ТОП 10:

Теория государства и права изучает



Теории государства и права

  1. Предмет и система теории государства и права.
  2. Виды правонарушений
  3. Методология теории государства и права
  4. Объекты правонарушений.
  5. Теория государства и права в системе юридических и других общественных наук.
  6. Правонарушение: понятие, признаки.
  7. Материалистическая концепция происхождения государства. Иные концепции происхождения государства и права
  8. Частное и публичное право
  9. Типология государства: формационный и цивилизационный подходы
  10. Юридические коллизии, способы их разрешения.
  11. Контроль общих и арбитражных судов за соответствием правовых актов органов исполнительной власти Конституции РФ и Федеральным законам.
  12. Механизм правового регулирования: понятие и структура.
  13. Соотношение права и закона в современном гражданском обществе.
  14. Понятие и виды правоприменительных актов.
  15. Юридическая техника.
  16. Понятие и признаки государства. Ценность государства.
  17. Понятие и свойства правовой нормы, ее структура. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта.
  18. Политическая система современного общества.
  19. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
  20. Государство в политической системе общества.
  21. Сущность и функции права.
  22. Понятие формы государства
  23. Понятие и структура правоотношений.
  24. Форма государственного правления
  25. Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.
  26. Формы государственного устройства.
  27. Правоприменение как форма реализации права.
  28. Государственно-правовой режим
  29. Право в системе социального регулирования.
  30. Функции государства.
  31. Понятие и виды источников (форм) права.
  32. Механизм государственной власти.
  33. Виды законов в Российской Федерации
  34. Современная концепция правового государства.
  35. Принципы права: понятие и виды.
  36. Виды юридической ответственности.
  37. Понятие и виды юридических фактов. Фактический (юридический) состав
  38. Понятие и структура правосознания
  39. Виды толкования права по объему и субъектам. Интерпретационные акты.
  40. Понятие и способы толкования права.
  41. Отрасль права. Характеристика основных отраслей права Российской Федерации.
  42. Юридическая ответственность: понятие, функции, принципы.
  43. Понятие и элементы системы права.
  44. Предмет, способ, типы и пределы правового регулирования.
  45. Содержание правоотношения
  46. Законность и правопорядок.
  47. Понятие и виды систематизации законодательства
  48. Романо-германская правовая система.
  49. Понятие и формы реализации права.
  50. Англосаксонское право.
  51. Современные правовые системы: общая характеристика.
  52. Понятие и типология правомерного поведения.
  53. Состав правонарушения.
  54. Основные концепции правопонимания.
  55. Подзаконные нормативные правовые акты в Российской Федерации.
  56. Понятие и виды правового статуса личности.
  57. Виды правотворчества в Российской Федерации.
  58. Основные права и обязанности, закрепленные Всеобщей декларацией прав человека.
  59. Понятие и принципы правотворческой деятельности в Российской Федерации
  60. Уголовное и гражданское правосудие: основные черты
  61. Понятие и система нормативно-правовых актов в Российской Федерации
  62. Судебный конституционный контроль в Российской Федерации.
  63. Субъекты правоотношений.
  64. Судебная власть в современном гражданском обществе.
  65. Правовая культура: понятие, структура, уровни.
  66. Гражданское общество и государство.
  67. Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона.
  68. Разделение властей как принцип организации и деятельности государства. Ее реализация в Российской Федерации.
  69. Национальное (внутригосударственное) и международное право, их взаимосвязь
  70. Федеральные органы государственной власти в Российской Федерации

 

1) Предмет и система теории государства и права

Общая теория государства и права - это система обобщенных знаний о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования права и государства вообще, их сущности, а также связанных с ними государственно-правовых явлений.Теория государства и права - наука общественная. Объектом изучения теории права (как и всех общественных наук) является общество в целом.Предметом общей теории государства и права являются основные закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений. Именно этим отличается теория государства и права от иных юридических наук. Любая юридическая наука изучает право и связанные с ним явления.А теория государства и права, в отличие от всех иных юридических наук, изучает именно основные закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений.Общие закономерности - это такие необходимые, причинно обусловленные связи и отношения, которые определяют развитие государства и права, одинаково свойственные всем типам государства и права.

