Предпосылки становления социального государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предпосылки становления социального государства



1 экономическая основа – это многоукладная рыночная социально-ориентированная экономика, в условиях которой свободное предпринимательство сочетается с определенным гос регулированием хоз развития

2 соц основа – развитое гражданское общество, способное защищать человека от произвола властей

3 политическая основа – демократия, народный суверенитет высокая политика – правовая …. Граждан, развитое чувство ответственности, законопослушности и общей солидарности, а также это политический и идеологический плюрализм при относительном согласии основных политических сил о необходимом наборе социальных программ

4 нравственная основа – равенство всех перед законом свобода личности уважение чести и достоинства человека гуманизм и социальная справедливость

Социальное государство – государство стремящееся к гарантированному обеспечению населения страны достойными условиями существования, реальной социальной защищенности и реальному вовлечению каждого к управлению производством

Основу планов и программ такого государства составляют конкретные социальные показатели, критерии стандарты и индикаторы, ориентированные в конечном итоге на такой интегрированный показатель как «уровень жизни человека», который создает и гарантирует как это закреплено в ст 7 конституции РФ – необходимые условия для достойной жизни и свободного развития человека, всесторонней самореализации творческого потенциала каждого

Иными словами социальное государство - - государство, для которого высшей ценностью является человек его жизнь и личное достоинство. Внутренняя и внешняя политика которого направлена на защиту прав свобод и законных интересов человека, каждое управленческое решение государства носит правовой характер, государство обеспечивает социальную ориентированность не только государственного но и частного сектора экономики, это государство которое проводит активную социальную политику, оно основано на взаимной социальной ответ-ти власти общества и гражданина. Это гос-во которое заботится об экологической безопасности жизни человека и о развитии гражданского общества

Шапошников: эффективность соц гос- ва находится в прямой зависимости от целого ряда факторов финансово-материального, интеллектуально-кадрового, нормативно-правового, информационного и духовно-нравственного характера

Среди них выделяют:

1 уровень экономического развития страны и темпы научно-технического и экономического роста

2 согласие основных политических сил относительно набора социальных программ реализуемых государством

3 развитое чувство общественной солидарности ответственности и законопослушности граждан их правовая и нравственная культура

Признаки соц гос-ва

1 социально-ориентированное структура экономики

2 существование гражданского общества в руках которого государство является инструментом проведения социально-ориентированной политики

3 наличие ярко выраженной социальной направленности политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетность их реализации

4 наличие у государства таких целей как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину достойных условий существования, соц защищенности и равных стартовых возможностей для самореализации личности

Функции социального государства

Говоря о них следует иметь ввиду, что

1 ему свойственны все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового

2 на содержание всех функций государства накладывает отпечаток, его общее социальное назначение и можно вести речь о общесоциальной функции, в рамках которой выделяются специфические функции социального государства

1 поддержка социально-незащищенных категорий населения

2 поддержка семьи материнства отцовства и детства

3 Охрана труда и здоровья людей

4 сглаживание социального неравенства путем перераспределения расходов путем перераспределения доходов между различными соц слоями через налогообложение госбюджет и социальные программы

5 поощрение благотворительной деятельности

6 борьба с безработицей, выплата пособий, обеспечение трудовой занятости населения

7 финансирование и поддержка культурных программ и образовательных программ

8 участие в реализации межгосударственных социальных и культурных программ

Наибольших успехов в построении социального государства добились северо-европейские страны – Финляндия Швеция Норвегия Дания германия, которые обладают одними из наиболее конкурентно-способных экономик в мире, они сумели найти баланс между социальной защитой населения и развитием экономики инновационного типа, основанной на высоких технологиях и новых формах взаимодействия граждан.

