Критерии изъявления частного и публичного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии изъявления частного и публичного права



1. личный интерес

2.предмет и метод

 

 

Тема 10 – Формы права и Система Законодательства.

вопросы:

1. понятие и виды форма права, хар-ка источников права

2. нормативно-правовые акты

3. закон и его верховенство в система актов. виды законов

4. подзаконные нормативно-правовые акты, понятие и виды

5. действие нпа.

6. Система законодательства, понятие, соотношение с системой права.

 

Форма права – это способ внешнего выражения и закрепления юридических норм. Выделяю несколько значений форм права:

1. с формами права связывается определение степени урегулированности общественных отношения и перспективы их дальнейшего развития.

2. форма является источником правой информации.

3. форма права приводит в порядок содержание права

4. наличие у формы права официальных реквизитов защищает право (от подделки), а так же от перекосов в случаях применения права.

 

Очень часто понятие нормы права отождествляют с понятием источник права.

 

Источник права – это объективные причины и факторы которые порождают право в обществе. Различают источники в 3х смыслах:

 

1. Источник права в материальном смысле – развитие реальных отношений и интересов влечет к необходимости правового регулирования.

2. Идеологическом смысле – идеи теории, доктрины по которым устанавливается право.

3. Юридическом смысле – это деятельность, связанная с созданием норм права и средства формализации этой деятельности.

 

Существует 4 основные формы права:

- правовой обычай

- правовой прецедент

- договор с нормативным содержанием

- нормативно-правовой акт

 

Правовой обычай – это правило поведения, сложившееся в следствие его фактического применения в течении длительного времени, в официальном документе не записанное, но признаваемое го-вом.

Черты:

- продолжительность существования,

- постоянность вступления,

- локальный характер, (распространяется в отношении небольшой группы общественных отношений, на небольшое территории);

- на правовой обычай делается ссылка в официальных актах и документах (правовой обычай санкционируется гос-вом)

 

ПРАВОВОЙ ПРЕЦЕДЕНТ – это решение государственного органа (административного или судебного) которое принимается за образец при последующем рассмотрении аналогичных дел. Правовой прецедент может мыть судебным или административным. Для правового прецедента характерно:

- казуистичность (означает что он максимально конкретен, и приближен к особенностям конкретной жизненной ситуации)

- множественность

- противоречивость

- гибкость

- создается высшими судебными или административными органами, с соблюдением особой юридический процедуры и подлежит опубликованию в соответствующих сборниках.

 

В российской системе прецедент не применяется так как судьи не обладают правотворческой деятельностью, однако отдельные элементы его существуют.

 

  1. Это связано с деятельностью конституционного суда, верховного суда, высшего арбитражного суда. Им принадлежит право разъяснения нижестоящим судам по вопросом судебной практике, и в них даются рекомендации по более подходящему применению правовых норм.
  2. Федеральный закон о конституционном суде (ст.43 ч.3, ст.47.1. и ст.75 п.9) найти постановление пренума верховного и высшиго орбетражного суда…

 

Нормативный договор – эта форма распространена в международном гражданском праве, где основной метод правового регулирования основан на свободе выбора

Признаки:

1.всегда содержит нормы права

2. заключается на добровольной основе, при условии соглашения

3. юридический принцип равенства сторон

4. Выражает общий интерес сторон (является выгодным)

5. механизм взаимной ответственности сторон за его нарушение.

 

Нормативно правовой акт – это изданный в особом порядке официальный акт – документ компетентного органа или лица, содержащий в себе норму права.

Признаки:

1. Государственно-властный акт компетентного органа

2. связан с нормой права, устанавливает, отменяет, изменяет ее

3. официальный акт – имеет реквизиты.

4. нпа принимается в особом процессуальном порядке

5. отличается особой внутренней структурой

6. является частью иерархической системы законодательства (если законодательства понимается широко).

 

Законы и подзаконные акты.

По порядку и субъекту принятия:

- акты принимаемые в порядке референдума

- актами органов гос власти

- договорными актами

- актами не государственных субъектов (в случае, когда гос-во делегирует такое право).

