ТОП 10:

Промышленная и таможенная политика Петра 1.



Экономическая политика Петра 1 – политика меркантилизма. Он познакомился. с ней лично во время поездок по Западной Европе. Она определялась как общими соображениями о необходимости преодоления экономической отсталости России, так и последствиями ведения Северной войны. Россия столкнулась с самой сильной армией в Европе, надо было дотянуть до Швеции: развить флот, сделать армию регулярной. С 1669 - рекрутские наборы: 1 рекрут с 20 дворов. К концу царствования Петра 1 – 120 полков, 40 судов Балтийского флота. Государство д.б. обеспечивать эту армию. Появились чисто экономические проблемы вооружения и обмундирования армии. Существовавшая промышленность не могла их обеспечить. Некоторых отраслей промышленности вообще не существовало. Например, металл покупался в Швеции, с которой велась война.

Чтобы создать производство, необходимо:

1. Капитал.

В России в области внешней торговли и в ряде промыслов были накопления капиталов, но владельцы неохотно вкладывали их в промышленность. Петр 1 пытался использовать опыт западных стран – насаждать форму компенсаций. Она не прижилась. Петр 1 стал создавать казенные мануфактуры за счет средств казны (первый тип мануфактур в России). Позже государство передавало их частным владельцам. Там трудились казенные рабочие, приписывались государственные крестьяне (д.б. на них отрабатывать свои повинности).

2. Специалисты, оборудование.

Доставались из-за рубежа.

3. Рынок рабочей силы.

Им Россия не располагала. Петр 1 решил эту проблему. В 1721 владельцам мануфактур разрешили приобрести крепостных без земель для работы на мануфактурах. Петр 1 пошел на подрыв отношений с дворянством во имя развития промышленности. Посессионные мануфактуры трудились всегда, кроме праздников. Владельцы имели ограниченные права на крестьян: могли использовать не только для работы на мануфактурах, продавать только вместе с мануфактурой. Вотчинные мануфактуры принадлежали помещикам, на них отрабатывали барщину крепостные. Главное отличие мануфактур 18 в. – широкое использование принудительного труда – снижало преимущества мануфактурного производства – высокую производительность труда. В техническом отношении мануфактуры 18 в. были совершеннее. Крепостные отношения распространялись и на промышленность.

Были созданы специальные органы управления промышленностью: мануфактур-коллегия и берг-коллегия. Они выдавали разрешение на открытие предприятий, определяли номенклатуру продукции, объем производства, следили и судили владельцев мануфактур. Коммерц-коллегия ведала торговлей. Это была жесткая регламентация промышленности. К концу царствования Петра 1 действ. около 220 мануфактур, из них 1/3 – металлургические (раньше ощущалась нехватка металла). Россия не только удовлетворяла свои потребности в металле, но и стала его экспортировать в Англию. В конце 18в. Россия вышла на 1 место по производству металлов. Производство вооружений (Сестрорецк), суконное, кожевенное, судостроение(100 тыс. рабочих). Следовательно, Россия вступила в мануфактурный период своего развития.

 

Одновременно с созданием крепостного производства начинается использование невольнического труда и в мелкотоварном производстве. Петр придерживался взглядов меркантилистов. Когда отечественные отрасли встали на ноги, встал вопрос об их защите от конкурентов. Был издан указ о запрещении приобретения иностранных товаров, в 1724 были повышены таможенные ставки "Таможенный тариф", большинство иностранных товаров обложено пошлиной 50-75% от их стоимости, не производимые товары в России облагались низкой пошлиной. Петр поощрял вывоз готовых изделий из России - явно протекционистская политика.

Особое место в торговой политике Петра 1 - перенесение центра торговли из Архангельска в СПб (т.е. с Белого моря на Балтийское.) Для стимулирования он повысил ввозные пошлины в Архангельске, и понизил в Петербурге. Но в условия войны переправка товаров по Балтийскому морю была очень опасной, иностранцы сюда просто не ехали. В 1713 столица была перенесена в Петербург, и сюда же переехала резиденция русского императора, все правительственные учреждения. Указ 31 октября 1713 - запрет торговли основными иностранными товарами в Архангельске заставил переселиться из Архангельска в СПб купцов, что повлекло за собой многочисленные разорения (причина - торговля в Архангельске была хорошо отлажена, хорошо организована инфраструктура, торговля велась с середины 16 в., и уже были налажены связи со всеми городами). В 1714 Петр отступил от указа 1713, но Петербургский порт все же начинает завоевывать купцов. Еще в 1718 экспорт через Архангельск превышал Петербургский в 10раз. К 60-м ведущую роль занимал уже порт в СПб, хотя Верховный Тайный Совет предоставил право торговли через Архангельск всеми товарами. Многие проекты Петра зависали в воздухе. Так, в целях развития российской торгового флота были учреждены консульства в Амстердаме, в Лондоне, Тулоне, Лиссабоне. Но русский торговый флот так и не был создан, и особого изменения в стиле торговли не произошло, приезжали иностранные купцы, и обмен совершался на территории Российской империи. Но при этом вывоз по-прежнему преобладал над ввозом.

