Билет 11. Бытовая сказка: типы сюжетов, основные конфликты, герои. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 11. Бытовая сказка: типы сюжетов, основные конфликты, герои.



Бытовые сказки еще называют социально-бытовыми. В центре сюжета, как правило, один эпизод, действие развивается быстро, без замедлений. Развит комизм. Распространены диалоги, изложение от лица условного рассказчика выполняет пояснительную роль. Темой бытовых сказок может быть социальная несправедливость, либо высмеивание пороков. Бытовые сказки отличаются острой идейной направленностью.

Популярен сюжет о том, как мужик одурачил барина. Барин в таких сказках показан как глупый, не знающий жизни человек, жадный, жестокий. Мужик умнее его, честнее. Существует другой вариант сюжета – барин попадает в другую жизненную среду, например, сказка о том, как барыня во сне переносится в избу сапожника, и получает хороший урок.

Другой остро сатирический образ – поп, который изображается как жадный, лицемерный, невежественный, нарушает заповеди и остается безнаказанным. Нередко пародируется церковная служба – поп может за деньги и козла похоронить по церковному обряду. Существуют сказки о любовных похождениях попа к барыни, купчихе, но попытки ходить к жене простого крестьянина или плотника оканчиваются неудачи.

В бытовых сказках критикуются жизненные порядки, выражаются ожидания народа о справедливости, спокойной и счастливой жизни.

Важной особенностью бытовых сказок является «социальная антитеза» - противопоставление мужика барину, купцу, попу; бедного – богатому. Эта антитеза выражала классовые противоречия.

В сказках, которых преобладают социальные мотивы, ярче проявляется сатира, в собственно бытовых – юмор. Пример: «Каша из топора». Высмеивается скупость хозяйки, поощряется хитрость солдата, происходит разоблачение, но не в резкой форме. Яркие сатирические образы попа, барина характерны для сказок с ярко выраженным социальным началом. В собственно бытовых типизируются, как правило, образы мужа, жены, старика, старухи, солдата.

Солдат в русских сказках – бывалый, умный, хитрый, умеет и смастерить что-нибудь, и рассказать что-то интересно, и перехитрить. Пример: сказка, как солдат продал барину шинель, расхвалил ее, сказал, что ей можно и накрыться, и под голову подстелить, а когда барин пожаловался командиру, тот наградил солдата за то, что тот показал, как это делать. Заканчивается сказка моралью о том, что тот, кто много работает, и на камне уснет, а тот, кто ничего не делает, не уснет и на перине.

Бытовые сказки, как правило, веселы, остроумны, заканчиваются присказкой.

Сюжеты: умные отгадчики/трудные загадки; испытания жён; разбойники; солдаты; глупцы; злые жёны; работа; поп и попадья.

 

Билет 12. Календарные обряды зимнего периода. Понятие календарного обряда.

Весь фольклор можно разделить на обрядовый и необрядовый. К обрядовому относятся произведения народного поэтического творчества, которые используются во время совершения какого-либо обряда, являются его составной частью. Обряд - это строго определенные обычаями те или иные действа. Назначение обрядовых действ – способствовать достижению какой-либо цели.

Обряд - один из древнейших видов культуры. В обрядах можно обнаружить черты мышления человека доклассового общества: анимизм (вера в существование душ и духов), антропоморфизм (представление о том, что животные и растения обладают человеческими качествами), вера, что человек может влиять на течение событий с помощью магии. Проникновение христианских мотивов и образов в народную поэзию и обряды повлекло возникновение явления «двоемирия»(смешение языч.и христианск.элементов).

Календарные обряды сопровождались специальными песнями.

Соседи Нижегородской обл: Рязанская, Марий-Эл, Чувашия, Мордовия, Кировская, Ивановская, Владимирская.

Обряд:

1) Большое количество участников (все члены социума)

2) Открытый характер: праздновался публично – этим отличался от окказионального обряда(случайного)

3) Исполнялся во определённый день. Некоторые привязаны к конкретной дате. Некоторые плавающие.

Сочельник, Рождество, Новый год (Васильев день), Святки (Святые вечера), Крещение, Масленица.

1. Сочельник (прелшествовал Рождеству): постный день, начинали есть вечера: кутья, блины и овсяный кисель (все блюда из похоронной обрядности), ставились лишние предметы - помянуть предков.

2. Рождество: славление (группа детей - артельщики - ходят по домам и славят церковной молитвой, часто подавали обрядовое печенье - кокурки/каракульки; часто детей сажали на вывернутую шубу - символ плодородия (прордуцирующая магия); колядование.

3. Новый год/Васильев день: обход дворов - ходить-таусенькать (песня Таусень); одаривали свиными кишками с овсяной кашей; разжигание костров, приметы, продуцирующие обряды семейного характера: тётки таскали борону, чтобы девушки вышли замуж; таскали сеялку (просеивали девочек через решето).

