Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 32 Соотношение права и закона.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. классический подход Вадик Сумбатович Нерсесянц право, как: • сущность - существует объективно и не зависит от воли законодателя, • явление (позитивное право) — зависит от воли законодателя. Нерсесянц дает определение права. Право - это формальное равенство всеобщая равная мера, всеобщая свобода и справедливость. Данные определения права фиксируют понимание права, как самостоятельной сущности. Указанные объективные свойства права и характеризуемая ими сущность права относятся к определениям права в его различении с законом, т.е не зависят от воли законодателя. К данному исходному определнию сущности права в процессе позитивации права, т.е выражении его в виде законов добавляется новое определение: государственно-властная общеобязательность того, что официально призанется и устанавливается, как закон в определенное время и в определнном социальном пространстве. При этом мы имеем дело с установлением закона как правового явления, т.е правового закона. Правовой закон-это адекватное и полное выражение права в его официальной признанности, общеобязательности, определнности и конкретности. В смысловом контексте различение права и закона очевидно, что общеобязательность закона обусловлена его правовой природой и является следствием общезначемости объективных свойств права, показателем социальной потребности и необходимости властного признания, соблюдения, конкретизации и защиты принципа и требования права в соответствующих официальных актах и установлениях. Из смысла концепции различения и соотношения права и закона вытекает, что определние позитивного права включает 2 характеристики: 1) первая — содержит обоснование права, как сущности, 2) вторая — права, как явления. Право формулируется Нерсесенцем, как право — это соответств. требованиям принципа формального равенства система норм, установленныз или санкционированных госуд-м и обеспеченных возможностью госуд. Принуждения. Процесс позитивации права, его превращение в закон наряду с необходимостью учета объективных, сущностных свойств права зависит от социальных, эконом., полит., духовных, культурных и законотворческих факторов.
2. Жилин Геннадий Александрович - судья Конст. Суда, учитывает многоаспектость проблемы соотн. Права и закона и подчеркивает, что этот аспект рассматривается под углом зрения практического осуществления права на судебную защиту и при этом исходит из различия права как объект. Регулятора общ. Отношений и закона, как формы выражения права. Законы не всегда адекватно выражают право, следовательно от правовых законов следует отличать неправовые законы, которые не должны применяться судами и законодательством. Этот тезис вытекает из положений К. РФ, провозгл. РФ демократическим правовым государством, правовая система которого ориентирована на понимание права, как общеобязательной формы равенства, свободы и справедливости, где критерием выступает человек, его права и свободы, которые должны определять смысл, содержание и применение законов, а также деятельность всез органов гос. Власти, в том числе и суда.
3 подход Позитивистский подход к соотношению права и закона (Легистский позитивизм) Право =закон Легизм – отождествление права и закона Легизм рассматривает право как систему общеобязательных норм, охраняемых силой гос принуждения, безотносительно к содержанию нормативных установлений Родоначальниками легисткого направления явл Гобс и Остин Суть подхода к праву у этих ученых и их последователей состояла в трактовке права как приказа суверенной власти, обращенного к подданным Гобс «правовая сила закона состоит только в том, что он является приказом суверена» Остин «право – это агрегат правил, установленных политическим руководителем или сувереном» 20.09.12Вопрос 23 Гражданское общество и государство. 1. Развитие идеи гражданского общества. 2. Гражданское общество- понятие, принципы, структура. 3. Условие функционирования гражданского общества. 1. Понятие гражданского общества сформир. Давно, но в отечеств. науке это явление стало предметом исследования относительно недавно. Многие ученые при определнии гражданского общества опираются на марксистский подход и полагают, что общество — это совокупность общественных отношений, а не множества людей(Спиридонов0, либо общество — это совокупность общ. Отношений, к которые вступают люди в процессе своей жизни и дейтельности(СЫРЫХ), либо общество — это такая совокупность людей, в которой индивиды связаны между собой интересами, имеющими постоянный и объективный характер(Хропанюк В.Н). При соотношении понятий общество игражданское общество следует учитывать, что гражданское общество — это часть общества, т.е социума, сложившаяся в сфере материального и духовного производства за исключением государства, как организации его политической власти (Сырых). В юридич. науке нет единого понятия гражданского общества. Суть противоречий сводится к следующему: 1) следует ли включ. в содерж. гражд. общества политич. отношения на ряду с экон., соц., дух-ми и т.