Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет, функции и методология ТГП.↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Предмет, функции и методология ТГП. Место ТГП в системе общественных и юридических наук. Теория государства и права – это общественная наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права. Предмет изучения ТГП составляют общие закономерности существования и развития государственно-правовых явлений. Предметом ТГП выступают такие явления общественной жизни, как государство и право, основные закономерности их возникновения, развития и конечных судеб, их сущность, назначение и функционирование в обществе. А также особенности политического и правового сознания и правового регулирования, вопросы, касающиеся общих связей государства и права с иными общественными явлениями (экономикой, политикой, культурой, моралью и т.д.) и личностью (людьми). Функции ТГП: (основные направления исследовательской деятельности): 1) Гносеологическая функция. -познания, изучения действительности. Изучение и объяснение процессов, происходящих в гос-но-правовой надстройке, определение их сущности и содержания, и тенденции развития. 2) Онтологическая ф. – учение о бытии. Общая теория отвечает на вопросы, что такое гос-во, право, как они возникли, какова их судьба в будущем. 3) Эвристическая ф. -искусство нахождения истины, новых открытий. ТГП открывает новые закономерности в прогрессе гос-но-правовых явлений. 4) Методологическая ф. вырабатываемые общей теорией методы познания гос-но-правовых явлений используются отраслевыми юр. науками как средство решения отраслевых теоретических проблем. 5) Идеологическая ф. присуща всем общественным наукам. ТГП неразрывно связана с политико-правовой идеологией, т.е. с совокупностью взглядов и идей относительно действующих в обществе политического режима, правопорядка, законодательства, правовой системы и т.д. 6) Воспитательная ф. проявл. в 3-х формах: - имеет обучающее значение, т.к. призвана знакомить студентов с исходным понятием правовой науки; - способствует воспитанию уважения к праву, закону, повышению правовой культуры; - вооружает гос. органы, должностных лиц, СМИ правильными ориентирами в сфере гос-но-правовой жизни. 7) Практически – организаторская ф. ТГП разрабатывает рекомендации и предложения по совершенствованию действующего законодательства, улучшению правотворческой и правоприменительной деятельности гос-ва способствует своими выводами к принятию совершенных НПА и т.д. 8) Прогностическая ф. на основе выявленных закономерностей в развитии гос-ва и права общая теория выдвигает прогнозы (гипотезы) их дальнейшего развития. ТГП – методологическая наука, т. к. формирует взгляд на окружающие нас явления действительности (как философия) и имеет своей задачей выработку и формирование системы понятий, лежащих в основе всех специальных юр. наук и обобщение результатов этих наук. Методы 1) Общие методы. Они используются не только в теории государства и права, но и в других науках. методы сравнения, анализа и синтеза, абстрагирования, системного и структурного подходов, методы подведения менее общего понятия под более общее, восхождения от абстрактного к конкретному и другие. 2) Специальные методы. Они разрабатываются в рамках отдельных специальных наук и широко используются для изучения государства и права. М атематические, статистические, психологические, кибернетические, конкретно-социологические и многие другие методы. Они вместе с другими методами позволяют взглянуть на государство и право с позиций негосударственно-правовых дисциплин, помогают создать более полное представление о государстве и праве. 3) Частные методы - они вырабатываются самой теорией государства и права и другими юридическими науками и используются только в пределах этих наук. К данной группе методов следует отнести сравнительно-правовой метод, методы выработки правовых решений, методы толкования норм права и другие. Собственно юридические методы. К ним относятся: - сравнительно-правовой метод – состоит в сопоставлении различных гос-х и правовых систем, институтов, категорий в целях выявления черт сходства или различия между ними. - формально-юридический метод – традиционный для юр. науки и составляет необходимую ступень в научном познании государства и права. Раскрывая место ТГП в системе общественных наук, можно подчеркнуть, что это тоже общественная наука, т.к. она изучает явления, существующие в обществе. Теснее всего ТГП связана с общественными науками как – история, философия, политология, социология, экономическая наука и др. Все эти науки изучают государство и право, но под своим углом зрения. Т.