Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Происхождение человека. Норма, пороки и аномалии развитияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Невозможно понять анатомию человека, не зная его происхождение, как вида – антропогенез (от греч. anthropos – человек, genesis – происхождение), исторического эволюционного развития организмов - филогенеза (от греч. phylen – род), и процесса его индивидуального развития – онтогенеза (от греч. оnthos – сущее), начиная с оплодотворения и кончая смертью, понять причину формирования пороков и аномалий развития органов.
Антропогенез человека. Изучение нормальной анатомии человека невозможно без определенного минимума знаний по антропогенезу. Поэтому мы считаем целесообразным привести краткий очерк современного состояния вопроса о происхождении человека. Вопрос о происхождении человека всегда интересовал людей. В 1871 г. вышел в свет труд Ч. Дарвина «Происхождение человека», в котором убедительно доказано, что человек представляет последнее высокоорганизованное звено в цепи развития живых существ и имеет общих далеких предков с человекообразными обезьянами. Движущей силой эволюции человека Дарвин считал естественный отбор, благодаря которому выработалась вертикальная походка и освободились руки. Однако, Дарвин не смог выяснить, какой фактор был ведущим в процессе превращения обезьяны в человека, стада обезьян в человеческое общество. Эта проблема была раскрыта Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», опубликованной в 1896 г. Позднее, многочисленные находки костных остатков и орудий труда ископаемых людей блестяще подтвердили справедливость теории Энгельса. Сравнение скелета человека и других позвоночных, особенно млекопитающих, убедительно показывает общие черты в их строении: скелет головы, скелет туловища, скелет конечностей. В скелете конечностей человека и животных имеются одни и те же кости, хотя они отличаются между собой по форме и строению. Человек относится к млекопитающим, т.к. имеет все признаки этого класса: внутриутробное развитие, диафрагму, млечные железы, зубы трех родов (коренные, клыки, резцы), три слуховые косточки в среднем ухе и ушные раковины. Для доказательства животного происхождения человека, как и для доказательства исторического развития животных, особенно важны рудименты: подкожная мышца шеи, некоторые мышцы уха, покрытие кожи человека незначительным количеством коротких мелких волосков – остатки сплошного покрова, копчик в скелете человека состоит из четырех (реже пяти) недоразвитых, сросшихся между собой позвонков, червеобразный отросток слепой кишки человека – аппендикс, третий коренной зуб, рудимент третьего века во внутреннем углу глаза. Животное происхождение человека также объясняет рождение людей с атавизмами. Так, известны люди, родившиеся с хвостом, с гусиным волосяным покровом тела, с дополнительными сосками. По многим признакам наблюдается сходство в развитии зародышей человека и животных. У него закладываются жаберные щели, как у зародыша рыб, есть клоака, имеется хвост с числом позвонков до десяти, который впоследствии дегенерирует и от которого остается копчик и др. Особенное сходство обнаруживается между зародышами обезьяны и человека. По строению и физиологическим особенностям к человеку ближе других животных стоят человекообразные обезьяны: орангутанги, гориллы, шимпанзе, и близкие к ним гиббоны. Они во многом напоминают человека: выражают чувства радости, гнева, печали, нежно ласкают детенышей, заботятся о них, наказывают за непослушание. У них хорошая память, высоко развитая высшая нервная деятельность. Однако обобщать, мыслить отвлеченно, абстрактно, обезьяны не в состоянии. Человекообразные обезьяны не имеют хвоста, они могут ходить на задних конечностях, но опираются при этом на руки. У них на пальцах ногти, а не когти, 12-13 пар ребер, 5-6 крестцовых позвонков. В скелете и внутренних органах человекообразных обезьян наблюдается поразительное сходство. Все это доказывает их несомненное родство. Однако, между ними существует огромное различие. Основу жизни человека составляет труд, изготовление и применение орудий, производство товаров и услуг. Человек живет в обществе и подчиняется законам его развития, т.е. социально-экономическим законам. Человек имеет ряд анатомических и физиологических особенностей. Только человек ходит прямо на двух ногах, и все его тело приспособлено к прямохождению. Объем человеческого мозга – около 1400-1600 см3, а человекообразной обезьяны – 600 см3. У человека сильно развиты мозговые борозды и извилины, люди обладают членораздельной речью. Человек способен мыслить отвлеченно, развивать науки и искусство. Таким образом, человек и человекообразные обезьяны состоят между собой в ближайшем родстве. В условиях общественного труда возникла жизненная необходимость в органе речи. Неразвитая гортань и ротовой аппарат обезьян, претерпели ряд изменений, в результате которых появилась способность к членораздельной речи. Возникла вторая сигнальная система, под которой И.П. Павлов понимал слово. Это специфическая человеческая сигнальная система. Она составляет качественное различие высшей нервной деятельности человека и животных.