Россия в контексте соц государства

1 россия не может опираться на фундамент правового государства

2 в РФ не создать средний слой собственников

3 отсутствует мощный экономический потенциал

4 политические партии РФ не имеют четких соц программ и представлений о путях реформирования общества

5 в обществе отсутствуют четко обозначенные реальные цели и научно-выверенные модели жизнеустройства

6 отсутствует зрелое гражданское общество

7 снижен уровень нравственности

8 снижена социальная роль государственности

Чтобы стать соц государством российскому обществу предстоит решить ряд сложных проблем таких как

- формирование гражданского общества

- формирование среднего класса

- становление цивилизованной системы социального партнерства

- усиление инвестиций в человека

На первом этапе необходимо реализовать приоритетные национальные программы в области здравоохранения, образования, жилищно-комунального хозяйства, агро-промышленного комплекса

Государство и конфессии

Что такое государство, конфесия,

Конфессия(вероисповедания) – реализация в пределах определенного религиозного учения, а также это объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания

Христианство имеет 3 конфессии

- католицизм

- протекционизм

- православие

Денаменация – понятие в религиоведении, обозначающее разновидность религиозной организации, находящейся в стадии становления религиозного оформления

Впервые данный термин ввел американский богослов Нибур в книге «социальные истоки денаменационализма» 1920

Соотношении гос-ва и конфессии. виды

1 клерикальные гос-ва – наличие государственной церкви. У которой закреплено ее привилегированное положение по сравнению с другими вероисповеданиями(ВБР англиканская церковь)

Признаки

1 за церковью признается право собственности на широкий круг объектов(земли здание)

2 церковь получает от государства субсидии и материальную помощь

3 церковь наделена рядом привилегированных полномочий(сфера брачно-семейных отношений)

4 церковь имеет право участвовать в политической жизни и осуществляет представительство в гос органах

5 церковь обладает широкими полномочиями в сфере воспитания молодежи(обязательное преподавание религии)

2 светские государства (РФ Франция, Германия)

Признаки

1 государство регулирует деятельность религиозных организаций

2 государство осуществляет контроль за религиозными организациями, но не вмешивается во внутреннюю деятельность

3 государство не оказывает церкви материальной поддержки

4 церковь не выполняет государственных функций и не вмешивается в дела государства, а занимается только вопросами связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан

5отношение между государством и церковью строятся на основе юридически закрепленного принципа свободы совести и вероисповедания ст 14 конституции и ФЗ о свободе совести и вероисповедания ФЗ о религиозных объединениях

3 теократические государства – государство где политическая и духовная власть сосредоточена в руках одного человека главы духовенства – Ватикан Иран

Признаки

1 признание верховенства божества, передающее полномочия гос управления особым лицам

2 доминирование государства над обществом

3 отчуждение общества от государства

4 доминирование религии над правом

4 жесткая иерархия и централизация гос аппарата

5 отсутствие разделения властей

6 особое положение женщины - запрет на участие в управлении государством

7 запрет на создание полит партий

Модель 1

По мнению ряда исследователей вся совокупность государственно-конфессиональных отношений м б определена через юридическую формализацию правового статуса религиозных объединений. В этом случии отношения государства и конфессий складывается в 2 формах:

1 отношения с государственной религией (церковью, конфессией): закрепление ее привелигированного положения по сравнению с другими вероисповеданиями.

2 режим отделения религии (церкви, конфессии) от государства: в данном случае режим понимается, как любая разновидность государственно-конфессиональных отношений, непридусматривающая наличие государственной конфессии, чей статус законодательно закреплен.

Модель 2.

Распостраненная в современном российском правоведении является универсальная типология государств, основанная на отношении к господствующей конфессии или группе конфессий. Данная типология разделяет государство на:

1. светские (обеспечивающие равенство всех религий и свободу любого исповедания);

2. клерикальные (те декларирующие особый статус одной господствующей государственной конфессии и допускающие участие государство в управлении ею, а также исполнение конфессией по поручению государства ряда госудасртвенных функций);

3. теократические государства (признающие за религиозной догматикой и религиозными органами высший авторитет, как в области законодательства, так и в области политики);

4. атеистические государства (проводящие политику запрета или максимального ограничения конфессиональной деятельности).

 

Модель 3. Е.М. Мирошникова выделяет 3 основные модели государственно-конфессиональных отношений в нетеократических государствах.

1. идентификационную модель — модель государственной церкви (Дания, Англия, Греция, Финляндия, Норвегия).

2. сепарационная — отделительная модель, принятая в США, Франции, Нидерландах.

3. кооперационная модель — модель нитралитета и сотрудничества, действующая в Германии, Испании, Италии, Бельгии, Люксембурге, Португалии.

