Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория естественного права и ее значение.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Зачатки идей естественного права зародились еще в античности. Так, софисты различали природный закон (фюсис) и полисные законы (номос), считая последние несовершенным, искусственным образованием. Римские юристы наряду с «цивильным правом» и «правом народов» выделяли «естественное право». Цицерон считал государство и законодательство формами выражения высшего начала — естественного права. В средние века естественное право выводилось из божественной воли, считалось вписанным Богом в сердца людей. В новое время модификацией естественно-правовых концепций стала доктрина «возрожденного естественного права», согласно которой основные права человека естественны, принадлежат ему от рождения и неотчуждаемы. Логически завершенную форму естественно-правовая теория получила в XVII—XVIII вв. в трудах Гоббса, Локка, Гроция, Радищева и др.В качестве основных положений естественно-правовых доктрин можно отметить следующие: разделение права и закона, естественного и позитивного права. По своему содержанию позитивное право должно в максимальной степени соответствовать естественному праву как идеалу, образцу. 2. Источник прав человека усматривался не в государстве и не в законе, а в самой человеческой природе. Различные представители естественно-правовых доктрин видят источник естественного права в общественной воле, разуме человека, морали, мировых ценностях, природных условиях, началах человеческой психики и т.д. Наиболее известными сторонниками естественно-правовых доктрин XIX—XX вв. являются Рудольф Штаммлер (доктрина естественного права с изменяющимся содержанием), Джон Роулз (естественное право как справедливость Франсуа Жени (естественное право как объективно данная ценность), Лон Фуллер (естественное право как разумность, проявляющая себя в человеческих отношениях, как внутреннее моральное ядро закона). Достоинствами естественно-правовых доктрин являются следующие: 1)В них верно указывается, что законы могут быть неправовыми, поэтому их нужно приводить в соответствие с правом как выражением справедливости, свободы, равенства, разума. 2)Провозглашение прав человека естественными является препятствием для административного произвола. В современном мире естественный характер прав человека закреплен в конституциях многих государств, в том числе в Конституции РФ 1993 г. В то же время концепции естественного права подвергаются критике по следующим позициям: 1. Провозглашая дуализм права, доктрины естественного права вводят путаницу между ценностью и реальностью, идеальным и фактическим. Объекту познания — праву — навязывается искусственная двойственность. 2. Ссылки на естественный закон освобождают человека от ответственности от принятия этических решений. 3. Естественно-правовые доктрины ведут к историческому детерминизму. Усилия человека оказываются напрасными перед действием естественного права. 34. Нормативистская теория права и ее оценка. Юрид-й нормативизм явл-ся одним из направл-й соврем-го позитивизма (рассматривали право, как орудия гос-ва. Гос-во это централизованный правовой порядок) Его главный представитель австриец Ганс Кельзен стремился к обновл-ю позитивизма в условиях 20в., когда позитивист-е взгляды были потеснены социологич-м направлением. По его мнению, теория П не в сост-и ответить на? «что такое справедл-ть?», т.к. подобные вопросы не м.б. раскрыты «научно». Он указывал, что юриспруд-ю необх-о освободить от влияния идеологии. Юрист д изучать П таким, какое оно есть, а не пытаться его критиковать or оправдывать. Поэтому он одним из первых предложил создать объективную науку о гос-ве и П П рассматр-сь нормативистами как { норм, располож-х в иерарх-ком порядке. Во главе этой иерархии находится основная, или суверенная, норма. Все остальные нормы так или иначе связаны с основной нормой. Основную норму Кельзен сформул-л так: «должно вести себя так, как предписывает конституция». Юрист д сосредот-ся на изучении НП, их стр-ры, взаимосвязей м/у ними, правопорядка в целом. Своеобразно понимал Кельзен проблему происх-ия П. По его мнению, П старше гос-ва. Оно возникло еще в первобытную эпоху, когда общ-во определило круг случаев, когда разрешено применение насилия одних людей по отнош-ю к др. В дальнейшем такое правовое сообщ-о перерастает