Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, функции и методология ТГП.

Поиск

Предмет, функции и методология ТГП.

Место ТГП в системе общественных и юридических наук.

Теория государства и права – это общественная наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права.

Предмет изучения ТГП составляют общие закономерности существования и развития государственно-правовых явлений.

Предметом ТГП выступают такие явления общественной жизни, как государство и право, основные закономерности их возникновения, развития и конечных судеб, их сущность, назначение и функционирование в обществе. А также особенности политического и правового сознания и правового регулирования, вопросы, касающиеся общих связей государства и права с иными общественными явлениями (экономикой, политикой, культурой, моралью и т.д.) и личностью (людьми).

Функции ТГП: (основные направления исследовательской деятельности):

1) Гносеологическая функция. -познания, изучения действительности. Изучение и объяснение процессов, происходящих в гос-но-правовой надстройке, определение их сущности и содержания, и тенденции развития.

2) Онтологическая ф. – учение о бытии. Общая теория отвечает на вопросы, что такое гос-во, право, как они возникли, какова их судьба в будущем.

3) Эвристическая ф. -искусство нахождения истины, новых открытий. ТГП открывает новые закономерности в прогрессе гос-но-правовых явлений.

4) Методологическая ф. вырабатываемые общей теорией методы познания гос-но-правовых явлений используются отраслевыми юр. науками как средство решения отраслевых теоретических проблем.

5) Идеологическая ф. присуща всем общественным наукам. ТГП неразрывно связана с политико-правовой идеологией, т.е. с совокупностью взглядов и идей относительно действующих в обществе политического режима, правопорядка, законодательства, правовой системы и т.д.

6) Воспитательная ф. проявл. в 3-х формах:

- имеет обучающее значение, т.к. призвана знакомить студентов с исходным понятием правовой науки;

- способствует воспитанию уважения к праву, закону, повышению правовой культуры;

- вооружает гос. органы, должностных лиц, СМИ правильными ориентирами в сфере гос-но-правовой жизни.

7) Практически – организаторская ф. ТГП разрабатывает рекомендации и предложения по совершенствованию действующего законодательства, улучшению правотворческой и правоприменительной деятельности гос-ва способствует своими выводами к принятию совершенных НПА и т.д.

8) Прогностическая ф. на основе выявленных закономерностей в развитии гос-ва и права общая теория выдвигает прогнозы (гипотезы) их дальнейшего развития.

ТГП – методологическая наука, т. к. формирует взгляд на окружающие нас явления действительности (как философия) и имеет своей задачей выработку и формирование системы понятий, лежащих в основе всех специальных юр. наук и обобщение результатов этих наук.

Методы

1) Общие методы. Они используются не только в теории государ­ства и права, но и в других науках. методы сравнения, анализа и синтеза, абстрагирования, системного и структурного подхо­дов, методы подведения менее общего понятия под более общее, восхож­дения от абстрактного к конкретному и другие.

2) Специальные методы. Они разрабатываются в рамках отдель­ных специальных наук и широко используются для изучения государ­ства и права. М атематические, статистические, психологические, кибернетические, конкретно-социологические и многие другие методы. Они вместе с другими методами позволяют взглянуть на государство и право с позиций негосударственно-правовых дисциплин, помогают создать более полное представление о государстве и праве.

3) Частные методы - они вырабатываются самой теорией государства и права и другими юридическими науками и используются только в пределах этих наук. К данной группе методов следует отнести сравнительно-правовой ме­тод, методы выработки правовых решений, методы толкования норм права и другие.

Собственно юридические методы. К ним относятся:

- сравнительно-правовой метод – состоит в сопоставлении различных гос-х и правовых систем, институтов, категорий в целях выявления черт сходства или различия между ними.

- формально-юридический метод – традиционный для юр. науки и составляет необходимую ступень в научном познании государства и права.

Раскрывая место ТГП в системе общественных наук, можно подчеркнуть, что это тоже общественная наука, т.к. она изучает явления, существующие в обществе.

