Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Встреча тринадцатая. Поп и балда - па-да-да и па-да-даСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Итак, сегодня у нас - торжественная встреча. Александр Сергеевич Пушкин приведёт нас к одному очень интересному музыкальному впечатлению. Вообще Пушкину можно доверить все сферы мысли, ибо он как личность - всегда ещё больше, чем мы о нём думаем. Но обещал же я когда-то на одной из встреч не касаться шахмат, не углубляться в Баха. Ещё одно обещание. Я не позволю себе чрезмерно погружаться в Пушкинский Космос. Поскольку оттуда пути назад уже нет. Спросите об этом людей, профессия которых - пушкинист. Все они совершенно одержимы и считают, что говорить о чём-то другом, кроме как о Пушкине - даром терять время. Всякий, кто рассуждает о том, что съеденная за обедом отбивная была вкусной, отрывает от драгоценного Пушкина время жизни пушкиниста. При чём здесь отбивные, погоды, мытьё посуды, трамваи и всякая прочая ерунда, КОГДА ЕСТЬ ПУШКИН!!! И я с ними совершенно согласен. И не только согласен, но и очень хорошо их понимаю. Ибо Пушкин неисчерпаем как Мироздание. Я не знаю, через сколько тысяч лет пушкинисты соберутся на конгресс и объявят перед всем миром: МЫ ЗНАЕМ О ПУШКИНЕ ВСЁ. Но и тогда Александр Сергеевич над ними непременно подшутит. Итак, опять к Пушкину. И тот же вопрос относительно «Сказки о попе и работнике его Балде». Сюжет сказки мы выяснили уже на прошлой встрече. А сверхзадача? Я ведь неслучайно на прошлой встрече начал наше общение со «Сказки», а затем немедленно ушёл от разговора о ней. И заговорил вместо этого о крохотном стихотворении о соловье и кукушке. И сделал я это для того, чтобы показать вам, что даже в этом стихотворении длиною в десять строк Пушкин ухитрился столько в нём запрятать, что нам пришлось разбираться с этими строчками в течение целой встречи. Это была «военная хитрость». Теперь - к «Сказке» и её сверхзадаче. Кто же встречается в этой сказке друг с другом? Поп и Балда?! Вроде бы и так! Но я не стану долго вас мучить. Сейчас я раскрою пушкинский секрет сразу. Дело в том, что вся гениальная сказка Пушкина - это музыкальная встреча и борьба между собой двух звуков. (А в зрительно-вербальном мире - двух букв). Звук «О».................................... и...................................... ЗВУК «А» Почему? Как выглядит и звучит «ПОП»? И выглядит и звучит кругло, как буква О. И единственная гласная в слове пОп - О! И слово это читается слева направо и справа налево одинаково. Как в зеркале: ПОП..................................................................................................... ПОП. И говорит поп, «окая» - Го-о-о-спо-о ду Бо-о-гу по-мо-о-о-о-лимся, - говорит поп. А «Балда»? Да конечно же - А! Ива-а-н, дура-а-ак, ба-а-алда-а-а. И если мы сейчас, учитывая это, начнём читать «Сказку», то вы просто будете потрясены этой уникальной пушкинской звуковой шуткой. Итак: Первый герой нашего повествования - пОп. Он - «О».
Жил был пОп, ТолОкОнный лОб. ПошЁл пОп пО базару ПосмОтреть кОй какОгО тОвару.
Второй герой нашего сражения - БалдА - «А» Навстречу ему - БалдА идёт, сАм не знАя кудА. БалдА нАчинАет:
«Что, бАтькА, тАк рАно поднялся? Чего ты взыскАлсЯ?»
Поп Отвечает:
«Нужен мне работник: Повар, кОнюх и плОтник. А где найти мне такОгО Служителя не слишком дОрОгОгО! (ОгО!!!)»
