Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет и Метод государства и права.

Поиск

Тема 1. Предмет и Метод государства и права.

Вопросы:

1. Правоведение как отрасль научного знания.

2. Объект и предмет науки ТГП

3. Метод изучения, виды методов.

4. ТГП в системе гуманитарных и юридических наук.

 

 

1.

Человек стремится познать окружающий мир, чтоб познав иметь и использовать возможность изменять его.

 

Наука – это особая форма познания окружающей действительности.

Сущность: накапливает, анализирует, систематизирует достоверную информацию.

Значение: научные знания позволяют понимать сущность происходящего вокруг, объяснить его, прогнозировать развитие и влиять на это развитие.

 

Наука – система достоверных, логически выверенных упорядоченных знаний о явлениях природы и общества, выраженных в абстрактных понятиях и категориях.

 

Научное понятие – мысленный образ изучаемого объекта, отражающих систему признаков, отличающих его.

 

Научная категория – системное и сложное понятие, использующееся для отражения сущности более сложных явлений.

 

Научная закономерность – устойчиво повторяющаяся связь между предметами и явлениями. (пр право и гос-во возникают одновременно).

 

Научные знания существуют только в системе, не противоречат, связаны, всесторонне изучают окружающие предметы.

Многообразие мира обуславливает многообразие наук.

 

Науки делятся:

  1. Технические: изучают технику (информатика).
  2. Естественные: изучают явления природы, ее проявления, закономерности ее развития.
  3. Гуманитарные науки: изучают человека и общество, формируют закономерности развития связей между личностями, между личностью и обществом, личностью и гос-вом.

 

Правоведение (юридическая наука, юриспруденция – система юр. наук):

1. Это системное знание, которое выстраивает свои положения на основе достоверных знаний.

2. Значение: выявляем закономерные свойства государственных и правовых явлений.

3. Знания выражаются в юридических понятиях, суждениях, категориях.

 

Система юридических знаний:

  1. Теоретико-правовые:

-ТГП

  1. Историко-правовые:

- История государства и права

- История правовых и политических течений.

  1. Отраслевые:

-уголовное право,

- гражданское,

-конституционное и другие.

  1. Правовые науки, связанны с отраслевыми, но имеют собственный предмет изучения: правовые органы, криминология.

5. Технико-юридические:

-криминалистика

  1. Международное право:

-публичное право (между публичными субъектами)

-международное частное право (между частными лицами).

 

Объект и предмет науки

Объект – стороны окружающего мира, сферы деятельности. Юридическая наука также имеет свой объект: она анализирует гос-во и право, изучает их в целом, их структурные элементы, закономерности. Правоведение изучает практику: систему отношений и процессов, имеющих место в правовой сфере, изучает явления, которые оказывают влияние на государственно-правовую действительность.

 

Юридический объект – государство и право, государственно-правовая практика, социальную политическую (не юридическую) практику.

 

Предмет – каждая правовая наука рассматривает объект с одной стороны. Это и есть предмет. Это система закономерностей и свойств объектов, изучаемых в рамках определенных отраслей знаний..

 

Особенность предмета ТГП.

  1. Изучает: общие сущности и закономерности государственной и правовой действительности.
  2. Изучаются наиболее важные свойства государственных явлений.
  3. Двуединство: государство и право рассматриваются неразрывно (в единстве).

 

Структура ТГП.

  1. Общие закономерности в развитии и функционировании ТГП.
  2. Наиболее общие свойства, раскрывавшие их функции
  3. Общие закономерности представлены в той неюридической части науки, в которой они влияют на государство и право.

 

Предмет ТГП: только теория, закономерности, свойства и другие сферы.

Объект ТГП – государство и право.

 

Метод изучения ТГП

Путь познания. Целостная система правил и способов, принципов, применяемых в изучаемый исследованиях для получения объективного истинного знания.

 

Все многообразие методов в ТГП можно подразделить на три группы:

  1. Общенаучные методы
  2. Частнонаучные методы
  3. Специальные методы.

Общенаучные: определяют общий подход исследования к познавательному процессу и объекту познания. Эти методы используются на всех этапах познавательного процесса и не зависят от отраслевой специфики науки. К ним относятся: метофизика, диалектика.