 

Модель 4. А.В. Логинов видоизменяет типологию государственно-конфессиональных отношений Мирошниковой и сводит эту типологию к 2 различным моделям.

Сепарационная модель — для нее характерен универсальный тип правового регулирования, недопускающий каких-либо различий в правовом статусе денаминаций. К этой модели Логанов относит традиционно -светские государства (США, Франция).

Кооперационная модель — для нее характерен дифференцированный тип регулирования, предполагающий, что государство оставляет за собой право диференцированного отношения к различным конфессиональным сообществам, наделяя их разным объемом полномочий. Кооперационная модель делится на 3 подмодели:

1. подмодель государственного статуса одной церкви (Англия, Греция, Норвегия, Исландия).

2. подмодель консенсуальных отношений конфессии с государством (Испания, Италия, Польша, Белоруссия).

3. подмодель законодательного выделения признанных (традиционных) конфессий (Болгария, Литва, Армения, Россия).

Типология по логинову построена на базе принятого типа правового регулирования.

 

Модель 5. Интегративная модель — интегративная типология построена на основе наблюдений профессора Ф. А. Фон Гейзау и В.В. Лазарева.

Фон Гейзау выделяет 4 различных сценария госуд.-конфиссиональных отношений в Европе 20 века.

1) государство с укарененными конфессиями, имеющими привелигированный статус и находящимися в зависимости от ГВ (Великобритания и Скандинавские страны)

2) Страны, в которых произошло формальное отделение господствующей церкви от государства, но их отношения были уригулированы соглашениями-конкордатами, сведетельствующем об особом отношении светсвкой власти к католической церкви (Австрия, Бельгия, Италия, Португалия).

3) Страны со смешанным в конфессиональном отношении составом населения, которые приняли законод-во, базирующееся на принципах нейтральности государства по отношению к религии (Германия и Франция, Нидерланды).

4) Страны, в которых примат одной конфессии зареплен конституционно (Греция).

Типологизация по фон Гейзау м б дополнена моделью теократии (в интерпритации Е.Н. Салыкина и К.В. Арановского: теократия — это режим, в котором политическая власть реально принадлежит духовным лидерам божеству, а регулятором общественных и политических отношений являются предписания религиозного происхождения — каноны) и конфрантационной моделью Лазарева — он имеет в виду не преследование конфессий государством, а противостояние церкви государству, проведение ею антигосударственной компании, основанной на религиозных нормах, как это было в Латинской Америке с середины 60-х гг.

 

 

вопрос 70. Правовая система, понятие, стуктура, классификация.

 

В современном мире насчитывается более 200 национальных правовых систем, каждое государство имеет свое собственной нормативное регулирование, источники права, правосознание, правовую культуру и правовые традиции и характеризуется особенностями правоприменительной деятельности. Многобразие правовых систем, развитие международных связей и сотрудничество между государствами, появление новых суверенных государств и формирование в них собственных правовых систем, унификация права, определяют необходимость развития сравнительно — правовых исследований. На сегодня в области сравнительного правоведения можно выделить работы Марченко — сравнительное правоведение, Тихомиров — курс сравнительного правоведения и Решетников — правовые системы стран мира. Объектом сравнительного правоведения выступает правовая система. Правовая система рассматривается, как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, правовая система отражает закономерности развития общества и государства, его национальные, исторические, религиозные и культурные особенности. Можно сказать, что правовая система — это совокупность всех правовых процессов и явлений, существующих в стране. Правовая система — это сложное и многогранное, постоянно развивающееся явление, состоящее из отдельных взаимосвязанных элементов и процессов, совокупность правовых систем, отдельных стран мира, обладающих сходными признаками ичертаим, характеризуется понятием — правовая семья. Правовая семья — это совокупность национальных правовых систем, объединенных общностью исторического формирования, структуры, исочников, ведущих отреслей и правовых институтов правоприменения, понятийно-категориального аппарата юридической науки. В настоящее время существует множество классификаций правовых систем, в основу которых положена разнообразные критерии, такие как общность источников права, единство терминологии, правовые традиции, правовая идеология, правовая культура, правовые прниципы и тд.