Видите, какие профессии выбрал Пушкин в перечислении? Чтобы даже перечисляя, какой работник ему нужен, пОп всё время «Окал». А БалдА нАзывАет пОпа не пОп, а БАтькА. И это - тоже, чтобы «АкАть». А характеристика «пОп тОлОкОнный лОб»? Тоже ведь неслучайно! Всё это - музыка!!! И я неслучайно говорю о «Сказке», как о музыке. Потерпите немного, и я обещаю удивить вас ещё больше! Я не буду разбирать всю сказку и раскрывать все многочисленные тайны звуков. (Не только «А» и «О» - намного больше!!!) Но ещё несколько важных вещей я отмечу. Знаете ли вы О тОм, чтО и пОпадья и пОпОва дОчка полюбили Балду? Ах, вот как! Об этом нигде не написано?! А как раз написано! Только не текстом, а музыкой! Точнее, звуком:
Попадья Балдой не нА-А хвА-АлитсЯ, Поповна о Балде лишь и печ-А-А-литсЯ...
Как вы понимаете, исходя из музыки стиха, и та, и другая перешли на сторону Балды. То есть зААкАли: Не нАхвАлитсЯ, печАлитсЯ. Но самое удивительное место в сказке - в конце, там, где звук «А» выщёлкивает звук «О». Ведь, согласно трудовому договору, Балда работает у попа за право дать тому три щелбАнА. А вот как звучат в звукописи «Сказки» щелбаны. (Звук «А» выщёлкивает, выталкивает звук «О».)
С первОгО щелкА Прыгнул пОп дО пОтОлкА; СО втОрОгО щелкА Лишился пОп ЯзыкА; От третьего щелкА ВышиблО ум у стАрикА.
Слышите музыку? О-О-А! О-О-О-О-А! О-О-О-А! 0-! О-А-А! И поскольку поп теперь - без ума и языка, тО ктО же теперь будет Окать?! Да, конечно же, Балда!!! Он и за себя «А» и за пОпа «О». Да к тому же ещё и передразнивает пОпА. И вот как это звучит:
А БалдА приговАривАл с укОризнОй: Не гОнЯлсЯ бы ты пОп зА дешевизнОй.
Вы, наверное, догадались, что я неслучайно затронул пушкинскую «Сказку». Так и есть! Дело в том, что Пушкин обладает одной особенностью. Он ведь не просто Гений. Он - Сверхгений. А чем отличается Сверхгений от Гения? Несколькими качествами. ПЕРВОЕ. Гений нужен каждой последующей эпохе не меньше чем предыдущей. Сверхгений - больше чем предыдущей. ВТОРОЕ. Гений в любом виде искусства ограничен средствами и возможностями прежде всего своего вида искусства. Скажем, кто-то - гениальный художник. Это значит, что все его художественные открытия лежат в рамках живописи. То есть изобразительного искусства. Сверхгений же выходит за рамки определённого вида искусства. Это значит, что художественные открытия такого художника - сверхгения - пробивают стену своего вида искусства и становятся вдохновителями и открытиями в других. Не пугайтесь, пожалуйста, если то, о чём я написал только что, звучит довольно сложно. Сейчас будет проще. Когда Александр Сергеевич Пушкин писал свою «Сказку о попе и его работнике Балде» с таким феноменальным звуковым противостоянием, то он хотел всего лишь пошутить. Но поскольку эта шутка сверхгения, то она получилась построенной по всем правилам музыкального жанра, который в музыке называется КОНЦЕРТ. Что такое КОНЦЕРТ? С итальянского это слово переводится как СОРЕВНОВАНИЕ. Это значит, что когда мы собираемся слушать концерт для двух скрипок с оркестром Вивальди (читайте об Антонио Вивальди дальше) или И.