В Российской юридической науке наибольшее распространение получил диалектический метод познания, он позволяет изучать не только статичные состояния и структуру разнообразных явлений, но и их диалектику развития и взаимодействия различных явлений между собой.

 

Диалектический метод основывается на трех законах диалектики:

  1. Закон перехода количественных изменений в качественные.
  2. Закон единства и борьбы противоположностей.
  3. Законы, которые основываются на развитии политико-правовых явлений, и выражаются в отрицании отрицаний.

 

Законы диалектики находят свое проявление в правилах и категориях диалектической логики, эти правила устанавливают требования полноты, всесторонности, противоречивости, истинности и других требований научного познания. Практика используется в качестве критерия истинности полученного знания.

Частнонаучные методы: носят междисциплинарный характер и исследуются на определенных этапах познавательного процесса:

  1. Исторический
  2. Функциональный
  3. Системный
  4. Логический

Специальные методы в своей совокупности ориентируются на специфику познания предмета каждой науки. Поэтому ТГП использует формально-юридический метод, сравнительный метод, конкретно-социологический метод социально-правового эксперимента.

 

Место ТГП в системе гуманитарных и юридических наук.

В силу повышенной значимости государства и права в общественной жизни, данное явление в той или иной мере изучается всеми гуманитарными науками, однако исследование данных явлений проходит в них по-разному. Так философия анализирует закономерности развития природы, общества и человеческого мышления, определяет место и роль государства и права в общем историческом процессе. Экономические науки изучают влияние государства и права на экономическую жизнь общества. А политические науки – на политику.

ТГП занимает особое место в системе юридических наук. Эти науки делятся на 3 группы:

  1. Политико-правовые.
  2. Отраслевые
  3. Прикладные.

Особенность: в отличие от исторических наук, которые исследуют историю развития отдельных политических и правовых явлений, теория государства и права освобождается от всего конкретного и детально изучает лишь общие закономерности политико-правовых явлений.

В отличие от отраслевых наук, которые ограничены во времени и пространстве, ТГП изучает всю сферу политической и правовой жизни.

Взаимодействие ТГП с прикладными науками осуществляется через отраслевые науки.

 

 

Патримониальная теория.

Основоположники – Цицерон, Галлер. Патримония – право собственника на землю. Государство произошло от права собственника на землю. Лицу, которому принадлежит земля, принадлежит и власть над всеми проживающими на ней.

 

Договорная теория.

Основоположники – Гуго Гроций, Жан Жак Руссо, Монтеске, Локк. Суть: государство возникает в результате заключения общественного договора о проживании. Было время, когда люди не знали ни государства, ни права. В этом состоянии не было власти, которая могла защитить человека, гарантировать его права. Была война всех против всех. Для устранения этого люди объединились. Они договорились, что часть своих прав, присущих им от рождения, они передадут органу, который должен представлять их интересы и который возьмет на себя ответственность за обеспечение их прав. Таким органом стало государство. Если условия договора государством нарушаются, то народ имеет право на революцию.

 

Теория насилия

Основоположник – Карл Каутский и Гум Пович. Суть: государство возникает в результате насилия, завоевания менее сильных племен более сильными и организованными. Будучи инструментом организации, государство становится средством защиты завоеванных от посягательств других сильных племен.

Государство необходимо больше слабым племенам, чем сильным.

 

Еще теории:

Марксистская, эрригационная, инцестовая, материалистическая, органическая, спортивная, космическая.

 

 

Около 2-х млн. лет назад появляется человекоподобное существо. ~200 тыс. лет назад появляется человек разумный.

 

Первобытнообщинный – самый длительный период:

1) Ранняя эпоха – завершается биологическое развитие человека, люди живут маленькими группами, беспорядочно передвигаются с места на место. Пропитание – собирательство и охота. В конце этого периода формируется язык и орудия труда.

 

2) Средняя эпоха – этап становления родовой общины, совершенствования орудия труда, трудовых операций, зарождение производственной специализации на основе биологического фактора. Родственные общины объединились во фракции, племена. Формируются брачные отношения. Переход от эндогамной к экзогамной семье.

 

3) Эпоха распада родовой общины – формируются власть и органы управления первобытного общества, любой человеческий коллектив нуждался в организации. Средством этой организации была власть.