Теснее всего ТГП связана с общественными науками как – история, философия, политология, социология, экономическая наука и др. Все эти науки изучают государство и право, но под своим углом зрения.

Т.о., определяя место ТГП в системе других общественных наук, следует отметить, что она не обладает монополией на рассмотрение государства и права, и у нее свой ракурс рассмотрения этих явлений по сравнению с др. общественными науками.

ТГП входит в систему юридических наук, объединенных общим понятием – юриспруденция, которую можно подразделить на 4 основные группы:

- теория государства и права как общетеоретическая и методологическая отрасль юридической науки.

- историко-правовые науки (ИГП, ИГПЗС, История политических и правовых учений – это есть история теории государства и права)

- Отраслевые юридические науки (Конституционное право, УП, ГП, ТП и т.д.)

- Специальные юридические науки (криминалистика, судебная медицина и т.д.)

Все перечисленные разновидности и группы юридических наук, за исключением теории государства и права, в качестве предмета исследования рассматривают лишь отдельные стороны проявления и развития государства и права, более или менее ог­раниченные сферы их функционирования и их отдельные струк­турные части.

Методологическая функция ТГП состоит в разработке положений о сущности, типе, формах и функциях государства и права, общих понятий государства, органа государства, государственного механизма (аппарата), права, нормы права, нормативного акта, отрасли права, правового института, акта применения права, правоотно­шения, субъективного права и юридической обязанности и т.д. Все отраслевые юридические науки руководствуются этими понятиями, в то же время все эти положения опираются на анализ и синтез соответствующих разносторонних данных специальных отрасле­вых наук о государстве и праве. Их фактический материал и тео­ретические обобщения — один из важнейших источников суще­ствования и развития теории государства и права.

Место ТГП в системе юр. наук можно подразделить на след. группы:

1) теоретико-исторические науки – ТГП, история гос. и права зарубежная и отечественная, история правовых и политических учений.

2) отраслевые юр. науки – гр. право, уг. право, конституционное право, административное, сейчас добавились и налоговое,, банковское,, экологическое, ПСО, атомное, космическое право. Отраслевые науки занимаются исследованием одной сферы государственно-правовой жизни.

3) прикладные юр. науки – криминалистика, суд. медицина, суд. психиатрия, суд. статистика и др.

4) организационные науки – судоустройство, организация прокуратуры, адвокатуры, нотариата и др.

5) международные науки – международное публичное, межд. частное право, морское, космическое право и др.

ТГП можно охарактеризовать как науку общественную, политическую, обобщающую, исходную, фундаментальную и методологическую.

 

 

Внутренние функции гос-ва.

Внутренние Ф. гос-ва – это основные направления деят-ти гос-ва по выполнению стоящих перед ним внутренних задач.

К внутренним функциям гос-ва относят: политическую, эк-кую, соц-ную, экологическую, налогообложения и фин. контроля, охраны прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка.

1) Политическая ф. все функции гос-ва носят политический хар-р. Политическая ф. составляет обеспечение народовластия; создание жизнеспособного демократического общества; позволяет установить в обществе своеобразный климат, благоприятно развиваться другим направлениям деятельности гос-ва.

2) Экономическая ф. – т.е. обеспечение благоприятных условий эк-го развития (в условиях распределительной – господство гос. собственности гос-во монопольно регулирует эк. отношения, или рыночной экономики – свобода предпринимательской деятельности и равенство всех форм собственности).

3) Социальная ф. – обеспечение общественного благополучия, т.е. достойной жизни и развития каждого человека, создание равных возможностей для всех граждан в достижении такого благополучия.

4) Экологическая ф. - обусловлена социальной обязанностью гос-ва обеспечить экологическое благополучие граждан и экологическую безопасность страны.

5) Налогообложение и финансовый контрольналоговая ф. призвана обеспечить и гарантировать практически все направления деятельности гос-ва.

Фин. контроль – один из видов гос. контроля за образованием, распределением и использованием всез ресурсов финансовой системы страны, в эту систему включаются не только гос. финансы, но и рынок ц/бумаг, валютные ценности и др.