Палеонтологические доказательства происхождения человека. В процессе становления человека следует различать три стадии или фазы: 1) древнейшие люди; 2) древние люди; 3) первые современные люди. Древнейшие люди. Переход от ископаемых человекообразных обезьян к человеку совершен через ряд промежуточных существ, совмещавших черты обезьян и человека – обезьянолюдей. Считают, что они появились около миллиона лет назад. Питекантроп (от греч. «питекос» – обезьяна и «антропос» – человек) означает в переводе «обезьяночеловек». Он ходил на двух ногах, черепная коробка была у него такой же длины и ширины, как у современного человека, объем мозга достигал 900 см3, лоб сильно покатый, челюсти сильно выдавались вперед. Интересны находки синантропа – китайского человека, жившего несколько позднее питекантропа. Однако, синантропы были более развитыми существами. Питекантропа и синантропа считают двумя видами первого подрода - обезьянолюдей (род людей). Они являются представителями первой начальной стадии превращения обезьяны в человека. От них произошли представители второй стадии очеловечения – неандертальцы – древние люди. Первые поселения неандертальцев относятся ко времени 400-500 тысяч лет назад. Они были ниже нас ростом, коренастые, ходили несколько согнувшись, объем мозга приближался к мозгу человека – около 1400 см3. Питались растительной и мясной пищей. Ученые полагают, что при общении между собой неандертальцы пользовались жестами, нечленораздельными звуками и зачаточной членораздельной речью. Неандертальца считают предком первых современных людей – кроманьонцев, живших 100-150 тысяч лет назад. Они выше ростом (180 см), с высоким прямым лбом и объемом черепной коробки до 1600 см3. Развитый подбородочный выступ свидетельствует о хорошем развитии членораздельной речи. Техника изготовления и отделка орудий труда и предметов быта много совершеннее, чем у неандертальцев. Человек уже умел ими копать, сверлить, знал гончарное дело. Приручал животных и делал первые шаги в области земледелия. Кроманьонцы жили родовым обществом. Кроманьонцы и современные люди – вид Homo Sapiens – человек разумный, относящийся к третьему подроду – новым людям (род людей). Так, поднявшись от животного мира, наши предки в результате сложного и длительного процесса становления человека, превратились в людей современного вида. Ведущими и определяющими факторами стали социальные факторы и законы. Таким образом, в ряду позвоночных человек занимает высшее место, относится к типу хордовых – Chordata, подтипу позвоночных – vertebrata, классу млекопитающих – mammalia, характеризующихся живорождением и питанием новорожденных молоком матери. В классе млекопитающих человек относится к подклассу рождающих – theriax, имеющих плаценту и молочные железы, отряду приматов – primates, подотряду обезьян и человекообразных обезьян – anthropoidea, надсемейству человекообразных – hominoidea, семейству человека – hominide, и виду человек разумный – homo sapiens. Данные палеонтологии, ископаемые остатки костей предков человека используются для понимания развития человека в филогенезе. Процесс эволюции животного мира носит название филогенез (от греч. phylos – род, происхождение). Строение тела человека – результат длительной эволюции животного мира. Изучению тела человека помогают материалы сравнительной анатомии, которая исследует и сопоставляет строение тела животных, стоящих на разных этапах эволюции. Не менее важно понимать развитие конкретного человека на протяжении всей его жизни – от момента зарождения до смерти – в онтогенезе (от греч. ontos – особь, индивид). В процессе развития человеческого организма (онтогенеза) различают два периода: внутриутробный (пренатальный) и внеутробный (постнатальный). Внутриутробный период начинается от момента оплодотворения яйцеклетки и заканчивается рождением ребенка. Он состоит из двух фаз – эмбриональной, продолжающейся до трех месяцев, и фетальной, продолжающейся от трех до девяти