 

Власть – это такие отношения между субъектами, при которых один из них использует возможность влиять на поведение и волю другого. Отношения власти возникают с человеком и вытекают из биологического неравенства людей.

В первобытном обществе власть у старейшины, глав родов -> совет старейшин -> военные вожди -> совет вождей -> народное собрание (для решения наиболее важных вопросов каждый взрослый член рода имел право участвовать, особую роль в нем играли старейшины) -> колдуны и маги (выполняли функцию посредником между богом и людьми, хранили обычаи).

Структура общества.

Сформировалось 2 подхода понимания о-ва:

1.в широком смысле это совокупность всех историческим форм человеческой деятельности

2.в узком – конкретный тип социальной системы.

 

Эта система имеет сложную структуру и состоит из нескольких из элементов:

1. Субъектный – представлен индивидами, (свободными людьми)

2. Институциональный – это система институтов, сложившихся в обществе – церковь, наука, гос-во….

3. Нормативный – представлен системой всех правил, которые участвуют в регулировании общественных отношений

4. Коммуникативный – представлен системой связей между отдельными индивидами или институтами

5. Интеллектуально-информационный компонент.

6. Духовно ценностный компонент.

Четыре сферы:

  1. Экономическая
  2. Политическая (государство помещено в политическую сферу, природа гос-ва состоит в управлении)
  3. Социальная
  4. Идеологическая (представлена совокупностью всех ценностей общества)

 

Соотношение общества и гос-ва:

  1. различия
  2. взаимодействия о-ва и гос-ва.

Различия:

  1. по объёму – о-во и гос-во соотносятся как часть и целое, при этом о-во более масштабная организация, а гос-во его часть.
  2. время возникновения – о-во возникает раньше гос-ва, а гос-во порождается развитием общества и появляется на определенном этапе его существования
  3. по функциям – основной функцией гос-ва является управление социальными процессами, а о-во главным образом осуществляет интеграционную экономическую и коммуникативную функции.

 

Взаимодействия:

гос-во есть средство разумной организации общественной жизни,

но существование гос-ва не возможно без ресурсов и потенциала самого о-ва.

Диалектика взаимоотношений такова, что гос-ва управляет обществом, а последнее оказывает влияние на него и контролирует гос-во. К взаимоотношению современного гос-ва и общества подходят с точки зрения их партнерства, т е и гос-во и о-ва являются партнерами. Однако, такое соотношение существовало не всегда. В лит-ре сформулировано несколько моделей соотношения о-ва и гос-ва:

  1. когда гос-во в силу своей силы государство довлеет над о-вом вмешивается во все сферы и безраздельно господствует над о-вом.
  2. когда о-во оказывает активное, но не созидательное давление на гос-во.
  3. когда о-во и гос-во партнеры.

 

Задание: почитать о рыночной, распределительной и смешанной политических системах.

 

Вопрос 4

 

Типология государств:

Тип государства – это совокупность общих признаков, свойственных исторически обособленной группе государств. Это совокупность общих признаков, сущности и экономическая их основа.

Отечественная юридическая наука традиционно рассматривает

2 подхода к типологии государства:

  1. формационный
  2. цивилизационный

 

 

Формационный: разработан в рамках марксистской социально экономической теории. Согласно ему, тип государства определяется экономическим строем о-ва. Каждому типу о-ва соответствует определенный тип производственных отношений и сопутствующих им политических духовных культурных явлений. Производство – базис, в другие сферы жизни – надстройка.

Гос-во и право это надстроечные явления. Исходя из формационного подхода, причина смены типов гос-ва кроется именно в экономическом базисе. Исходя из изменений в экономическом базисе, выделяется 4 типа государства:

  1. Рабовладельческое (полит власть находится в руках господствующего класса);
  2. Феодальное;
  3. Буржуазное (капиталистическое);
  4. Социалистическое (выражает волю всего народа).

 

Смена типа гос-ва означает изменение в политической надстройке о-ва вызванное изменением способа производства.

Все гос-ва проходят все указанные типы в развитии (по Марксу). Каждый последующий тип является более развитым, а социалистическое государство последний этап в развитии гос-ва. Формационный подход содержит мысль о том, что гос-во отмирает.

 

Недостатки подхода:

Во первых: заданость исторического развития.