о., определяя место ТГП в системе других общественных наук, следует отметить, что она не обладает монополией на рассмотрение государства и права, и у нее свой ракурс рассмотрения этих явлений по сравнению с др. общественными науками. ТГП входит в систему юридических наук, объединенных общим понятием – юриспруденция, которую можно подразделить на 4 основные группы: - теория государства и права как общетеоретическая и методологическая отрасль юридической науки. - историко-правовые науки (ИГП, ИГПЗС, История политических и правовых учений – это есть история теории государства и права) - Отраслевые юридические науки (Конституционное право, УП, ГП, ТП и т.д.) - Специальные юридические науки (криминалистика, судебная медицина и т.д.) Все перечисленные разновидности и группы юридических наук, за исключением теории государства и права, в качестве предмета исследования рассматривают лишь отдельные стороны проявления и развития государства и права, более или менее ограниченные сферы их функционирования и их отдельные структурные части. Методологическая функция ТГП состоит в разработке положений о сущности, типе, формах и функциях государства и права, общих понятий государства, органа государства, государственного механизма (аппарата), права, нормы права, нормативного акта, отрасли права, правового института, акта применения права, правоотношения, субъективного права и юридической обязанности и т.д. Все отраслевые юридические науки руководствуются этими понятиями, в то же время все эти положения опираются на анализ и синтез соответствующих разносторонних данных специальных отраслевых наук о государстве и праве. Их фактический материал и теоретические обобщения — один из важнейших источников существования и развития теории государства и права. Место ТГП в системе юр. наук можно подразделить на след. группы: 1) теоретико-исторические науки – ТГП, история гос. и права зарубежная и отечественная, история правовых и политических учений. 2) отраслевые юр. науки – гр. право, уг. право, конституционное право, административное, сейчас добавились и налоговое,, банковское,, экологическое, ПСО, атомное, космическое право. Отраслевые науки занимаются исследованием одной сферы государственно-правовой жизни. 3) прикладные юр. науки – криминалистика, суд. медицина, суд. психиатрия, суд. статистика и др. 4) организационные науки – судоустройство, организация прокуратуры, адвокатуры, нотариата и др. 5) международные науки – международное публичное, межд. частное право, морское, космическое право и др. ТГП можно охарактеризовать как науку общественную, политическую, обобщающую, исходную, фундаментальную и методологическую.
Внутренние функции гос-ва. Внутренние Ф. гос-ва – это основные направления деят-ти гос-ва по выполнению стоящих перед ним внутренних задач. К внутренним функциям гос-ва относят: политическую, эк-кую, соц-ную, экологическую, налогообложения и фин. контроля, охраны прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка. 1) Политическая ф. – все функции гос-ва носят политический хар-р. Политическая ф. составляет обеспечение народовластия; создание жизнеспособного демократического общества; позволяет установить в обществе своеобразный климат, благоприятно развиваться другим направлениям деятельности гос-ва. 2) Экономическая ф. – т.е. обеспечение благоприятных условий эк-го развития (в условиях распределительной – господство гос. собственности гос-во монопольно регулирует эк. отношения, или рыночной экономики – свобода предпринимательской деятельности и равенство всех форм собственности). 3) Социальная ф. – обеспечение общественного благополучия, т.е. достойной жизни и развития каждого человека, создание равных возможностей для всех граждан в достижении такого благополучия. 4) Экологическая ф. - обусловлена социальной обязанностью гос-ва обеспечить экологическое благополучие граждан и экологическую безопасность страны. 5) Налогообложение и финансовый контроль – налоговая ф. призвана обеспечить и гарантировать практически все направления деятельности гос-ва. Фин. контроль – один из видов гос. контроля за образованием, распределением и использованием всез ресурсов финансовой системы страны, в эту систему включаются не только гос. финансы, но и рынок ц/бумаг, валютные ценности и др. 6) Защита прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка – обеспечение прав человека и гражданина – главный критерий демократического гос-ва. Выполнение данной ф. осуществляются системой правоохранительных органной, среди которых большая роль принадлежит судам, ОВД, гос. безопасности и др.
