.8)

ББК 67

О-75

 

 

Рецензент:

Янч В.В., кандидат философских наук, доцент кафедры истории и теории права УО «ВГУ им. П.М. Машерова»

 

 

Рекомендовано в качестве учебного пособия редакционно-издательским советом УО «ВГТУ», протокол № 3 от 7 мая 2009.

 

 

О-75 Основы права: курс лекций / И. И. Шматков [и др.]. – Витебск : УО «ВГТУ», 2009. – 115 с.

 

ISBN 978-985-481-144-4

 

 

В пособии освещается сущность и значение теории государства и права, основы конституционного права, административного, уголовного, гражданского, семейного, трудового, международного права. Одна из глав посвящена проблеме коррупции и ее общественной опасности. Внимание уделено вопросу судоустройства в Республике Беларусь.

Предназначено для проведения учебных занятий по основам права, предусматривающих разнообразные формы работы. Способствует надлежащему усвоению правовых понятий, формированию основ правовой культуры и правосознания молодежи.

Для студентов вузов и преподавателей курса «Основы права», а также для всех интересующихся проблемами правоведения.

 

 

УДК 34 (075.8)

ББК 67

О-75

 

 

ISBN 978-985-481-144-4 © Шматков И.И., 2009

© Бочков А.А., 2009

© Сафонова Т.А., 2009

© Остапишина Л.О., 2009

© УО «ВГТУ», 2009


Введение

 

«Основы права» как учебная дисциплина способствуют подготовке компетентных специалистов, которые в состоянии из огромного массива нормативных правовых актов выбрать необходимые, разобраться в них, составить правовые документы, относящиеся к их профессиональной деятельности, при нарушении прав уметь защитить себя, соблюдая при этом интересы общества и государства.

Основы права изучаются в высших учебных заведениях Беларуси с целью ознакомления студентов с законодательством, повышения социальной и правовой активности студентов, формирования юридического мировоззрения.

Курс лекций «Основы права» способствует формированию у студентов общих представлений об основных отраслях права Республики Беларусь, основных понятий и категорий, развитию и закреплению навыков использования правовых знаний в повседневной жизни и профессиональной деятельности, формированию правовой культуры и правосознания молодежи.

Пособие подготовлено и предназначено для проведения лекционных занятий, подготовки к практическим и семинарским занятиям по предмету «Основы права».

Впервые в рамках курса «Основы права» авторами рассмотрена проблема коррупции и ее общественной опасности. Включение данного вопроса в курс лекций является закономерным в силу активной борьбы с коррупцией в Республике Беларусь.

Одну из глав авторы посвятили вопросу судоустройства в Республике Беларусь, что также является необходимым нововведением в методике преподавания основ права.


Лекция 1. Общая теория государства и права

 

Вопросы лекции

1.1 Понятие, признаки и теории возникновения государства, его сущность и функции.

1.2 Форма государства.

1.3 Понятие, сущность, функции права.

1.4 Правовая система. Система права и система законодательства.

1.5 Источники права. Источники права Республики Беларусь.

1.6 Нормативный правовой акт: понятие и виды. Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

1.7 Реализация и толкование права.

1.8 Правоотношение. Понятие и содержание.

1.9 Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность.

1.10 Правосознание и правовая культура.

1.11 Правовое государство и гражданское общество.

 

Форма государства

Форма государства представляет собой способ организации структуры государства, его органов. Форма государства – способ осуществления государственной власти, выражающийся в форме правления, форме государственного устройства и политическом режиме.

Форма государства позволяет установить, как устроено государство, в каких формахорганизовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.

Итак, форма государства включает в себя:

- форму правления;

- форму государственного устройства;

- политический (государственный) режим.

Под формой правления обычно понимают организацию высших органов государственной власти, порядок их образования, взаимодействия меду собой и населением.

По форме правления государства делят на монархии и республики.

Монархия характеризуется такими свойствами, как пожизненное пользование властью главой государства, занятие трона по наследству или по праву родства, представительство государства монархом, единоличное правление; юридическая безответственность (монарх не несет ни политической, ни юридической ответственности за результаты своего правления, отвечая лишь «перед Богом и историей»).

В свою очередь монархии делятся на неограниченные (абсолютные) и ограниченные.