Во вторых: основное внимание уделено экономическим факторам.

В третьих: история свидетельствует, что социалистических тип не последний, и гос-во не отмирает.

 

Цивилизационный подход:

Он не является столь монолитным. И в его рамках сформировалось несколько направлений:

  1. теория цивилизаций
  2. теория эконом роста
  3. Теория конвергенции
  4. Теория индустриального общества

 

 

Теория цивилизаций – автор Тойнби. Он выделил 5 цивилизаций

 

Под цивилизацией Тойнби понимает замкнутое локальное состояние общества, отличающееся общностью социальных, религиозных, культурных демографических и т д признаков. В соответствии с совокупностью этих признаков в мировой истории выделяется 21 цивилизация. Они автономны и не связаны между собой. Не имея связей, цивилизации вымирают. И из 21 известной цивилизации 14 –не существуют, только 7 имеют место быть.

Теория стадии эконом роста: Ростоу (автор)

Тип гос-ва определяется уровнем потребления.

Чем выше уровень потребления, тем развитее государства. На основании этого выделяется 5 стадий 89053857535

  1. Традиционное общество
  2. Переходное общество
  3. О-во, переживающее процесс сдвига
  4. Созревающее о-во
  5. О-во высокого уровня высокого потребления.

Недостатки:

  1. Те признаки, которые предлагаются для критерий, большей степени подходят для типологий общества а не государства
  2. Основное внимание уделяется духовно-культурным факторам, которыми ничего объяснить невозможно.

 

Тема №4. Форы государства

Вопросы:

  1. Понятие и структура формы гос-ва
  2. Форма государственного правления: понятие и виды.
  3. Форма национального (государственного) устройства
  4. понятие и разновидности государственных режимов
  5. Многообразие форм государства в пределах одного и того же типа гос-ва.
  6. Особенности формы Российского государства.

 

Форма гос-ва - это всегда выражение его сущности и содержания. Она никогда не оставалась величиной константа и изменяется под влиянием различных факторов.

 

В рамках ТГП форма гос-ва рассматривается через анализ 3х ее составляющих элементов:

1. Форма правления – это элемент формы гос-ва отражающий порядок организации высших органов власти, а так же особенности взаимоотношения их между собой и с населением.

 

2. Форма территориального устройства - это элемент органов власти, показывающий территориальную организацию власти с учетом внутреннего деления территории на части и взаимоотношения частей и целого.

 

3. Государственный режим – это совокупность приёмов способов и средств используемых для осуществления государственной власти.

 

 

Форма гос-ва это – совокупность его внешних признаков, показывающих порядок образования высших органов, на территориальное устройство и на методы осуществления государственной власти.

 

Значение формы гос-ва

1. Она содействует формированию правосознания граждан.

2. Продуманная форма гос-ва способствует эффективной работе гос аппарата.

3. Обеспечивает решение возникающих в о-ве конфликтов.

4. Выступает символом единства нации и национальной государственности.

Факторы которые влияют на форму гос-ва:

  1. историческая традиция
  2. национальный состав населения
  3. влияние государственно-правового опыта государств метрополий на другие гос-ва
  4. расстановка политических сил борьба между ними

 

вопрос №2

Государственный режим

Методы и средства осуществления гос власти разнообразны, условно их можно разделить:

  1. состоит из методов либерализма, уступок
  2. диктатуры, насилия, давления

 

В зависимости от сочетания этих средств в политике гос-ва различают следующие государственные режимы:

1. теократический

2. тоталитарный

3. авторитарный

4. либеральный (полудемократический)

5. демократический

 

Делать схему для ответа:

Тип гос-ва (исходя из формационного подхода)

Анализ 3х структурных элементов формы гос-ва.

 

Рабовладельческий тип гос-ва: по форме правления может быть и республикой и монархией, монархия представлена древневосточной деспотией (Египет, Вавилон Китай), республика демократическая (Афинах, Спарта). По устройству: унитаризм и империей, деспотией и авторитарный режим: демократий, терания,

 

Феодальный тип – монархиями (все разновидности), республики (Новгород, Псков), устройство основывалось на основе восслитета-сузаренитета, режим авторитарный в монархиях, демократический в республиках.

