Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Встреча шестая. Только одна фугаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Я очень люблю сравнивать иконы с одинаковым сюжетом между собой. Вот «Успение девы Марии». Как по-разному чувствовали иконописцы один и тот же сюжет. С одной стороны, существует канон, строго предписывающий, КАК должна лежать умершая Дева Мария. Кто из святых и в каком порядке должен находиться у гроба. И много-много других византийских требований. Казалось бы, что же тогда рассматривать? Но, с другой стороны, именно здесь начинаются чудеса! Я сравниваю Новгородскую и Псковскую иконы. Посмотрите на Новгородское Успение. Чувствуете, какая лёгкость? Какое ощущение праздника! Верхняя половина иконы посвящена полёту. Хочу показать вам одну невероятную деталь: женские туфельки (?!). Да-да! Самые обыкновенные туфельки, в которых ходили новгородские модницы без малого 700 лет назад. Эти крохотные туфли мгновенно меняют наши ощущения. Появляется чувство земного тепла, уюта. На псковской иконе небесное действо занимает намного меньшую часть иконы, чем земное. На псковской иконе главный образ - мёртвая Мария, словно вжатая в своё смертное ложе. На новгородской - наоборот. На новгородской иконе Мария - как птица, готовая к полёту. Небесная же её часть (полёт в небо ангелов, несущих душу Марии) - намного объёмнее. И ещё одна деталь: верхняя часть и той и другой иконы посвящены последующему событию - ангелы уносят душу Марии в небо. Псковская икона концентрирует нас на смерти. Новгородская - на бессмертии. И в этом контексте можно воспринять туфельки. Они Марии больше не нужны. Но вовсе не в трагическом смысле. Эти красивые новгородские туфельки трогательно напоминают о земном происхождении Марии. Но земные вещи не нужны тому, кто в полёте! Почему же иконы, написанные в двух соседних русских городах, такие разные? Поговорите с человеком, который хорошо знает историю древней Руси, историю Новгорода и Пскова, и он вам расскажет, почему эти города в иконописи так отличаются друг от друга, несмотря на строгие предписания византийского канона. У некоторых из вас после этого может появиться желание рассмотреть иконы одного и того же сюжета, столь по-разному написанные иконописцами Пскова и Новгорода. Но меня здесь интересует ещё и другое. Взгляните еще раз на Успение из Новгорода. Вы, конечно же, обратили внимание на то, что на иконе изображены одновременные события. Когда смотришь в нижнюю часть иконы - событие скорбное. Поднимаешь глаза - радость. И, зная моё отношение к музыке как к высшему виду искусства, вы уже, очевидно, догадываетесь: в музыке возможно такое, что другим видам искусства неподвластно! И сейчас у нас - очень торжественный момент. Мы приближаемся не только к одному из уникальнейших явлений в истории существования искусства, но и к такому музыкальному творению, после которого каждый из вас, кто по-настоящему услышит эту музыку, испытает невиданную гордость за то, что он принадлежит к человечеству. Когда я сам слушаю это произведение, то у меня возникает ощущение, что многотысячелетняя история всей цивилизации неуклонно вела к этому пятиминутному музыкальному шедевру. И что если Создатель недоволен нами за наши бесконечные войны, за всё то зло и разрушения, которые мы произвели на доверенной нам планете, то когда Он слушает эту музыку, Он прощает нас. Или, по крайней мере, даёт нам новый испытательный срок. (А вдруг мы создадим ещё что-либо подобное!) После того что я здесь написал, невероятно волнуюсь из-за невиданного чувства ответственности перед тем, как попробую преподнести вам ТОЛЬКО ОДНУ ФУГУ И.