в гос-во, где функции принуждения осущ-ся уже централиз-ным путем, т. е. спец-но созданными органами. Учение Кельзена о гос-ве основано на отождествл-и Г и П. Гос-во им понималось как правопорядок. Отсюда любое гос-во - правовое. Современное П он рассм-вал как [ гос-ных правопорядков и децентрализов-го м/унар-го П. Он выдвинул проект создания м/унар-го правопорядка путем добров-го подчинения гос-в органам м/унар-й юрисдикции. Учение Кельзена оказало влияние на юрнауку и практику. С концепцией нормативизма связано распростр-е идей верхов-ва м/унар-го П над правом гос-ва, учреждение институтов констит-ного контроля (частично реализована - например, Европейский суд по правам человека). Кельзен обратил внимание на необходимость изучения правовых текстов, разработал ряд правил юридической техники (необходимо находить неточности чтобы их устранять). Благодаря нормативизму в ряде гос-в были созданы органы конституционного контроля – Конституционные суды, например. Недостаток – в тоже время Кельзен рассматривал право как замкнутую самодостаточную систему в отрыве от развития общественной жизни в целом. Право – само по себе, общество – само по себе. Теория солидаризма и ее значение. Идейными основами теории солидаризма стали представления Огюста Конта об обществе как едином организме и концепция Эмиля Дюркгейма о разделении общественного труда. Наиболее ярким представителем теории солидаризма явился Леон Дюги. Он отстаивал положение о том, что общество представляет собой единый организм, подчиненный закону солидарности (взаимной социальной зависимости). Эта взаимная социальная зависимость вытекает из разделения общественного труда. Норма солидарности находится выше государства и норм позитивного права. Следуя за Э.Дюркгеймом, Л.Дюги говорит о двух видах солидарности. Первый вид — «солидарность по сходству» — вызван совпадением интересов людей. Второй вид — солидарность, вытекающая из разделения труда. В несовершенной форме она существовала в древности, а в современных обществах становится основным видом солидарности, ибо они отличаются высоким уровнем разделения труда. Солидарность, происходящая из разделения труда, есть прежде всего «солидарность экономическая». Дюги отверг марксистское учение о классовой борьбе, утверждая, что пролетариат и буржуазия, работники и работодатели не могут существовать друг без друга. На основании понимания общества как единого организма Дюги отвергал целый ряд юридических терминов, называя их «метафизическими». В частности, он возражал против термина «государственный суверенитет», который противопоставляет государство обществу, в то время как первое является неотъемлемой частью второго. Дюги отвергал деление права на частное и публичное, а также отрицал идею естественных прав человека, так как они придают обществу «атомарный характер». Человек в обществе обладает не правами, а функциями. Леоном Дюги были выдвинуты идеи синдикализма, согласно которым человека в обществе должны защищать не какие-либо абстрактные права, а его профессиональное объединение, например, профсоюз. Данные идеи частично нашли свое применение в некоторых государствах, например, фашистской Италии. В будущем, по мнению Дюги, государство утратит свой командный характер и превратится в систему публичных служб, обслуживающих общественные потребности. Реалистическая школа права. Реалистическая школа права относится к юридическому позитивизму (другие названия данной школы - прагматический позитивизм, позитивизм решений). Идейной основой данного направления в юриспруденции стала идеология прагматизма. Сущность философии прагматизма выразил философ Пирс: «Существовать - значит быть полезным». Применительно правовой сфере основная установка прагматизма может быть выражена следующим образом: «Правовые явления должны изучаться с точки зрения их полезности». Поэтому сторонники реалистической школы отрицательно относились к дискуссии о том, что такое право. Вместо этого юристы должны обобщить имеющуюся юридическую практику. Реалистические доктрины могут быть условно разделены на два направления: американское и скандинавское. Представителями американского реализма являлись Карл Льюэллин (Ллевеллин), Оливер Холмс, Джером Фрэнк, скандинавского - Алф Росс, Карл Оливеркрона и др. Иногда представителей скандинавского реализма относят к психологической школе права в связи с тем, что значительное