 

Буржуазный тип – доминирует демократическая республика, но есть и ограниченная монархия; полит режим: демократический, авторитарный

 

Социалистический тип – не знает монархии, представлен только республикой, причем разновидностями социалистической республики были: Парижская коммуна, республика советов РСФСР, народно-демократическая республика – Китай. Корея, Куба

 

Особенности социалистической республики: объединение в одном лице всех органов власти, исполнительно-распорядительные органы подотчетны органам законодательной власти, высшие и местные органы объединяются в единую систему (советов), основанную на принципе демократии и децентрализма.

 

Вопрос № 6

Особенности формы государства российского изучить подробно на положения конституции РФ

 

 

Тема № 5: Государство в политической системе общества, функции государства.

Вопросы:

  1. понятие и структура полит системы общества, место государства в ней.
  2. понятие и классификация функций государства
  3. основные внутренние и внешние функции Российского государства
  4. Формы осуществления функций государства

 

Система: целое, составленное из частей, учение о политической системе, основано на общей теории систем Вертоламова и Богданова. И это учение развивается в рамках философии.

Политическая система – сложное образование, состоящее из нескольких структурных элементов:

  1. Институциональный (гос-во и не гос организации) - состоит из тех субъектов, кто осуществляет политическую деятельность.
  2. Нормативный - представлен политико-правовыми нормами, участвующими в регламентации отношений между субъектами полит деятельности.
  3. Коммуникативный - это полит отношения, возникающие в рамках полит системы между участниками этой системы
  4. Идеологический – представлен политическими сознанием и полит культурой
  5. Политическая практика.

 

Политическая система – это совокупность взаимодействующих между собой государственных и не гос институтов, связанных политико-правовыми нормами и сознанием, осуществляющих и организующих полит власть и обеспечивающих взаимно связь граждан и государства.

 

Виды политических систем:

В завис от роли гос-ва в экономике они могут быть:

1) распределительные – характеризующиеся распространением государственной власти во всех сферах общественной жизни и нахождением в ведении государства процесса создания и распределения созданного национального продукта;

2) рыночные – основанные на свободном предпринимательстве и товарно-денежном распределении материальных и духовных благ, когда государство обеспечивает только координацию деятельности субъектов, не вмешиваясь в их производственные действия;

3) смешанные – возникают в переходные периоды развития государственности и носят временный характер, постепенно переходят либо в рыночную либо в распределительную.

В зависимости от типа гос-ва системы бывают:

  1. Рабовладельческое (полит власть находится в руках господствующего класса);
  2. Феодальное;
  3. Буржуазное (капиталистическое);
  4. Социалистическое (выражает волю всего народа).

 

В зависимости от положения личности в о-ва, системы бывают:

1. авторитарные (традиционные)

2. демократические

В зависимости от характера отношений:

1. соревновательные

2. командными

3. социопримерительными

Функции политической системы:

  1. Определение стратегии общественного развития.
  2. Политическое целепологание (выработка целей развития общества)
  3. Упорядочение полит процессов и обеспечение представительства различных социальных групп (полит партии).

Субъекты политической системы:

Партии, движения, церковь, профсоюзы, молодежные организации, гос-во.

Организационные -

1. Организационно-хозяйственная – связана с обеспечением ежедневной деятельности государственных органов (ведения хозяйственной деятельности, отчетность, обеспечевание материальной)

2. Организационно-регламентирующая(принятие инструкций)

3. Организационно-идеологическая(правовое воспитание)

 

Тема № 7

Сущность права

Вопросы:

3) Основные направления учения о паве и их хар-ка

4) Понятия, признаки, сущность права. Право в объективном и субъективном смыслах слова.

5) Принципы права

6) Функции права

7) Соотношение экономики, политики и права

8) Правовая система и право, их соотношение. Хар-ка основных правовых систем современности.

9) Правосознание, правовая культура.

 

В числе наиболее известных направления учений о праве являются:

Историческая школа

Сложилась 19 веке в Германии. Основоположники: Гуго, Пухта Савиньи.

