Билет 15. Цикл былин об Алеше Поповиче. Принципы создания образа богатыря в былинах ( Алеша и Тугарин, Алеша и Илья Муромец).



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 15. Цикл былин об Алеше Поповиче. Принципы создания образа богатыря в былинах ( Алеша и Тугарин, Алеша и Илья Муромец).



Об Алеше Поповиче существует три былины: «Алеша Попович и Тугарин», «Алеша и сестра Збродовичей», «Добрыня Никитич и Алеша Попович».

И Алешу Поповича, и Тугарина ученые признают образами, имеющими исторические прототипы. Исторический прототип Алешу – Александр Попович, однако летописи связали его с событиями, когда один из воинов убил половецкого Тугор-кана. Так, в образы совмещены черты богатыря, убившего Тугор-кана, и богатыря Александра Поповича, погибшего в битве на реке Калке в 1224 году.

Образ Тугарина несет в себе черты мифического существа: он изображается иногда как чудовище, змей, у него обычно бумажные крылья. Алеша побеждает его или при помощи «небесной силы», или потому что дождь замочил бумажные крылья, и Тугарин пал на землю, или хитростью, сказав Тугарину, что позади него войско, тот обернулся и Алеша его убил.

Алеша, в отличие от Добрыни Никитича и Ильи Муромца, в борьбе с врагами пользуется не столько силой, сколько хитростью.

Образы былинных богатырей в некоторой мере индивидуализирован, набор качеств богатырей приблизительно одинаков, но соотношение качеств разное. Прямые характеристики героев редки и кратки, важное место занимает диалог. В былинах присутствует изображение внутреннего мира героев – связь личных чувств с событиями, происходящими в произведении. Важный прием в изображении героев – гиперболизация, гиперболическая идеализация. Огромны рост и сила богатырей, расстояние, которые они преодолевают, огромны и враги, которых богатыри побеждают. Гипербола подчеркивает силу и смелость богатырей. Художественный мир былин не только гиперболичен, но и контрастен, прежде всего, противопоставляются образы богатыря и врага: Добрыни и Змея, Алеши и Тугарина.

Несмотря на то, что Алеша в первую очередь богатырь, у него есть и отрицательные черты: нечестность, нарушение договора побратимства, но Алеша в первую очередь богатырь.

 

Билет 16. Цикл былин о Добрыне Никитиче. Принципы создания образа богатыря в былинах. (Добрыня и змей, Добрыня и Маринка).

Облик былинного богатыря Добрыни наиболее точно раскрывается в былинах воинского («Добрыня и змей», «Добрыня и Василий Казимирович») и новеллистического характера («Добрыня Никитич и Алеша Попович», «Добрыня Никитич и Маринка»).

В былине о Добрыне и Змее говорится о том, как богатырь купался в реке, внезапно появляется змей – враг земли русской. Добрыня бьется с ним, побеждает и берет с него обещание не причинять зла людям. Однако змей нарушает обещание и Добрыня, встретив его, убивает. Совершив этот подвиг, он освобождает земли русские. Образ змея и смысл былины вызывал споры. Одни считали былину отражением мифических представлений, другие пытались осмыслить ее исторически. Купание Добрыни толковалось как крещение, образ змея – образ язычества. Пропп полагал, что образ змея есть образ догосударственного прошлого.

В былине «Добрыня Никитич и Алеша Попович» разработан сюжет «муж на свадьбе жены». Пока Добрыня уезжал, князь Владимир и княгиня посватали его жену за Алешу Поповича. Добрыня приехал во время свадебного пира и явился вод видом гусляра; жена узнала его.

В былине «Добрыня и Маринка» богатырь попадает под власть чародейки, и только мать спасает богатыря от колдовства.

Добрыня могуч и смел, но вместе с тем он тонкий дипломат, потому Владимир поручает ему везти дань. Добрыня умеет играть на гуслях, и когда он играл, все на пиру заслушались. Большая часть ученых склонна считать прототипом богатыря дядю князя Владимира Добрыню. Вместе с тем, образ складывался на общефольклорной основе, в т.ч. мифической и сказочной.