При абсолютной монархии власть монарха ничем не ограничена (Франция в XV-XVI веке при короле Людовике XIV, которому принадлежит изречение «государство – это я»). Если монарх не обладает всей полнотой власти, то государство по форме правления является ограниченной монархией (в настоящее время Великобритания, Испания, Бельгия, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Японии и др.)

В свою очередь, ограниченная монархия подразделяется на дуалистическую и парламентарную (конституционную).

Дуалистическая монархия предполагает разделение государственной власти между монархом и парламентом: исполнительная власть принадлежит монарху, а законодательная парламенту.

Парламентарная (конституционная) монархия отличается тем, что правовой статус монарха фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Он царствует, но не правит.

Республика – форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми, как правило, гражданами на определенный срок.

Республика характеризуется такими свойствами, как осуществление государственной власти от имени народа; разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; срочность и сменяемость государственной власти; должностные лица несут политическую и юридическую ответственность (отставка, роспуск парламента, снятие с должности, привлечение к уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинар­ной ответственности за злоупотребление своим должностным положением и т.п.) за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий.

Современныереспублики делятся на президентские и парламентарные. Различие между этими двумя формами проводится по признаку порядка формирования правительства и его ответственности. Все другие признаки относятся к дополнительным и не определяют вид республики.

В президентской республике президент самостоятельно решает вопрос о формировании состава правительства, свободен в выборе министров и может уволить любого члена правительства в отставку или расформировать весь состав правительства. Парламент не имеет полномочий, касающихся формирования правительства, а правительство не несет ответственности перед парламентом. Президентская республика имеет ряд дополнительных признаков, например, президент не обладает правом роспуска парламента, но парламент вправе возбудить вопрос об отстранении президента от должности в предусмотренных конституцией случаях. В этом виде республики президент нередко совмещает свой пост с должностью главы правительства.

Что касается парламентарной республики, то здесь правительство формируется парламентом и несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Это означает, что парламент вправе объявить вотум недоверия всему составу правительства или отдельному его члену, и это влечет автоматический уход со своего поста министра или всего состава правительства.

К числу президентских республик относятся в настоящее время США, Бразилия, Венесуэла, Мексика и др., а к парламентарным республикам - Италия, Индия, Турция, Чехия, Латвия и др.

На практике применяются смешанные, или гибридные формы, например, полупрезидентские или полупарламентарные республики, а также президентско-парламентарные. В таких моделях чаще всего ограничивается власть парламента и усиливается исполнительная власть или, напротив, снижается роль президента. Республика Беларусь, Российская Федерация, Франция и др. относятся к смешанным республиканским формам правления.

Переходя к характеристике следующего элемента формы государства – формы государственного устройства,необходимо отметить, что она раскрывает территориальную организацию государства.

Форма государственного устройства представляет собой административно-территориальную или национально-территориальную организацию государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности, между центральными и местными органами.

Принято выделять три формыгосударственного устройства – унитарную, фе­деративную и конфедеративную.

Для унитарного государства характерны следующие признаки: полное политическое и территориальное единство государства. Это означает, что административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью; для населения установлено единое гражданство; граждане территориальных единиц не имеют собственного гражданства; единая структура государственного аппарата на всей территории государства, единая судебная система; единая система законодательства для всего государства. Унитарное государство, как правило, отличается простотой в управлении и достаточно высокой степенью централизации. Эта форма территориального устройства присуща таким государствам как, Финляндия, Великобритания, Греция, Турция и др. По форме государственного устройства Республика Беларусь также относится к унитарным государствам.

Федерация сложное государство, состоящее из различных образований, обладающих различной степенью политической самостоятельности.

Федерации присущи следующие признаки: два уровня государственного аппарата (существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно органов власти и управления в субъектах федерации); возможность установления «двойного» гражданства, т. е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации; две системы законодательства (общефедеральная и система законодательства субъектов федерации, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов федерации); субъекты имеют свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации; двухканальная система налогов, что предполагает существование наряду с общефедеральными налогами налоговой системы субъектов федерации.

В настоящее время в мире насчитывается более двух десятков федеративных государств: Российская Федерация, США, Индия, Швейцария, Мексика, Канада и др.

