Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие государства и его отличительные признаки

Поиск

Государство издревле являлось предметом научных теорий, исследований. Например, Платон рассматривал его как высшую форму выражения мира идей, т.е. идеального, в реальной жизни. Аристотель считал государство высшей формой человеческого общения, охватывающей собой все другие формы. Цицерон определял государство как «дело народа».

В средние века получили распространение теологические концепции государства, которые трактовали последнее как божественное установление, продукт божественной воли.

Основоположником термина «государство» считается Н.Макиавелли. Он указывал, что государство – это политическое состояние общества, состояние властвующих и подвластных. Макиавелли отошел о представлении о государстве как вечном и неизменном институте и рассматривал его с позиций соотношения социальных сил. В науке государство определялось как «правовое управление семействами» (Ж.Боден), «общая воля, являющаяся выражением преобладающей силы» (Д.Локк), «организация совместной народной жизни на определенной территории и под одной высшей властью» (Р.фон Моль).

Многочисленные подходы к понятию государства можно объединить в несколько направлений.

1. Классический подход (иногда его называют арифметическим) Государство в данном случае понимается как совокупность трех элементов – власти, территории и населения. При этом решающее значение придается государственной власти (Н.Аретин).

2. Юридический подход. Представители данного подхода указывали, что государство – это особое юридическое лицо, особая корпорация, выражающая общую волю граждан (Г.Эллинек, Ж.-П.Эсмен, В.Орландо).

3. Нормативистский подход. Его наиболее известный представитель Г.Кельзен считал, что государство – это определенный правовой порядок. Правопорядок государства в отличие от других правопорядков Кельзен называл централизованным.

4. Институциональный подход. Государство понимается как одна из институций наряду с семьей, церковью и т.д. своеобразие государства состоит в том, что оно – инструмент достижения равновесия частных и публичных интересов (М.Ориу, А.Геленц).

5. Кибернетический подход. Государство рассматривается как институт, имеющий целью устанавливать порядок в беспрерывно меняющемся обществе, как структура, связанная с информацией, с прямыми и обратными связями в обществе. (Е.Ланг, К.Дойч)

6. Социологический подход. Сторонники этого подхода считают, что государство – это прежде всего орудие в руках определенных социальных групп. Условно данный подход можно разделить на марксистское и немарксистское направления. Если для марксистов государство – это орудие в руках экономически господствующего класса, то сторонники немарксистского направления определяют государство как инструмент в руках элиты либо как представителя общества, социального арбитра.

В отечественной науке государство понимается как форма правовой организации и деятельности политической власти. Иногда в широком смысле государством считается политически организованное общество, а в узком – государственный аппарат, т.е. совокупность государственных органов.

Признаки государства.

Признаки государства – это его существенные характеристики, которые отличают государство от других политических организаций. В литературе признаки государства делят на две группы: вертикальные и горизонтальные. Если первые отличают государство от политической организации первобытного общества, то вторые – от современных государству политических организаций, например, политических партий, общественных движений.

Выделяются следующие признаки государства:

Наличие публичной власти. Публичная власть государства отличается от общественной власти первобытного общества, т.е. от власти, совпадавшей со всем взрослым населением. Публичная государственная власть не совпадает с населением и осуществляется специальными государственными органами и должностными лицами.

Территориальная организация. Если первобытное общество было организовано по кровнородственному признаку, то общество, объединенное в государство – по территориальному. Территория государства очерчена государственной границей.

Наличие системы специальных государственных органов, совокупность которых именуется государственным аппаратом.

Государственный суверенитет, т.е. самостоятельность государственной власти внутри страны и ее независимость на международной арене.

Связь с правом. Государство обладает монополией на издание правил поведения и на применение принуждения по отношению к населению.

Система налогов и сборов. Государство, в отличие от других политических организаций, взимает налоги с физических и юридических лиц.

В литературе иногда указываются и другие признаки, например, наличие вооруженных сил, единый язык для общения, единая денежная система, единая информационная и энергетическая системы, наличие определенной идеологии.