Юридическая техника в правотворчестве

 

Юридическая техника в правотворчестве определяется как совокупность правил, приемов и средств осуществления правотворческих работ, применение которых обеспечивает наиболее полное соответствие формы нормативных установлений их содержанию, доступность и обозримость массива нормативных предписаний, полноту урегулирования общественных отношений.

Среди правил и приемов проведения правотворческой работы следует назвать, прежде всего, правила русского языка; правила прохождения документов в правотворческом органе; правила поиска, систематизации, хранения информации; наконец, использование унифицированных стереотипов и реквизитов формируемого документа.

В процессе правотворчества следует руководствоваться еле» дующими требованиями к форме проектов:

- логической увязкой текста проекта;

- непротиворечивостью как внутри проекта, так и между нор-матив-ными правовыми актами;

- экономией нормативного материала при обеспечении полноты урегулирования предмета;

- точностью и ясностью языка текстов нормативных установлений;

- определенностью и единообразием используемых терминов и словосочетаний.

 

Структура правовой нормы

Одним из показателей нормы права является микросистемность и строение. Она складывается из трёх элементов — гипотезы, диспозиции, санкции.

Диспозиция является её центральным элементом. Она характеризуется как часть нормы права, в которой содержится само правило поведения, указание на субъективное право и юридическую обязанность. Различают простые диспозиции, описательные, альтернативные.

Гипотеза нормы права - эта такая её часть, которая указывает на жизненные обстоятельства (юридические факты), с которыми связывается наступление юридических последствий. Гипотезы бывают простыми, описательными, альтернативными.

Санкция нормы права — это такая её часть, которая указывает на невыгодные последствия, наступающие в случае правонарушения. Санкции бывают абсолютно-определёнными, относительно-определёнными, альтернативными.

Абсолютно-определённая санкция - это вид и мера невыгодных последствий при нарушении диспозиции только определённой значимости: увольнение с работы, арест на имущество, подписка о невыезде и др. Относительно-определённая санкция предусматривает вид и меру неблагоприятных последствий с минимальными и максимальными его границами.

Альтернативные санкции предусматривают назначение двух и более однопорядковых видов и мер неблагоприятных последствий за нарушение диспозиции: штраф, исправительные работы, лишение свободы.

Различают, кроме того, разновидности санкций по отраслевым критериям: дисциплинарные, гражданско-правовые, административные, уголовно-правовые, процессуальные, конституционно-правовые.

Нормы уголовного права имеют свои структурные особенности. В них устанавливается юридический запрет, в связи с.чем гипотеза и диспозиция сливаются. Отсюда появляется видимая, на первый взгляд, двучленность структуры уголовно-правовых норм.

Следует поэтому видеть логическую (всегда трехчленную) структуру и фактическую» Последняя и создаёт видимость двухчленной нормы права.

 

Сущность и функции права.

Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений, являясь одним из основных средств осуществления политики государства и выступает в качестве регулятора общественных отношений.

В юридической литературе право определяется как:

- совокупность правил поведения, устанавливаемых либо санкционируемых государством, выражающих волю господствующего класса, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства в целях защиты, консолидации и развития социальных отношений и порядка, приемлемого для данного класса;

Право– одно из главных средств осуществления функций социального управления. Главное назначение права – воздействие на общество с целью упорядочения, сохранения его типовой специфики, совершенствования и развития общества в целом. Результат правового регулирования – сохранение определенной общественной структуры и поддержание ее жизнеспособности в интересах господствующих в данной системе экономических отношений социальных групп и в соответствии с характером социально-политического строя. Право должно в централизованном обществе отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом, а не какой-либо части (классу, социальной группе, клану), учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы общества.