Конфедерация представляетсобой союз или объединение государств, при котором эти государства, полностью сохраняют свою самостоятельность, имеют свои собственные высшие органы власти, управления и правосудия. Конфедерация создается для достижения определенных целей. Акты, принимаемые на уровне конфедерации, подлежат утверждению высшими органами власти объединившихся государств. Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется самими государствами — членами конфедерации по взаимному соглашению. Выход из состава конфедерации упрощенный – достаточно одностороннего волеизъявления любого государства. Конфедерация относится к непрочным образовани­ям: после достижения цели, ради которой государства объединились, союз может распасться (Речь Посполитая, Австро – Венгрия) или, напротив, если сложились прочные связи между членами конфедерации, она может перерасти в федерацию (США, Германия, Швейцария). В современном мире конфедераций в классическом понимании не существует. Однако, существуют объединения государств, обладающие некоторыми признаками конфедерации, например Содружество Независимых Государств.

Третий элемент формы государства – политико-правовой режим – это совокупность методов и средств, с помощью которых реализуется государственная власть.

Политико-правовые режимы разнообразны. Истории известны деспотические, абсолютистские режимы, режимы рабовладельческой и феодальной демократии, военно-полицейские, авторитарные, фашистские, либерально-демократические и другие.

Различают две разновидности политико-правовых режимов – демократические и недемократические.

К демократическим политико-правовым режимам относят режимы либеральной демократии, плюралистической демократии и др.

Современный демократический политико-правовой режим возможен только в правовом государстве, обеспечивающем верховенство закона, гарантирует плюрализм в общественно-политической жизни, обеспечивает права человека и гражданина, создает эффективные механизмы прямого участия населения в осуществлении государственной власти. Юридические гарантии демократического режима в Республике Беларусь закреплены в Конституции Республики Беларусь и законодательстве страны.

К недемократическим режимам относят деспотический, тоталитарный (в том числе фашистский, военно-диктаторский, фундаменталистско-религиозный и др.), авторитарный.

Современные недемократические режимы характеризуются господством одной официальной идеологии, одной политической партии, ограничением личных и политических прав граждан, отсутствием условий для роста благосостояния населения, наличием карательных мер воздействия на инакомыслящих, произволом чиновников, нарушением законности и правопорядка.

Очевидно, что недемократические режимы исключают формирование правового государства.

Вопросы лекции

2.1 Судебная власть. Понятие и виды правосудия. Принципы правосудия.

2.2 Судебная система в Республике Беларусь.

2.3 Органы внутренних дел.

2.4 Органы предварительного следствия и дознания.

2.5 Прокуратура. Адвокатура. Нотариат.

 

2.1 Судебная власть. Понятие и виды правосудия. Принципы
правосудия

Для современных государств характерно то, что в основе их функционирования лежит принцип разделения властей

Судебной властью является та сфера общественных отношений, которые суд в состоянии охватить своей юрисдикцией.

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам, образованным в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и Кодексом Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей». Судебная власть самостоятельна и взаимодействует с законодательной и исполнительной властями.

В ст. 2 Кодекса Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» сказано, что судебная власть в Республике Беларусь осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия народных заседателей.

Судебная власть разрешает возникающие между лицами юридические конфликты, приводит в баланс законодательную и исполнительную власти, не позволяя им выходить за пределы своего предназначения.

Государственной власти присуще такое свойство, как легитимность. Судебная власть является частью государственной власти. Поэтому ей также свойственна легитимность. Легитимная судебная власть оправдывает социальные ожидания народа от нее.

Любой государственный орган при реализации государственной власти выполняет присущие ему функции. Функции государственных органов по своему содержанию подчинены функциям государства. В ст. 7 Кодекса Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» сказано, что суды осуществляют правосудие на основе Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней иных нормативных правовых актов.

Правосудие – это функция суда, правоприменительная деятельность суда по рассмотрению дел, отнесенных к его компетенции (круг полномочий, предоставляемый законом).

Правосудие осуществляется на основе следующих принципов:

- осуществления правосудия только судом;

- независимости судей при осуществлении правосудия;

- равенства участников судебного процесса перед законом и судом;

- состязательности при осуществлении правосудия;

- обеспечения обвиняемому права на защиту при осуществлении правосудия;

- всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела при осуществлении правосудия;

- использования государственного языка;

- гласности правосудия;

- участия граждан в осуществлении правосудия;

- обязательности судебных постановлений и требований судьи.

Необходимо различать понятия «судебная власть» и «правосудие». Понятие «судебная власть» применяется, когда речь идет о видах государственной власти и их содержании. Когда судебная власть проявляется в деятельности суда по рассмотрению и разрешению конкретного дела, необходимо говорить о функции правосудия, которая осуществляется только судом.