Суть: Отрицает возможность существование единого для всех права, исходило и того, что для каждого народа есть свое свойственное только ему право, не похожее на право какой-либо другой страны. Право каждого народа определяется исторически присущим ему народным духом. Поэтому право есть проявление этого народного духа, и выражает общее сознание, убеждения этого народа. Каждое право – результат исторического процесса, живет и существует за счет преемственности, развивается и передается «с молоком матери» от поколения к поколению без борьбы и напряжения, постепенно овладевая умами людей, проявлять постепенно в их поступках. Возможность насаждения права сверху представители называли юридическим суеверием. На первое место в ряду этих суеверий, ставили предложения по заимствованию чужого законодательства.

Психологическая теория

Возникла в германии и Франции в конце 20 го века. Была разработана Петрожитским.

Суть: различается позитивное право и интуитивное право, истоки которого коренятся в психике людей и складывается из того, что люди переживают в качестве права. Позитивное право малодоступно людям, интуитивное – с ним человек сталкивается всегда в отношениях с другими людьми. На первый план выдвигаются переживания людей, которые заставляют либо совершать либо не совершать какие либо действия. Основным являются эмоции людей, которые подразделяются на 2 группы:

3) императивные (нравственные) эмоции – это односторонние переживания людей обязанности совершить что либо делать, при этом этому переживанию обязанности не соответствует переживание другого лица потребовать исполнение этой обязанности

4) императивно-отрибутивные – двухсторонние, при них переживания одним лицом обязанности по отношению к другому сосчитается с переживание другим права потребовать выполнение этой обязанности

Минусы: Петражитский под правом понимал правосознание и правоотношения и не разграничивал их. Несмотря на этот недостаток теория Петрожитского привнесла свой вклад.

Социологическая теория

С.А. Муромцев, Эрлих, Паунд. Она оформилась в начале 20го века. Основная мысль заключается в том, что "реально действующим правом является не то, которое содержится в законах, а другое "живое право", которое создается правоприменителями (судьями, юридическими лицами, административными субъектами)".

 

Акты, создаваемые государством, являются ничем иным, как голым стандартом, бланком, клочком бумаги, которые наполняются конкретным полезным содержанием в каждом случае требующем вмешательства правоприменителя. Именно по результатам его деятельности создается настоящее право, которое регулирует жизненные ситуации. При этом подчеркивается значение психического переживания правоприменителя того, что есть право. Эта школа с одной стороны приближает право к реальным условиям жизни, но с другой стороны не исключает, а даже обосновывает и оправдает административный и судебный произвол.

 

Реалистическая (самостоятельно).

Сущность права

Представляется, что сущность права можно выразить через свойства права как регулятора общественных отношений. Право является таким регулятором, который обеспечивает формальное равенство участников общественных отношений, гарантирует объективно необходимый баланс интересов частных лиц, общества и государства.

Сп = В + Р, где В - воля, Р - регулирование.

 

К наиболее существенным признакам права как средства регулирования отношений относятся:

1) Волевой характер - право является результатом выражения воли во вне. Если речь идет о выраженной в праве только государственной воле, то в этом случае говорят о праве, которое имеет классовый характер. Если говорят о воле общества, выраженной в праве, то говорят, что право носит общечеловеческий характер. Право - всегда воля, но не всякая воля является правом. Современное право - сбалансированное, сконцентрированное, выраженное в определенных формах воля всего общества. Определением баланса общественной воли в силу своих признаков занимается государство и выражает ее в исходящих от него общеобязательных установлениях, именуемых юридическими нормами.

2) Нормативность права - заключается в том, что оно представляет собой систему официально признаваемых и действующих в обществе юридических норм. Нормативность означает, что правила поведения, закрепленные в отдельных нормах, распространяют свое действие на неограниченное число сходных ситуаций и на неперсомифицированный круг лиц. Это позволяет создать единые типы поведения людей и избежать индивидуального регулирования повторяющихся однотипных общественных отношений. Нормативность способствует единообразному пониманию и применению правовых норм.

 

3) Общеобязательность - указывает на то, что правила поведения, закрепленные в правовых нормах, обязательны для исполнения всеми. Правда, из этого правила есть небольшое исключение.

 

4) Формальная определенность - право выражено в тексте правовых актов, в целях того, чтобы оно приобрело всеобщее значение.

 

5) Право обеспечивается государством - в случае нарушения правовых норм, государство реализует право на применение государственного принуждения, то есть за каждой правовой нормой потенциально стоит государственная сила.

 

6) Системность - право представляет собой систему взаимосвязанных правовых норм.