6) Защита прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка – обеспечение прав человека и гражданина – главный критерий демократического гос-ва. Выполнение данной ф. осуществляются системой правоохранительных органной, среди которых большая роль принадлежит судам, ОВД, гос. безопасности и др.

 

Внешние функции гос-ва.

Внешние Ф. гос-ва – это основные направления деятельности гос-ва по выполнению стоящих перед ним внешних задач. Их выполнение обеспечивает полноправное существование гос-ва в современном мире, который становится все более взаимозависимым.

К внешним функциям гос-ва относят: обеспечение интеграции в мировую экономику, оборону страны, поддержание мирового порядка, сотрудничество с другими странами в различных видах отношений, в т.ч. в решении глобальных проблем современности.

1) Функция интеграции в мировую экономику – основывается на признании взаимозависимости гос-в в современном мире. Взаимозависимость охватывает широкий круг отношений, в т.ч. производственные, научно-технические, торговые, кредитные, транспортные и др.

2) Функция обороны – основывается на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности.

3) Ф. поддержания мирового порядка – предполагает создание условий для стабильного развития международного сообщества в условиях защищенности от внутренних и внешних угроз.

4) Ф. сотрудничества с другими гос-ми в различных сферах, в.ч. в решении глобальных проблем – ее фундамент составляет поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы каждого народа и человечества в целом, не могут быть решены на национальном или региональном уровне и требуют международного реагирования.

4) Борьба с международной преступностью (антитеррористическая функция): В

Конкретными действиями государств в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями.

Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ.

5) Участие в международной охране окружающей Среды:

 

Политический режим

Политический режим это совокупность приемов и способов осуществления гос. власти, показывающий степень участия населения в управлении гос-вом, итоговое полит. состояние в об­ществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных полит.сил, функцио­нирования всех полит. институтов и характеризует­ся демократизмом или антидемократизмом.

Признаки политического режима:

1)степень участия народа в механизмах формирования полити­ческой власти, а также сами способы такого формирования;

2) соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

3) гарантированность прав и свобод личности;

4) характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;

5) степень реализации политической власти непосредственно народом;

6) положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

7) место и роль негосударственных структур в политической сис­теме общества;

8) соотношение между законодательной и исполнительной ветвя­ми власти;

9) характер правового регулирования (стимулирующий, ограничи­вающий) в отношении граждан и должностных лиц;

10) тип политического поведения;

11) характер политического лидерства;

12) учет интересов меньшинства при принятии политических решений

13) доминирование определенных методов (убеждения, принужде­ния и т.п.) при осуществлении политической власти;

14) степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

15) принципы взаимоотношения общества и власти;

16) полит. и юр. положение и роль в обществе си­ловых структур гос-ва (армия, полиция, органы государствен­ной безопасности и т.д.);

17) мера полит. плюрализма, в том числе многопартийно­сти;

18) существование реальных механизмов привлечения к полит. и юр-ой ответственности должностных лиц, включая самых высших.

В основе лежат 2 принципа: принцип демократизма и принцип авторитарности.

Черты демократического режима: -народовластие; свобода личности в эк. сфере;гарантированность прав и свобод чел-ка и гражданина; осуществление гос. власти на основе принципа разделения властей; выборность и сменяемость органов гос. власти; наличие политико-правовых механизмов; наличие легальной оппозиции; полит. плюрализм (т.е. отсутствие единой общеобязательной идеологии; свобода мнений, убеждений, многопартийность).

Среди антидемократических режимов выделяют тоталитарный и авторитарный.

Тоталитарный режим – представляет собой всеобъемлющий контроль гос-ва над населением, всеми формами и сферами жизни общества и опирается на систематическое применение насилия или угрозу его применения.

Авторитарный режим – главная специфика состоит в том, что гос-вом руководит узкий круг – правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами.

 

 

Понятие гос-го механизма.