Активная роль права выражается в его функциях. Функции права– это основные направления его воздействия на общественные отношения, на поведение людей. можно различать основные и не основные собственно юридические функции права.

Основные собственно юридические функции права

Регулятивная функция выражается в установлении позитивных правил поведения, в упорядочении общественных отношений, в координации социальных взаимосвязей.Регулятивная статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. В этом состоит одно из назначений правового регулирования.Регулятивная динамическая функциявыражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики), т.е. обеспечения активного поведения субъектов права (например, обязанность отбывать воинскую повинность и платить налоги). Данная функция осуществляется посредством обязывающих норм.Охранительная функция права–это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, вытеснение явлений, чуждых данному обществу.

Неосновные собственно юридические функции права

Компенсационная функция права.Это очень важное направление действия права. В нем заключается весьма существенная особенность права как инструмента восстановления социальной справедливости. Восстановительная функция права занимает особое место в механизме правового воздействия. С помощью правовых инструментов очень часто восстанавливается прежнее правовое положение субъекта права: лицо вновь становится обладателем тех прав, которых оно было лишено, ему возвращают его имущество, восстанавливают на работе, реабилитируют его имя; восстанавливается нарушенный общественный порядок и т.п.Ограничительная функция права вытекает из назначения права быть регулятором общественных отношений. Регулировать – значит предписывать варианты поведения, которые должны соответствовать интересам определенных социальных групп, классов, индивидов, наконец, всего общества. Поэтому, чтобы действия одних субъектов права не нарушали прав и интересов других, чтобы отношения в обществе складывались более разумно и не вызывали противодействий, право устанавливает определенные ограничения для субъектов общественных связей, пресекая тем самым вседозволенность, анархию и произвол.

Понятие формы государства

Понятие формы государства

Форма государства как совокупность его внешних признаков представляет собой организацию государственной власти в стране, которая выражается в форме правления, форме государcтвенного устройства и в виде политического режима.

Таким образом, форма государства имеет три грани своего выражения:

•это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления;

•способ территориального устройства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной, местной властей;

•это методы и приемы осуществления государственной (политической) власти.

Механизм государства призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Сфера властных полномочий государственных органов ограничивается правом, которое максимально обеспечивает гармоничные, справедливые отношения между государством и личностью. Понятие «механизм государства» и «государственный аппарат»

В юридической науке понятие «механизм государства» и «государственный аппарат» обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаются наряду с государственным аппаратом еще и государственные учреждения и организации, а также «материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы, полиция, уголовно-исполнительные учреждения и т. д.), опираясь на которые государственный аппарат действует. Существует научная позиция, в соответствии с которой под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства — те же органы, но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства — непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимосвязи между собой в процессе осуществления тех или иных функций государства

Принципы работы

Государственный аппарат не является синонимом механизму государства, поскольку механизм государства помимо государственных органов включает в себя также государственные учреждения и предприятия. Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата:

§ Представительство интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата.

§ Разделение властей.

§ Гласность и открытость в деятельности государственного аппарата.

§ Высокий профессионализм и компетентность.

§ Законность.

§ Демократизм.

§ Субординация и четкое взаимодействие между центром и государственной властью членов федерации (в федеративных государствах).

 

 

Структура правосознания

Правовая идеология (отношение общества к праву в целом — правовая среда личности): правовые доктрины и понятия, принципы, уровень юридической науки в целом.

Правовая психология (эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений): чувства, настроения, переживания.

Индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности): уровень учёного-правоведа, неспециалиста и т. д.

Личностные ценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления).

Субъективная воля индивида — способность человека на основании знаний и чувств принимать решение, определяющее правомерность или неправомерность его поведения.

Виды правосознания

Индивидуальное — личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида). Уровень правосознания в данном случае определяется способностями и возможностями индивида.