Внешние функции гос-ва. Внешние Ф. гос-ва – это основные направления деятельности гос-ва по выполнению стоящих перед ним внешних задач. Их выполнение обеспечивает полноправное существование гос-ва в современном мире, который становится все более взаимозависимым. К внешним функциям гос-ва относят: обеспечение интеграции в мировую экономику, оборону страны, поддержание мирового порядка, сотрудничество с другими странами в различных видах отношений, в т.ч. в решении глобальных проблем современности. 1) Функция интеграции в мировую экономику – основывается на признании взаимозависимости гос-в в современном мире. Взаимозависимость охватывает широкий круг отношений, в т.ч. производственные, научно-технические, торговые, кредитные, транспортные и др. 2) Функция обороны – основывается на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности. 3) Ф. поддержания мирового порядка – предполагает создание условий для стабильного развития международного сообщества в условиях защищенности от внутренних и внешних угроз. 4) Ф. сотрудничества с другими гос-ми в различных сферах, в.ч. в решении глобальных проблем – ее фундамент составляет поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы каждого народа и человечества в целом, не могут быть решены на национальном или региональном уровне и требуют международного реагирования. 4) Борьба с международной преступностью (антитеррористическая функция): В Конкретными действиями государств в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями. Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ. 5) Участие в международной охране окружающей Среды:
Политический режим Политический режим — это совокупность приемов и способов осуществления гос. власти, показывающий степень участия населения в управлении гос-вом, итоговое полит. состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных полит.сил, функционирования всех полит. институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом. Признаки политического режима: 1)степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования; 2) соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; 3) гарантированность прав и свобод личности; 4) характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе; 5) степень реализации политической власти непосредственно народом; 6) положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата; 7) место и роль негосударственных структур в политической системе общества; 8) соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти; 9) характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц; 10) тип политического поведения; 11) характер политического лидерства; 12) учет интересов меньшинства при принятии политических решений 13) доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти; 14) степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни; 15) принципы взаимоотношения общества и власти; 16) полит. и юр. положение и роль в обществе силовых структур гос-ва (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.); 17) мера полит. плюрализма, в том числе многопартийности; 18) существование реальных механизмов привлечения к полит. и юр-ой ответственности должностных лиц, включая самых высших. В основе лежат 2 принципа: принцип демократизма и принцип авторитарности. Черты демократического режима: -народовластие; свобода личности в эк. сфере;гарантированность прав и свобод чел-ка и гражданина; осуществление гос. власти на основе принципа разделения властей; выборность и сменяемость органов гос. власти; наличие политико-правовых механизмов; наличие легальной оппозиции; полит. плюрализм (т.е. отсутствие единой общеобязательной идеологии; свобода мнений, убеждений, многопартийность). Среди антидемократических режимов выделяют тоталитарный и авторитарный. Тоталитарный режим – представляет собой всеобъемлющий контроль гос-ва над населением, всеми формами и сферами жизни общества и опирается на систематическое применение насилия или угрозу его применения. Авторитарный режим – главная специфика состоит в том, что гос-вом руководит узкий круг – правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами.
Понятие гос-го механизма. Механизм государства — это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства. Механизм гос-ва понимается в 2-х аспектах: в узком смысле – как органы гос-ва, и в широком – как совокупность гос. органов и организаций. Особенности механизма государства: 1. Это целостная иерархическая система государственных органов и организаций. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями; 2. Первичными структурными звеньями механизма являются государственные органы и организации, в которых работают гос. служащие (чиновники, иногда их называют управленцами). 3. Механизм служит средством осуществления гос. власти и функций гос-ва; 4. Для обеспечения государственно-властных велений механизм имеет орудия принуждения – тюрьмы, вооруженные силы и др.; 5. Сложность и многообразие органов гос-ва и гос-х организаций. Структура механизма изменчива и во многом зависит от изменения задач управления, которые стоят перед гос-м на том или ином этапе его развития.
