Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 5. Предания: герои, местный характер придания, систематические группы.

Поиск

Классификация:

1) предание об аборигенах

Сидит чудь на рыбалке, поймала чудь рыбу, сняла мясо и отпустила скелетик дальше плыть(то же самое с охотой – сняла с лося шкуру и отпустила)

2) о заселении края

Например, в Карелии «Мы уйдём и корюшка с нами уйдёт»

3) о разбойниках

Приходили странники – ложились спать всё время на одну и ту же кровать, а их потом убивали и всё что у тех с собой было себе забирали

4) предания про клад

В нижегородской области были связаны в основном со Стенькой Разиным. Чем-то переплетался с быличкой, т.к. клад зачастую был одушевлённым – убегал с одного места на другое

5) Про силачей

силач Рахка(корельское предание)

6) Об историческом событии

7) Или историческом персонаже – о Стеньке Разине опять же – нарисовал лодку угольком и уплыл на ней, или сидел в заточении опять нарисовал шапку –невидимку, снял её и надел и сбежал

Исторические песни

Былины

Предания –всегда местная история!!! Предание о Суворове

8) Топонимические

Связаны с местными преданиями, ландшафтами, местами и т.п.; о названии городов, улиц, оврагов, «нечистых мест». В деревне улица «паршивая»; нечистые места – «кружалка» вл есу- кружит там леший водит

 

Билет 6. Былины: персонажи, существующие представления о былинах.

Былины – это эпические народные песни о важных событиях древнейшей истории государства. В народе их называли старины, старинки. Термин былин имеет литературное происхождение, его ввел Сахаров в середине 19 века. Вопрос о времени появления является сложным и не до конца решенным. Истоки эпоса лежат в мифологии. Былины сохранили многие черты архаического сознания. Как жанр складываются в период становления государства в период защиты государства от степных кочевников. Былины – героический эпос, т.к. персонажи сражаются с внешними врагами, все события в былинах имеют важное государственное значение. Эпические песни связаны с историей, поэтому их иногда характеризуют историческими. Однако они не являются летописью. Они по-своему конструируют мир, в котором происходят свои исторические события и обитают свои исторические персонажи. При этом былинная история как бы исправляет реальную историю и освобождает ее от ошибок. Поэтому историзм былин носит условный характер. Персонажи былин – богатыри. Время действия в былинах – это особое эпическое время. Эпическое время всегда отодвинуто от времени исторического. Эпическое время замкнуто и никак не соотносится ни с прошлым, ни с будущим. В былинах создается утопический мир. Былины – это стихотворные произведения, их напевали особым речитативом в сопровождение гуслей. Классификация: 1. По месту действия: киевского цикла, новгородского цикла; 2. По характеру содержания: героические, новеллистические; 3. По времени формирования сюжетов и появления героев: о старших богатырях (архаические), о младших богатырях (классические). В основе былинного сюжета лежит рассказ о каком - либо грандиозном событие. Рассказ носит величавый и торжественный характер. Композиция. Былины начинаются с запева (запев не связан с содержанием былины), завершается былина традиционным исходом. Запевы и исходы выполняют орнаментальную функцию. После запева следует зачин (дается завязка действия), заканчивается концовкой. Общие места – это синтаксические формулы, повторяющиеся в разных былинах. В былинах повествование разворачивается медленно (прием ретардации), это достигается при помощи всевозможных повторов, тавтологий, синонимов часто эпизод повторяется 3 раза. Обязательный поэтический прием былины - гипербола, в них присутствуют и постоянные эпитеты

 

Билет 7. Легенды: классификация, отражение христианского мировоззрения.

Легенда (несказочная проза). Это рассказы религиозного содержания

Принятие христианства – появление книжности и христианских икон – жанр легенды, которые часто являются пересказами церковных сюжетов. (Легенды рассказывают о христианских персонажах. В основе легенд лежат апокрифы. Апокрифы – произведения на библейские сюжеты, не вошедшие в канонический текст Библии.)

Классификация:

1) Классические(мир, святые, животные, предметы)

2) Легенды-предания (о местном крае)

3) Легенды о человеке

 

Классические легенды.

1.1. Космогонические

Например, про уточку, которая опустилась на дно водоёма, захватила немного воды в клювике – выплюнула – земля появилась (или горы – не разберу никак)

1.2. Этиологические

Легенды о сотворении животного мира. Например, была легенда о возникновении вшей. Бог зачастую выступает как карающая сила

!! в легенды всегда верили.

Легенда – самостоятельный взгляд на мир вокруг. Скорее всего раньше они были мифами. В мифах индейцев тоже есть идеи о происхождении животных (например, сумка у кенгуру), но нет религиозных мотивов, как в наших легендах.

1.3. Антропологические мифы.

Тут какой-то пример легенды про человека больного, но с божьей душой(???). и про собаку, которая охраняла человека и за это Бог дал ей шубку или нет

1.4. Агиографические легенды

Агиографические легенд

Житийные легенды(о святых); например, Николай Мирликийский (Чудотворец)

· Общеправославные святые

· Местночтимые святые

· Общехристианские

· Православные

Святой Егорий (Георгий Победоносец)

Воин/святой

-покровитель домашней скотины и волков

1.5. Эсхатология.

Один из разделов церковной философии. Легенды о конце света.