При рассмотрении и разрешении судом дел осуществляется правоприменительная деятельность.

Специфика юридических дел лежит в основе формирования конкретного вида правосудия.

Существуют следующие виды правосудия:

- по конституционным делам (о соответствии Конституции Республики Беларусь другим нормативным актам);

- по гражданским делам (возникающим из гражданских, семейных, трудовых и иных правоотношений);

- по уголовным делам (о совершенных преступлениях, которые расследованы и рассмотрены компетентными должностными лицами);

- по делам об административных правонарушениях (рассматриваются многими административными органами государства: органами МВД, таможенными органами, органами санитарного надзора и т.п.; лишь некоторые из административных правонарушений рассматривают суды: умышленное причинение телесного повреждения, мелкое хищение и т.п.);

- по хозяйственным делам (возникающим в сфере экономических отношений, по спорам хозяйствующих субъектов).

 

Органы внутренних дел

Органы внутренних дел, согласно ст.1 Закона Республики Беларусь «Об органах внутренних дел» от 17 июля 2007 года, представляют собой государственные правоохранительные органы, осуществляющие борьбу с преступностью, охрану общественного порядка и обеспечивающие общественную безопасность в соответствии с задачами, возложенными на них данным Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Органы внутренних дел являются составной частью системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.

Основными задачами органов внутренних дел являются:

- защита жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан, обеспечение их личной и имущественной безопасности, защита прав и законных интересов организаций;

- защита интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

- защита собственности от преступных и иных противоправных посягательств;

- профилактика, выявление, пресечение преступлений и административных правонарушений, расследование уголовных дел, ведение административного процесса в соответствии с их компетенцией;

- розыск лиц, совершивших преступления, административные правонарушения, лиц, скрывающихся от органов, ведущих уголовный или административный процесс, лиц, уклоняющихся от отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, без вести пропавших и других лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

- организация исполнения и отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, административных взысканий;

- участие в реализации государственной политики в области гражданства и миграции;

- оказание на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, помощи гражданам, государственным органам, общественным объединениям и иным организациям в реализации их прав и возложенных на них обязанностей.

Деятельность органов внутренних дел осуществляется на принципах законности, уважения и соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан, гуманизма, единства системы органов внутренних дел и централизации управления ими, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности, независимости от деятельности политических партий и других общественных объединений.

Систему органов внутренних дел образуют организационно:

- Министерство внутренних дел (центральный аппарат);

- территориальные органы внутренних дел – главное управление внутренних дел Минского городского исполнительного комитета, управления внутренних дел областных исполнительных комитетов, управления, отделы внутренних дел городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций), управление внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел и подчиненные ему отделы, отделения, линейные пункты (далее, если не указано иное, – органы внутренних дел на транспорте);

- учреждения образования и организации здравоохранения, созданные для обеспечения выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел.

Функционально систему органов внутренних дел образует:

- милиция;

- подразделения предварительного расследования;

- подразделения по гражданству и миграции;

- подразделения охраны;

- подразделения финансов и тыла;

- органы и учреждения уголовно-исполнительной системы.

В систему органов внутренних дел входят также иные подразделения, которые создаются по решению Министра внутренних дел, если иное не определено Президентом Республики Беларусь, и другие организации, создаваемые по решению Президента Республики Беларусь.

 

2.4 Органы предварительного следствия и дознания

Под предварительным расследованием преступлений понимается деятельность специальных государственных органов государства по сбору, проверке и оценке доказательств, установлению обстоятельств преступления.

Материалы предварительного расследования исследуются в судебном заседании, что дает возможность суду разобраться во всех деталях преступления, окончательно решить вопрос о виновности или невиновности обвиняемого, а также вынести обвинительный или оправдательный приговор.

Действующее уголовно-процессуальное законодательство устанавливает две формы предварительного расследования преступления: предварительное следствие и дознание. Основное различие между ними состоит в том, что дознание производится по сравнительно несложным уголовным делам о преступлениях, перечисленных в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Беларусь. Предварительное следствие осуществляется по преступлениям, представляющим значительную общественную опасность.

Предварительное расследование (дознание и следствие) создает предпосылки для рассмотрения дела в суде. Судебное следствие производится судом с учетом материалов предварительного расследования.