Происхождение права. Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались "право", "правда". Наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом). Цари (правители) ранних государств, продолжая общесоциальные традиции обычного права, в своих законах пытались поддерживать начала социальной справедливости: ограничивали богатство, ростовщичество, закрепляли справедливые цены и т.д. Право с ранних этапов своего развития наряду с выполнением общесоциальных функций играло важную роль нормативно-классового регулятора, т.е. регламентировало общественные отношения в интересах экономически господствующего класса. Возникновение права — закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений. В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязательства, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государства это полиция, армия. Споры разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: значительно ужесточаются меры наказания за посягательства против личности, которые дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего — свободного, раба, мужчины, женщины. Говоря об особенностях образования права, необходимо помнить, что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга. Так, на Востоке, где очень велика роль традиций, право возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а основными его источниками становятся религиозные положения (поучения) — Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.д. В европейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное, отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и определенности законодательство и прецедентное право. Основные учения о праве. Становление права есть процесс и результат целенаправленной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие и отношение к нему. Множественность теорий правопонимания обусловлена различными национальными и региональными традициями, философскими и идеологическими воззрениями, историческими и социально – психологическими особенностями. Существуют след. основные концепции права: 1) Естественно-правовая – право есть совокупность естественных прав человека (Гоббс, Локк, Радищев и др.). Основные идеи: разделяется право и закон; право отождествляется с моралью; источник прав человека содержится в самой челов-кой природе (права даются либо от природы, либо от Бога). 2) Историческая – право есть совокупность правовых обычаев (Гуго, Пухта, Савиньи и др.). Основные идеи: право – историч. явление; право – это правовые обычаи. 3) Нормативная – право есть пирамида не зависящих от сущего норм (Штаммлер, Новгородцев, Кельзен и др.). Основные идеи: исходным явл. представление о праве как о системе норм; право это сфера должного, а не сущего; 4) Материалистическая – право есть возведенная в закон воля господствующего класса (Маркс, Энгельс, Ленин и др.). Основные идеи: право как классовое явление; право – это нормы, уст-мые и охраняемые гос-м. 5) Психологическая – право есть правовые эмоции личности (Петражицкий, Росс, Рейснер и др.). Основные идеи: психика людей – мораль, право, гос-во; понятие и сущность права выводятся из психолог-х закономерностей (правовые эмоции людей); правовые переживания делятся на 2 вида – позитивные (исх. от гос-ва) и интуитивные (личные, автономные) 6) Социологическая – право есть реализация законов, юр-кие действия (Эрлих, Муромцев, паунд и др.). Основные идеи: разделяют право и закон; право – это юр. действия, практика, применение законов – «теория живого права»; формируют «живое право» – только судьи вв процессе. Названные теории есть самые заметные вехи в процессе правопонимания, в изменении юр-го мировоззрения общества. Все эти учения не раз уже были востребованы практикой. Принципы и функции права. Принципы права – это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. Принципы подразделяются на свойственные праву в целом: - общеправовые; - отраслевые; - межотраслевые. К общеправовым относятся: - п. справедливости (соразмерность труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание);- демократизм (право исходит от власти народа);- гуманизм (человечность, нет пыток, наказания);- юр-кое равенство всех перед законом и судом;- единство прав и обязанностей;- п. законности;- неотвратимость наказания. К отраслевым относится: - свобода труда (в трудовом праве); - принцип индивидуализации наказания (в УП);- всеобщность защиты гр. прав (ГП);- презумпция невиновности (в УПП). К межотраслевым относят: - принцип состязательности и гласности (в ГПП и УПП);- неотвратимость отв-ти (в ГП, УП, админ. праве);- равенство сторон (в ГП и Семейном праве). Функции права – это основные направления правового воздействия на общественные отношения в целях их упорядочения, урегулирования и придания им необходимой стабильности, единства и динамизма. 1) - внутренние и внешние. Внутренние ф. права – это способы юр. воздействия на людей и общественные отношения, которые лежат в рамках самого права. Внешние ф. права – находятся как бы за пределами самого права и характеризуют право как социальный регулятор. К внешним ф. относят общесоциальные. Среди них выделяют:- культурно – историческую – право аккумулирует духовные ценности и достижения мировой культуры;- воспитательную – направлена на воспитание правосознания и формирование правомерного поведения;- социального контроля – удерживает от совершения неправомерных действий; - информационно – регулирующую – информирует о возможности социально значимого поведения. 2) - регулятивную и охранительную. Регулятивная ф. – вытекает из основного назначения права для жизни общества – упорядочить, регулировать общ-ые отношения, устанавливать позитивные правила поведения. Охранительная ф. – направлена на охрану и защиту значимых общ-ых отношений и вытесняет нежелательных данному обществу отношений. 3) - компенсационную, ограничительную и восстановительную функции. Компенсационная ф. – направлена на ограничение некоторых действий лиц, ущемляющих права других. Ограничительная ф. – направлена на ограничение некоторых действий лиц, ущемляющих права других. Права и свободы могут быть ограничены законом в интересах защиты основ конст. строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов др. лиц и т.д. Восстановительная ф. – направлена на восстановление нарушенного права, прежнего правового положения, возврат незаконно отобранного имущества, восстановление на работе и т.д. Оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков.