4. Святки/Святые вечера: ряженье (в народы - в самое лучшее; в шабаны, шабонихи - в самое старое, страшное, лоскуты; зооморфные обличья - лошадь и медведь; солдаты; смерть/покойник, обрядовые бесчинство ряженых); гадания - в нечистых местах, снятие защиты, типы гаданий: на звуки, на имя, с животными (крица, тараканы), вещие сны, счёт, вода, зеркало.

5. Крещение (вместе с рождеством - двунадесятые праздники): сочельник - день очищения от грехов, купание в проруби; в 12 ночи - за крещенской водой; "Христу ножки грели".

6. Масленица:

четверг - широкая масленица: гощение у тёщи (к тёще на блины), "Подмазки", "Снятие шапки с молодого", почитнае девочек - базар, смотрины, соление девчонок; кулачные бои, жжение факелов; начинали печь блины с четверга/пятницы, первый блин отдавали нищему.

прощёное воскресенье - сжигание масленицы (солома/женское чучело).

Колядки. Круг календарных обрядов открывался новогодними (святочными) обрядами. Праздновались в период зимнего солнцестояния. В основе лежала магия первого дня года, обряды должны были действовать в течение всего года. Проводились различные игры, ряжения, прочие действа имеющие магический смысл. Колядование - хождение по дворам с песнями-колядками.

Подблюдные песни – обладают гадательным, а не заклинательным характером, однако концовка песен, заклинающая судьбу, сближает их с заговорами и колядками.

Колядки очень архаичны по содержанию, которое определялось их назначением. Основной целью было пожелание хозяевам добра, богатства, благополучия. Некоторые колядки имеют вид величания, в них идеализированно описываются богатство и благополучие крестьянской семьи. Отличительная черта колядок величального типа – их обобщённый характер.

Другая, обязательная тема, связанная с назначением колядок – просьба об угощении или вознаграждении. Во многих колядках просьба или требование угощения составляет единственное её содержание.

Композиция колядки:

1)обращение к Коляде, поиски её колядовщиками.

2)величание, описание обряда или просьба о вознаграждении

3)пожелание благополучия, просьба о подаянии.

Масленица и масленичные обряды. В центре праздника масленицы стоит символический образ масленицы.

Сам праздник состоит из трёх частей: встречи в понедельник, разгула или перелома в так называемый широкий четверг и прощания.

Песни на масленицу можно разделить на две группы. Первая – встреча и чествование, имеет вид величаний. В них воспеваются широкая честная масленица, её яства, развлечения. Она величается полностью – Авдотьей Изотьевной. Характер песен весёлый, задорный. Песни, сопровождающие проводы, несколько иные - в них говориться о наступающем посте. Поющие сожалеют, о кончающемся празднике. Здесь Масленица – уже свергнутый кумир, она больше не величается, а называется непочтительно «обманщицей». Масленицу обычно толковали преимущественно как празднование победы весны над зимой, жизни над смертью.

 

Билет 13. Календарные обряды весеннего и летнего периода.

Весенний цикл.

Масленица и масленичные обряды. В центре праздника масленицы стоит символический образ масленицы.

Сам праздник состоит из трёх частей: встречи в понедельник, разгула или перелома в так называемый широкий четверг и прощания.

Песни на масленицу можно разделить на две группы. Первая – встреча и чествование, имеет вид величаний. В них воспеваются широкая честная масленица, её яства, развлечения. Она величается полностью – Авдотьей Изотьевной. Характер песен весёлый, задорный. Песни, сопровождающие проводы, несколько иные - в них говориться о наступающем посте. Поющие сожалеют, о кончающемся празднике. Здесь Масленица – уже свергнутый кумир, она больше не величается, а называется непочтительно «обманщицей». Масленицу обычно толковали преимущественно как празднование победы весны над зимой, жизни над смертью.

Весенний пост - чистый понедельник - начало весенней календарной обрядности. Мылись в бане, мыли дом, перемывали всю посуду, шуточные действия с блинами - вешали на дерево, отдавали скотине.

Крестовая/средокрестная неделя - четвёртая после великого поста; говение ломается - пекли постное печение; гадание - монетка - монетка в печенье, в несколько крестов - монета, щепка, кольцо, давали скотине кресты.