Механизм государства это целостная иерархичес­кая система государственных органов и учреждений, прак­тически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Механизм гос-ва понимается в 2-х аспектах: в узком смысле – как органы гос-ва, и в широком – как совокупность гос. органов и организаций.

Особенности механизма государства:

1. Это целостная иерархическая система государствен­ных органов и организаций. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целя­ми;

2. Первичными структурными звеньями механизма являются государственные органы и организации, в которых работают гос. служащие (чиновни­ки, иногда их называют управленцами).

3. Механизм служит средством осуществления гос. власти и функций гос-ва;

4. Для обеспечения государственно-властных велений механизм имеет орудия принуждения – тюрьмы, вооруженные силы и др.;

5. Сложность и многообразие органов гос-ва и гос-х организаций. Структура механизма изменчива и во многом зависит от изменения задач управления, которые стоят перед гос-м на том или ином этапе его развития.

 

Происхождение права.

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во мно­гом аналогичны причинам, породившим государство. Одна­ко между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами госу­дарства. Вековые, проверенные многими поколениями обы­чаи расценивались как данные свыше, правильные и спра­ведливые и нередко назывались "право", "правда". Наибо­лее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом).

Цари (правители) ранних государств, продолжая обще­социальные традиции обычного права, в своих законах пы­тались поддерживать начала социальной справедливости:

ограничивали богатство, ростовщичество, закрепляли спра­ведливые цены и т.д. Право с ранних этапов своего развития наряду с выполнением общесоциаль­ных функций играло важную роль нормативно-классового регулятора, т.е. регламентировало общественные отношения в интересах экономически господствующего класса.

Возникновение права — закономерное следствие услож­нения общественных взаимосвязей, углубления и обостре­ния социальных противоречий и конфликтов. Обычаи пере­стали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципи­ально новых регуляторах общественных отношений.

В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулирован­ные дозволения, обязательства, ограничения и запреты. Из­меняются процедура и порядок обеспечения реализации пра­вовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государ­ства это полиция, армия. Споры разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: значительно ужесточаются меры наказания за посягательства против личности, которые дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего — свободного, раба, мужчины, жен­щины.

Говоря об особенностях образования права, необходимо помнить, что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга. Так, на Востоке, где очень велика роль тра­диций, право возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а основными его источниками становятся религиозные положения (поучения) — Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.д. В ев­ропейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное, отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и определенности законодательство и прецедентное право.

Основные учения о праве.

Становление права есть процесс и результат целенаправленной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие и отношение к нему.

Множественность теорий правопонимания обусловлена различными национальными и региональными традициями, философскими и идеологическими воззрениями, историческими и социально – психологическими особенностями.

Существуют след. основные концепции права:

1) Естественно-правовая – право есть совокупность естественных прав человека (Гоббс, Локк, Радищев и др.).

Основные идеи: разделяется право и закон; право отождествляется с моралью; источник прав человека содержится в самой челов-кой природе (права даются либо от природы, либо от Бога).

2) Историческая – право есть совокупность правовых обычаев (Гуго, Пухта, Савиньи и др.).

Основные идеи: право – историч. явление; право – это правовые обычаи.

3) Нормативная – право есть пирамида не зависящих от сущего норм (Штаммлер, Новгородцев, Кельзен и др.).

Основные идеи: исходным явл. представление о праве как о системе норм; право это сфера должного, а не сущего;

4) Материалистическая – право есть возведенная в закон воля господствующего класса (Маркс, Энгельс, Ленин и др.).

Основные идеи: право как классовое явление; право – это нормы, уст-мые и охраняемые гос-м.

5) Психологическая – право есть правовые эмоции личности (Петражицкий, Росс, Рейснер и др.).

Основные идеи: психика людей – мораль, право, гос-во; понятие и сущность права выводятся из психолог-х закономерностей (правовые эмоции людей); правовые переживания делятся на 2 вида – позитивные (исх. от гос-ва) и интуитивные (личные, автономные)

6) Социологическая – право есть реализация законов, юр-кие действия (Эрлих, Муромцев, паунд и др.).