 

По сфере действия

- Общефедеральные

- Субъектов

- Органов местного

 

По сроку действия:

- неопределенного времени действия

- временные акты

 

Закон – это разновидность нормативно-правового акта, принятого в особом порядке, органом законодательной власти или народом в порядке референдума, обладающий высшей юридической силой, регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки:

  1. Принимается законодательным органом или народом
  2. высшей юридической силой (юридическая сила – свойство нпа, которое используется для определения места нпа в системе законодательства, зависит от субъекта и от характера норм)
  3. призван регулировать наиболее важные общественные отношения
  4. содержит нормы первичного характера
  5. в особом порядке

 

Виды законов:

по значимости:

- конституционные законы, (Конституция, федеральные общие законы)

- текущие законы

по сфере действия

- общефедеральные

- законы субъектов

- местного самоуправления

 

по отраслям права.

- Государственно-правовые

- Уголовно- правовые

- Гражданско-правовые

 

Подзаконный нпа – принятый уполномоченным гос органом нормативный документ, изданный на основе и в соответствии с законом в целях конкретизации и дополнений положений последнего.

 

Признаки:

1. субъекты издания нпа различны от тех кто принимает законы

2. подзаконные нпа не должны противоречить законам

3. особое предназначение подзаконных нпа.

Закон о моратории на смертную казнь: чем введен мораторий?

 

Виды подзаконных нпа:

1. Общефедеральные (указы и распоряжения президента(глубоко почитать) постановления правительства, приказы и инструкции министерств)

2. Подзаконные нпа субъектов (постановления, распоряжения указы приказы инструкции)

3.Нпа органов местного самоуправления – решения постановления, распоряжения.

4. Локальные подзаконные нпа (уставы, решения, распоряжения)

 

 

Важной хар-кой нпа является его практическое действие.

 

Действие нпа – это способность его порождать юр последствия, предусмотренные в нем. Действие устанавливается по 3м параметрам:

 

Во времени – действие определяется временем вступления его в законную силу, и моментом утраты им юридической силы.

 

Способы утраты:

1. по истечению срока

2. изменение обстановки, на которую был рассчитан этот акт

3. прямая отмена нпа, признание его не конституционным, (принятие нового, отменяющего)

4. фактической отмены (не указывается что предыдущий отменяется) правило – если есть новый акт, то именно он и применяется.

5. вступление в силу международного договора, которому противоречит внутригосударственный акт

 

по общему правилу нпа распространяют своё действия на отношения, которые возникли после вступления его в юр силу,(действует наперед), однако по настоящее время действует. (закон обратной силы не имеет)

из этого правила есть исключения:

акт действует вспять, в случае если:

1. в нем самом указано на это

2. когда акт смягчает ответственность

3. когда он каким-либо образом улучшает положение подозреваемого, подсудимого, отбывавшего наказания.

 

Действе в пространстве:

1. территориальный (закон о государственной границе, о континентальном шельфе)

2. экстерриториальный (территории посольств, военных кораблей под чужим флагом)

 

Действие нпа по кругу лиц:

1. общее правило – на всех лиц, находящихся на тер-рии гос-ва,

2. исключение – ведомственные акты распространяют только на определенное ведомство, акты ограниченного территориального действия ограничены по кругу лиц (ограничение на народов Крайнего севера)

 

 

термин законодательство:

1. совокупности только законов и только

2. совокупности всех действующих на тер-рии актов

3. совокупность всех существующих форм права

 

различие и не совпадения между понятиями НПА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО:

1. первичным элементом системы права является норма права, а законодательства – статья нормативного акта

2. система законодательства по объему представленного в ней материала шире чем система права: в содержание системы законодательства могут входить положения нормами пава не признаваемые – указание на цели и мотивы принятия нпа, программные положения и др.

3. в основе деления права на отрасли лежит предмет и метод, а в законодательства – только предмет.

4. структура системы права горизонтальный, системы законодательства – вертикальная.

5. система права носит объективный характер, а система законодательства подвержена влиянию субъективный факторов.

6.

 

 

Тема № 11.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.026 с.)