30 марта - день сорока мучеников (печенья в виде жаворонков); встреча весны, прилёт первых птиц; 17 марта, в день Григория Грачевника, пекли грачей. Приметы: много птиц - удача, сугробы - урожай, сосульки - урожай льна. Первый весенний праздник – встреча весны – приходится на март. В эти дни в деревнях пекли из теста фигурки птиц и раздавали их девушкам или детям. Веснянки – обрядовые лирические песни заклинательного жанра. Обряд «заклинания» весны был проникнут стремлением воздействовать на природу с целью получения хорошего урожая. Имитация полёта птиц (подкидывание жаворонков из теста) должна была вызвать прилёт настоящих птиц, дружное наступление весны. Веснянкам свойственна форма диалога или обращения в повелительном наклонении. В отличии от заговора, веснянки, как и колядки. исполняются коллективно.

Благовещение - 7 апреля: "птички гнездо не завивают, девки волосы не заплетают"; нельзя зажигать свет, работать с землёй-именинницей; сезлнный перелом - убирали сани, доставали телегу.

Вербное воскресенье (последнее воскресенье перед пасхой) - "вход господен в Иерусалим". Приносили в дом вербу и хранили весь год у икон, освящали детей; пускали вербу и иконы на воду.

Страстная неделя - неделя перед пасхой. Великий четверг (в религии - пятница) - самый страшный день; беление избы, избавление избы от тараканов методом вымораживания, подрезание крыльев у домашней птицы, вся вода - святая.

Пасха - крашение яиц (ни кулича, ни пасхи нет); не ходят на кладбище, только на следующую красную/фомину неделю - вторник и суббота-радуница); певрое яйцо год хранили у иконы.

Вьюнишние песни – песни, которые в субботу или в воскресенье первой, послепасхальной недели поздравляли молодоженов. Содержание песен: пожелание молодым счастливой семейной жизни.

6 мая - Егорьев день (Георгий Победоносец); Егорий - скотий бог; первый раз выводили скот в поле

Вознесение (40 дней после пасхи)

СемИцкие обрядовые песни – 7-ая неделя после пасхи называлась семицкой. Четверг этой недели назывался Семиком, а ее последний день (воскресенье) - Троица. Совершались особые обряды, которые сопровождались песнями. Главный обряд «завивание» венка. Одев праздничные наряды, девушки шли в лес, искали себе молодую березу, наклоняли ветки березы и сплетали их с травой, через несколько дней березу срубали, носили ее по деревне, потом топили в реке или бросали в рожь. Из верхушек двух берез девушки сплетали арку и проходили под ней. Затем был обряд на гадании с венком. Тема замужества и семейных отношение занимает все большее место в семицких песнях.

Духов день - нельзя работать с землёй.

 

Летний цикл.

Календарные обряды сопровождались специальными песнями.

Троицко-семИцкая неделя: семИк – седьмой четверг после пасхи, троица – седьмое воскресенье. Девушки, нарядно одевшись и захватив с собой угощения, шли «завивать» берёзки – сплетали травой. Девичий праздник сопровождался ещё и гаданием. Девушки, плели венки и бросали их в реку. Гадание по венкам широко отразилось в песнях, исполнявшихся как во время гадания, так и безотносительно к нему.

Праздник Ивана Купалы (Иоанн Предтеча/Креститель) – ночь с 23 на 24 июня. В купальские праздники земле не помогают, а, наоборот, стараются взять от неё всё. В эту ночь собирают целебные травы. Кто найдёт папоротник, тому, как считалось, удастся найти клад. На росу клали платки девушки и потом ими умывались; ломали берёзовые веники для бани; молодёжь ночью купалась, очищение, прыгали через костры.

Троица - 7ое воскресенье после Пасхи. Культ берёзки. Формирование нового сваднбного цикла. Формирование слоя невест. Песенки, хороводы (выбор жениха и невесты), песни-ёканье только на Троицу. Смысл дублируется на нескольких уровнях - в действии, в словах, в музыке, в предмете. В следующее воскресенье после Тоицы праздновали проводы зимы.

Осенний цикл. ( на всякий случай )

Осенние обряды у русского народа были не так богаты, как зимние и весенне-летние. Они сопровождают уборку урожая. Зажинки (начало жатвы), дожинки или обжинки (конец жатвы) сопровождались песнями. Но эти песни не имеют магического характера. Они связаны непосредственно с процессом труда. Более разнообразны же по тематике и художественным приёмам песни дожиночные. В них повествуется о жатве и обычае угощения. В дожиночных песнях встречаются элементы величания богатых хозяев, хорошо угостивших жниц.

Считалось, что урожай надо охранять, т.к. нечистая сила может его увести. Ставили снопы в виде креста, из полыни и крапивы. Стрига/Пережинаха- дух поля, забиравший урожай.

отмечая первый сноп, варили первую кашу-новину, сыпали скоту и курам. Последний сноп/последние колосья оставлли на поле, не сжинали, связывали в узелок и называи бородкой. Закончив жатву, женщины катались по земле: "Жнитка-жнитка, отдай свою силку".