месяцев. Развивающийся организм в эмбриональную фазу называют эмбрионом, а в фетальную – плодом. Постнатальный период продолжается от момента рождения до смерти индивидуума. Пороки и аномалии развития. Рассмотрение вопросов фило- и онтогенеза в курсе нормальной анатомии позволяет понять происхождение пороков и аномалий развития органов. Наука, изучающая пороки и аномалии называется тератологией (от греч. teratos – урод). Порок развития (мальформация) – это стойкие морфологические и функциональные изменения органа или организма, возникающее в результате нарушений развития зародыша, плода или нарушений дальнейшего формирования органов после рождения ребенка. Порок развития, который приводит к обезображиванию части тела и обнаруживается при внешнем осмотре, называют уродством. Для его устранения требуется оперативное вмешательство. Аномалия развития (лат. аnomalos - несходный) или малый порок – это стойкое отклонение в строении органа или системы органов, не сопровождающиеся функциональными нарушениями в обычных условиях, но нередко являющиеся причиной косметических дефектов или заболеваний, особенно при воздействии на организм экстремальных факторов. Это отклонение не требует оперативного вмешательства. Классификация аномалий и пороков развития представлена на следующей схеме:
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ Пассивная и активная часть опорно-двигательного аппарата. Первостепенное значение в жизнедеятельности организма имеют две основные функции: 1) удержание тела и его частей в определенном положении; 2) передвижение в пространстве. Эти статические и динамические функции выполняет опорно-двигательный аппарат, у которого выделяют две части: пассивную – кости, которые служат опорой для мышц и различных органов (твердый, жесткий скелет) и соединения костей (рис. 1.10а, 1.10б), и активную – мышцы, которые, сокращаясь, действуют на костные рычаги, приводя их в движение (рис.1.10в). В теле человека выделяют также мягкий скелет (остов), который участвует в удержании органов возле костей. К мягкому скелету относят фасции, связки, капсулы органов и другие соединительнотканные структуры. Обе части опорно-двигательного аппарата тесно связаны между собой функционально и развиваются из одной и той же закладки – мезодермы. Таким образом, опорно-двигательный аппарат состоит из двух систем органов: 1) костей и их соединений и 2) мышц с их вспомогательными приспособлениями.
а б в
Рис. 1.10 Опорно-двигательный аппарат, общий вид: а, б – скелет (а – передняя поверхность, б – боковая поверхность) – пассивная часть опорно-двигательного аппарата; в – мышцы – активная часть опорно-двигательного аппарата. II. Остеология, osteologia
Общая остеология Остеология – учение о костях. Точное количество костей указать нельзя, так как их количество меняется с возрастом. Большая часть отдельных костных элементов срастается между собой и в связи с этим скелет у взрослого человека содержит от 200 до 230 костей, из которых 33-34 непарные, остальные – парные (рис. 2.1). Кости вместе с их соединениями в организме человека составляют скелет. Следовательно, скелет – это комплекс отдельных костей, соединенных между собой при помощи соединительной, хрящевой или костной тканей, вместе с которыми и составляет пассивную часть аппарата движения. Кости образуют твердый скелет, в который входят позвоночный столб (позвоночник), грудина и ребра (кости туловища), череп, кости верхних и нижних конечностей. Прежде всего, скелет выполняет механические функции – опорную, функции движения и защитную: – опорная функция заключается в формировании жесткого костно-хрящевого остова тела для мягких тканей (мышц, связок, фасций, внутренних органов); – функция движения осуществляется благодаря наличию подвижных соединений между костями, приводимых в движение мышцами, обеспечивающие локомоторную функцию (перемещение тела в пространстве); – защитная функция обусловлена участием костей в формировании костных вместилищ для головного