Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Железнодорожная политика и железнодорожное строительство в России в 1860-1870-х и 1880-1890-х.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Железнодорожный транспорт становился важным элементом всей инфраструктуры. Железные дороги связывали центральную Россию и ее окраины в единый хозяйственный механизм, способствовали формированию рыночной экономики, усиливали подвижность населения. До 1861 – только Николаевская ж/д между СПб и Москвой. Россия отставала в области ж/д строительства. В 1860-1870-е основная часть частных капиталовложений направлена на ж/д строительство и в кредитные учреждения. Ж/д строительство рассматривалось как первоочередная задача. Два основных этапа:
1 период подъема ж/д строительства – 2/2 1860-х – ½ 1870-х. Особенности ж/д политики: 1. Предпочтение отдавалось частным капиталовложениям (российским и иностранным). Связано со взглядами министра финансов М.Х. Рейтер (1862-1878) – сторонник развития частного предпринимательства. 2. Применялась концессионная система строительства ж/д. Главное общество российских ж/д – за счет российского и иностранного капиталов – братьев Перейра, Мендельсона. Это общество выпускало акции и облигации. Успех общества породило учреждение акционерных компаний. Государство поддерживало их деятельность, главная форма поддержки – система ж/д гарантий => государство создало специальный фонд, гарантировало владельцам этих акций, облигаций получение дохода, даже если промышленность будет убыточна => рост спроса в стране и за рубежом. Общий доход >2 млрд. руб. (80% гарантировало государство). 1870 – выпуск ж/д займов. 3. Дороги строились в основном в европейской части Росси. Они связывали Москву с основными с/х районами страны (М-Курск, М-Воронеж, М-Нижний Новгород и т.д.), с/х районы – с портами побережья Балтийского и Черного морей (Курск, Харьков, Одесса, Ростов) => шел на вывоз хлеб и другие продукты. 1880-е – спад ж/д строительства, как и в промышленности и экономике, 1890-е – подъем. В этот период менялась и ж/д политика государства. Переход к политике протекционизма. Большинство частных ж/д оказались убыточными => государство тратило большие суммы на выплату гарантий. Хищения, злоупотребления. Частные дороги конкурировали между собой. Взят курс на огосударствление ж/д. В Западной Европе происходило то же самое. Государство начинает выкупать ж/д. Значительная часть средств компаний была создана за счет государства. Выкупались убыточные ж/д, а рентабельные оставались в частных руках. Государство расплачивалось с компаниями с помощью ценных бумаг. Государство списало задолженность частным ж/д обществам. В собственности государства – 2/3 ж/д.
2 период – 1890-е. Дороги строились уже преимущественно за счет казенных средств. Изменилась география ж/д строительства, ж/д строились уже в азиатской части (КВЖД), темпы более высокие, чем в 1 период. 1890 – Транссибирская магистраль.
11. Податные реформы Н.Х. Бунге и учреждение Крестьянского и Дворянского банков.
Призванный в мае 1881 к должности министра финансов, бывший профессор киевского университета Н.Х. Бунге ставил важнейшей целью своего управления поднятие благосостояния русского крестьянства путем изменений в податной политике. Необходимость реформы была обусловлена тяжелым положением, в котором оказалось крестьянство (отсутствие необходимого прироста пахотных земель, всевозможные платежи, отсутствие возможности для технической эволюции с/х хозяйства). Крестьяне были просто вынуждены арендовать землю у дворян. 1881 - понижены выкупные платежи. 1886 - полная отмена подушной подати - государство при этом потеряло доход в 55 млн.руб в год, что было сбалансировано подъемом пошлин на ввозимый товар и на косвенные налоги. Понижение налога с крестьян сопровождалось все большим привлечением к обложению других, более имущих классов населения, доселе изъятых от прямого обложения или недостаточно обложенных: в 1882 установлен налог с наследств и дарений, в 1885 - дополнительные сборы с торговых и промышленных предприятий и 5% налог на денежные капиталы, повышен поземельный налог и налог на городские недвижимые имущества. Податные реформы Бунге расчистили путь для других улучшений в финансовой системе, сделанных его преемниками. Эти улучшения касались равновесия государственных доходов и расходов, отношения правительства к железным дорогам и государственного кредита. Госбюджет оставался дефицитным. Его идея – ввести в России подоходный налог (но был введен только в 1916 в ходе войны). Пытался реформировать систему промыслового обложения (предприниматель должен был оплатить патент за право заниматься предпринимательской деятельностью.