Групповое — отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов.

Корпоративное — правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв, партийное правосознание.

Массовое — правосознание обширных масс людей.

Общественное — отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все время существования человечества).

Содержание правоотношения

Правоотношение - это взаимоотношение между субъектами права, т.е. участниками по поводу объекта, при котором возникают взаимные права и обязанности.

Различают юридическое и фактическое содержание.
Юридическое содержание правоотношения - это возможность определенных действий управомоченного, необходимость определенных действий или необходимость воздержания от запрещенных действий обязанного, а фактическое - сами действия, в которых реализуются права и обязанности.

Содержание правоотношения - это субъективные юридические права и обязанности.

Субъективное право – это гарантированная законом мера возможного или дозволенного поведения. Носитель такой возможности называется управомоченным.

Субъективное право может выступать в виде: 1)праваповедения (право на собственные действия, или возможность положительного поведения самого управомоченного лица); 2)права-требования (право на чужие действия, или возможность требовать определенного поведения от правообязанного лица);3)права-притязания (возможность прибегнуть к государственному принуждению, если противостоящая сторона не исполняет обязанность);4)правапользования (возможность пользоваться на основе данного права теми или иными благами).

Юридическая обязанность – это вид и мера должного (требуемого) поведения. Носитель обязанности называется правообязанным. Структура юридической обязанности в точности соответствует структуре субъективного права, является его «обратной стороной» и включает:1)необходимость совершить определенные действия либо от них воздержаться;2)необходимость правообязанного отреагировать на обращенные к нему законные требования управомоченного;3) необходимость нести юридическую ответственность за неисполнение этих требований;4)необходимость не препятствовать контрагенту в пользовании благом.

Субъективные права обеспечиваются юридической обязанностью, а юридической обязанности корреспондируют субъективные права.

Законность и правопорядок.

Понятие законность в строго юридическом смысле выражает общеобязательность права.

Законность в узком значении – это требование неукоснительного соблюдения всех предписаний права.

Принципы законности — это обусловленные характером формирования и функционирования правовой системы исходные положения, которые лежат в основе реализации правовых предписаний и в основе требований к поведению субъектов правовых отношений: 1)Верховенство закона;2)Единство законности;3)Всеобщность законности;4)Целесообразность законности;5)Равенство перед;6)Гарантированность основных прав и свобод граждан ;7)Неотвратимость наказания за совершённое ;8)Взаимосвязь законности и культурности.

Сущность законности заключается в точном и неуклонном соблюдении, исполнении и применении законов и подзаконных актов всеми субъектами права.

В содержание законности включают два элемента: наличие законов и реализацию законов.

 

Правопорядок – это состояние фактической упорядоченности общественных отношений.

Выделяют следующие признаки правопорядка: Определённость. Системность. Организованность. Государственная гарантированность. Устойчивость. Единство.

К главным принципам правопорядка относятся:1)законность 2)конституционность 3)целостность и структурность 4)иерархичность5)нормативность6)Принцип справедливости и нравственности 7)простота 8)гарантированность

Англосаксонское право.

Правовая система – это конкретно-историческая совокупность законодательства, юридической практики и правовой идеологии отдельно взятой страны. В понятие правовой системы включается весь комплекс взаимозависимых и согласованных специальных и общих правовых средств правового воздействия на общественные отношения.

Англосаксонская правовая система представлена следующими странами: Англия, США, Новая Зеландия, Канада, Австралия, Индия, бывшие колонии Британской империи.

Начиная с X в., королевские судьи начинают формирование единого для всей страны прецедентного права. Вырабатываемые решения принимаются за основу всеми иными судьями. В отсутствие прецедента судья самостоятельно осуществляет нормотворческие функции. Постепенно складывается единая система судебных прецедентов - так называемое общее право. Общее право - это судебное право, вырабатываемое судьями в процессе рассмотрения конкретных правовых споров - казусов.