Особенности классических легенд:

1. Художественное время классических легенд – это время далёкого, неопределённого, абстрактного прошлого

2. Художественной пространство тоже абстрактно

3. В этих легендах речь идёт о глобальных изменениях (возникновение моря, гор, животных)

4. Все рассказы повествуются от 3го лица. Рассказчик – не герой легенды.

Легенда о местном крае.

Герои: местные сакральные(святые) природные объекты. Например, святые источники, деревья, камни, рощи, или местные иконы, а также местночтимые старцы и блаженные.

! отчасти напоминают придания, но имеют религиозный характер.

Например, о Дунечке, которая была расстреляна красной армией. Она предсказательница.

- отправила мужика на заработки в Арзамас, а не в Самару(он заработал, а те, кто ездил в Самару - нет), то есть предсказания в основном бытовые

- голуби вились над коляской в которой Дунечку вели на расстрел, прикрывая от ударов плетьми

- нимб над головой во время расстрела

-после начали гореть дома в той деревне – решили устраивать поминки 2 раза в год – гореть перестали

Юродивые.

Блаженный = юродивый, который образно общается с людьми.

Паша Саровская дала кусочек красной ткани Николаю I и сказала «сынишке на штанишки»

о время прославления (преп. Серафима - сост.) Жила в Дивееве, знаменитая на всю России. Государь со всеми Великими Князьями и тремя митрополитами проследовали из Сарова в Дивеево. Предсказала ему смерть (9 солдатиков, картошка в мундире). Достала с кровати кусок красной материи и говорит: «Это твоему сынишке на штанишки». – предсказала появление сына.

 

Легенда о человеке.

В основе легенды о человеке лежит встреча человека с чудесной силой. Типичный пример: святой рассказывает человеку, как найти дорогу в лесу.

- святой является людям во сне «зов святого»

- паломники переселенцы – святой является и зовёт в свой монастырь.

 

Билет 8. Художественное пространство и время в волшебной сказке. Типы героев и композиция.

Художественное пространство и время в волшебных сказках условно, там как бы показан иной мир. Мир реальный и мир волшебных сказок можно сравнить с картинами, к примеру, Васнецова и Билибина.

В волшебной сказке выделяют 7 типов персонажей (Пропп):

1. герой – тот, кто совершает все действия, а в конце женится.

2. антагонист, или антипод – тот, с кем герой борется и кого побеждает.

3. чудесный помощник.

4. чудесный даритель – тот, кто дарит герою чудесного помощника или чудесный предмет.

5. царевна – та, на которой, как правило, женится герой и которая живет, как правило, в другой стране, очень далеко.

6. царь – появляется в конце сказки, герой женится на его дочери или в начале сказки, как правило, он отправляет куда-то своего сына.

7. ложный герой – присваивает заслуги настоящего героя.

Можно попробовать классифицировать и по-другому, однако суть останется прежней. В первую очередь, две группы персонажей: отрицательные и положительные. Центральное место – положительные герои, как бы «персонажи первого ряда». Их можно разделить на 2 группы: герои-богатыри и «иронические», которым способствует удача. Примеры: Иван-Царевич и Иванушка-дурачок. «Персонажи второго ряда» - помощники героя, одушевленные и не (волшебный конь, волшебный меч). «Третий ряд» - антагонист. Важное место занимают героини-женщины, идеалы красоты, мудрости, доброты – Василиса Прекрасная или Премудрая, Елена Прекрасная или Премудрая. К антагонистам часто относятся баба-яга, змей и кощей бессмертный. Победа героя над ними – торжество справедливости.

Композиция – структура, построение сказки.

1.) Некоторые сказки начинаются присказками – шутливыми прибаутками, не связанными с сюжетом. Они обычно ритмичны и рифмованны.

2.) Зачин, который как бы переносит слушателя в сказочный мир, показывает время, место действия, обстановку. Представляет собой экспозицию. Популярный зачин «Жили-были» (далее – кто, и какие обстоятельства) или «В некотором царстве, некотором государстве».

3.) Действие. Некоторые сказки начинаются сразу с действия, например «Задумал царевич жениться…»

4.) Сказка имеет концовку, но не всегда, иногда с завершением действия завершается и сказка. Концовка переключает внимание от сказочного мира к реальному.

5.) Помимо концовки может быть и присказка, которая иногда соединяется с концовкой – «Свадьбу сыграли, долго пировали, и я там был, мед пил, по усам текло, а в рот не попало».

Повествование в волшебных сказках развивается последовательно, действие динамично, ситуации напряжены, могут происходить страшные события, распространено троекратное повторение (три брата три раза ходят ловить Жар-птицу). Подчеркивается недостоверность рассказанного.

Связь с обрядом инициации.

Худ пространство абстрактно; есть пограничное/переходное пространство; пространственные перемещения не показываются. Худ время также абстрактно, замкнуто, не имеет выхода в реальность; развивается от эпизода к эпизоду, ретардация.

Волшебная сказка самая архаическая – изначально она не предназначалась детям, по своему происхождению восходит к обрядам. Обряду инициации. Можно увидеть суеверные представления о том свете. Например, Баба- яга: «нос в потолок врос», «коленку в стенку упёрлись», костяная нога– т.е. без мяса – на печке она лежит как в гробу

Т.е. она – пограничный персонаж между миром мёртвых и живых – между миром и тридевятым царством.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.215.202 (0.011 с.)