1883 – открыт Крестьянский поземельный банк – посредник при продаже помещиками земли крестьянам. Банк платил помещикам, земля была в залоге у банка. Банк представлял крестьянам ссуду на приобретение дворянской земли. Эту ссуду было необходимо частично погашать 2 раза в год. В случае троекратной просрочки земли у крестьянина просто изымались. Роль банка увеличилась в период проведения Столыпинской реформы.
1885 – открыт дворянский земельный банк. Бунге предположил, что ссуды будут выдаваться тем, кто собирается их использовать их на восстановление хозяйства, но решено было помогать всем. Первоначально – акции под 4% годовых, % падал несколько раз. Чем больше средств дарилось должнику, тем меньше был %.
12. Преобразование кредитной системы России в 1860-1870-х. Петербургские банки и их связи с промышленностью в 1900-е.
В области кредитной системы главным явлением была демонополизация. До реформы в России существовали только казенные банки => государство имело монополию на банковское дело. После реформы появились новые типы кредитных учреждений 0 акционерные коммерческие банки (КБ) – связано с экономической политикой министра финансов Рейтера, который был сторонником частного предпринимательства. Первый акционерный КБ основан в 1864 в СПб – Петербургский частный КБ. Крупный предприниматель – Елисеев. Банк выпускал акции в стране и за рубежом. Наблюдалось банкотворчество. В России – 38 КБ. Они создавали свои филиалы. Занимались учетом векселей, выдачей срочных ссуд. В центре кредитной системы России – Государственный Банк (ГБ). В 1860 были закрыты дореформенные кредитные учреждения (те, которые занимались кредитованием дворянства). ГБ не играл большой роли в экономике страны. Он в основном рассчитывался по долгам прежних казенных банков. Практиковались неуставные ссуды. 1892 – создается комиссия по пересмотру Устава ГБ, возглавил Витте. Это было правительственное эмиссионное учреждение. Его капитал на 75% состоял из средств государственных учреждений, а не акций. Выполнял роль банка банков – кредитовал КБ, в нем они хранили свои резервные фонды. Старался контролировать внешнюю торговлю. Ипотечные банки. Сохранялись и сословные кредитные учреждения, которых уже не было в других странах, как и самих сословий. 1883 – открыт Крестьянский поземельный банк – посредник при продаже помещиками земли крестьянам. Банк платил помещикам, земля была в залоге у банка. Банк представлял крестьянам ссуду на приобретение дворянской земли. Эту ссуду было необходимо частично погашать 2 раза в год. В случае троекратной просрочки земли у крестьянина просто изымались. Роль банка увеличилась в период проведения Столыпинской реформы. 1885 – открыт дворянский земельный банк. Бунге предположил, что ссуды будут выдаваться тем, кто собирается их использовать их на восстановление хозяйства, но решено было помогать всем. Первоначально – акции под 4% годовых, % падал несколько раз. Чем больше средств дарилось должнику, тем меньше был %. В области промышленного производства и кредитной системы в России в 19 в. происходят процессы концентрации капиталов, укрупнения банков, изменения их роли. К 1МВ в России было 50 акционерных КБ, среди них ряд крупных. Банки начинали играть в экономике активную роль, переходят от кредитования к финансированию промышленности. Сращивание банковского и промышленного капиталов в финансовый. Банки начинают вести текущие счета предприятий. Крупнейшие петербургские банки: 1. Русско-Азиатский Банк (1910, Невский, 62, Русско-Китайский+Сибирский). 2. Петербургский Международный Банк (1869, Невский, 58). 3. Азовско-Донской Банк (1871, Дворцовая площадь). 4. Русский Торгово-Промышленный Банк. 5. Русский для Внешней Торговли Банк. Вокруг них складывались финансово-промышленные группы. Русско-Азиатский Банк возглавил Путилов + Русская Генеральная Нефтяная Корпорация. Такая структура финансового капитала была характерна для СПб, в Москве была более традиционная.