С. БАХА. Ибо если вы её не оцените, то это будет моя вина. Это значит, что я не сумел описать её так, чтобы вы поняли и почувствовали. Некоторые музыкальные педагоги сказали бы, что для восприятия фуг вообще и этой фуги в частности нужен большой слушательский опыт. С одной стороны, это - правда. Но с другой... Слушали же немецкие крестьяне в церкви святого Фомы эту и другие фуги! Что же тогда понимали они 300 лет назад, чего неспособны воспринять мы сегодня? Неужели мы менее чутки, чем они? Давайте попробуем. Но вначале - по пунктам. Пункт первый. В 1685 году на Земле родился ребёнок, которого окрестили Иоганн Себастьян. Фамилия его была - Бах. Рождение ребёнка на Земле - великое событие, праздник, по меньшей мере, для всего Млечного пути. (Не говоря уже о нашей крохотной планетке, которая вместе с небольшим Солнцем и ещё несколькими планетами разной величины находятся на его, Млечного пути, далёкой окраине.) Особенность этого ребёнка по имени Иоганн заключалась в том, что когда он вырос, то стал сочинять ТАКУЮ музыку, которая и сегодня превосходит всё, что создавалось и создаётся на Земле. И никакое развитие цивилизации, наук, общества, наших способностей к восприятию новых знаний нисколько не уменьшило глубину и безграничность его музыки, созданной 300 лет назад. Те, кто глубоко знают творения Иоганна Себастьяна Баха, подпишутся под каждым словом, здесь и сейчас мною написанным. Конечно же, и после Баха было немало гениальных композиторов, которые создали прекрасную музыку, но подняться на его высоту не удалось никому. И самое смешное, что всякие научные открытия, которые мы делаем в последние столетия, так или иначе уже были описаны Бахом в его музыкальных знаках. Как это могло произойти? О-о-о! Если бы я знал ответ на вопрос и мог бы вам объяснить, то был бы равновелик Баху. Так же, как тот, кто объяснит Бога, может быть равновелик только Богу! Пункт второй. Второй пункт хочу начать с совета. Никогда не пытайтесь объять всё творчество Баха, если вы собираетесь заниматься в этой жизни ещё и иными делами. ...Когда-то мой отец, заядлый шахматист, решил обучить меня своей любимой игре. Это ему не удалось. Отец решил, что я не хочу думать, а желаю сразу выигрывать (это была правда - я действительно хотел сразу выигрывать!!!). А вот насчёт «думать» - мой дорогой папа был неправ. Как только я начал думать в шахматах, то довольно быстро понял, что не смогу и не захочу в этой великой игре стать простым любителем и, если игра меня окончательно засосёт, то пропала моя музыка и пропала моя поэзия, и много чего пропало бы. Я ушёл от шахмат и теперь - ваш покорный слуга. Но если вы всё же решите посвятить всю свою жизнь творчеству И.С. Баха - добро пожаловать! За вашу жизнь я спокоен. Вы - в надёжных руках. Однажды Бах решил написать 24 прелюдии и фуги для хорошо темперированного клавира (модуляция 13) и в этих произведениях построить важнейшие этапы истории Человечества, отобразить вселенские движения и события. Позднее ему не хватило двадцати четырёх, и Бах, после перерыва в несколько лет, сочинил ещё двадцать четыре прелюдии и двадцать четыре фуги (итого сорок восемь). В этих произведениях цветут райские сады, мигают звёзды, танцуют ангелы, Змей соблазняет Еву, рождаются новые планеты. Есть масса предсказаний будущего... СТОП!!! Обещал же не углубляться в Баха! Иначе вся оставшаяся часть книги и все мои последующие размышления будут только о Бахе. Поэтому изо всех сорока восьми прелюдий и фуг выбираю только одну! Пункт третий Я выбрал фугу под номером четыре до-диез минор (последние три слова, если вы не музыканты, можете не запоминать: достаточно запомнить номер, чтобы потом найти её на диске). Выбрав эту фугу, я попробую реализовать свою мечту - открыть эту музыку как можно большему количеству людей. Когда я сижу один в комнате и слушаю фугу Баха, то испытываю не только наслаждение от грандиозности и глубины музыки, но и печаль... Я сижу, наслаждаюсь... Но мне не по себе при мысли о том, что миллионы людей, пришедшие на нашу Землю, проживут целую жизнь и уйдут, так никогда и не услышав эту музыку. А ведь фуга Баха очень повлияла бы на миллионы людей, изменила бы их представления, сделала бы их глубже, приблизила бы их к нашей первооснове - Космосу. Без знания этой ФУГИ мне трудно представить себе мою жизнь. А вдруг, когда вы её почувствуете, в вашей жизни тоже изменится что-то. Вы станете немного другими. Или совсем другими!!!) И я хочу поделиться этим Земным и одновременно Космическим чудом как можно с большим количеством людей. Пункт четвёртый А теперь - самое сложное. Фуга в переводе с латинского означает «бег». Фуга - вершина