Одновременно существует и статутное право - система нормативно-правовых актов, и прецедентное. Но главный источник англосаксонского права - судебный прецедент. Судья здесь - субъект правотворчества.

Отсутствует деление права на частное и публичное. Как правило, нет и отраслевого деления норм. В англосаксонской модели формальный приоритет принадлежит законодательству, но фактически все зависит от усмотрения судьи, от того, как он истолкует и применит норму закона.

 

51) Современные правовые системы: общая характеристика.

Правовая система – это конкретно-историческая совокупность законодательства, юридической практики и правовой идеологии отдельно взятой страны. В понятие правовой системы включается весь комплекс взаимозависимых и согласованных специальных и общих правовых средств правового воздействия на общественные отношения.

1 Элементы правовой системы

1.1 Система права

1.2 Правовая культура

1.3 Реализация права

Классификация правовых систем:

Общую характеристику современных правовых систем можно дать с учетом существования в современном мире трех наиболее распространенных и наиболее значимых правовых семей: англосаксонской(К англо-саксонской правовой семье относятся среди прочих правовые системы Великобритании (кроме Шотландии), Канады, США,Ямайки, Австралии и Новой Зеландии. Прародительницей этой правовой семьи была Англия.

В основах этой правовой системы — принцип staredecisis (лат. стоять на решенном), означающий, что при выработке решения судом господствующая сила принадлежитпрецеденту.

), романо-германской(Романо-германская правовая семья объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы. Эта правовая семья возникла на основе рецепции римского права. Основной источник права в правовых системах этой семьи — нормативный акт.) и мусульманской, наиболее полно представляющей особенности религиозных правовых систем

(Религиозная правовая система — это правовая система, где основным источником права выступает священный памятник. Наиболее известными примерами являются исламское право (шариат) и иудейское право (галаха)

 

 

52) Понятие и типология правомерного поведения.

ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ одна из разновидностей социального поведения людей, строгое и неуклонное следование содержащимся в нормах права правовым требованиям и велениям.

Правомерное поведение всегда включает два момента:
- информационный, т.е. осведомленность гражданина о своих юридических правах и обязанностях.;
- поведенческий, т.е. представление о законных способах осуществления своих юридических прав и обязанностей
Следует учесть, что правомерное поведение состоит из элементов – правомерных поступков, т.е. правовых поступков, имеющих общественно полезных характер.

В зависимости от характера правовых предписаний различаются виды правомерного поведения:

Должное (социально необходимое) – (защита родины, исполнение трудовых обязанностей, соблюдение правил дорожного движения и др.) – закрепляется в императивных нормах в виде обязанностей и обеспечивается, кроме других способов, государственным принуждением.

Возможное (социально допустимое)

- желательное (участие в выборах, обжалование неправомерных действий должностных лиц, вступление в брак);

- нежелательное (развод, забастовка и др.) – закрепляется как правило, в диспозитивных нормах как права субъекта, а не как его обязанности, реализуется в соответствии с его волей (интересом) и обеспечивается государством.

Четыре типа правомерного поведения: маргинальное, конформистское, стереотипное (привычное, положительное), социально-активное.

Маргинальное поведение (маргинальный означает пограничный, находящийся на грани) основано на мотивах страха ответственности, наказания.

Конформистское поведение является следствием приспособления личности к внешним обстоятельствам и выражается в пассивном соблюдении норм права в силу подчинения своих действий (бездействия) мнению окружающей среды. Иначе говоря, человек поступает правомерно, поскольку "так поступают окружающие" его люди.

Привычное (стереотипное, положительное) поведение осуществляется в рамках сформировавшейся привычки действовать всегда правомерно, поступать в соответствии с законом. При этом соблюдение закона является для человека само собой разумеющимся, обычным, привычным поведением.

Социально-активное поведение относится к высшему типу правомерного поведения, поскольку основано на солидарности с требованиями закона, желании руководствоваться его положениями, когда личность проявляет нравственное согласие с правом.