 

Гос-ный суверенитет (ГС).

Государственный суверенитет есть самостоятельность государственной власти внутри страны и ее независимость на международной арене. Суверенитет является специфической чертой государственной власти, специфическим признаком государства. Термин «суверенитет» происходит от латинского «верховенство».

К понятию суверенитета вплотную подошел уже Н.Макиавелли, который разработал учение о присущей государю верховной воле, единой и ни от кого не зависящей. Автором термина «государственный суверенитет» считается Жан Боден, который понимал под суверенитетом «абсолютную и постоянную власть». Постепенно теории абсолютного суверенитета в науке уступают место концепциям ограниченного суверенитета. В современном международном праве государственный суверенитет ограничен в отношении развязывания и ведения агрессивной войны, применения репрессий к гражданам, в экологической сфере.

Суверенитет государства имеет свои символы. Таковыми считаются герб, флаг, гимн, а иногда также столица и денежная единица.

Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве и независимости. В теории права государственный суверенитет включает следующие аспекты:

1) единство и распространение государственной власти на все население и на все общественные объединения страны;

2) право осуществлять внутреннюю и внешнюю политику от имени всего общества;

3) исключительное право государства на издание общеобязательных правил поведения и на применение принуждения в отношении населения;

4) общеобязательность решений государственных органов для всех, кого они касаются;

5) прерогатива, т.е. возможность отмены и признания ничтожным любого проявления другой общественной власти.

Суверенитет государства может быть формальным. Такой суверенитет провозглашается, но реально не осуществляется в силу зависимости, например, экономической, от других государств.

Ограничение суверенитета может быть добровольным и принудительным. Добровольное имеет место при вступлении в федерацию, принудительное – по отношению к государству, побежденному в войне.

Конституция РФ провозглашает Россию суверенным государством. Статья 4 указывает, что «суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию». Такое распространение государственного суверенитета на всю территорию страны в международном праве получило наименование «территориального верховенства». Важную роль в охране суверенитета Конституция РФ отводит Президенту. Так, статья 80 гласит: «Президент РФ в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности».

Государственный суверенитет следует отличать от суверенитета нации. Под последним понимается право нации самостоятельно определять свою судьбу вплоть до образования независимого государства.

Государственный суверенитет также следует отличать от народного суверенитета. Последний означает, что единственным источником и верховным носителем государственной власти является народ. Принцип народного суверенитета закреплен в законодательстве многих демократических государств, в том числе в Конституции РФ 1993 года.

Понятие, признаки госвласти (В) Её отнош-е с властью политич-й.

Категория «власть» являлась и является дискуссионной. Еще Конфуций уподоблял власть императора власти отца, а отношения властвующих и подвластных – семейным отношениям. Аристотель считал, что отношения власти присущи всем предметам, в том числе и неодушевленным. Средневековые авторы выдвигали на первый план божественную власть и считали ее человеческий вариант лишь производным.

Современные западные политологи не проводят существен­ных различий между властью и влиянием. При этом указывается, что власть - это способность воздействовать на поведение инди­видов. Власть рассматривается как реализация интересов, выра­жение политической активности, участие в принятии решений. Содержание отношений власти (властеотношений) составляют на­вязывание воли властвующего подвластным и подчинение подвластных.

Власть есть явление социальное, она является необходимой принадлежностью любого общества. Власть возможна лишь в от­ношениях между людьми и их группами, а не по отношению к животным или неодушевленным предметам. Социальная власть основана на силе (это может быть физическая cила, сила убежде­ния, сила красоты и др.).

В подходах к сущности власти в литературе выделяется ряд направлений:

1. Бихевиористское (поведенческое). Власть рассматривается как определенный тип поведения:

2. Телеологическое (целевое). Власть понимается как возмож­ность осуществления определенных целей.

З. Инструментальное. Власть, по данному подходу, есть возмож­ность применения средств принуждения.

