Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кодификация, понятие и виды.

Поиск

Под систематизацией нормативных актов обычно понимают деятельность по упорядочению действующего законодательства.

Систематизация необходима по ряду причин. Во-первых, она облегчает пользование нормативным материалом, поиск необходимых правовых норм. Во-вторых, упорядоченность, систематизированность нормативных актов способствует их более быстрой и правильной реализации. В-третьих, систематизация облегчает научное исследование норм права.

В отечественной науке сложилось два основных подхода к видам систематизации. Одни авторы считают, что существует три типа систематизации — инкорпорация, консолидация и кодификация. Кодификация является не только самой совершенной формой систематизации, но и высшей формой правотворчества, так как в ходе кодификации сочетаются обновление и упорядочение действующего законодательства. Кодификация — это деятельность по переработке и обновлению действующего законодательства путем издания нового укрупненного нормативного акта (такие акты называют кодифицированными или кодификационными). При кодификации объединяемые акты изменяются не только по форме, но и по содержанию. К кодифицированным актам относятся прежде всего Основы законодательства, определяющие общие принципы регулирования тех или иных общественных отношений, и кодексы.

Кодификация охватывает как внешнюю, таки внутреннюю обработку актов. В ходе кодификационных работ осуществляется не только классификация нормативных актов, но и внесение в их содержание существенных изменений и дополнений, отменяются устаревшие принципы и нормы, создаются новые. Она может осуществляться только правотворческими органами государства и является разновидностью правотворчества.

Результатом кодификации является издание нового законодательного акта, который заменяет ранее действовавшие по данному вопросу нормативные акты и называется кодификационным актом. Кодификация подразделяется на общую и специальную.

Кодификация - это наиболее сложная и совершенная форма систематизации законодательства, имеющая правотворческий характер.

Обычно в юридической литературе и практике различают несколько видов кодификации.

1. Первый вид - это всеобщая кодификация, под которой понимается принятие целой серии кодификационных актов по всем основным отраслям законодательства и, как следующий этап, создание объединенной, внутренне согласованной системы таких актов типа «кодекса кодексов» (например, свод законов того или иного государства)

2. Отраслевая кодификация, охватывающая законодательство той или иной отрасли (например, уголовный или гражданский кодексы)

3. Специальная (комплексная) кодификация - это издание актов, регулирующих тот или иной правовой институт (например, таможенный кодекс, кодекс торгового мореплавания, кодекс об административных правонарушениях, и т.д.).

Выделяют три основные виды кодификационных актов:

1. Основы законодательства - это нормативно - правовой акт, устанавливающий важнейшие положения определённой отрасли права или сфера государственного управления;

2. Кодекс - наиболее распространённый вид кодификационных актов, действующих в основных сферах общественной жизни, требующих правовой упорядоченности (Уголовный кодекс, Таможенный кодекс и т.д.) Кодекс (кодифицированный акт) - это единый, сводный, юридически и логически цельный, внутренне согласованный закон, иной нормативный акт, обеспечивающий полное, обобщенное и системное регулирование данной группы общественных отношений.

3. Устав, положение - это кодификационные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (президентом или правительством). На основании наличия кодифицированного акта формируется та или иная законодательная отрасль.

Для кодификации характерны следующие черты:

1) она представляет собой наиболее сложную и совершенную форму систематизации;

2) по существу являетсявидом правотворчества, поскольку объектом кодификации выступают непосредственно нормы права;

3) кодификацию всегда осуществляют только компетентные государственные органы на основании конституционных или других законных полномочий;

4) в отличие от инкорпорации, которая имеет постоянный характер, производитсяпериодически, и ее результаты рассчитаны на длительный срок;

5) кодификация всегда вносит элемент новизны в правовое регулирование (это всегда некая «правовая реформа») и зачастую связана с крупными социальными преобразованиями;

6) результатом кодификации являетсякодификационный акт, который отличает юридическая и логическая целостность, сводный характер (объединяет не утратившие своего значения нормативные предписания), значительный объем и сложное строение, широкий охват социальной сферы и главенствующее положение среди других отраслевых актов.