Основные идеи: разделяют право и закон; право – это юр. действия, практика, применение законов – «теория живого права»; формируют «живое право» – только судьи вв процессе.

Названные теории есть самые заметные вехи в процессе правопонимания, в изменении юр-го мировоззрения общества. Все эти учения не раз уже были востребованы практикой.

Принципы и функции права.

Принципы права – это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора.

Принципы подразделяются на свойственные праву в целом:

- общеправовые; - отраслевые; - межотраслевые.

К общеправовым относятся:

- п. справедливости (соразмерность труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание);- демократизм (право исходит от власти народа);- гуманизм (человечность, нет пыток, наказания);- юр-кое равенство всех перед законом и судом;- единство прав и обязанностей;- п. законности;- неотвратимость наказания.

К отраслевым относится:

- свобода труда (в трудовом праве); - принцип индивидуализации наказания (в УП);- всеобщность защиты гр. прав (ГП);- презумпция невиновности (в УПП).

К межотраслевым относят:

- принцип состязательности и гласности (в ГПП и УПП);- неотвратимость отв-ти (в ГП, УП, админ. праве);- равенство сторон (в ГП и Семейном праве).

Функции права – это основные направления правового воздействия на общественные отношения в целях их упорядочения, урегулирования и придания им необходимой стабильности, единства и динамизма.

1) - внутренние и внешние. Внутренние ф. права – это способы юр. воздействия на людей и общественные отношения, которые лежат в рамках самого права. Внешние ф. права – находятся как бы за пределами самого права и характеризуют право как социальный регулятор. К внешним ф. относят общесоциальные. Среди них выделяют:- культурно – историческую – право аккумулирует духовные ценности и достижения мировой культуры;- воспитательную – направлена на воспитание правосознания и формирование правомерного поведения;- социального контроля – удерживает от совершения неправомерных действий;

- информационно – регулирующую – информирует о возможности социально значимого поведения.

2) - регулятивную и охранительную. Регулятивная ф. вытекает из основного назначения права для жизни общества – упорядочить, регулировать общ-ые отношения, устанавливать позитивные правила поведения.

Охранительная ф. – направлена на охрану и защиту значимых общ-ых отношений и вытесняет нежелательных данному обществу отношений.

3) - компенсационную, ограничительную и восстановительную функции. Компенсационная ф. – направлена на ограничение некоторых действий лиц, ущемляющих права других.

Ограничительная ф. – направлена на ограничение некоторых действий лиц, ущемляющих права других. Права и свободы могут быть ограничены законом в интересах защиты основ конст. строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов др. лиц и т.д.

Восстановительная ф. – направлена на восстановление нарушенного права, прежнего правового положения, возврат незаконно отобранного имущества, восстановление на работе и т.д.

Оценочная функция позволяет праву выступать в ка­честве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков.

 

 

Структура нормы права.

Структура нормы права – это совокупность составляющих ее элементов, обеспечивающих ее функциональную самостсоятельность.

В науке принято выделять след. структурные элементы нормы права – гипотезу, диспозицию и санкцию. (ЕСЛИ-ТО-ИНАЧЕ)

Эти элементы должны обязательно присутствовать в норме права, отсутствие хотя бы одной из них делает норму ущербной.

Гипотеза нормы права определение круга лиц, которым адресована норма, а также обстоятельств, при которых она реализуется. Гипотезы нормы права бывают: простые, сложные, альтернативные.

Диспозиция нормы права содержит само правило поведения, права и обязанности субъектов правового общения, т.е. определяет меру дозволенного и должностного поведения. Диспозиция представляет собой ядро, сердцевину нормы права. Без диспозиции нормы права не существует.

Диспозиции нормы права бывают: абсолютно – определенные, относительно – определенные и бланкетные.

Санкция нормы права – указание на неблагоприятные последствия для ее нарушителей. Это меры принуждения, наказания, иного воздействия на правонарушителей, реакция гос-ва на такого рода деяния.

