Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типология государства и права: основания и подходы.

Поиск

Множество мнений ученых относительно типологии госу­дарств можно свести к двум основным подходам: формационно­му и цивилизационному.

Формационный подход был разработан классиками марксиз­ма и господствовал в советской юридической науке. Данный под­ход исходит из идеи о том, что все государства в своем развитии проходят одни и те же стадии и в конечном счете их ожидает единое будущее - бeзгосударственное коммунистическое само­управление. Основным критерием типологии государств являет­ся экономический - определенная общественно-экономическая формация. В рамках данной формации выделяются производи­тельные силы и производственные отношения. Развитие произ­водительных сил приводит к тому, что они приходят в противоре­чие с отставшими производственными отношениями. В результа­те смены исторического типа государства, которая нередко осу­ществляется в ходе революции, насильственным путем, данное противоречие преодолевается.

Сторонники формационного подхода выделили 4 историчес­ких типа государства: рабовладельческое, феодальное, буржуаз­ное и социалистическое. На раннем этапе своего творчества клас­сики марксизма также выделяли так называемое государство азиатского способа производства, но в послeдcтвии от данной класси­фикации отказались. Кроме того, согласно формационному под­ходу, в истории человечества существуют два безгocyдapcтвенных состояния общества - первобытнообщинный строй и коммунис­тическое самоуправление.

Достоинством формационного подхода является то, что эко­номика действительно существенно влияет на тип государства, на структуру государственного аппарата, на функции государства. В то же время на тип государства оказывают влияние и другие фак­торы - культура, быт. народа, религия и т.д. Кроме того, форма­ционный подход критикуется за игнорирование особенностей ис­торического развития азиатских государств.

Цивилизационный подход исходит из идей полицентризма и асинхронности в развитии человечества. Различные народы развиваются по своим собственным законам и проходят различные стадии развития. Критериями выделения типов (цивилизаций) яв­ляются культурный, религиозный и бытовой.

Из отечественных представителей цивилизационного подхо­да следует выделить Н.Я.Данилевскoгo и Л.Гумилева. Так, Да­нилевский разделял народы на культурно-исторические типы, каж­дый из которых обладает специфичностью, уникальностью. Куль­турно-исторический тип существует лишь в течение определенно­го времени, его можно уничтожить, но нельзя дополнить чужды­ми для него элементами. Гумилев развил учение о суперэтносе, т. е. группе народов, сходных по своим культурно-бытовым ха­рактеристикам.

Развитие суперэтноса Гумилев объяснял с помощью теории пассионарности, разработанной академиком Вернадским, соглас­но кoторой люди обладают определенной биопсихической энергией, которая обычно находится в состоянии равновесия. Суперэтнос продолжает развитие, если в обществе преобладают пассиона­рии, т. е. люди с избытком подобной знергии.

Из зарубежных теорий типологии государств, которые мож­но отнести к цивилизационному подходу, наибольшую известность получили концепции А.Тойнби, О. Шпенглера, а также теория стадий экономического роста У. Ростоу и концепция постиндуст­риального общества д. Белла.

Недостатком цивилизационного подхода к типологии гocyдарств считается игнорирование экономического фактора в разви­тии государственности. Кроме того, типология сторонников цивилизационного подхода – это скорее типология не государства, а общества, его культуры, традиций и т.п.

В литературе имелись и другие типологии классификации государств. Так, Ж.Боден делил государства на северные, средние и южные. Критерием данного деления являлся народный характер, степень физического и интеллектуального развития. В современной литературе распространена классификация государств на тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические, хотя такое деление относится скорее к характеристики не типа государства, а типа политического режима.

Понятие и элементы формы государства.

Понятие формы государства моногоаспектно и включает особенности внутренней организации государства, распределения компетенции между высшими органами власти, взаимоотношения государства и его территориальных единиц, систему методов осуществления государственной власти.