 

Статья 1

Каждый человек имеет право, индивидуально и совместно с другими, поощрять и стремиться защищать и осуществлять права человека и основные свободы на национальном и международном уровнях.

Статья 2

1. Каждое государство несет основную ответственность и обязанность защищать, поощрять и осуществлять все права человека и основные свободы, в частности путем принятия таких мер, какие могут потребоваться для создания всех необходимых условий в социальной, экономической и политической, а также в других областях и правовых гарантий, необходимых для обеспечения того, чтобы все лица под его юрисдикцией, индивидуально и совместно с другими, могли пользоваться всеми этими правами и свободами на практике.

2. Каждое государство принимает такие законодательные, административные и иные меры, какие могут оказаться необходимыми для обеспечения эффективных гарантий прав и свобод, упомянутых в настоящей Декларации.

Статья 11

Каждый человек, индивидуально и совместно с другими, имеет право на законном основании заниматься своим родом деятельности или работать по профессии. Каждый, кто по роду своей профессии может влиять на человеческое достоинство, права человека и основные свободы других лиц, должен уважать эти права и свободы и соблюдать соответствующие национальные и международные стандарты поведения или этики, которые связаны с родом занятий или профессией.

Статья 12

1. Каждый человек имеет право, индивидуально и совместно с другими, участвовать в мирной деятельности, направленной против нарушений прав человека и основных свобод.

Статья 14

1. Государство несет ответственность за принятие законодательных, судебных, административных или иных надлежащих мер в целях содействия пониманию всеми лицами, находящимися под его юрисдикцией, своих гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.

 

 

Теории государства и права

  1. Предмет и система теории государства и права.
  2. Виды правонарушений
  3. Методология теории государства и права
  4. Объекты правонарушений.
  5. Теория государства и права в системе юридических и других общественных наук.
  6. Правонарушение: понятие, признаки.
  7. Материалистическая концепция происхождения государства. Иные концепции происхождения государства и права
  8. Частное и публичное право
  9. Типология государства: формационный и цивилизационный подходы
  10. Юридические коллизии, способы их разрешения.
  11. Контроль общих и арбитражных судов за соответствием правовых актов органов исполнительной власти Конституции РФ и Федеральным законам.
  12. Механизм правового регулирования: понятие и структура.
  13. Соотношение права и закона в современном гражданском обществе.
  14. Понятие и виды правоприменительных актов.
  15. Юридическая техника.
  16. Понятие и признаки государства. Ценность государства.
  17. Понятие и свойства правовой нормы, ее структура. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта.
  18. Политическая система современного общества.
  19. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
  20. Государство в политической системе общества.
  21. Сущность и функции права.
  22. Понятие формы государства
  23. Понятие и структура правоотношений.
  24. Форма государственного правления
  25. Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.
  26. Формы государственного устройства.
  27. Правоприменение как форма реализации права.
  28. Государственно-правовой режим
  29. Право в системе социального регулирования.
  30. Функции государства.
  31. Понятие и виды источников (форм) права.
  32. Механизм государственной власти.
  33. Виды законов в Российской Федерации
  34. Современная концепция правового государства.
  35. Принципы права: понятие и виды.
  36. Виды юридической ответственности.
  37. Понятие и виды юридических фактов. Фактический (юридический) состав
  38. Понятие и структура правосознания
  39. Виды толкования права по объему и субъектам. Интерпретационные акты.
  40. Понятие и способы толкования права.
  41. Отрасль права. Характеристика основных отраслей права Российской Федерации.
  42. Юридическая ответственность: понятие, функции, принципы.
  43. Понятие и элементы системы права.
  44. Предмет, способ, типы и пределы правового регулирования.
  45. Содержание правоотношения
  46. Законность и правопорядок.
  47. Понятие и виды систематизации законодательства
  48. Романо-германская правовая система.
  49. Понятие и формы реализации права.
  50. Англосаксонское право.
  51. Современные правовые системы: общая характеристика.
  52. Понятие и типология правомерного поведения.
  53. Состав правонарушения.
  54. Основные концепции правопонимания.
  55. Подзаконные нормативные правовые акты в Российской Федерации.
  56. Понятие и виды правового статуса личности.
  57. Виды правотворчества в Российской Федерации.
  58. Основные права и обязанности, закрепленные Всеобщей декларацией прав человека.
  59. Понятие и принципы правотворческой деятельности в Российской Федерации
  60. Уголовное и гражданское правосудие: основные черты
  61. Понятие и система нормативно-правовых актов в Российской Федерации
  62. Судебный конституционный контроль в Российской Федерации.
  63. Субъекты правоотношений.
  64. Судебная власть в современном гражданском обществе.
  65. Правовая культура: понятие, структура, уровни.
  66. Гражданское общество и государство.
  67. Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона.
  68. Разделение властей как принцип организации и деятельности государства. Ее реализация в Российской Федерации.
  69. Национальное (внутригосударственное) и международное право, их взаимосвязь
  70. Федеральные органы государственной власти в Российской Федерации