Санкция содержит меры не только наказания, но и предупредительного хар-ра (например, снос самовольно возведенного объекта, отмена админ. акта, привод, задержание и т.п.).

Санкции нормы права бывают: абсолютно – определенные, относительно – определенные и альтернативные.

 

 

Классификация норм права.

Под классификацией понимается распределение изучаемых объектов по классам на основании определенных критериев:

1) В зависимости от предмета регулирования нормы подразделяются по отраслям (уг-но-правовые, административные, гражданско-правовые, трудовые и др.).

Отраслевые нормы делятся: на материальные и процессуальные нормы.

Материальные нормы – предназначены для воздействия на общ-ые отношения путем прямого регулирования этих отношений.

Процессуальные нормы – закрепляют проц-ые формы, необходимые для осуществления и защиты материального права.

2) По форме предписания или по методу правового регулирования нормы права делятся на:

Императивные нормы – это строгое обязательное предписания, не допускающие какого-либо отступления или иной трактовки (это нормы уголовного, административного права).

Диспозитивные нормы – предоставляют субъектам возможность выбора варианта поведения в пределах закона или урегулированного отношения по своему усмотрению, но в законных пределах (характерны для ГП, СП, Тр.П, Предприним.П, Межд. П и др.).

Поощрительные нормы – предписания о предоставлении гос-м опредленных мер поощрения за полезный вариант действий субъектов, одобряемый гос-м и обществом (гос. награды, льготы, присвоение почетных званий).

Рекомендательные нормы –они устанавливают вариант желательного с точки зрения гос-ва поведения, имея в виду проявление субъектами высокой отв-ти, инициативы с учетом местных условий, возможностей и средств.

3 ) По средствам, используемых для регулирования общ-ых отношений, нормы права делятся на:

Обязывающие нормы –предписывают субъектам определенные действия (платить налоги и сборы, обязан сохранять природу и окруж. среду и т.п.).

Запрещающие нормы – или запреты, не разрешают совершение определенных действий (никто не может присваивать власть в РФ).

Управомочивающие нормы – представляют субъектам определенные права или возможности совершать положит-ые действия (права человека и гражданина на жизнь, на личную свободу, неприкосн-сть жилища и т.п.).

4) По выполняемым функциям делятся на

Р егулятивные нормы – содержат предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений.

Охранительные нормы – направлены на защиту правопорядка, прав и свобод человека, предусматривают меры наказания или иного юр. воздействия на правонарушителя.

5) По времени действия делятся на:

Постоянные нормы – применяются без определения срока действия, т.е. до отмены их другим актом.

Временные нормы – т.е. заключительные и переходные положения.

чрезвычайные нормы – вводятся в перод чрезвычайного положения.

6) По кругу лиц, на которых распространяется действие норм, делятся на:

Общие нормы – распространяются на всех, кто находится на территории данного гос-ва.

Специальные нормы – только на определенный круг лиц (военнослужащих, учащихся, пенсионеров, работников района Крайнего Севера и др.)

Исключительные нормы – делают исключение из общего правила.

7) Выделяют также локальные нормы – принимаются на отдельных предприятиях, в организациях, фирмах и т.п. и действуют только в пределах данной организации (правила внутреннего распорядка и др.).

 

Формы (источники) права.

Форма права – это способ выражения вовне гос-ной воли, юр-ких правил поведения.

Если исходить из общепринятого значения слова «источник» как всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки, то применительно к юр-ким явлениям следует понимать под источником права 3 фактора: 1) источник в материальном смысле (матер. условия жизни общества; форма собст-ти; интересы и потребности люде); 2) источник в идеологическом смысле (правовые учения и доктрины, правосознание); 3) источник в формально-юридическом смысле – это и есть форма права.

Источники права – это исходящие от гос-ва или признаваемые им формы выражения и закрепления норм права.

Выделяют 4 основные формв права:

1) Нормативный акт – это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений (К., законы, подзаконные акты и т.п.).

2) Правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее к правовым последствиям (напрмер, ст. 5 ГК РФ – отдельные имущ-ые отношения могут регулироваться обычаями делового оборота).