Французский копмо.............в основе кот. Лежат 2 критерия: 1идеология, которая включает в себя религиозные, философские, экономические, социальные и политические факторы. 2 юридическая техника, которая опирается на исочники права. С учетом данных критериев Рене Давид выделяет 3 основные правовые семьи:

1 романо-германская;

2семья общего права;

3 социалистическая.

Немецкий ученый Цвайгерт классификацию существующих правовых систем проводит на основе такого критерия, как правовой стиль. Факторами, которые определяют стиль в рамках теории правовых семей являются:

1. историческое происхождение и развитие правовой системы;

2. господствующая доктрина юридической мысли и ее специфика;

3. выделяющиеся своим своеобразием правовые институты;

4. правовые источники и методы их толкования;

5. идеалогические факторы.

 

На основе перечисленных факторов Цвайгерт выделяет 8 правовых кругов:

романский, германский, скандинавский, общего права, дальневосточный, социалистический, право ислама, индусскре право.

 

Американские ученые М. Кларк и Дж. Мэрримен в современном мире выделяют следующие правовые семьи:

1. цивильное пправо;

2. общее право;

3. социалистическое право;

4. группа, включающая все остальные правовые системы, такие как исламское, индусское, иудейское, карейское, японское право о обычное право Африки.

В основе данной классификации авторы придерживались такого критерия, как правовые традиции.

Профессор Тихомиров Ю.А. Выделяет континентальную (романо-гарманскую правовую ситсему, систему общего права, социалистическое право, правовые системы религиозно-нравственной ориентации, система северо-европейского права, латино-американское право и кочующее право.

Кристофер Осакве предложил классификацию правовых систем по разным основаниям на 3 уровнях:

1 уровень — макроклассификации составлен в соответствии с религиозным критерием и выделяются религиозные и нерегилиозные правовые системы. К религиозным системам относятся: мусульманское право, еврейское право, каноническое право каталической церкви и индусское право.

2 уровень — критерий данного уровня это правопонимание и роль права в обществе.

Нерелигиозные правовые системы подразделяются на 2 основные правовые традиции: западную и незападную. При этом он выводит понятие что такое правовая традиция — это совокупность глубоко укоренившихся в сознании людей и их исорически-обусловленных отношений к роли права вобществе, природе права, и политической идеологии, а также организации и функционированию правовой системы, следовательно западная правовая традиция включает в себя романо-германскую, англо-американскую и скандинавскую правовые семьи, а между романо-германским и англо-американским правом находится смешанное право, включающее в себя элементы 2 вышеуказанных и являющиеся самостоятельной правовой семьей.

3 уровень (микроуровень) — классификация правовых систем, относящихся к западной правовой традиции, основывается на 4 критериях: методологии права-на ифраструктуре права, на структуре процессуального права и правовой идеологии, соответственно к незападной правовой традиции относятся: юговосточное азиатское право и африканское обычное право. Социалистическое право является самостоятельной правовой семьей и относится к категории квази-западного права.

Рассмторим правовые системы, наиболее распространенные в современном мире:

1 романо-германская правовая система,

2. англо-саксонская,

3. мусульманская.

1. Р-Г система — возникла в 12-13 веках в результате рецепции римского права, данная правовая система сформировалась в странах континентальной Европы. Она существует в Германии, Франции, Испании, Италии и иных странах континентальной европы.

На сегоднешней день не смотря на некоторые различия, обусловленные спецификой, все страны, входящие в романо-германскую семью сохраняют общие черты:

1) все страны сформировали свое собственное право на основе рецепции римского права;

2) во всех странах данной страны признается деление права на частное и публичное, материальное и процессуальное право, а также выделяются отрасли и институты права;

3) доктринальный характер романо-гарманского права, данная правовая система сформировалась благодаря деятельности таких ученых, как Савиньи, Пухта, Йеринг, сформулировавших правовые категории и обосновавших основные принципы формирования и развития данной правовой системы, разработавших правовые доктрины. Основанная на доктрине Р-Г система приобрела систематизированный научный и логически-выверенный характер.

4) основным видом систематизации правовых норм является кодификация.

5) признание закона в качестве акта высшей юр. Силы в сисиеме источников права.

6) наличие и верховенство писаной К.

7) наличие развлетвленной системы НПА, обеспечивающих реализацию закона.

8) важная роль общих принципов права.

9) ограничена роль правового обычая как источника права.