полифонии. Полифония означает «многоголосие». Помните, мы с вами слушали «Картинки с выставки» Мусоргского? Когда тема богатого и бедного прозвучали вместе - это и была полифония. Полифонические возможности музыки - главный предмет зависти художников, поэтов, скульпторов, архитекторов и... философов. Ибо, когда четыре мудреца вступают между собой в философский диспут, они вынуждены говорить по очереди. В фуге же все философы говорят вначале по очереди, а затем - одновременно. И у каждого - важнейшие «доводы». Как такое возможно? Возможно. Потому что музыка - невербальна. Она - Космична. Полифония существует в Музыке и во Вселенной. Возьмите нашу Солнечную систему. Солнце описывает большой круг. Но одновременно крутится вокруг своей оси. Земля движется вокруг Солнца. И одновременно - вокруг своей оси тоже. У каждой из планет Солнечной системы свои орбиты. Но все вращаются вокруг Солнца. Вся Солнечная система движется как единая планета по огромному кругу внутри Млечного пути. Но и весь Млечный путь, все его миллиарды звёзд и планет движутся в огромном космическом пространстве. Вот это и есть космическая фуга - вечный бег планет. Можно сказать, что речь идёт о полифонии движения. Таким образом, идея фуги - величайшая попытка Человечества создать космические модели на Земле. Как же эта идея осуществляется? Вначале появляется одна тема в одном голосе. Она, естественно, звучит без каких-либо других голосов. Она воспринимается как мысль, высказанная первым философом. Затем другой философ подхватывает эту мысль, в то время как первый уже развивает мысль дальше. Итак, у нас две различных мысли-мелодии, звучащих одновременно. Третий философ начинает мысль-мелодию сначала. Первый и второй, каждый по-своему, развивают свои мысли дальше. Итак, у нас уже три разные (!!!) мелодии. А затем четвёртый. И опять мысль - сначала. У нас - четыре разные мелодии, звучащие одновременно!!! Бывает и пять! И больше!!! Вы скажете: но как это возможно - слушать столько разных мелодий одновременно? Оказывается, не только возможно, но и более того: тот, кто научился это делать, испытывает ни с чем не сравнимое наслаждение. Это - во-первых. А во-вторых, человек, который постоянно слушает фуги Баха, делает шаг к возможному получению Нобелевской премии. Потому что привычка слышать многоголосие фуги ведёт к необычному явлению, которое можно назвать многоголосием (опять же, полифонией) мышления. Это очень нелегко объяснить тому или тем, у кого нет опыта слушания фуг. Но тот, кто этот опыт приобрёл, знает, о чём идёт речь. Фуга - не только величайшее творческое открытие человечества, но и одна из уникальных догадок о многоголосии Вселенной. Через два с половиной столетия после Баха Альберт Эйнштейн - создатель специальной и общей теории относительности - скажет, что Вселенная - слоёный пирог, где в каждом слое своё время и своя консистенция (то есть плотность, структура, формы движения и существования). Замечательная мысль! А если я сейчас сообщу вам, что все принципы строения фуги основаны именно на таком пироге, что «тесто замешано» за 300 лет до рождения Эйнштейна, что каждая тема в фуге вступает в новой тональности (это и есть консистенция в музыке), что каждая тема появляется в ином времени (это и есть то, что Эйнштейн определяет как «своё собственное время»), то станет ясно, что фуга как музыкальная форма, которая сложилась к середине XVII века (350 лет назад!!!), говорит эйнштейновским языком. Хочу добавить, что если Эйнштейн вынужден, объясняя принципы и законы строения Вселенной, пользоваться вербальным языком (то есть земными понятиями), но также и символами, то фуга говорит о невербальном Космосе невербальным (то есть космическим) языком. Ибо фуга - высший вид полифонии (многоголосия), а полифония - одно из высочайших достижений музыки. Пункт пятый Итак, через несколько минут мы услышим САМУЮ СЛОЖНУЮ ФУГУ БАХА. Мы ведь ничего не теряем в случае неудачи? Разве что Нобелевскую премию? Шутки в сторону. Я уверен, что получится. После осознания этой фуги вы можете стать несколько другими - лучше, глубже, логичнее, космичнее. А посему тот, кто собой доволен вполне, может не читать и не кушать, а вернуться к Гарри Поттеру или к Властелину колец. Хотя чудеса Поттера - ничто для того, кто познал это чудо - Четвёртую фугу Баха из его сорока восьми прелюдий и фуг. Итак, в путь! Пункт шестой Помните разговор в начале этой главы о русских иконах, где одновременно представлены Дева Мария, лежащая на смертном одре (в нижней части нконы), и праздничные ангелы, уносящие душу Марии в небо? Внизу - скорбь, вверху - радость движения в Вечность. Так вот, в фуге И.