65. Понятие системы права, основания построения системы права. Система права - это его внутреннее строение, выражающее деление права на отрасли, институты и отдельные нормы. Сис­темность является важнейшим качеством права и означает согла­сованность, непротиворечивость, взаимодополняемость правовых норм.

Систему права не следует полностью отождествлять со струк­турой права. В структуре права выделяются 4 уровня:

1) структура права в целом;

2) структура отрасли;

3) структура правового института;

4) структура нормы права. При этом необходимо иметь ввиду, что структура правовой нормы является самостоятельной научной про­блемой и не рассматривается в контексте системного построения права.

Следует различать понятия «система права» и «правовая сис­тема». Если система права - это внутреннее строение самого пра­ва, то правовая система включает в себя не только собственно пра­во, но и другие правовые явления - правовые отношения, правосознание, правовые учреждения и т.д.

Структурными элементами системы права выступают отрас­ли права, подотрасли права, правовые институты, субинституты и отдельные нормы. Норма права является первичным элемен­том, «кирпичиком» системы права.

Система права, несмотря на свое деление на отрасли и инсти­туты, обязательно обладает единством. В то же время содержа­ние норм права, отраслей и институтов может изменяться в зави­симости от изменения общества, экономики, культуры и т.д.

Считается, что система права имеет объективный характер, так как зависит от объективно существующих общественных от­ношений и не может создаваться по субъективному усмотрению людей.

Некоторые авторы (например, Р.3.Лившиц) предлагали отож­дествить систему права как идеальную модель с системой законо­дательства. Однако общепринятым все же является различение системы права и системы законодательства по целому ряду кри­териев.

Традиционный подход к построению системы права (предмет и метод правового регулирования как основания построения системы права).

Представления об основаниях деления права на отрасли сфор­мировались в отечественной науке в ходе двух дискуссий - 1938­-1941 гг. и 1955-1958 гг. В ходе первой дискуссии был сделан вы­вод о том, что критерием деления права на отрасли является пред­мет правового регулирования, т. е. определенная сфера общественных отношений. Уже тогда известный отечественный цивилист С.Н. Братусь высказал идею о важной роли метода правового ре­гулирования в разграничении норм по отpaслевому признаку. Дан­ная идея была поддержана в ходе второй дискуссии, и, таким об­разом, в отечественной науке сложилось представление о двух главных критериях отраслевого деления права - предмете и методе правового регулирования.

Предмет правового регулирования - это то, что подвергается правовому воздействию, вводится с помощью права в определен­ные рамки. Большинство отечественных авторов считают пред­метом правового регулирования определенную сферу обществен­ных отношений, однако существует точка зрения, согласно кото­рой в предмет правового регулирования входят также люди и их поведение (В.Н. Протасов). Общественные отношения, для того, чтобы составлять предмет регулирования отдельной отрасли, должны бытьнастолько специфичны, чтобы их регламентация требовала особого метода.

Метод регулирования - это совокупность средств правового воздействия. Метод включает в себя взаимное положение сторон соответствующих отношений, порядок наделения этих сторон права и обязанностями, степень их автономии, порядок обеспечения прав субъектов отношений. В отечественной литературе выделяются императивный, диспозитивный, поощрительный, рекомендательный метод, метод автономии и равенства сторон. Кpo­ме того, особыми методами считаются убеждение и принужде­ниe. Императивный метод характерен. для уголовного права, дис­позитивный - для гражданского, поощрительный - для трудо­вого и т.д.

В отечественной литературе существует мнение, что предмет и метод правового регулирования как критерии выделения отрас­лей права являются недостаточными. В частности, Д.А. Керимов указывает, что в каждой отрасли имеются также определенные общие принципы, исходные начала, которые отличают данную отрасль от других отраслей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 2614; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.191.60 (0.011 с.)