С. Баха, то мы готовимся присутствовать на музыкальном соревновании двух скрипок между собой. А если мы слушаем концерт для одной скрипки с оркестром? Это значит, что соревнование произойдёт МЕЖДУ СОЛИРУЮЩЕЙ СКРИПКОЙ И ЦЕЛЫМ ОРКЕСТРОМ. Концерт для фортепиано с оркестром. Тогда мы становимся свидетелями борьбы между двумя титанами - огромным могучим роялем и огромным полнозвучным оркестром. А причём же здесь «Сказка» Пушкина? А при том, что вся пушкинская сказка - звуковое соревнование между двумя героями или КОНЦЕРТ. Один из них утверждает, что всё на свете «О». Другой же настаивает на «А». Гениальный Пушкин открывает жанр музыкального КОНЦЕРТА в литературе!!! И, как подлинный Сверхгений, делает это даже не моргнув глазом. Полагаете, он думал об этом? Конечно же, нет. Но ведь для сверхгения в подобном «думании» нет необходимости! Ибо сама эта форма, найденная и освоенная в музыке, очень интересна и увлекательна. Пушкин пишет СОРЕВНОВАНИЕ между попом и Балдой. Теперь переведём это слово опять на итальянский язык. Пушкин пишет КОНЦЕРТ между попом и Балдой. А теперь - на полновесный язык музыки: Концерт для попа и Балды с оркестром. Но поскольку в музыке мы отвлекаемся от конкретных имён, и соревнование между попом и Балдой ведётся не только на вербальном уровне (удастся ли попу избежать щелбанов), но и на невербальном, т.е. чисто музыкальном («О» против «А»), то я, конечно же, теперь могу дать ещё один вариант полного музыкального названия «Сказки» Пушкина: Концерт для двух голосов с оркестром (голос «О» и голос «А»). Но где же оркестр? Ну как же? Оркестр - все остальные действующие лица. Они то поддерживают Балду (как попадья вначале: «не нАхвАлитсЯ»), то выступают против него (та же попадья начинает давать советы попу, как избавиться от Балды). Кстати, такая странность в поведении попадьи (то - за, то - против) лежит больше в сфере законов музыкального концерта, чем литературной логики. Не говоря уже о главных сотрудниках попа и в то же время соперников Балды (Чёрте и Бесёнке). Ведь с точки зрения музыки в слове пОпАдья изначально есть и «О» и «А», следовательно, она - и «нашим» и «вашим». И всё, о чём я здесь пишу, стопроцентно относится к форме КОНЦЕРТА ЭПОХИ БАРОККО (см. модуляцию 19). Но вы можете возразить, сказав, что не всё в «Сказке» выдержано в жанре КОНЦЕРТА. Ведь КОНЦЕРТ - ЭТО СОРЕВНОВАНИЕ. А что тогда делать с пОпАдьёй, которая «не нахвАлитсЯ»? Тогда я вас ошарашу ещё больше. (Сядьте удобнее). Дело в том (ах он, Пушкин, ах - Сверхгений!!!), что слово КОНЦЕРТ имеет два смысла и два перевода. В переводе с итальянского (как мы и говорили) - СОРЕВНОВАНИЕ. А вот в переводе с латинского (язык, на котором говорили древние итальянцы - римляне) это слово звучало несколько по-другому: КОНСЕНСУС, КОНСОРТ. Что означает - СОГЛАСИЕ. Об этой хитрости знали все итальянские композиторы эпохи Барокко. Поскольку концерт родился в Италии как музыка одновременного соревнования и согласия. Все против всех и все со всеми. За и против. Или, как это звучит по латыни: pro et contra. Знал ли обо всём этом Пушкин? На подобный вопрос нам сегодня никто не ответит. Мог знать, ибо в то время в салонах звучало немало музыки итальянских мастеров. Но это - ничего не значит. Не думаю, что об этом кто-нибудь говорил или писал в России. Скорее всего - не знал. Но он же СВЕРХГЕНИЙ!!! Выходит, чувствовал? Я думаю, что все СВЕРХГЕНИИ питаются из одного и того же космического энергетического источника. Ему, Пушкину, все эти чувствования даны в придачу к земному телу. (Или, как говорят философы, «АПРИОРИ», что означает ПОЛУЧЕННЫЕ ДО ОПЫТА.) А доказательство того, что я прав, - в другом произведении Пушкина - в его Маленькой трагедии «Моцарт и Сальери». Клянусь, что Пушкин уж совершенно точно не знал законов строения