внимание они уделяли психологическим аспектам судебного пpoцесса, интуиции судьи. Остановимся более подробно на особенностях американского реализма. Его представители рассматривали право как, совокупность судебных решений, как предсказание будущего решения суда. Не отрицая регулирующей роли закона, они считали, что закон носит слишком общий и абстрактный характер и не порождает прав и обязанностей для конкретных лиц до вынесения соответствующего судебного решения. Сторонники реалистической школы положительно относились к неопределенности права, считая ее достоинством, а не недостатком, так как право должно уметь приспосабливаться к изменяющимся условиям общественной жизни. Положительным моментом реалистических теорий права является то, что они обратили внимание на судебную деятельность как фактор правообразования, акцентировали внимание на процессе вынесения судебных решений. В то же время реалистические доктрины подвергаются критике по следующим направлениям: 1. Определение права как совокупности судебных решений применимо лишь для стран «общего права» (англосаксонской правовой семьи), где суды наделены правотворческими функциями. 2. Сторонники реалистической школы сужают сферу правового регулирования, так как многие правовые отношения вообще не доходят до суда, но их участники все же наделены субъективными правами и юридическими обязанностями. 3. Неопределенность права, за которую выступают реалисты, снижает качество права как социального регулятора, может дезориентировать участников общественных отношений.
37. Социологический подход в правопонимании - возник в конце 19-го – в начале 20-го веков. Его формирование связано с двумя основными факторами: 1 – возникновение социологии как самостоятельной науки, 2 – начало применения социологических методов в юриспруденции. Основателем социологической школы права является Э.Эрлих, который выдвинул концепцию «свободного (живого) права». Эрлих считал, что право следует искать не в застывших нормах, которые он называл «пеной на поверхности воды», а в самой общественной жизни, что стало одной из центральных идей социологического направления. По мнению Эрлиха, человеческая судьба определяется не юридическими установлениями, а внутренним порядком человеческих ассоциаций, к которым Эрлих относил, в частности, семью, церковь, корпорации. Внутренний строй человеческих ассоциаций, составляющий «живое право», не только предшествует по времени юридическим положениям, но и представляет собой базисную форму права. Государство, по Эрлиху, является лишь из видов ассоциаций, поэтому многие правовые нормы не находят выражения в установлениях государства. Эрлих считал, что задача юриспруденции состоит в смягчении напряженности, существующей между живым правом и правом, исходящим от государства. Положительным моментом к концепции Эрлиха является положение о социальной обусловленности права. Однако Эрлих фактически рассматривает всеобщественные отношения как правовые. В связи с этим Отто фон Гирке указывал, что концепция Эрлиха носит отпечаток «мании правового величия». Социологический подход к праву стал господствующим в правовой теории ХХ в. и наибольшее pacпpocтpaнeниe получил в США. Одним из направлений этой школы здесь стала юриспруденция интересов. Наиболее известными представителями юриспруденции интересов считаются Филипп Хек и Роско Паунд. По мнению Хека, появление каждого нового закона связано с борьбой между противостоящими интересами, и закон призван решать этот конфликт интересов. Р. Паунд ввел в науку понятие «юридическая социальная инженерия». Содержанием такой инженерии является деятельность по установлению разумного порядка в цивилизованном человеческом сообществе. Право, по его мнению, должно восприниматься как инструмент социального контроля, наряду с моралью, обычаями и т.д. Паунд выдвинул концепцию «юстиции без права», в которой признал возможность свободы правового усмотрения не только за судьями, но и за административными учреждениями. Паунд вслед за реалистами утверждал, что правовой порядок должен пересматриваться в соответствии с изменениями в общественной жизни, которую он должен регулировать. Во Франции направлениями социологического подхода к праву стали теория солидаризма и институционализм.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 563; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.142.42 (0.009 с.) |