В древности форму государства ассоциировали лишь с формой правления. Платон в зависимости от преобладающего состояния общественного сознания различал, кроме идеального государства, тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Распространено было деление форм государства в зависимости от числа правящих лиц (власть одного, власть немногих, власть большинства), также развитие правильных и неправильных форм. Выдвигались проекты смешанной государственной формы, объединявшей достоинства «простых» форм (Цицерон)

Ш. Монтескье в работе «о духе закона» указал, что каждая форма государства основывается на определенном принципе, тем самым наполнив понятие формы государства смыслом и политического режима.

В современной науке форма государства рассматривается как совокупность трех элементов: формы правления, формы государственного (территориального) устройства, государственного (политического) режима.

Форма правления – это элемент формы государства, который характеризует порядок организации и взаимоотношения высших органов государственной власти, а также их отношения с населением. По форме правления государства делятся на монархии и республики.

Форма государственного устройства – это элемент формы государства, который отображает взаимоотношения государства в целом и его составных частей, центральных и местных органов власти. По форме государственного устройства различают унитарные и федеративные государства.

Государственный режим – это элемент формы государства, который характеризует совокупность методов осуществления государственной власти. Государственные режимы делятся на две основные группы: демократические и недемократические.

Монархия: понятие и виды.

По форме правления государства делятся на монархии и республики. Форма правления – это элемент формы государства, который характеризует порядок организации и взаимоотношения высших органов государственной власти, а также их отношения с населением.

Монархия — это форма правления, при которой вся полнота госу­дарственной власти сосредоточена в руках одного человека — монарха
(царя, короля, шаха, императора, султана и т.п.), который выполняет
функции и главы государства, и законодательной, и во многом испол­нительной власти. Монарх наследует власть как представитель правящей династии и осуществляет ее пожизненно и бессрочно; он персонифицирует госу­дарство, выступая от имени всего народа как «отец» нации («Государ­ство — это я»); за результаты своей деятельности не несет юридической ответственности.

Перечисленные признаки являются типичными для монархической формы правления. В реальной же действительности они не безусловны и, отличаясь различным соотношением, определяют многообразие и виды ограниченных и неограниченных монархий.

Монархия - это форма правления, при которой глава гocyдарства (монарх) управляет государством пожизненно, приобре­тая свою власть в порядке наследования.

Для монархии характерны следующие признаки:

1. Единоличный характер власти главы государства.

2. Пожизненное осуществление главой государства (монархом) властных полномочий.

3. Передача верховной власти в порядке наследования.

4. Юридическая безответственность монарха за принимаемые ре­шения.

Монархия является преобладающей формой правления в ра­бовладельческих и феодальных государствах. Буржуазные рево­люции часто сопровождались ликвидацией монархии, так как мо­нapx обычно являлся крупнейшим феодалом.

Монархии подразделяются на абсолютные и ограниченные. Ограниченные в свою очередь делятся на дуалистические и пар­ламентские.

В абсолютной монархии отсутствуют органы или законы, ко­торые ограничивали бы власть монарха. Он контролирует все вет­ви власти, а иногда является и руководителем церкви в данном государстве (теократическая монархия). Фактически власть монарха ограничивается правящей семьей. В современном мире примерами абсолютных монархий служат Саудовская Аравия, Бруней и др.

В дуалистической монархии исполнительная власть принад­лежит монарху, законодательная осуществляется парламентом. Полномочия парламента достаточно узки, правительство форми­руется монархом и ответственно перед ним. Монарх имеет право роспуска парламента или его нижней палаты, может налагать на законы парламента абсолютное вето. Акты монарха по юридичес­кой силе равны или даже выше законов парламента. Примерами современных дуалистических монархий служат Иордания и Ма­рокко.

В парламентской монархии монарх «царствует, но не правит», его роль номинальна. Правительство формируется парламентом из лидеров партий большинства и ответственно перед парламен­том. Если монарху и принадлежит право вето или право роспуска парламента, то фактически монарх данными полномочиями не пользуется. Иногда акты монарха не могут вступить в силу без контрассигнации, т. е. подписания премьер-министром либо со­ответствующим министром. В настоящее время парламентскими монархиями являются Великобритания, Япония и ряд других го­сударств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.66.132 (0.011 с.)