Подготовка и проведение денежной реформы С.Ю. Витте.
Замысел реформы созрел при Бунге. Ясно, что реформа должна проводиться на основе введения золотого стандарта, как на Западе. Надо проводить реформу на основе девальвации. Для проведения реформы нужно выполнить 2 условия: 1) накопить необходимый золотой запас; 2) ликвидировать дефицит госбюджета. Вышнеградский, Витте создавали условия. Большой вклад в подготовку внесли предшественники. В начале 1880-х бумажные деньги обеспечивались металлической монетой только на 15%. Министр финансов Вышнеградский видел главную задачу в накоплении золотого запаса. Источники: 1) увеличение добычи золота; 2) займы за границей – т.н. золотые займы, т.к. цены указывались в золоте; 3) главный – форсирование экспорта, создание активного торгового баланса, крестьян с помощью налогов заставляли продавать много зерна, ж/д тарифы были такие, что зерно было выгоднее всего везти на экспорт, действовала специальная сахарная нормировка – только часть сахара могла продаваться внутри страны; такая политика подорвала крестьянские хозяйства. 1891-1892 – неурожай, голод в 20 губерниях, Вышнеградский был вынужден уйти в отставку. Задача по ликвидации дефицита госбюджета решалась за счет повышения косвенных налогов, доход от государственного имущества. 1888 – ликвидирован дефицит обыкновенного бюджета (обыкновенный + чрезвычайный = бюджет). Витте продолжал эту деятельность: форсировал экспорт, заключал займы. Старался перенести центральную тяжесть налогов с прямых на косвенные и повысить доходы от государственного имущества (политика огосударствления ж/д). Введене винной монополии – 1894. До этого – акцизная система продажи водки. Производство спирта – в частных руках, но затем – сдача в специальные государственные учреждения, затем готовая продукция – в частную и государственную торговлю => государство установило контроль за качеством и ценой. "Пьяный бюджет", т.к. основной источник дохода – 1 млрд. рублей – водка. Золотой запас 1095, 5 млн. руб., бумажных денег в обращении – 1076 млн. руб., самый крупный золотой запас, самое большое скопление золота в мире, был в здании ГБ (Финэк). 1895 – начало реформы. 8 мая 1895 – Николай 2 подписал закон: 1) все дозволенные государством письменные сделки могут совершаться в золотой монете; 2) расчеты по сделкам могут осуществляться в золотых и бумажных деньгах по курсу золота в день расчета. Фактически девальвация, был закреплен курс денег, сложившийся на рынке: 15 руб. кредитными билетами к 10 руб. золотом. Население боялось, что правительство понизит курс. Стали чеканить новые золотые монеты – вместо 10 руб. – 15 (империал), 5 руб. – 7,5 (полуимпериал). Впоследствии 5 руб. – 1/3 империала. 1897 – эмиссионный закон – ГБ мог выпускать кредитные билеты, чтобы до 600 млн. руб. кредитные билеты были обеспечены золотом на 50%, свыше – на 100%. Был восстановлен свободный размен на золото, сохранялся до 1МВ 1914. Введен золотой стандарт. Реформа создала благоприятные условия для роста иностранных инвестиций. Недостаток реформы: ГБ не был отделен от правительства, реформа незавершенная.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.73.233 (0.013 с.) |