мозга и органов чувств (полость черепа), для спинного мозга (позвоночный канал), грудная клетка защищает сердце, легкие, крупные сосуды и нервные стволы, тазовые кости предохраняют от повреждений такие органы, как прямая кишка, мочевой пузырь и внутренние половые органы. Кости скелета выполняют также биологические функции: – большинство костей содержат внутри красный костный мозг, который является органом кроветворения, а также органом иммунной системы организма; – кости принимают участие в минеральном обмене. В них депонируются многочисленные химические элементы, преимущественно соли кальция, фосфора, железа и др. Кость, os – структурно-функциональная единица скелета человека, орган, состоящий из нескольких тканей (костной, хрящевой и соединительной), являющийся компонентом системы органов опоры и движения, имеющий типичную форму и строение, покрытый снаружи надкостницей, periosteum, и содержащий внутри костный мозг, medulla osseum. Классификация костей В основу классификации костей заложены следующие принципы: форма (строение костей), их развитие и функции. По форме и строению различают следующие группы костей туловища и конечностей: трубчатые (длинные и короткие), губчатые (короткие, сессамовидные, длинные), плоские (широкие), смешанные и воздухоносные (рис. 2.1): – трубчатые кости образуют твердую основу конечностей. Эти кости имеют форму трубок, их средняя часть – диафиз (или тело, corpus) имеет цилиндрическую или призматическую форму. Утолщенные концы длинной трубчатой кости называются эпифизами. Участки кости, находящиеся между диафизом и эпифизом, называют метафизом. За счет метафизарной хрящевой зоны кость растет в длину. По величине они могут быть разделены на длинные (плечевая, humerus, локтевая, ulna, лучевая, radius, бедренная, femur, малоберцовая, fibula, большеберцовая, tibia), и короткие (кости пястья, ossa metacarpalia, кости плюсны, ossa metatarsalia, фаланги пальцев, ossa digitorum; – губчатые кости располагаются в тех частях скелета, где значительная подвижность костей сочетается с большой механической нагрузкой (кости запястья, ossa carpi, кости предплюсны, ossa tarsalia). К коротким костям относят также сесамовидные кости, расположенные в толще некоторых сухожилий: надколенник, patella, гороховидная кость, os piriforme, сессамовидные кости пальцев руки и ноги; – плоские (широкие) кости формируют стенки полостей, выполняют защитные функции: кости крыши черепа – лобная кость, os frontale, теменная кость, os parietale; кости поясов – лопатка, scapula, тазовая кость, os coxae; – смешанные кости построены сложно. Это кости, сливающиеся из нескольких частей, имеют разные функции, строение и развитие (например, ключица, clavicula, кости основания черепа, ossa basis cranii); – воздухоносные кости – кости, имеющие в теле полость, выстланную слизистой оболочкой и заполненную воздухом. Такие полости имеют некоторые кости черепа (лобная, os frontale, клиновидная, os sphenoidale, решетчатая, os ethmoidale, верхняя челюсть, maxilla). На поверхности каждой кости имеются неровности. Это места начала и прикрепления мышц, фасций, связок. Возвышения, отростки, бугры называются апофизами.
Рис 2.1 Скелет человека (вид спереди): 1 – череп, cranium; 2 – позвоночный столб, columna vertebralis; 3 – ключица, clavicula; 4 – ребро, costa; 5 – грудина, sternum; 6 – плечевая кость, humerus; 7 – лучевая кость, radius; 8 – локтевая кость, ulna; 9 – кости запястья, carpus; 10 – пястные кости, metacarpus; 11 – фаланги пальцев кисти, ossa digitorum manus; 12 – подвздошная кость, os illium; 13 – крестец, os sacrum; 14 – лобковая кость, os pubis; 15 – седалищная кость, os ischii; 16 – бедренная кость, femur; 17 – надколенник, patella; 18 – большеберцовая кость, tibia; 19 – малоберцовая кость, fibula; 20 – кости предплюсны, tarsus; 21 – плюсневые кости, metatarsi; 22 – фаланги пальцев кости, phalanges digitorum pedis.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.201.92 (0.012 с.) |