К органам предварительного расследования относят органы предварительного следствия и дознания соответственно. К органам предварительного следствия относят следственные аппараты органов прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь (ст. 36 УПК). К органам дознания относят милицию, органы государственной безопасности, командиров воинских частей, начальников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, начальников следственных изоляторов, таможенные органы, органы финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, глав дипломатических представительств и консульств и др. (ст. 37 УПК).

Предварительное расследование называется предварительным потому, что оно осуществляется до судебного разбирательства. В процессе судебного слушания решается вопрос о виновности или невиновности лица, назначается наказание за совершенное преступление. В судебном заседании исследуются материалы, собранные в процессе предварительного расследования.

Дела частного обвинения возбуждаются и рассматриваются судом по жалобе потерпевшего, поданной в суд. Эти дела суд может прекратить в случае примирения сторон. Если стороны не примирятся, то выносится приговор. По этим делам предварительное расследование не производится.

 

Вопросы лекции

3.1 Общие положения конституционного права Республики Беларусь. Понятие и сущность Конституции.

3.2 Виды конституций. Конституция Республики Беларусь.

3.3 Права и свободы человека и гражданина. Конституционные обязанности граждан Республики Беларусь.

3.4 Органы государственной власти Республики Беларусь.

 

Общие положения конституционного права Республики Беларусь. Понятие и сущность Конституции

Конституционное право, в отличие от других отраслей права, регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах общества: политической, экономической, социальной, культурной. В связи с этим конституционное право рассматривается в качестве базовой отрасли права. Конституционное право содержит основополагающие принципы взаимоотношения государства и личности. Нормы конституционного права получают свое дальнейшее развитие в других отраслях права.

Конституционное право – самостоятельная отрасль права, представляющая совокупность правовых норм, регулирующих конституционно-правовые отношения.

Конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права.

Слово «конституция» происходит от латинского слова «constitutio», что означает установление, строение. В настоящее время приводится множество определений конституции.

Наиболее общим определением конституции является следующее. Конституция – основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношение с обществом и гражданами.

Конституцию можно определить как акт (совокупность актов), обладающий высшей юридической силой. Поэтому конституцию часто называют Основным Законом государства.

Определение сущности конституции имеет важное значение для понимания этого документа, выявления тех целей, к достижению которых должно стремиться общество и государство. Существует несколько подходов к пониманию сущности конституции.

Согласно западным концепциям конституция имеет социально-политическую сущность.

Марксистский подход характеризует любое явление в обществе с классовых позиций. Конституция в этом случае является документом, выражающим волю господствующего класса, т.е. суть конституции – закрепление в ней классовых противоречий.

Современное общепринятое понимание конституции состоит в том, что конституция понимается как ограничитель власти государства, с помощью которого устанавливаются пределы вторжения государства в область прав и свобод человека и гражданина.

Демократическая сущность конституции представляет собой итог компромисса между противоборствующими силами в государстве (например, между правящими силами и оппозицией).

Конституция выполняет различные функции. Конституция является главным источником права, основным регулятором общественных отношений. На основе конституции формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов. По этой причине конституцию называют ядром правовой системы (юридическая функция).

Конституция является правовой основой политической системы, определяет основы конституционного строя, основы отношений личности и государства, основы избирательной системы (политическая функция).

Конституция закрепляет формы собственности в Республике Беларусь – государственную и частную (экономическая функция).

Изучение норм Конституции предполагает формирование у населения правовой культуры (духовно-идеологическая функция).

 

Преамбула

Раздел I. Основы конституционного строя.

Раздел II. Личность, общество, государство.

Раздел III. Избирательная система. Референдум.

Раздел IV. Президент, Парламент, Правительство, суд.

Раздел V. Местное управление и самоуправление.

Раздел VI. Прокуратура. Комитет государственного контроля.

Раздел VII. Финансово-кредитная система Республики Беларусь.

Раздел VII. Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения.

Раздел IX. Заключительные и переходные положения.

Весь текст Конституции состоит из 146 статей и ее положения необходимо трактовать в системной взаимосвязанности.