3) Юридический прецедент – это судебное и административное решение по конкретному юр. делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространен в США, Англии, Канаде – здесь публикуются судебные отчеты, из которых можно получить информацию о преценденте).

4) Нормативный договор – соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992г.; коллективный договор).

 

Частное и публичное право.

Юр. нормы можно подразделить на 2 большие группы:

- на частное и публичное право.

Для деления права на частное и публичное необходим характер правовых взаимоотношений между индивидуумом и гос. структурами общества. Если лицо явл. независимым субъектом права – такое право частное. Если субъект выступает как часть социального целого – такое право публичное.

К частному праву относят те отрасли, кот призваны обеспечить интересы частных лиц (гражд, банковское, страх, патентное).

К публичному праву относят отрасли государств, администр, уголовного права.

Их различие основывается на принципиальной разнице частных и публичных интересов и заключается в хар-ре и способах воздействия права на регулируемые общественные отношения.

Если частное право – область свободы и частной инициативы, то публичное – сфера власти и подчинения.

Частное право состоит из отраслей гр-го, предпринимательского, семейного права, а публичное – из отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного и др.

Выделяют след. критерии, в зависимости от которых нормы права относят к ЧП или ПП.:

1) интерес (если ЧП призвано регулировать частные интересы, то ПП – общественные, гос-ые);

2) предмет правового регулирования (если ЧП свойственны нормы, регулирующие имущ-ые отношения, то ПП – неимущественные;

3) метод правового регулирования (в ЧП господствует метод координации, то в ПП – субординация);

4) имущественный интерес участников отношений

(в ЧП - они характеризуются имущественной самостоятельностью).

В настоящее время в правовой системе России все больше утверждаются такие институты ЧП, как право наследуемого пожизненного владения, интеллектуальной собственности, возмещение морального ущерба и др.

 

Законность и правопорядок.

Законность – это сфера свободного волеизъявления субъектов, в к-рой они осуществляют любые действия, не запрещенные правовыми нормами. Законность -это принцип, метод и режим строгого и неуклонного исполнения всеми субъектами права действующего законодательства.

Принципы законности:

1) П. единства законности - предполагает единую направленность законности в области и правотворчества и правореализации на всей территории страны.

2) П. всеобщности – означает, что ее требования должны быть обращены ко всем в равной степени.

3) П. реальности – выражается в цели законности – достижение фактического осуществления в поведении и действиях требований правовых форм.

4) П. целесообразности – вытекает из ценности права для жизни общества как средства обеспечения организованности и порядка.

5) П. гарантированности – означает, что прочная законность невозможна в стране без действенных, эффективных механизмов ее обеспечения.

6) П. неотвратимости юр-кой отв-ти – характеризует юр. сторону законности. Суть составляет своевременное раскрытие любого правонарушения и назначение виновному адекватного наказания или иной меры воздействия.

7) П. взаимосвязи законности и культуры – проявляется в том, что законность не может функционировать без опоры на человеческие знания, опыт, общий кругозор, без осознания необходимости соблюдать законы, руководствоваться ими в повседневной жизни.

Правопорядок – это основанная на праве и сложившаяся в результате осуществления принципов законности такая упорядоченность общественных отношений, которая выражается в правомерном поведении их участников.

Правопорядок представляет собой цель правового регулирования, именно для его достижения издаются законы и другие нормативно-правовые акты, осуществляется совершенствование законодательства, принимаются меры по укреплению законности.

Важно иметь в виду следующие обстоятельства:

— во-первых, нельзя добиться правопорядка иными способа­ми, кроме совершенствования правового регулирования и обес­печения законности;

— во-вторых, укрепление законности закономерно и неиз­бежно приводит к укреплению правопорядка;

— конкретное содержание правопорядка зависит от содержа­ния законности, которое, в свою очередь, определяется рядом обстоятельств, рассматриваемых ниже.

 

Состав правонарушения.

Правонарушение – это противоправное



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 955; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.41.252 (0.017 с.)