Теория естественного права и ее значение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория естественного права и ее значение.



Зачатки идей естественного права зародились еще в античности. Так, софисты различали природный закон (фюсис) и полисные законы (номос), считая последние несовершенным, искусственным образованием. Римские юристы наряду с «цивильным правом» и «правом народов» выделяли «естественное право». Цицерон считал государство и законодательство формами выражения высшего начала — естественного права.

В средние века естественное право выводилось из божественной воли, считалось вписанным Богом в сердца людей.

В новое время модификацией естественно-правовых концепций стала доктрина «возрожденного естественного права», согласно которой основные права человека естественны, принадлежат ему от рождения и неотчуждаемы. Логически завершенную форму естественно-правовая теория получила в XVII—XVIII вв. в трудах Гоббса, Локка, Гроция, Радищева и др.В качестве основных положений естественно-правовых доктрин можно отметить следующие: разделение права и закона, естественного и позитивного права. По своему содержанию позитивное право должно в максимальной степени соответствовать естественному праву как идеалу, образцу. 2. Источник прав человека усматривался не в государстве и не в законе, а в самой человеческой природе. Различные представители естественно-правовых доктрин видят источник естественного права в общественной воле, разуме человека, морали, мировых ценностях, природных условиях, началах человеческой психики и т.д. Наиболее известными сторонниками естественно-правовых доктрин XIX—XX вв. являются Рудольф Штаммлер (доктрина естественного права с изменяющимся содержанием), Джон Роулз (естественное право как справедливость Франсуа Жени (естественное право как объективно данная ценность), Лон Фуллер (естественное право как разумность, проявляющая себя в человеческих отношениях, как внутреннее моральное ядро закона).

Достоинствами естественно-правовых доктрин являются следующие:

1)В них верно указывается, что законы могут быть неправовыми, поэтому их нужно приводить в соответствие с правом как выражением справедливости, свободы, равенства, разума.

2)Провозглашение прав человека естественными является препятствием для административного произвола. В современном мире естественный характер прав человека закреплен в конституциях многих государств, в том числе в Конституции РФ 1993 г.

В то же время концепции естественного права подвергаются критике по следующим позициям:

1. Провозглашая дуализм права, доктрины естественного права вводят путаницу между ценностью и реальностью, идеальным и фактическим. Объекту познания — праву — навязывается искусственная двойственность.

2. Ссылки на естественный закон освобождают человека от ответственности от принятия этических решений.

3. Естественно-правовые доктрины ведут к историческому детерминизму. Усилия человека оказываются напрасными перед действием естественного права.

34. Нормативистская теория права и ее оценка. Юрид-й нормативизм явл-ся одним из направл-й соврем-го позитивизма (рассматривали право, как орудия гос-ва. Гос-во это централизованный правовой порядок) Его главный представитель австриец Ганс Кельзен стремился к обновл-ю позитивизма в условиях 20в., когда позитивист-е взгляды были потеснены социологич-м направлением. По его мнению, теория П не в сост-и ответить на? «что такое справедл-ть?», т.к. подобные вопросы не м.б. раскрыты «научно». Он указывал, что юриспруд-ю необх-о освободить от влияния идеологии. Юрист д изучать П таким, какое оно есть, а не пытаться его критиковать or оправдывать. Поэтому он одним из первых предложил создать объективную науку о гос-ве и П

П рассматр-сь нормативистами как { норм, располож-х в иерарх-ком порядке. Во главе этой иерархии находится основная, или суверенная, норма. Все остальные нормы так или иначе связаны с основной нормой. Основную норму Кельзен сформул-л так: «должно вести себя так, как предписывает конституция». Юрист д сосредот-ся на изучении НП, их стр-ры, взаимосвязей м/у ними, правопорядка в целом.

Своеобразно понимал Кельзен проблему происх-ия П. По его мнению, П старше гос-ва. Оно возникло еще в первобытную эпоху, когда общ-во определило круг случаев, когда разрешено применение насилия одних людей по отнош-ю к др. В дальнейшем такое правовое сообщ-о перерастает в гос-во, где функции принуждения осущ-ся уже централиз-ным путем, т. е. спец-но созданными органами.