д. Исторически термин гражд. Общество обозначает общество (неполитическое сообщество людей) в его различие и соотношении с государством (политическим сообществом). Гражданское общество — это не общество граждан, как политических субъектов, а сообщество частных лиц, носителей частных целей и интересов. Данный подход основан на взглядах Гегеля, полагавшего, что гражданское общество — это система потребностей и их удовлетворение по средствам труда в условиях формального равенства всех людей, это утверждение частной собственности и свободной частной инициативы. Политические отношения, т е отношения, складывающиеся в сфере борьбы за власть не характерны для гражданского общества, где приоритетом являются материальные и духовные потребности, которые и составляют его основу. Политч. Отношения возникают между субъектами политической системы общества, которая выступает в виде совокупности государственных органов, политических партий, ассоциаций, объединений, образуемых гражданским обществом. 2) Момент возникновения гражданского общества. По Гегелю гражданское общество возможно только «в современном мире, который противостоит дикости, неразвитости, нецевилизованности, под этим миром подразум-сь классич-е буржуазное общество. Данный подход частично разделяет Лейст, он полагает, что гражданское общество возникает только в условиях рынка, экономической свободы, т е только в новом времени. Данная группа ученых считает, что гражданское общество возникает вместе с появлением частной собственности, гражданское общество возникает гораздо позже общества как такового, но появляется тогда и там, когда и где формируется государство. Свободные индивиды появляются впервые, как субъекты права и государства в политически — организованном сообществе. Данный подход базируется на учении Карла Маркса (немецкая идеология). Следовательно гражд-е общество возникает вместе с государством, проходит тот же путь исторического развития и степень его развитости определяется степенью развитости всего общества на соответствующем этапе. 3) Выявляется противоречие при соотношении гражданского общества и государства. Ряд ученых считает, что государственная власть — это основа стабильности общества, совершенствование общественных отношений, другие ученые считают, что государство — это зло, обуславливающие все общественные пороки (теория ликвидации гос. власти, представители — анархисты). Гегель определял гражданское общество в виде совокупности экономических отношений и отмечал, что в силу этого оно сосредотачивает худшие стороны общественной жизни — торгашество и спикуляцию, обществу противостоит благо, т е государство, которое в состоянии искоренить всё общественное зло и гражданское общество таким образом представляет частный интерес, а государство всеобщий интерес. Существует мнение, что гражданское общество противостоит государству, во имя обеспечения демократии и свободы личности любой, в том числе государственной власте должно корреспондировать, а иногда и противостоять гражданское общество, которое является открытым, демократическим, антитоталитарным, саморазвивающимся обществом, в котором центральное место занимает человек личность. В то же время государство, как публичная власть, призванная охранять и закреплять всеобщий интерес противостоит гражданскому обществу в сфере господства частного интереса, где идет борьба всех против всех. Есть и иной подход, согласно которому недопустимо жесткое размежевание государства и гражданского общества. Морозова Л.А.: обосновывается усилинение проникновения государства в сферу гражданского общества, которое выражается в усилении правового регулирования деятельности гражданского общества в социальной направленности современного государства и в большем влиянии государства на экономические процессы. Гражданское общество и государство объективно взаимодействуют друг с другом, гражданское общество формирует государство для реализации своих интересов, определяет направление его деятельности и контролирует его органы. Гражданское общество — это ситема отношений, в которые вступают индивиды и которые основаны на их частных интересах, направленных на удовлетворение экономических, социальных, культурных и иных (неполитических) потребностей.
Этапы становления гражданского общества: 1. Античность, Средние века, Эпоха возрождения (до 16 века) — зарождение концепции гражданского общества, осуществляется разработка отдельных фрагментарных положений гражданского общества. На данном этапе государство и гражданское общество отождествляются. (Платон, Аристотель, Цицерон). Впервые понятие гражданского общества встречается у Аристотеля, который называл его политическая общность — политическое сообщество определялось, как публичная этико-политическая общность свободных и равных граждан, существующая в условиях, основанных на законе, системы правления. Платон обосновал идею справедливого и добродетельного общественного устройства. Цицерон — закон явяляется связующим звеном между государством и гражданским обществом, а право, установленное законом является одинаковым для всех. 2. с 16-18 века. Происходит обоснование концептуальных положений гражданского общества и этап формирования теории гражданского общества. (Жан Жак Руссо, Герг Гегель и Имманул Кант). Руссо - гражданскому обществу соответствуют не все, а лишь прогрессивные формы гос. устройства, основанного на естественно-правовых договорных началах. Гегель — гражданское общество — это сфера частного интереса, охватывающая семью, сословные отношения, религию, право, мораль, образование и вытекающие из них взаимные связи субъектов. Кант — дает философское обоснование идей гражданского общества. Человек все должен создавать своими силами и отвечать за содеянное (ответственность человека за свои поступки), человек должен самосовершенствоваться, причины самосоверш-я людей -это столкновения интересов и необходимость их защиты, а условиями самосоверш-я людей — это законодательно-обеспеченная гражд-я свобода. 