После многие календарные ритуалы превратились в праздники, которые кроме обрядовой функции имеют ещё оч важную соц функцию - объединение людей, ритма жизни.

 

Билет 14. Былины древнейшего периода. (Волх Всеславский, Садко, Дунай, Святогор, Вольга и Микола)

Среди русских былин есть группа произведений, которую почти все фольклористы относят к числу более древних. Основное отличие этих былин в том, что в них значительные черты мифологических представлений.

1.) «Волх Всеславьевич». Былина о Волхе состоит из 2 частей. В первой он изображен как чудесный охотник, обладающий способностью превращаться в зверя, птицу, рыбу. Охотясь, он добывает для дружины пищу. Во второй Волх – предводитель похода в Индейское царство, которое он завоевывает и разоряет. Вторая часть почти вышла из бытования, так как ее тема не соответствовала идейной сущности русского эпоса. Но первая часть долго бытовала в народе. Образ чудесного охотника исследователи относят к глубокой древности, однако на этот образ наслоились исторические черты, связав былину с киевским циклом, отчего Лихачев и другие ученые сопоставляли Волха, к примеру, с Вещим Олегом. Образ Индии – сказочный, а не исторический.

2.) Былины о Садко. В основу былин положено 3 сюжета: Садко получает богатство, Садко состязается с Новгородом, Садко гостит у морского царя. Эти три сюжета существуют по отдельности и в соединениях. Первый сюжет имеет 2 различные версии. Первая: Садко 12 лет гулял по Волге; задумав отправиться в Новгород, благодарит Волгу, опуская в нее хлеб с солью; Волга дала ему наказ похвалиться «славному озеру Ильменю»; Ильмень в свою очередь наградил его богатством, посоветовав ловить рыбу, и пойманная рыба превратилась в монеты. Другая версия: Садко, бедный гусляр, уходит на берег Ильменя, играет, и к нему выходит морской царь и награждает богатством. В этом выражено народное мнение о ценности искусства; утопичность: бедняк стал богатым. Второй сюжет: получив богатство, Садко загордился, и задумал помериться богатством с самим Новгородом, но потерпел поражение. В редком варианте есть сюжет с победой Садко. Третий сюжет: Садко попал в подводное царство, полюбилась морскому игра на гуслях, и решил царь оставить его у себя и женить на девушке Чернаве; но Садко обманул царя при помощи святого Николы Можайского, и спасся, построил в честь святого церковь и перестал ездить по синему морю. Былины о Садко отличаются законченностью каждой из трех частей, драматической напряженностью действия. Пропп относил «Былины о Садко» к былинам о сватовстве, и считал главным сюжетом – «Садко у морского царя». Белинский видел основным социальный конфликт Садко и Новгорода. Сказочность свойственна первой и третьей былинам.

3.) Былины о Святогоре имеют особую форму – прозаическую. Одни из ученых считают это доказательством их древности, другие – новизны. В них содержится ряд эпизодов: о встрече Ильи Муромца и Святогора, о неверной жене Святогора, о суме с тягой земной. Эти былины древние, как и сам тип богатыря Святогора, в котором немало мифических следов. Ученые рассматривают этот образ как воплощение старых порядков, которые должны исчезнуть, потому смерть Святогоре неминуема. В былине о Святогоре и гробе сначала Илья примеряет гроб, но он ему велик, а Святогору – как раз по размеру. Когда Илья накрыл гроб крышкой, снять ее уже было невозможно, и он получил часть силы Святогора. Пропп говорил о том, что здесь смена двух эпох, и на смену былинному герою Святогору пришел Илья Муромец. Святогор – богатырь невиданной силы, но в эпизоде с тягой земной, которую не может поднять Святогор, показано существование силы еще более могучей.

Былина «Вольга и Микула» - наиболее значительная из группы социально-бытовых былин. Ее основной замысел состоит в противопоставлении крестьянина-пахаря и князя. Социальная антитеза давала возможность некоторым ученым относить сложение былины к более поздним временам, когда обострились социальные конфликты, кроме того, ее относили к новгородским былинам. Но осмеяние князя не очень характерно для новгородских былин, а конфликт поставлен в обстановку раннефеодального времени. Вольга едет собирать дань, у него храбрая дружина; Микула – не воин, но богатырь, он могуч и превосходит всю дружину Вольги, которая не может выдернуть из борозды его сошку; князь и дружина не могут догнать Микулу. Но Микула противопоставлен Вольге не только как могучий богатырь, но и как человек труда, он живет не поборами с крестьян, а своим трудом. Микуле все дается легко, он собирает богатый урожай. Ученый Соколов увидел в этом мечту крестьянства, уставшего от непосильного физического труда. В былине поэтизируется крестьянский труд, образ Микулы – воплощение сил трудового народа.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 5487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.50.252 (0.024 с.)