сложнейшей музыкальной формы, которая называется СОНАТНОЙ ФОРМОЙ. (Об этом знали, писали и говорили в кругу только профессиональных музыкантов.) В России ведь и первое профессиональное музыкальное учебное заведение (Санкт-Петербургская консерватория) появилось лишь через целое поколение после Пушкина. А за границей Пушкину так и не удалось побывать). Значит, ТОЧНО - НЕ ЗНАЛ. Но почему же тогда (ах, он Пушкин, ах - Сверхгений!) поэт свою трагедию о музыке и музыкантах написал в чистейшей СОНАТНОЙ ФОРМЕ? (о сонатной форме читайте, если не в моей книге «Тайны гениев», то в других многочисленных книгах). А мы возвращаемся к жанру СОРЕВНОВАНИЯ-СОГЛАСИЯ или КОНЦЕРТА. Давайте сейчас из зависти к Пушкину создадим свой концерт. Но мы уйдём в сторону от сказок, от всех литературных героев и создадим такой вариант концерта, где все точки зрения предельно приближаются к музыке, то есть не имеют вербального смысла. - Как это возможно? - спросите вы. Возможно. Но для этого нам придётся немного побаловаться. Мы будем баловаться, веселиться и вдруг поймём, что занимались чем-то невероятно серьёзным. Для этого мы разделимся вначале на две группы. Первая группа утверждает, что всё в мире ПА-ДА- ДА. (На выделенном слове следует сделать акцент.) Давайте прорепетируем: Па-да -да, па-да -да, па-да -да, па-да -да, па-да -да, па-да -да, па-да- да, па-да- да. Вторая группа спорит с первой. Ибо она полагает, что всё в мире - ПА -ДА-ДА (и теперь ударение тоже на выделенном слоге, только выделен слог, делающий эту мысль полностью противоположной мысли первой). Прорепетируем: Па -да-да, па -да-да, па -да-да, п а -да-да, па -да-да, па -да-да, па- да-да, па -да-да. А теперь попробуем прорепетировать обеими группами. Только одно условие: вторая группа вступит на два слога позднее. В партитуре это будет выглядеть так: Первые: Па-да- да, па- да - да, па- да- да, па- da - да. Вторые: па -да-д a, па -да- да, па -да- да, па -да- да. Слышите и видите, что произошло? Два противоположных высказывания, произнесенных в разновременьи, совпали в точках акцента!!! И совпадают по звучанию во втором слоге первых и третьем слоге вторых (выделены курсивом). Вот вам и СОРЕВНОВАНИЕ-СОГЛАСИЕ. За и против. Но если бы это было только так просто! Представьте себе, что эти па-да- да................................... и............................................... па -да-да ~ два важнейших утверждения в логике Космоса. Что это как бы идея единства и борьбы противоположностей. И они дерзко проявляют себя. Они как бы пронзают равномерный и раз и навсегда существующий порядок движения планет, Галактик, Туманностей. Давайте обозначим этот порядок: Время: да-ди, да-ди, да-ди, да-ди, да-ди, да-ди, да-ди, да-ди. Движение планет: Век-вра-ща-ют-ся-пла-не-ты, век-вра-ща-ют-ся-пла-не-ты. Совпадения с вербальностью здесь случайны, тем более, что во всей безграничной Вселенной Представители только одного из 1ОООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООО оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо 00000000000000000000000000000000000000000000000000000000 00000000000000000000000000000000000000000000000000000000 оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо 0000000000000000............. языков Вселенной, да и то - всего лишь в одной из групп на одной маленькой планете поймут, что в этой фразе (случайно?) появилась Логика. (Если бы вы только знали о том, как глубоко мы сейчас забрались в некоторые сферы!) Но я не пытаюсь даже самому себе объяснить что-либо, иначе мне придётся вернуться к шахматам или слушать только музыку Баха. Или стать пушкинистом. Но попробуем отправиться дальше и соединить всё это в единую гармонию. Теперь нам надо разделиться на четыре группы. Первые: да-ди-да-ди-да-ди-да-ди-да-ди-да-ди-да-ди-да-ди и.