Структура нормы права. Структура нормы права – это совокупность составляющих ее элементов, обеспечивающих ее функциональную самостсоятельность. В науке принято выделять след. структурные элементы нормы права – гипотезу, диспозицию и санкцию. (ЕСЛИ-ТО-ИНАЧЕ) Эти элементы должны обязательно присутствовать в норме права, отсутствие хотя бы одной из них делает норму ущербной. Гипотеза нормы права определение круга лиц, которым адресована норма, а также обстоятельств, при которых она реализуется. Гипотезы нормы права бывают: простые, сложные, альтернативные. Диспозиция нормы права содержит само правило поведения, права и обязанности субъектов правового общения, т.е. определяет меру дозволенного и должностного поведения. Диспозиция представляет собой ядро, сердцевину нормы права. Без диспозиции нормы права не существует. Диспозиции нормы права бывают: абсолютно – определенные, относительно – определенные и бланкетные. Санкция нормы права – указание на неблагоприятные последствия для ее нарушителей. Это меры принуждения, наказания, иного воздействия на правонарушителей, реакция гос-ва на такого рода деяния. Санкция содержит меры не только наказания, но и предупредительного хар-ра (например, снос самовольно возведенного объекта, отмена админ. акта, привод, задержание и т.п.). Санкции нормы права бывают: абсолютно – определенные, относительно – определенные и альтернативные.
Классификация норм права. Под классификацией понимается распределение изучаемых объектов по классам на основании определенных критериев: 1) В зависимости от предмета регулирования нормы подразделяются по отраслям (уг-но-правовые, административные, гражданско-правовые, трудовые и др.). Отраслевые нормы делятся: на материальные и процессуальные нормы. Материальные нормы – предназначены для воздействия на общ-ые отношения путем прямого регулирования этих отношений. Процессуальные нормы – закрепляют проц-ые формы, необходимые для осуществления и защиты материального права. 2) По форме предписания или по методу правового регулирования нормы права делятся на: Императивные нормы – это строгое обязательное предписания, не допускающие какого-либо отступления или иной трактовки (это нормы уголовного, административного права). Диспозитивные нормы – предоставляют субъектам возможность выбора варианта поведения в пределах закона или урегулированного отношения по своему усмотрению, но в законных пределах (характерны для ГП, СП, Тр.П, Предприним.П, Межд. П и др.). Поощрительные нормы – предписания о предоставлении гос-м опредленных мер поощрения за полезный вариант действий субъектов, одобряемый гос-м и обществом (гос. награды, льготы, присвоение почетных званий). Рекомендательные нормы –они устанавливают вариант желательного с точки зрения гос-ва поведения, имея в виду проявление субъектами высокой отв-ти, инициативы с учетом местных условий, возможностей и средств. 3 ) По средствам, используемых для регулирования общ-ых отношений, нормы права делятся на: Обязывающие нормы –предписывают субъектам определенные действия (платить налоги и сборы, обязан сохранять природу и окруж. среду и т.п.). Запрещающие нормы – или запреты, не разрешают совершение определенных действий (никто не может присваивать власть в РФ). Управомочивающие нормы – представляют субъектам определенные права или возможности совершать положит-ые действия (права человека и гражданина на жизнь, на личную свободу, неприкосн-сть жилища и т.п.). 4) По выполняемым функциям делятся на Р егулятивные нормы – содержат предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений. Охранительные нормы – направлены на защиту правопорядка, прав и свобод человека, предусматривают меры наказания или иного юр. воздействия на правонарушителя. 5) По времени действия делятся на: Постоянные нормы – применяются без определения срока действия, т.е. до отмены их другим актом. Временные нормы – т.е. заключительные и переходные положения. чрезвычайные нормы – вводятся в перод чрезвычайного положения. 6) По кругу лиц, на которых распространяется действие норм, делятся на: Общие нормы – распространяются на всех, кто находится на территории данного гос-ва. Специальные нормы – только на определенный круг лиц (военнослужащих, учащихся, пенсионеров, работников района Крайнего Севера и др.) Исключительные нормы – делают исключение из общего правила. 7) Выделяют также локальные нормы – принимаются на отдельных предприятиях, в организациях, фирмах и т.п. и действуют только в пределах данной организации (правила внутреннего распорядка и др.).