 


Налоговая реформа Петра 1.

 

Война требовала больших денежных средств. Первое время финансирование шло за счет расширения денежного обращения, и чеканки новых монет по установленному принудительному курсу. (Петр 1 перенял опыт работы лондонского монетного двора, и довольно скоро начинается чеканка монет по английской технологии.) Основная монетная масса сначала была из Ag, вводится десятичная система. С 1704 началась чеканка монет из меди (пятаки, копейки, денежки). Был установлен принудительный курс 5 коп. меди на 1 серебром. Но реальная стоимость монеты не соответствовала номиналу. Население поначалу приняло это и медные монеты используются для размена. В дальнейшем из-за больших военных расходов доля содержания меди еще понизилась. Весовое содержание меди понизилось в два раза. Изменение реальной стоимости должны были повлечь изменения цен, но инфляция была не очень большой. В обращении ходила и серебреная монета до сер. 18 в. С 1701 Петром была начата чеканка золотой монеты , но она была большой редкостью и использовалась в целях международных отношений и для выдачи наградных внутри страны.

Вторым рычагом стала налоговая реформа. До конца 1710-х действовала старая налоговая система (подворная подать - комбинация прямых и косвенных налогов). Сначала Петр расширил косвенные налоги, не производя преобразований прямых. Появляется категория лиц, на которых возлагается задача нахождения новых источников поступления средств в казну.

1700 - введен налог с извоза.

1704 - с помола муки, с постоялых дворов, с дворовых бань.

Начиная с 1704, один за другимустанавливается бесконечный ряд налогов: пчелиный, погребной, трубный – с печей, хомутейный, шапочный, сапожный.

К новым налогам добавлялись казенные монополии. В число монопольных товаров, помимо смолы, поташа и т.д. добавились новые, например, соль, табак, сало.

1705 - налог на бороды (от налога были освобождено духовенство и крестьянство). Налог на въезд в столицу 2 коп. и на выезд 2 коп. Увеличение косвенных налогов увеличило и поступления в казну.

1705 - казенная монополия на торговлю солью, производитель сдавал соль в казну по цене в 2 раза ниже чем розничная цена, установленная казной.

Война на Балтийском море переходит подходит к завершению. Петр решился на реформу прямых налогов (т.е. отменил подворную подать и заменил подушной). Налог взимался не с целого двора, а с души мужского пола. Реформа началась специальным указом в 1718: сбор у землевладельцев т.н. сказок (устные сведения относительно количества душ мужского пола в данном поместье). Осмотр окончился в 1722 - "первая ревизия населения" (перепись показала, что в стране насчитывалось 5,6 млн. душ податного населения из крестьян и посадских людей, всего население составляло 14 млн.). Сумма, требовавшаяся на содержание армии, была разложена на эти 5,6 млн., т.е. было определено, сколько нужно брать с одного человека на тот момент - 74коп. Эта реформа уничтожила различие между холопами и крестьянами, землевладельцами. Сбор подати с невольных крестьян был возложен на помещиков (стали агентами государства), что имело серьезные последствия. До этого момента крестьяне были прикреплены к земле, и только поэтому к ее владельцу. Теперь они прикреплялись и к владельцу, выплачивавшему государству налоги. Начинается практика торговли людьми, "классическое крепостное право" (Петр 1, проводя реформу, отнюдь не преследовал такой цели). Т.к. правительство ежегодно нуждалось в исчислении суммы налоговых поступлений в казну, государству нужно было ежегодно проводить и перепись населения. Но фактически перепись проводилась с интервалом в 10-15лет. 2ая ревизия была при Елизавете, 10-ая в 1859. В промежутке между ревизиями правительство не знало динамики роста населения, и цифра фиксировалась на весь период до следующей ревизии. Если в промежутке между ревизиями наблюдался рост численности народа, подать на одного человека уменьшалась, но в это время были и эпидемии, побеги (иногда целые семьи уходили на окраины для вольной жизни). Для того чтобы удержать убыль населения была установлена система - ответственность перед государством всей общины в целом, а не одного налогоплательщика. Община отвечала за своевременную сдачу суммы подати, т.н. круговая порука. В 1724 реформа была проведена, и прямые налоги принесли 50% доходов в казну (ранее прямые налоги составляли 1/3 из ее доходов). Петру 1 не удавалось бороться с казнокрадством. Меньшиков держал свои вклады в банках за рубежом, на сумму 9 млн.р., суммарный доход всей страны составлял 8,5 млн.р.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.24.125.162 (0.006 с.)