С. Баха представлены не только разные времена, но и разные состояния, одновременно звучащие в разных голосах. Представьте себе трёх человек, которые одновременно поют три разные мелодии, одна из которых - трагическая, другая - печальная, а третья - радостная и гордая. - От такого можно сойти с ума, - скажете вы. И будете правы. Исключение - фуга Баха. Дело в том, что эта фуга написана в пяти голосах (пять мудрецов), но включает в себя три РАЗНЫЕ темы. (Пять мудрецов, которые одновременно глубоко рассуждают на три разные темы.) В музыке это называется ТРОЙНАЯ ПЯТИГОЛОСНАЯ ФУГА. Первая тема - Распятие Христа. Если вы посмотрите в ноты, то увидите, что даже рисунок этих четырёх нот выглядит как крест. А если взглянете на клавиши, то увидите, что расположение нот на клавиатуре будет тоже крестообразным. И пальцы музыканта, играющего эти четыре ноты Распятия, также примут крестообразную форму. Поскольку фуга пятиголосная, то это значит, что тема креста должна пройти во всех пяти голосах. Значит, мы услышим пять тем креста (Распятия)и ещё четыре темы, которые будут звучать одновременно с темой креста (в тех голосах, в которых «крест» уже отзвучал). Затем начнётся что-то невероятное. Появится новая, необычайно печальная, тема и тут же соединится с сумрачной темой креста (или Распятия). Эту тему мы назовём темой Оплакивания. И она тоже пройдёт в разных голосах, сопровождаемая темой креста. И, наконец, произойдёт то, что вообще не имеет аналогий в истории искусства и мышления на планете. Появится третья тема. Назовём её Преображение. Это когда Христос явился своим ученикам на горе Фавор. И уже не измученный, не окровавленный, а во славе! Поэтому третья тема в фуге составит предельный контраст с двумя предыдущими темами. И эта гордая торжественная тема Преображения соединится с мрачной темой Креста и печальной темой Оплакивания. ТРИ РАЗНЫЕ ТЕМЫ БУДУТ ЗВУЧАТЬ В ПЯТИГОЛОСНОЙ ФУГЕ, ВСЕГДА СОПРОВОЖДАЕМЫЕ ЕЩЁ ДВУМЯ ТЕМАМИ!!! КАЖДАЯ ИЗ ЭТИХ ТЕМ ПРОЗВУЧИТ ВО ВСЕХ ПЯТИ ГОЛОСАХ!!! В старых книгах о строении любой фуги главная тема, проходящая во всех голосах, называлась Вождь (в нашем случае у нас три главные темы - значит, три Вождя), а темы, которые сопровождают главную, назывались Спутниками. Или противосложениями. В нашей же фуге каждый Вождь (Распятие, Оплакивание и Преображение) имеют своих Спутников (или противосложения). Попробую начертить схему начала этой фуги. Почему только начала? Да потому что у меня нет такого набора линий и понимания, как это расположить, чтобы наступило хоть какое-то соответствие между этой бездонной фугой и любыми чертежами или схемами. Здесь я полагаюсь только на вашу слушательскую гениальность и чуткость. И, пожалуй, на снисхождение к человеку, который чего бы только ни сделал, чтобы эта фуга стала вашей. Ибо передавать музыку какими бы то ни было графическими, изобразительными, словесными или поэтическими путями - очень неблагодарный труд. (Даже когда Пастернак попытался сделать это, у него получился замечательный стих, но совершенно не фуга. Любопытства ради почитайте его стих, который начинается словами «В посаде, куда ни одна нога не ступала...».) Видите, как я медлю? Вы, конечно, понимаете, что я пытаюсь сделать всё возможное для того, чтобы вы постигли фугу. И если вы почувствуете ФУГУ, то я буду вознаграждён. Крест 1. противосложение............................................................. Крест 2. противосложение 2................................................. Крест 3. противосложение 3.................................... Крест 4. противосложение 4.......... Крест 5........... Оплакивание, противосложение............... Крест....... противосложение........ противосложение.... Крест........................... Оплакивание... Крест......................................... Оплакивание... Крест......................... ... К рест....Оплакивание............................. Оплакивание ..... Крест...................... Преображение Я выскажу сейчас странное пожелание: не изучайте эту схему начала фуги. Во-первых, потому, что она, эта схема, приблизительна. Во-вторых, я поместил эту приблизительную схему только для того, чтобы вы осознали, какая невероятная глубина существует в сочетании совершенно различных по характеру тем фуги. А в третьих, потому, что я пишу не учебник. Моя книга зиждется вовсе не на том, что вы должны что-то выучить, заучить, зазубрить, вымучить. Моя книга рассчитана на то, что каждый из вас - не просто богатая, но, прежде всего, интуитивно богатая личность. Что читатель этой книги внутренне необычайно глубок. Я не смог бы написать ни одной книги, если бы не верил в своего читателя. А мой читатель - это тот, кто вытащит нашу прекрасную страну из глубочайшего духовного кризиса, нашу страну, которая до этого была страной самой высокой Духовной культуры, на протяжении XIX века поражавшей всю Планету своими гениальными композиторами, поэтами, писателями, философами, а потом превратилась в страну, миллионы жителей которой даже разговаривают на ТАКОМ русском языке, что должны бы стать объектом для изучения врачей-психиатров и сексопатологов всего мира. Фуги Баха, на мой взгляд, - одна из альтернатив разгулу земных страстей. Фуги Баха - не Прошлое, а Будущее Человечества, если Человечество хочет выжить, а не утонуть в болоте бездуховности и пустоты. Если Человечество не хочет забыть свою духовную основу. А для нашей страны это столь же необходимо, как дышать и питаться. Послушайте фугу до-диез минор из первого тома «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха. Ну как???!!! Если до кого-то сейчас не дошло - не отчаивайтесь. Этот язык, язык фуг, надо постигать. А это даётся опытом прослушивания. Вернитесь к фуге несколько раз, в разное время. Но лучше всего вечером, когда суета отступает. И не сомневайтесь - музыка вам откроется. Я очень люблю китайскую классическую поэзию. Я осознаю, что китайцы достигли в поэзии всемирных высот. И однажды представители китайского землячества, зная про мою любовь к китайской поэзии, пригласили меня на вечер, где будут читать стихи. ...Один за другим выходили люди и читали замечательные стихи... на китайском языке. Я не могу передать вам всех моих ухищрений, к которым я прибегал, чтобы не уснуть. Я таращил глаза, я пребольно себя щипал... Я! НЕ! ЗНАЮ! КИТАЙСКОГО! ЯЗЫКА!!! И китайская поэзия, которую я так люблю по-русски, потеряла для меня всякий смысл. Музыка - это тоже язык. И его нужно научиться постигать. Но, к счастью, на это постижение не надо тратить годы. Потому что музыкальная речь напрямую контактирует с нашими чувствами. И если чувства (из которых восприятие музыки - одно из важнейших) развить, то язык высокой музыки станет одним из главных средств познания и приведёт к невиданному обогащению личности, к гигантскому творческому всплеску, к невероятному увеличению способностей в любой сфере деятельности. Посмотрите на две уникальные попытки литовского художника и композитора Миколаюса Константиноса Чюрлёниса изобразить фуги. Какое задание я хочу вам предложить? Перед фугой Распятия есть прелюдия. Послушайте её и опишите ваши впечатления. Прелюдия - это подготовка к основной форме деятельности. Прелюдия в музыке существует очень давно. Когда-то перед тем, как начать сочинение музыки, композиторы прелюдировали, то есть перебирали клавиши клавесина, настраиваясь на сочинение. Что вы думаете относительно Баховского прелюдирования? Если вы в состоянии, то попробуйте выразить чувство, которое у вас вызвала эта прелюдия, в стихах. (Предлагаю вам сделать так: вначале послушайте ТОЛЬКО ФУГУ, затем, через некоторое время, - прелюдию и фугу вместе. По времени это займёт у вас примерно 13-14 минут). Возьмите чистый лист бумаги.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.227.192 (0.014 с.) |