Учение Кельзена о гос-ве основано на отождествл-и Г и П. Гос-во им понималось как правопорядок. Отсюда любое гос-во - правовое.

Современное П он рассм-вал как [ гос-ных правопорядков и децентрализов-го м/унар-го П. Он выдвинул проект создания м/унар-го правопорядка путем добров-го подчинения гос-в органам м/унар-й юрисдикции.

Учение Кельзена оказало влияние на юрнауку и практику. С концепцией нормативизма связано распростр-е идей верхов-ва м/унар-го П над правом гос-ва, учреждение институтов констит-ного контроля (частично реализована - например, Европейский суд по правам человека).

Кельзен обратил внимание на необходимость изучения правовых текстов, разработал ряд правил юридической техники (необходимо находить неточности чтобы их устранять).

Благодаря нормативизму в ряде гос-в были созданы органы конституционного контроля – Конституционные суды, например.

Недостаток – в тоже время Кельзен рассматривал право как замкнутую самодостаточную систему в отрыве от развития общественной жизни в целом. Право – само по себе, общество – само по себе.

Теория солидаризма и ее значение.

Идейными основами теории солидаризма стали представления Огюста Конта об обществе как едином организме и концепция Эмиля Дюркгейма о разделении общественного труда.

Наиболее ярким представителем теории солидаризма явился Леон Дюги. Он отстаивал положение о том, что общество представляет собой единый организм, подчиненный закону солидарности (взаимной социальной зависимости). Эта взаимная социальная зависимость вытекает из разделения общественного труда. Норма солидарности находится выше государства и норм позитивного права.

Следуя за Э.Дюркгеймом, Л.Дюги говорит о двух видах солидарности. Первый вид — «солидарность по сходству» — вызван совпадением интересов людей. Второй вид — солидарность, вытекающая из разделения труда. В несовершенной форме она существовала в древности, а в современных обществах становится основным видом солидарности, ибо они отличаются высоким уровнем разделения труда. Солидарность, происходящая из разделения труда, есть прежде всего «солидарность экономическая».

Дюги отверг марксистское учение о классовой борьбе, утверждая, что пролетариат и буржуазия, работники и работодатели не могут существовать друг без друга.

На основании понимания общества как единого организма Дюги отвергал целый ряд юридических терминов, называя их «метафизическими». В частности, он возражал против термина «государственный суверенитет», который противопоставляет государство обществу, в то время как первое является неотъемлемой частью второго. Дюги отвергал деление права на частное и публичное, а также отрицал идею естественных прав человека, так как они придают обществу «атомарный характер». Человек в обществе обладает не правами, а функциями.

Леоном Дюги были выдвинуты идеи синдикализма, согласно которым человека в обществе должны защищать не какие-либо абстрактные права, а его профессиональное объединение, например, профсоюз. Данные идеи частично нашли свое применение в некоторых государствах, например, фашистской Италии.

В будущем, по мнению Дюги, государство утратит свой командный характер и превратится в систему публичных служб, обслуживающих общественные потребности.

Реалистическая школа права.

Реалистическая школа права относится к юридическому пози­тивизму (другие названия данной школы - прагматический позитивизм, позитивизм решений). Идейной основой данного направления в юриспруденции стала идеология прагматизма. Сущ­ность философии прагматизма выразил философ Пирс: «Существовать - значит быть полезным». Применительно правовой сфере основная установка прагматизма может быть выражена следующим образом: «Правовые явления должны изучаться с точки зрения их полезности». Поэтому сторонники реалистической шко­лы отрицательно относились к дискуссии о том, что такое право. Вместо этого юристы должны обобщить имеющуюся юридичес­кую практику.

Реалистические доктрины могут быть условно разделены на два направления: американское и скандинавское. Представителя­ми американского реализма являлись Карл Льюэллин (Ллевел­лин), Оливер Холмс, Джером Фрэнк, скандинавского - Алф Росс, Карл Оливеркрона и др. Иногда представителей скандинавского реализма относят к психологической школе права в связи с тем, что значительное внимание они уделяли психологическим аспек­там судебного пpoцесса, интуиции судьи.