т.д Вторые: век-вра-ща-ют-ся-пла-не-ты и т.д. Третьи: па-да- да, па-да- да... Четвёртые: па -да-да, па -да-да... Ну как? Дух не захватывает? Но и это ещё не всё. У нас пока всего четыре группы. А ведь должны быть и солисты! Ведь КОНЦЕРТ - не только целые группы соревнования-согласия, но и солисты. А солисты по законам концерта тоже должны противостоять оркестру и одновременно соглашаться с оркестром. Ведь в партитуре концертов XVII-XVIII веков даже написано: solo, затем tutti, затем опять solo, затем вновь tutti. Что это значит? А вот что. Когда вы решите поехать в Италию, то вам не обойтись без знания хотя бы нескольких десятков слов. И в числе самых важных - именно эти два. ...Вы зашли в кафе, чтобы выпить кофе. Вы, естественно, произносите это международное слово. Итальянский бармен неожиданно для вас задаёт вопрос: solo? Вы обязаны ответить: si, solo. Вы зашли в это же кафе в компании друзей и заказываете кофе. Вас спросят: tutti? И если вы не скажете: si, tutti, то получите кофе только для себя. Представляю себе реакцию ваших друзей, которые сидят рядом и смотрят на вас, пьющего кофе в одиночестве! Чтобы этого не произошло, и заодно для того, чтобы понять КОНЦЕРТ, вам просто необходимо выучить эти два слова. Ибо первое слово (solo) означает - один (или в данном случае по-русски правильнее - «для одного»), а второе (tutti) - все. Справедливости ради - третье слово (si), которое, как вы давно уже догадались, обозначает да. Что ж, попробуем ещё раз? Первые и вторые: Да-ди-да-ди-да-ди-да-ди и т.д. Третьи и четвёртые: Век вра-щают-ся пла-не-ты и т.д. Один: Па -да-да па -да-да па- да-да па- да-да Пятые: па-да- да, па-да -да БАМ БАМ! - Вот ещё новость! - скажете вы. - Что ещё за пятые с каким-то Бам Бам? А шестые не хотите? Например: р-а-а-м, р-а-а-м, р-а-а-м (пауза) да-ди-да-ди-да-ди- да-ди-да-ди-да-ди-да-ди-да! А седьмая соло: Па -да-да-ти-та-ти-та-ти, па -да-да-ти-та-ти-та-ти. А восьмой в споре с девятыми? Короче говоря, если вы не хотите запутаться во всех этих «ПА», «ТИ», «ДА» и «БАМах», то это значит - пришла пора услышать Третий Бранденбургский концерт И.С. Баха - первую часть. И всё то, чем мы баловались, появится в музыке. (Что такое Бранденбургский концерт- модуляция 23.) Уф-ф-ф! Сложно? А если вы сейчас поймёте, какое это чудо КОНЦЕРТ - спор и сотрудничество всех со всеми на уровне от Вселенной до маленькой девочки, то радости моей не будет предела. Слушайте, и тем, кто этого ещё никогда не слышал, я могу только позавидовать. А на чистом листе бумаги, прослушав весь концерт, напишите, что вы думаете о третьей части. (Вторая часть - записанная Бахом цепочка аккордов для перехода к третьей части и для свободной импровизации музыкантов.) Я считаю, что третья часть этого концерта - ещё сильнее, ещё остроумнее, чем первая, но понять это можно, только освоив первую. Наиболее интересные варианты ответа на этот мой вопрос могут дать, как мне кажется, люди с математическим складом ума. А впрочем, быть может, я ошибаюсь...
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.51.115 (0.011 с.) |