10) приоритет принципов международного права перед внутригосударственным правом.

 

2. Англо-Сакс. Правовая система (система общего права).

Помимо Англии к странам А-С семьи относятся США, Канада, Автралия, Новая Зеландия.

Эта система характ-ся следующими особенностями:

1) А-С право создавалось юристами-практиками. Поэтому основу права составляют судебные решения (прецеденты).

2) влияние римского права на развитие английского общего права было незначительно.

3) практически полный отказ от кадификации права.

4) Приоритетное значение процессуального права перед материальным, из-за роли практики в формировании А-С права.

5) Исторически данная правовая семья сложилась, как семья судейского и прецедентного права, поэтому основным ее исочником является судебный прецедент, но 2 месте находится из источников права-статут, на 3 месте — обычай, на 4 месте — правовая доктрина.

6) деление права на общее право и право справедливости.

7) деление системы права на прецедентное и статутное.

8) К. носит неписаный характер и представляет собой совокупность конституционных прецедентов и статутов.

9) Отсутсвие деления на публичное и частное право.

10) отсутствие традиционного на отрасли права.

11) наличие общепринятое процедуры использования прецедентов судами.

3. Мусульманская правовая системаом волю................К странам мусульманского права относят Иран, Ирак, Пакистан, Саудовская Аравия, но следует сделать оговорку, что на сегоднешний день в Мусульманских странах Египет, Турция наряду дейсвтует и светское право также. Характеризуя мусульманское право выделяют:

1) религиозный характер права.

2) источником права являются религиозные нормы, в которых наибольшее внимание уделяется не правам, а обязанностям человека.

3) отмечаеися 2степенняя роль и значение НПрегулирования.

4) казуальный характер норм мусульманского права.

5) мусульманскре право основанное на оригинальных источниках не имеет систематизации и деления на отрасли и не выделяет частное и публичное право.

6) постоянство и неизменность основ карана и формулировок мусульманского права.

7) отсутствие категории субъективного права (акцент смещен на обязанности индивида перед Аллахом).

8) простота мусульманского судопроизводства.

9) основным источником мусульманского права является Каран, правовые положения Карана включают в себя строфы, посвященные личному статусу, вопросам гражданского и уголовного права, судебной процедуры, экономики, финансам и международному праву. Второй по важности источник-Сунна, содержит не только правовые положения, но и значительную часть нравственно0ралигиозных предписаний. 3 источник — Иджма, основана на каране и сунне, это источник для рассмотрения и разрешения правовых вопросов, судья не может сам толковать положения Карана и Сунны, а основывает свое решение на книгах, содержищих решения авторитетных исламских правоведов, поэтому Иджма — практический источник мусульманского права. 4 источник — Кияз — суждение по аналогии, предписывающее применение Карана, Сунны, Иджмы к новым сходным случаям. Применение Кияза не ведет к созданию новой нормы, а направлено на разрешение частного случая.

Основной источник права — это законы и прецеденты, наличие писанной К. США 1787 г.

 

ПРАВО. И ПРИЗНАКИ ПРАВА.

Право – это система общеобязательных формально определенных норм принимаемых или санкционируемых государством обеспечиваемых государством, выражающие общие и индивидуальные интересы населения страны, регулирующие общественные отношения.

Право – это обусловленное природой человеком и обществом и выражающие свободу личности система регуляции общественных отношений которой присущи нормативность, формальная определенность и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Малько А.В.: Право – это система общеобязательных формально определенных юридических норм выражающих общественную и классовую волю устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Выделяют две группы признаков права:

1) Общие признаки права

2) Специфические признаки права

   
1. Правовые нормы устанавливаются государством в официальных актах. Нормы права охраняются в необходимых случаях принудительной силой государства Право представляет собой систему норм обязательных для всего населения проживающего на территории государства. 2. Право имеет свой предмет отражения (воздействие) – это государство, власть, порядок в обществе 3. Право выражает идеи справедливости и свободы 4. Право служит типовым регулятором общественных отношений 5. Формальная определенность права: - проявляется в четкости однозначности законодательных предписаний (право выражается с помощью четких языковых форм) нормы права обладают своей логической культурой. -право существует в особых признаваемых государством формах (норма права, религиозный текст) 7. праву свойственна специфическая форма выражения законодательства. 1. право – это возведенная в закон воля. Право выражает волю и интересы определенных слоев населения либо большинства общества (подчеркивается волевой характер права). 2. системность права (обладает своим внутренним делением на составные элементы отрасли подотрасли институты права) 3. динамизм права (интенсивная смена норм права) 4. право это равный масштаб по отношению к разным людям.