Остановимся более подробно на особенностях американского реализма. Его представители рассматривали право как, совокуп­ность судебных решений, как предсказание будущего решения суда. Не отрицая регулирующей роли закона, они считали, что закон носит слишком общий и абстрактный характер и не порож­дает прав и обязанностей для конкретных лиц до вынесения соот­ветствующего судебного решения.

Сторонники реалистической школы положительно относились к неопределенности права, считая ее достоинством, а не недостат­ком, так как право должно уметь приспосабливаться к изменяю­щимся условиям общественной жизни.

Положительным моментом реалистических теорий права яв­ляется то, что они обратили внимание на судебную деятельность как фактор правообразования, акцентировали внимание на процес­се вынесения судебных решений. В то же время реалистические доктрины подвергаются критике по следующим направлениям:

1. Определение права как совокупности судебных решений при­менимо лишь для стран «общего права» (англосаксонской пра­вовой семьи), где суды наделены правотворческими функци­ями.

2. Сторонники реалистической школы сужают сферу правового регулирования, так как многие правовые отношения вообще не доходят до суда, но их участники все же наделены субъективными правами и юридическими обязанностями.

3. Неопределенность права, за которую выступают реалисты, сни­жает качество права как социального регулятора, может дезориентировать участников общественных отношений.

 

37. Социологический подход в правопонимании - возник в конце 19-го – в начале 20-го веков. Его формирование связано с двумя основными факторами: 1 – возникновение социологии как самостоятельной науки, 2 – начало применения социологических методов в юриспруденции. Основателем социологической школы права является Э.Эрлих, который выдвинул концепцию «свободного (живого) права». Эрлих считал, что право следует искать не в застывших нормах, которые он называл «пеной на поверхности воды», а в самой общественной жизни, что стало одной из центральных идей социо­логического направления.

По мнению Эрлиха, человеческая судьба определяется не юридическими установлениями, а внутренним порядком человеческих ассоциаций, к которым Эрлих относил, в частности, семью, церковь, корпорации. Внутренний строй человеческих ассоциаций, составляющий «живое право», не только предшествует по време­ни юридическим положениям, но и представляет собой базисную форму права.

Государство, по Эрлиху, является лишь из видов ассо­циаций, поэтому многие правовые нормы не находят выражения в установлениях государства.

Эрлих считал, что задача юриспруденции состоит в смягче­нии напряженности, существующей между живым правом и правом, исходящим от государства.

Положительным моментом к концепции Эрлиха является по­ложение о социальной обусловленности права. Однако Эрлих фак­тически рассматривает всеобщественные отношения как правовые. В связи с этим Отто фон Гирке указывал, что концепция Эрлиха носит отпечаток «мании правового величия».

Социологический подход к праву стал господствующим в пра­вовой теории ХХ в. и наибольшее pacпpocтpaнeниe получил в США. Одним из направлений этой школы здесь стала юриспруденция интересов. Наиболее известными представителями юриспруден­ции интересов считаются Филипп Хек и Роско Паунд. По мнению Хека, появление каждого нового закона связано с борьбой между противостоящими интересами, и закон призван решать этот кон­фликт интересов.

Р. Паунд ввел в науку понятие «юридическая социальная ин­женерия». Содержанием такой инженерии является деятельность по установлению разумного порядка в цивилизованном челове­ческом сообществе. Право, по его мнению, должно восприниматься как инструмент социального контроля, наряду с моралью, обыча­ями и т.д. Паунд выдвинул концепцию «юстиции без права», в которой признал возможность свободы правового усмотрения не только за судьями, но и за административными учреждениями.

Паунд вслед за реалистами утверждал, что правовой порядок должен пересматриваться в соответствии с изменениями в обще­ственной жизни, которую он должен регулировать.

Во Франции направлениями социологического подхода к пра­ву стали теория солидаризма и институционализм.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 525; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.46 (0.013 с.)