4. Структурное. Власть - это прежде всего отношение между управляющим и управляемым.

5. Конфликтное. Власть – это возможность принятия решений, регулирующих распределение благ в конфликтных ситуациях.

6. В советской науке власть понималась как способность подчи­нять своей воле, как волевое отношение либо как функция коллектива по руководству совокупной деятельностью.

Имелись в науке дискуссии и по отношению к субъектам (но­сителям) государственной власти. Например, марксисты считали таким субъектом экономически господствующий класс, сторон­ники элитаристских концепций - элиту, представители теории плюралистической демократии отстаивали точку зрения, что власть распылена между классово неоднородными носителями. Во мно­гих современных конституциях закреплена теория народного сувepенитeтa, согласно которой источником и верховным носите­лем государственной власти признается народ.

Государственная власть опирается на определенные основы. В частности, можно выделить экономическую, социальную, нpaвственно-идеологическую основы.

Важнейшим требованием к государственной власти в демо­кратическом обществе является ее легитимность. В узком смысле легитимной признается законная власть, т. е. власть, образован­ная в соответствии с процедурами, предусмотренными правовы­ми нормами. В широком смысле легитимность – это признание власти народом, признание ее права управлять общественной жиз­нью, готовность населения подчиняться такой власти.

М. Вебер выделил три типа легитимной власти: харизмати­ческую, традиционную и рациональную.

Нелегитимная власть признается узурпаторской. Узурпация - это насильственный, противозаконный захват власти либо присвоение чужих властных полномочий.

Традиционными методами осуществления гocударственной власти являются убеждение и принуждение. При этом государ­ственное принуждение должно быть законным, обоснованным и справедливым и может осуществляться лишь специально упол­номоченными органами в пределах своей компетенции. В совре­менных условиях среди методов осуществления государственной власти возрастает роль морального и особенно материального сти­мулирования.

Политической является та власть, которая способна выступить средством решения политических задач, т.е. средством реализации, защиты интересов больших социальных групп. Разновидностями политической власти являются:

- власть одной социальной группы над другой;

- государственная власть;

- власть партийная, а также иных политических организаций и движений; власть политических лидеров.

Особые свойства государственной власти:

Силой, на которой она базируется, является государство:

Государственная власть публична.

Государственная власть суверенна.

Государственная власть универсальна Всеобъемлющий характер (универсальность). Означает, что государственная власть распространяется на всю территорию и на все население государства, на всех лиц, находящихся на этой территории. Государственная власть имеет возможность законно применять принуждение.

Государственная власть обладает прерогативой на издание общеобязательных правил поведения – юридических норм и на применения государственного принуждения.

Во времени государственная власть действует постоянно и непрерывно.

 

Гос В опирается на определ-е основы (эконом-ю, соц-ю, нравственно-идеолог-ю основы).

Соотношение гос-й и политической власти:в науке имелосчь 3 основных подхода к такому соотношению. 1. Античные авторы считали, что политика это искусство управления, а в варварских гос-вах таким искусством не обладели. Поэтому госвласть там не будет политической. Она будет политической в полисах – городах гос-вах. Таким образом считалось, что политическая власть Уже государственной. 2. Классики марксизма отождествляли гос-ю и политическую власть. Михаил Иосифович Байтин – современный представитель данного подхода; 3. Профессор Кейзеров и профессор Дмитриев – наиболее известные представители. Суть – любая госвласть является политической, но не всякая политическая власть – является государственной.

Политическая власть это вид общественной власти, который связан с удовлетворением интересов больших социальных групп, например, классов, наций. У политической и госвласти общие цели, т.к. любое гос-во вынуждено учитывать интересы социальных групп, однако у государственной и политической власти разные субъекты. Субъектами политической власти являются политические лидеры, политические партии, народ избиратель. Субъектами госвлсти явл-ся лишь уполномоченные госорганы. Таким образом, политическая власть м считаться государственной лишь в том случае, сли она выражена в системе специальных госорганов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 576; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.214 (0.015 с.)