 

1) Предмет и система теории государства и права

Общая теория государства и права - это система обобщенных знаний о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования права и государства вообще, их сущности, а также связанных с ними государственно-правовых явлений.Теория государства и права - наука общественная. Объектом изучения теории права (как и всех общественных наук) является общество в целом.Предметом общей теории государства и права являются основные закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений. Именно этим отличается теория государства и права от иных юридических наук. Любая юридическая наука изучает право и связанные с ним явления.А теория государства и права, в отличие от всех иных юридических наук, изучает именно основные закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений.Общие закономерности - это такие необходимые, причинно обусловленные связи и отношения, которые определяют развитие государства и права, одинаково свойственные всем типам государства и права.

Теория государства и права изучает

• объективные социальные закономерности, определяющие особые свойства, черты и признаки государства и права, их взаимосвязь и взаимодействие между собой и с другими явлениями общественной жизни;

• правовые и государственно-властные отношения, государственные и правовые явления, понятия, категории, с помощью которых познается сущность, содержание и формы государства и права;

• функции государства и права;

• сложные правовые категории, такие как, например, правоотношения и реализация права, правопорядок и законность, правовые системы и формы права и т. д.

Место теории государства и права в системе юридических наук определяется прежде всего ее особенностями и характерными чертами:

• теория государства и права - вводная учебная дисциплина, которая дает исходные положения юридической науки;

• теория государства и права - фундаментальная наука, в составе юридической науки она относится к первому блоку знаний;

• это обобщающая наука, она ·выводит за скобки, берет общие вопросы всех отраслевых наук. Например, вопросы толкования, юридической техники;

• это методологическая наука, она разрабатывает положения, которые используются другими юридическими науками. Однако значение теории государства и права нисколько не умаляет значения других юридических наук, ведь без них она попросту не существует.

2) Виды правонарушений

Правонарушение — это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.

Основные элементы правонарушения:

1) Противоправное поведение может быть выражено как в действии, так и в бездействии. Бездействие в данном случае состоит в не совершении таких действий, которые оно должно было и могло совершить в данных конкретных условиях (например, неоказание помощи водителем человеку, которого он сбил на проезжей части улицы и т.д.).

2) Противоправным является деяние (действие или бездействие), которое причиняет вред гражданам, государству, обществу. Вред может быть физическим и духовным, материальным и моральным, измеримым и неизмеримым и т. Но главное состоит в общественной вредности противоправного деяния. Общественная вредность проявляется в том, что правонарушение всегда сопряжено с посягательством на интересы и ценности индивида, общества, государства.

3) Общественно вредное (опасное) деяние должно быть официально удостоверено (подтверждено) законом в качестве противоправного, т. е. противоречащего образу поведени







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.25.104 (0.03 с.)