Антидемократические режимы и их характеристика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антидемократические режимы и их характеристика



Государственный режим — это совокупность приемов и способов осуществления гос. власти, показывающий степень участия населения в управлении гос-вом. Воплощение в общественную практику государства принципов демократизма и авторитарности ведет к формированию того или иного вида политического режима. С большой долей условности все политические режимы можно разделить на три вида:
- Тоталитарный,
- Авторитарный,
- Демократический.
Для тоталитарного политического режима характерно:
- Стирание граней между обществом и государством, огосударствление всех сторон общественной жизни. Государство вмешивается во все сферы общественной жизни, вплоть до личной.
- Основу тоталитарного режима составляет моноидеология - политическая доктрина, которая признается единственно верной и возможной. Идеология подменяет и подавляет религию.
- Наличие единственной хорошо организованной политической партии, которая и призвана проводить в жизнь официальную идеологию.
- Сращивание партийного и государственного аппарата. Политизация органов МВД, разведки, вооруженных сил и т. д.
- Монополия партии (государства) распространяется на сферу экономики. Этот признак характеризует крайнюю степень тоталитаризма. Если завершился процесс огосударствления экономики, то тоталитарный режим считается сформированным.
- Отсутствие политического плюрализма.
- Применение физического террора и устрашения в отношении граждан.
Наиболее классическими примерами являются СССР, бывшие страны социалистического лагеря, фашистские Германия и Италия; в отношении современных государств можно с определенной долей условности назвать Кубу, КНДР.
Фашистские, коммунистические политические режимы, рассматриваемые в литературе в качестве самостоятельных, являются разновидностями тоталитарного режима (их особенности - в идеологии: националистической, коммунистической).
Для авторитарного политического режима характерно:
- Наличие ярко выраженного лидера государства, который играет решающую роль и на котором замыкается весь процесс принятия властных решений.
- Отсутствие моноидеологии.
- Отсутствие единой политической партии. Как правило, формально допускается многопартийность, но партии не играют решающей роли в жизни общества, не способны реально влиять на государственно-значимые властные решения.
- Законодательная власть подчинена исполнительной; институты государства носят вторичный характер, могут быть расформированы.
- Допускается ограниченный плюрализм - до тех пор, пока он не наносит ущерба существующей системе.

- Граждане не подвергаются репрессиям и террору - опять-таки до тех пор, пока они активно не противостоят существующему режиму.

Авторитарный режим может характеризоваться различной степенью демократичности, он может быть и жестко-авторитарным, приближенным к тоталитаризму, и мягким, обладающим большим набором демократических прав и свобод.

Принцип авторитарности характеризуется следующими чертами:
-Диктат государства и его органов;
-Наличие жесткой дисциплины и безоговорочного подчинения всем решениям органов государства;
-Односторонняя ответственность личности перед государством;
- Разрешительный тип регулирования в праве.

 

Политическая система общества: понятие, структура, функции.

Политическая системаэто совокупность взаимодействую­щих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства. Основным назначе­нием этого многомерного образования является обеспечение це­лостности, единства действий людей в политике.

Элементы политической системы:

1) институциональной (государство, политические партии, социально-экономические и другие организации, образующие в совокупности политическую организацию общества);2) регулятивной (право, политические нормы и традиции, не­которые нормы морали и т.д.);3) функциональной (методы политической деятельности, со­ставляющие основу политического режима);4 ) идеологической (политическое сознание, прежде всего гос­подствующая в данном обществе идеология).

Политическая структурасовокупность политических, госу­дарственных организаций, институтов, учреждений и отношений между ними. Она выражает собой стабильную, устойчивую сторо­ну отношений, которые устанавливаются между людьми в сфере политики.

Структуру условно можно разделить на 2 типа:

1) сами действия, упорядоченные отношения, регулируемые правовыми и иными правилами (гражданство, воинская повинность, принадлежность к полити­ческим партиям);

2) учреждения, организации, которые характе­ризуются постоянством структуры и участия своих членов, четко определенными задачами, для реализации которых они и созда­ются (органы управления, политические партии, учебные заведения).

Функции политической системы:

- обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества;

- управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения;

- мобилизация средств и ресурсов;

- выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений;

- удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей;

- интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия элементов его структуры;

- политическая социализация и др.

политическая система имеет немало функций, с помощью которых она выполняет свое предназначение, обеспечивает нормальные политические отношения, связывает все субъекты политики в единый политический организм.

Место и роль гос-ва в политической системе общества.

Политические системы понимаются как совокупность государст­венных, партийных и общественных органов и организаций, участву­ющих в политической жизни той или иной страны.

Основное место и роль государства в политической системе общества определяется рядом особенностей, позволяющих говорить о том, что государство – основной элемент системы. Будучи оснащенным специальным аппаратом принуждения и подавления с соответствующими «вещественными придатками» в виде тюрем и иных принудительных учреждений, государство выступает как главная сила в руках любого господствующего класса или слоя, как важнейшее средство осуществления политической власти.

1) гос-во выступает в качестве единственного представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства;

2) явл. единственным носителем суверенитета;

3) обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; имеет силовые структуры (ВС, милицию, службу безопасности и др.);

4) обладает монополией на правотворчество;

5) владеет специфическим набором материальных ценностей (гос. собст-ть, бюджет, валюта и тд.);

6) определяет главные направления развития общества.

Гос-во выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политических отношений.

Таким образом, государство занимает особое место в политической системе общества и играет в ней основную роль.

 

 

Понятие гос-го механизма.

Механизм государства это целостная иерархичес­кая система государственных органов и учреждений, прак­тически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Механизм гос-ва понимается в 2-х аспектах: в узком смысле – как органы гос-ва, и в широком – как совокупность гос. органов и организаций.

Особенности механизма государства:

1. Это целостная иерархическая система государствен­ных органов и организаций. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целя­ми;

2. Первичными структурными звеньями механизма являются государственные органы и организации, в которых работают гос. служащие (чиновни­ки, иногда их называют управленцами).

3. Механизм служит средством осуществления гос. власти и функций гос-ва;

4. Для обеспечения государственно-властных велений механизм имеет орудия принуждения – тюрьмы, вооруженные силы и др.;

5. Сложность и многообразие органов гос-ва и гос-х организаций. Структура механизма изменчива и во многом зависит от изменения задач управления, которые стоят перед гос-м на том или ином этапе его развития.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.241 (0.013 с.)