 

Функции права – это основные направления правового воздействия на общественные отношения. Признаки функций права:

1. Вытекают из сущности права и определяются его назначением в обществе.

2. Выражают наиболее существенны черты права и направлены на решение основных задач стоящих перед правом на данном этапе развития общества. (подчеркивается социальная ценность права)

3. Характеризуют направление активного воздействия на общественные отношения

4. Отличаются постоянством, т.е. непрерывностью и длительностью действия.

Виды функций права:

1. Социальные функции: социальные функции это основные направления правового воздействия на определенные сферы общественной жизни: экономическую, политическую, социальную (в узком смысле), информационную, воспитательную и др.

- право выполняет экономическую функцию (правовое обеспечение экономических отношений закреплений форм собственности.)

- политическая (правовое обеспечение деятельности субъектов политической системы воздействие на политическую жизнь общества)

- социальная функция (в узком смысле) правовое воздействие по урегулированию трудовых пенсионных отношений, медицинского обеспечения сфер науки, образования и культуры.

- воспитательная функция (это правовое воздействие на духовную сферу жизни общества)

- информационная функция правовое воздействие на СМИ.

2. Собственно юридические функции:

- регулятивная функция – устанавливает позитивные правила поведения, организует общественные отношения, координирует социальные взаимосвязи:

1) регулятивно-статическая функция права – те закрепление в нормативных актах прав свобод и обязанностей субъектов права.

2) регулятивно-динамическая функция выражается в установлении правового механизма призванного обеспечить эффективную реализацию правовых предписаний.

- охранительная функция выражается в охране общественных отношений от противоправных посягательств.

Формы осуществления охранительной функции права: - закрепляет в нормах права запреты на совершение социально опасных деяний – устанавливает санкции за нарушение запрещающих норм – определяет порядок привлечения к юридической ответственности а так же применения иных мер принуждения и круг уполномоченных органов которые будут применять санкции.

 

ТОЛКОВАНЕ НОРМ ПРАВА.

В теории права преобладает понимание токование как единого процесса познания смысла правой нормы, состоящего из уяснения юридической нормы и ее разъяснения.

Под толкование в праве необходимо понимать как внутренний мыслительный процесс происходящий в сознании субъекта применяющего правовую норму так и его внешнее выражение представляющее собой объяснение содержащегося в норме права смысла воли законодателя объективированное в форме официального акта государственного органа (либо в форме неофициальных рекомендаций и советов общественных организаций или отдельных лиц).

Толкование – это индивидуально волевая деятельность по уяснению и разъяснению смысла правовых норм в целях их эффективной реализации.

Толкование состоит из двух элементов:

- толкование уяснение: внутренний мыслительный процесс, не выходящий за рамки сознания самого интерпретатора.

- толкование разъяснение: это деятельность которая следует за уяснением и состоит в объяснении и изложении смысла норм права другим участникам отношений.

Почему необходимо толкование норм права:

1. Норма права носит общий характер, а применение её необходимо в конкретной жизненной ситуации, к конкретным людям а законодателю необходимо использовать краткие формулировки применяя в процессе правотворчества определенный набор приемов и средств юридической техники (термины, юридические конструкции, система отсылок и т.д.) это в определенной мере затрудняет процесс уяснения нормы права.

2. Правовые нормы содержат много специальных приемов, оценочных категорий понятия естественных наук.

3. Несовершенство и неадекватное использование законодательной техники, отсутствие точного языка нормативно правовых актов в связи с чем законодателю не всегда удается добиться предельной ясности формулировок недвусмысленности и доступности их восприятия. Неоднозначность выражения мысли законодателя в правовом акте порождает различную, а иногда противоположную его интерпретацию правоохранительными органами. И в данной ситуации возникает необходимость только уяснить подлинный смысл правой нормы но и объективировать эту деятельность в виде акта официального толкования. Разъясняющего значение определенного термина или конкретизирующего значения отдельных частей правовых норм и порядок их применения

4. Объективным фактором предопределяющим необходимость разъяснения является системность права. Применяя какую либо норму права необходимо учитывать её взаимоотношения с другими нормами права.