Образы былинных богатырей в некоторой мере индивидуализирован, набор качеств богатырей приблизительно одинаков, но соотношение качеств разное. Прямые характеристики героев редки и кратки, важное место занимает диалог. В былинах присутствует изображение внутреннего мира героев – связь личных чувств с событиями, происходящими в произведении. Важный прием в изображении героев – гиперболизация, гиперболическая идеализация. Огромны рост и сила богатырей, расстояние, которые они преодолевают, огромны и враги, которых богатыри побеждают. Гипербола подчеркивает силу и смелость богатырей. Художественный мир былин не только гиперболичен, но и контрастен, прежде всего, противопоставляются образы богатыря и врага: Добрыни и Змея, Алеши и Тугарина.

Образы былинных богатырей в некоторой мере индивидуализирован, набор качеств богатырей приблизительно одинаков, но соотношение качеств разное. Эпические герои – воплощение качеств народа. Прямые характеристики героев редки и кратки, важное место занимает диалог. В былинах присутствует изображение внутреннего мира героев – связь личных чувств с событиями, происходящими в произведении. Важный прием в изображении героев – гиперболизация, гиперболическая идеализация. Огромны рост и сила богатырей, расстояние, которые они преодолевают, огромны и враги, которых богатыри побеждают. Гипербола подчеркивает силу и смелость богатырей. Художественный мир былин не только гиперболичен, но и контрастен, прежде всего, противопоставляются образы богатыря и врага: Добрыни и Змея, Алеши и Тугарина.

 

Билет 17. Цикл былин об Илье Муромце. Принципы создания образа богатыря в былинах. ( Илья и соловей разбойник, и др)

(Образы богатыря и князя Владимира.)

В образе Ильи Муромца наиболее ярко и выразительно воплощена основная идея былин – идея защиты родной земли. Илья Муромец – идеальный образ богатыря, самый любимый герой русских былин. Он богатырь могучей силы, ему свойственно чувство собственного достоинства, которым он не поступится даже перед князем; он всегда честен; защищает родину. Исторического прототипа у Ильи не было, это образ широкого обобщения.

Образ Ильи Муромца раскрывается в большой группе былин. Это, например, былины «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья и Калин-царь», «Ссора Ильи с князем Владимиром».

Былина об исцелении Ильи Муромца бытует в прозаической форме, основной былиной о получении силы Ильей – былина «Святогор и Илья Муромец».

«Илья Муромец и Соловей-разбойник» - достаточно сложное произведение, в нем можно выделить несколько основных эпизодов: освобождение Ильей Чернигова от осадившей его вражеской силы, после чего жители просят Илью быть у них воеводой, но он отказывается, т.к. едет служить в Киев; встреча с Соловьем-разбойником, закрывшим дорогу из Чернигова в Киев на 30 лет; приезд в Киев, где князь Владимир не верит Илье, что он привез Соловья-разбойника, тогда богатырь просит Соловья посвистать, бояре падают замертво, а Илья убивает Соловья.

Что касается отношений Ильи и Владимира, то Владимир не верит Илье, называет его пьяницей, деревенщиной. Владимир – не идеальный образ, он вступает в конфликт с Ильей, об этом говорится в былине «Ссора Ильи с князем Владимиром». Причинами ссоры Ильи и Владимира служат различные обстоятельства, то Илья мешает князю отнять жену у ловчего, то князь не зовет Илью на пир.

Илья – богатырь, деятельность его носит государственный характер. Он защитник родной земли.

В былине «Илья Муромец и Идолище поганое» отразилось столкновение защитников христианства с иноверцами.

В образе Калина-царя ученые видят олицетворение монголо-татарской силы. Имя «Калин» не получило точного объяснения, вообще его связывают с названием реки Калки, на которой происходила битва.

В этой былине Владимир разгневался на богатыря и посадил его в погреба глубокие. Княгиня Опракса сберегла его от смерти, заботилась о нем. В это время к Киеву подступал Калин-царь, и стал требовать отдать ему город. Князь попросил отсрочки, но Калин отсрочки не дал; князь загрустил, огорчился. Но тут выясняется, что Илья жив, и князь просит его о помощи. В этой былине подробно изображаются сцены битв, Илья бьет «силу татарскую», но попадает в плен, и Калин-царь предлагает ему службу, но Илья отказывается, затем без оружия поборол татарское войско, а Калин согласился платить дань Владимиру.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.49.108 (0.012 с.)