3. Становление и развитие гражд. Общества, как целостной филос-ой и политико-юридической концепции. (Десницкий, Сперанский, Пестель, Муравьев, Огарев, Радищев). Десницкий - «Представление об учреждении законод-ой, судит-ой и наказательной власти в Росс. Империи». Нерсесянц и Матузов — гражданское общество — это система неполитических самостоятельных и независимых от государства отношений, обеспечивающих условия для реализации частных интересов в различных сферах общественной жизни. Перевалов и Комаров — гражданское общество-комплекс всех общественных отношений, самостоятельных и независмых от государства, в которых реализуются интересы индивидов и коллективов. Признаки гражд-го общества: Гражд общество-общ. Свободных индивидов на экономич. уровне. Каждый индивид явяляется собственником и обладает средствами, необходимыми для его достойного существования. Политический уровень — индивид не зависит от государства в сфере политики, имеет возможность быть членом любой политической партии и участвовать в выборах. Социальный — принадлежность индивида к определнной соц. общности не явяляется абсолютной. Гражданское общество — открытое соц-е общество, обеспечивается свобода слова, доступ к информации, свободное перемещение, как внутри гос-ва, так и за его пределами, также общество открыто для сотрудничества с другими государствами. Гражданское общество — саморазвивающееся и самоупаравляемая система, индивиды действуют самостоятельно, отсутствует гос. принуждение. Гражданское общество — сложно-структурированная флюралистическая система, например в сфере экономики наблюдается многообразие форм собственности, негосударственных субъектов предпринимательской деятельности, в сфере социальной и политической — это многообразие общественных объединений и реализация интересов индивидов, духовная сфера — обеспечение свободы мировоззрения, вероисповедания и идеологии. Гражданское общество — это правовое демократическое общество, т е признаются и обеспечиваются и защищаются естественные права и свободы человека и гражданина и подчеркивается первичный характер власти народа. Принципы: 1. безусловное признание и защита естественных прав и свобод гражданина, 2. экономическая свобода рыночные отношения и многообразие форм собственности, 3. легитимность и демократический характер власти, 4. равенство всех перед законом и правосудием и надежные процессуальные гарантии прав личности, 5. политический и идеологический плюрализм, многопартийность, 6. свобода слова и печати, наличие независимых СМИ, 7. невмешательство государства в частную жзнь граждан, их взаимная обязанность и ответственность, 8. эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни граждан, 9. социальное партнерство и национальное согласие, 10. наличие правового государства, построенного на принципе разделения властей. Структура гражданского общества Гражданское общество имеет достаточно сложную внутреннюю структуру, центральным элементом, аккумулирующим интеллектуальную и волевую энергию общества является человек с его естественными потребностями и интересами, и составляющими частями структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые взаимосвязи между ними. 1) социальная подсистема (система социальных отношений, это основа гражданского общества, оказывающая определяющее влияние на его существование. Основные элементы соц. подсистемы: -семья; - МСУ (и отношения, возникающие в МСУ, защищенной законом от вмешательства государства с пресущими ей институтами и структурами); -общественные организации. 2) Экономическая подсистема. Маркс и Энгельс отмечали, что гражданское общество это форма общения, которая обуславливается производительными силами и в свою очередь их обуславливает. В основе производства материальных и нематериальных благ лежит созидательный труд членов общества, поэтому неотъемлемой частью экономических отношений являются трудовые отношения, субъектами экономических отношений выступают: хоз. Общества и товарищества, муниципальные и кооперативные предприятия, фермерские хозяйства и индивидуальные граждане. 3) Политическая подсистема — политические партии, общественные политические движения, общественные политические объединения. 4) Духовно — культурная подсистема — центральными в данной подсистеме являются отношения, связанные с образованием, которые явяляются фундаментом в развитии и воспитании человеческой личности и его состояние характеризует перспективы развития конкретного общества. Необходимыми для человека и общества являются отношения, обуславливающие возникновение и развитие науки, культуры, религии. Структурными элементами данной подсистемы являются -учреждения, образования и культуры, -церковь, -научные ассоциации, творческие объединения, - благотворительные фонды. 5) Информационная подсистема — информац-я система отношений складывается в результате бщения людей непосредственно друг с другом и через СМИ, в качестве структурных элементов могут выступать общественные муниципальные и частные организации, граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск СМИ. 6) Экологическая подсистема — экспертные группы и комиссии, экологический общественный и производственный контроль. Три этапа становления признаки принципы, проблемные вопросы в конце
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 660; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.89.152 (0.013 с.) |