За всю историю развития Беларуси было принято пять Конституций: в 1919 г., 1927 г., 1937 г., 1978 г. и 1994 г. Первые четыре конституции имели специфические черты, но общим для них являлось то, что они имели явно классовый характер, закрепляли господствующей лишь одну идеологию, исключали многопартийность и многообразие форм собственности. Все было подчинено интересам социалистического, а затем и коммунистического строительства. Их недостатком было то, что в них, как правило, не получали отражение положения важнейших международных документов о правах и свободах человека и гражданина, многие нормы носили декларативный характер, не имели прямого, непосредственного действия на практике. Иногда подконституционные акты имели реальное преимущество перед Конституцией.

 

3.3 Права и свободы человека и гражданина. Конституционные
обязанности граждан Республики Беларусь

Права и свободы человека в целом идентичные понятия. Права и свободы – это возможности индивида пользоваться определенными благами в политической, экономической, социальной, духовной и иных сферах. Свободы, это те же права, представляющие собой сферу человека, в которую (в отличие от прав) государство не должно вмешиваться.

Свобода – это возможность человека избежать воздействия со стороны государства, это независимость от него.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только на основании закона в тех пределах, которые продиктованы интересами развития правового государства. В соответствии со ст. 23. Конституции Республики Беларусь ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Права и свободы можно классифицировать по различным признакам.

I. С позиции субъекта (гражданина, человека) можно выделить:

- права и свободы человека;

- права и свободы гражданина.

II. По сфере проявления человеческой деятельности:

- личные;

- политические;

- экономические;

- социальные;

- культурные.

Права человека – это субъективные права, выражающие реальные возможности индивида удовлетворять свои жизненные потребности и интересы. Такие права носят всеобщий универсальный характер. Эти права человек имеет где бы он ни находился.

Права гражданина – совокупность прав и свобод, закрепляемых государством в отношении граждан.

Личные права и свободы закреплены в Конституции Республики Беларусь. К ним относят:

- право на жизнь (ст. 24);

- право на свободу, неприкосновенность и достоинство личности (ст. 25);

- право не считаться виновным в совершении преступления, пока вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в силу приговором суда – презумпция невиновности (ст. 26);

- право не давать показаний против себя, членов своей семьи, близких родственников (ст.27);

- право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь (ст. 28);

- право на неприкосновенность жилища (ст. 29);

- и др.

К политическим правам и свободам, закрепленным Конституцией нашего государства, относят:

- право на управление делами государства (ст. 37);

- право избирать и быть избранным (ст. 38);

- право на обращение в государственные органы (ст. 40);

- свобода объединений (ст. 36);

- свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования (ст.35);

- право на равный доступ к любым должностям в государственных органах (ст. 39);

- и др.

В Конституции Республики Беларусь закреплены также и экономические, социальные, культурные права:

- право на труд (ст.41);

- на вознаграждение за труд (ст.42);

- право на отдых (ст. 43);

- право собственности (ст.44);

- право на охрану здоровья (ст. 45);

- право на жилище (ст.48);

- право на образование (ст. 49);

- право сохранить свою национальную принадлежность (ст.50);

- право на участие в культурной жизни (ст.51);

- и др.

Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы, уважать национальные традиции.

Помимо прав у каждого гражданина Республики Беларусь существует ряд обязанностей:

1. Соблюдать Конституцию, уважать законы Республики Беларусь и национальные традиции (ст. 52).

2. Уважать достоинство, права, свободы и законные интересы других лиц (ст. 53).

3. Бережно относиться к историко-культурному, духовному наследию и другим национальным ценностям (ст. 54).

4. Охранять природную среду (ст. 55).

5. Финансировать государственные расходы путем уплаты государственных пошлин, налогов и иных платежей (ст. 56).

6. Защищать Республику Беларусь (ст. 57).

 

Вопросы лекции

4.1 Общие положения административного права.

4.2 Административное правонарушение и административная ответственность.

4.3 Административные взыскания и порядок их наложения.

4.4 Общие положения административного процесса.

 

Общие положения административного права

С 1 марта 2007 года вступили в силу сразу два кодекса – Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, принятый Палатой представителей 17 декабря 2002 года, одобренный Советом Республики 2 апреля 2003 года (далее КоАП) и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, принятый Палатой представителей 9 ноября 2006 года, одобренный Советом Республики 1 декабря 2006 года (далее ПИКоАП).

Как и любая отрасль права, административное право состоит из правовых норм, регулирующих соответствующие общественные отношения, которые и составляют ее предмет.

Административное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения управленческого характера.



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.80.173.217 (0.017 с.)