Значение процесса токования норм права:

- толкование норм права это важное условие эффективной реализации норм права

- толкование обеспечивает правильное и единообразное понимание применяемых норм права на всей территории страны.

- способствует устранению пробелов и коллизий в действующем законодательстве.

- неправильное истолкование нормы права является грубым нарушением законности и достаточным основанием для отмены или изменения вынесенного решения.

Виды токования:

1) По объему (объемом токования принято называть результат соотношения буквального текста и действительного содержания юридической нормы):

- буквальное (адекватное) – это толкование, при котором смысл и словесное содержание совпадают, например ст. 41 семейного кодекса.

- ограничительное толкование – в случаях, когда словесное содержание нормы права шире её подлинного смысла.

- распространительное толкование имеет место в случаях когда словесное содержание нормы права уже её истинного смысла. (например: судьи независимы)

2) по субъектам:

- официальное толкование дается уполномоченным на то субъектам содержится в специальном акте, влечет юридические последствия и является обязательным для адресата. Официальным толкованием в РФ могут заниматься только определенные законодательством государственные органы (высшие судебные органы, правительства РФ, федеральные министерства, генеральный прокурор РФ). Характерная особенность официального толкования это форма и порядок осуществления, т.е. в процессе толкования орган разъясняющий норму права издает акт толкования, т.е. интерпретационный акт.

3) В зависимости от отношения государственного органа толкующего норму права к источнику её создания выделяют аутентическое и легальное толкование

- аутентическое толкование представляет разъяснение нормы права органам ранее её установившем издав правой акт правотворческий орган вправе дать ему необходимые разъяснения следовательно правотворческие органы в пределах своей компетенции могут быть субъектами аутентического толкования. Легально толкование дается органом получившим на это специальные полномочия, т.е. разъяснение смысла правой нормы производится органом не являющемся её создателем. В данном случае акт токования будет иметь официальный характер при условии что орган осуществляющий толкование имеет на то необходимые полномочия, круг этих о органов определен законодательством и достаточно широк.

Казуальное толкование – это разъяснение правовой нормы обязательное только для конкретного случая, казуса, оно дается компетентным органом по поводу рассмотрения конкретного дела имеет отношение к определенным лицам и не обладает общеобязательными свойствами. Цель казуального толкования это правильное юридические разрешение определенной жизненной ситуации, установление конкретных субъективных прав и юридических обязанностей. Казуальное толкование применяется при рассмотрении судебными органами уголовных или гражданских дел.

- неофициальное толкование (бывает устное, например разъяснение нормы права судьей адвокатом прокурором либо письменное это периодическая печать либо комментарии)

Доктринальное толкование - дается ученными либо юристами практиками в узкой сфере законодательства, научно-исследовательскими учреждениями в научных статьях монографиях, научных комментариях к законам экспертных заключениях. Основное отличие доктринального от профессионального толкования заключено в глубине исследования объекта познания высоком уровне и степени систематизации. Данный вид деятельности не являясь юридически обязательным оказывает большое влияние на правотворческий и правореализационный процессы.

Профессиональное толкование – реализуется в интерпретационной деятельность субъектов имеющих поделенную юридическую подготовку обладающих высоким уровнем знаний в сфере права в компетенцию которых не входит правомочие официального толкования. Как правило это работники органов юрисдикции прокуроры судьи адвокаты юрисконсульты. Виды и формы толкования применяемые ими могут быть различными. Например, консультации и разъяснения по юридическим вопросам устные и письменные справки по законодательству, проверка на соответствие законодательству проектов документов правового характера.

Обыденное толкование – это уяснение и разъяснение содержания нормы права осуществляемое любым человеком не имеющим специальных юридических знаний. Существуют две основные отличительны черты данного вида толкования:

1. Толкованию подвергаются любые правовые нормы связанные с реализацией конкретных прав и обязанностей субъекта, а истинность результата праворазъяснительной деятельности зависит от уровня правовой культуры интерпретатора.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 3581; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.96.159 (0.137 с.)