 

7) Институциональность - право представляет собой совокупность относительно самостоятельных институтов (нормы права, институт права, отрасль права).

 

Право - система общеобязательных формально определенных издаваемых и охраняемых государством от возможного нарушения правовых норм, которые выражают необходимый баланс общественных интересов и направленных на регламентирование общественных отношений.

 

Термин право имеет несколько смысловых значений. В юридической сфере право чаще всего понимается в объективном и субъективном смысле слова:

Право в объективном смысле - установленная государством система общеобязательных правовых норм. Это право объективно и существует независимо от сознания и форм конкретного субъекта.

 

Право в субъективном смысле - мера и вид юридически возможного поведения, зависящего от отдельного субъекта или личности. Другими словами субъективное право - конкретные права и свободы, предоставленные конкретному человеку, они основаны на праве объективном.

 

Принцип права

Исходные, основополагающие, определяющие идеи и положения, которые составляют нравственную и организационную основу функционирования и действия права. Традиционно в юриспруденции все многообразие принципов права делят на 3 большие группы:

 

1) Общеправовые принципы - лежат в основе всей системы права, относятся ко всем отраслям права и способствуют его единству (принцип гуманности, единства прав и обязанностей, демократизма и тд).

 

2) Отраслевые принципы - лежат в основе организации и функционирования отдельной отрасли права (принцип равенства сторон договора, принцип автономии воли сторон, субординации).

 

3) Межотраслевые принципы - одновременно являются основой функционирования нескольких отраслей. В частности, принцип состязательности - процессуальному права, диспозитивности - процессуальному, принцип презумпции невиновности - уголовному и административному праву.

 

Отраслевые и межотраслевые принципы являются средствами конкретизации общеправовых принципов.

 

Функции права

Функции права связаны с его действием и демонстрируют его регулирование. Функции права - наиболее существенные направления и стороны воздействия права на общественные отношения.

Функции делятся на:

1) Общесоциальные - политическая, экономическая, воспитательная, социальная, культурно-коммуникативная и тд.

2) Юридические - функции правового регулирования, представлены регулятивной и охранительной функциями. Регулятивная подразделяется на:

 

а) регулятивно-статическую – всегда связана с закреплением норм и институтов права того, что реально достигнуто.

б) регулятивно-динамическая – связана с обеспечением процесса, достижения определенного юридически значимого результата. В данном случае воздействие права обращено на реальные отношения между людьми.

Охранительная – функция негативного регулирования, направлена на обеспечение регулитивно-статической и регулитивно-динамическую функций: предупреждение и пресечение правонарушений и охрана права в целом.

 

Вопрос№5. Соотношение экономики, политики и права.

Наиболее существенное влияние на право оказывает экономическая и политическая жизнь общества. К вопросу о соотношении политики, экономики и права существует 2 подхода:

1. Сформировался в рамках марксистского учения о праве, содержание связано с детерминированием экономики и определением ею всех процессов происходящих в политической и правовой сфере. Экономика доминирует, является базисом.

2. Рассматриваемые явления равновесны и нельзя среди них обнаружить доминирующий элемент. Движущим фактором развития сфер общественной жизни являются интересы и потребности людей, иногда они первоначально закрепляются в праве, а потом проявляют себя в экономике и политике, иногда эти отношения возникают экономической сфере, затем закрепляются правом и влекут политические последствия.

 

Вопрос№ 6: Правовая система

Идея о правовой системе возникла в 80 е годы прошлого столетия, и связана с накоплением знаний о правовой действительности 0 накопленный материал не укладывался в существующие теории. К пониманию правовой системе 3 подхода:

1. Узкий подход – представитель Тихомиров предложил рассматривать правовую систему как совокупность 3х элементов: 1) цели и принципы правового регулирования. 2) разновидности правовых актов и их объединения; 3) системообразующие связи, обеспечивающие единство и целостность системы.

2. Широкий подход – представитель Синеков. Помимо собственно правовых явлений в правовую систему предлагается включать правоохранительные органы, местную и региональную правовую инфраструктуру, систему профилактики правонарушений и т.д.

3. попытка диталезировать первые 2 – Алексеев и Макушев. Предлагается в правовую систему включать только то, что имеет непосредстве



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.225.177 (0.013 с.)