Формы (источники) права. Форма права – это способ выражения вовне гос-ной воли, юр-ких правил поведения. Если исходить из общепринятого значения слова «источник» как всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки, то применительно к юр-ким явлениям следует понимать под источником права 3 фактора: 1) источник в материальном смысле (матер. условия жизни общества; форма собст-ти; интересы и потребности люде); 2) источник в идеологическом смысле (правовые учения и доктрины, правосознание); 3) источник в формально-юридическом смысле – это и есть форма права. Источники права – это исходящие от гос-ва или признаваемые им формы выражения и закрепления норм права. Выделяют 4 основные формв права: 1) Нормативный акт – это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений (К., законы, подзаконные акты и т.п.). 2) Правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее к правовым последствиям (напрмер, ст. 5 ГК РФ – отдельные имущ-ые отношения могут регулироваться обычаями делового оборота). 3) Юридический прецедент – это судебное и административное решение по конкретному юр. делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространен в США, Англии, Канаде – здесь публикуются судебные отчеты, из которых можно получить информацию о преценденте). 4) Нормативный договор – соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992г.; коллективный договор).
Частное и публичное право. Юр. нормы можно подразделить на 2 большие группы: - на частное и публичное право. Для деления права на частное и публичное необходим характер правовых взаимоотношений между индивидуумом и гос. структурами общества. Если лицо явл. независимым субъектом права – такое право частное. Если субъект выступает как часть социального целого – такое право публичное. К частному праву относят те отрасли, кот призваны обеспечить интересы частных лиц (гражд, банковское, страх, патентное). К публичному праву относят отрасли государств, администр, уголовного права. Их различие основывается на принципиальной разнице частных и публичных интересов и заключается в хар-ре и способах воздействия права на регулируемые общественные отношения. Если частное право – область свободы и частной инициативы, то публичное – сфера власти и подчинения. Частное право состоит из отраслей гр-го, предпринимательского, семейного права, а публичное – из отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного и др. Выделяют след. критерии, в зависимости от которых нормы права относят к ЧП или ПП.: 1) интерес (если ЧП призвано регулировать частные интересы, то ПП – общественные, гос-ые); 2) предмет правового регулирования (если ЧП свойственны нормы, регулирующие имущ-ые отношения, то ПП – неимущественные; 3) метод правового регулирования (в ЧП господствует метод координации, то в ПП – субординация); 4) имущественный интерес участников отношений (в ЧП - они характеризуются имущественной самостоятельностью). В настоящее время в правовой системе России все больше утверждаются такие институты ЧП, как право наследуемого пожизненного владения, интеллектуальной собственности, возмещение морального ущерба и др.
Законность и правопорядок. Законность – это сфера свободного волеизъявления субъектов, в к-рой они осуществляют любые действия, не запрещенные правовыми нормами. Законность -это принцип, метод и режим строгого и неуклонного исполнения всеми субъектами права действующего законодательства. Принципы законности: 1) П. единства законности - предполагает единую направленность законности в области и правотворчества и правореализации на всей территории страны. 2) П. всеобщности – означает, что ее требования должны быть обращены ко всем в равной степени. 3) П. реальности – выражается в цели законности – достижение фактического осуществления в поведении и действиях требований правовых форм. 4) П. целесообразности – вытекает из ценности права для жизни общества как средства обеспечения организованности и порядка. 5) П. гарантированности – означает, что прочная законность невозможна в стране без действенных, эффективных механизмов ее обеспечения. 6) П. неотвратимости юр-кой отв-ти – характеризует юр. сторону законности. Суть составляет своевременное раскрытие любого правонарушения и назначение виновному адекватного наказания или иной меры воздействия. 7) П. взаимосвязи законности и культуры – проявляется в том, что законность не может функционировать без опоры на человеческие знания, опыт, общий кругозор, без осознания необходимости соблюдать законы, руководствоваться ими в повседневной жизни. Правопорядок – это основанная на праве и сложившаяся в результате осуществления принципов законности такая упорядоченность общественных отношений, которая выражается в правомерном поведении их участников. Правопорядок представляет собой цель правового регулирования, именно для его достижения издаются законы и другие нормативно-правовые акты, осуществляется совершенствование законодательства, принимаются меры по укреплению законности. Важно иметь в виду следующие обстоятельства: — во-первых, нельзя добиться правопорядка иными способами, кроме совершенствования правового регулирования и обеспечения законности; — во-вторых, укрепление законности закономерно и неизбежно приводит к укреплению правопорядка; — конкретное содержание правопорядка зависит от содержания законности, которое, в свою очередь, определяется рядом обстоятельств, рассматриваемых ниже.
Состав правонарушения. Правонарушение – это противоправное
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 955; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.61 (0.02 с.) |