Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эта книга для тех, кто в любой момент может побывать в библиотеке конгресса США.

Поиск

А оттуда немедленно отправиться в путешествие по гима­лайским храмам.

Эта книга для тех, кто больше всего любит плыть по ули­цам Венеции и всегда причаливать у набережной ОСПЕДАЛЕ ДЕЛЯ ПЬЕТА. Долго искать не надо. Следующее за палаццо Дожей здание вдоль набережной в сторону от площади святого Марка, > там, где 300 лет назад преподавал скрипку и дирижировал оркестром, состоящим из несчастных девочек-подкидышей, аббат римско-католической церкви Антонио Вивальди.

То есть эта книга для всех тех, кто имеет доступ к интер­нету и может получить любую информацию из любой точки планеты.

С открытием интернета на Земле произошли изменения, рав­ных которым человечество даже и не знает.

И самые большие изменения - в сфере получения информации.

Кто такой (с точки зрения интернета) школьный учитель?

Это - странное существо, которое знает обо всём примерно в миллион раз меньше, чем интернет.

Что такое, скажем, учебник географии?

Это - странная книга, необходимость в которой, в связи с по­явлением интернета, может оказаться весьма сомнительной.

Почему?

Откройте учебник географии и посмотрите главу о высочайшей вершине нашей планеты - горе Эверест.

Там есть одна фотография, несколько цифр и предложений.

...Сейчас я открою интернет...

В нём слово «Эверест» упоминается 242 ООО раз (только по-русски!). Наберите слово, означающее второе название горы, - «Джомолунгма». Лучше не считать!

Это значит, что если вы поставите перед собой цель прочитать всё, что написано об Эвересте, и на каждую статью потратите только одну (!) минуту, то вам придётся беспрерывно работать в течение двадцати суток. Там - более 5000 фотографий.

Тогда не пройдёт и двух месяцев, как вы успеете мельком гля­нуть на все статьи.

А если не мельком? Хотя бы по десять минут на каждую? Два года!

А сколько времени про Эверест может говорить ваш учитель географии? Может быть, учитель нужен сегодня для того, чтобы выбрать для вас самые необходимые сведения об Эвересте и тем самым из­бавить вас от двухлетней работы?

А возможно, у учителя в эпоху интернета совсем другие зада­чи? Думаю, что цель учителя - не столько информировать, сколько выстроить урок таким образом, чтобы вызвать у ученика жгучую потребность узнать о Джомолунгме как можно больше, испытать потрясение, полюбить эту удивительную гору. У ученика может зародиться желание стать исследователем Джомолунгмы, взо­браться на неё. А для этого под впечатлением рассказа учителя погрузиться в интернет и начать самостоятельное изучение этого чуда на нашей планете. Таким образом, учитель географии ста­нет проповедником географии, то есть создаст в ученике высокую и святую потребность жить на планете с любовью к ней, с потребностью в постоянном познании её. А ведь Джомолунгма находится в Гималаях. А Гималаи... это...

Нет, нельзя увлекаться, иначе мне не окончить мою книгу. А ведь она совсем не о Гималаях...

Книга, которую вы начали читать, - о музыке. Правда, она не похожа на большинство книг о музыке.

Ибо всё, что во всех остальных книгах об искусстве нахо­дится на самых почётных местах, в моей книге - в приложе­ниях. То есть - информация.

А что же главное в моей книге о музыке? То, о чём вы не прочитаете в интернете, во всех его миллионах статей. И не найдёте в учебниках.

Что же в этой книге вместо информации?

ВОЛНА!!! ВОЛНЫ!!!

Должен признаться: я давно пришёл к убеждению о том, что информация о произведениях искусства почти никогда не ведёт к глубинному восприятию этих творений.

После тысяч и тысяч концертов-общений, проведенных мной в течение тридцати лет для сотен тысяч слушателей в разных странах, я твёрдо знаю, что для восприятия музыки Баха необ­ходимы в первую очередь не столько знания о жизни Баха (информация), сколько состояние Души воспринимающего. Души, настроенной на волну его, Баха, музыки.

Потому что великое искусство (и особенно музыка как вершина всех искусств) это - часть ноосферы, то есть грандиозной космической энергии. Энергии Духа.

И цель творения искусства - попасть в человеческую при­нимающую душу (ибо энергия человеческой Души - часть всеобщей космической энергии).

Но выполнить свою функцию искусство может только при условии полного совпадения ВОЛНЫ ПРИЁМНИКА И ПЕРЕ­ДАТЧИКА.

Совпадения микрокосма Человека и макрокосма вселенских энергий. Поэтому музыка в книге появится лишь в самом конце каждой главы-встречи, но не раньше, чем вы попадёте в её поле, на её волну.

Для того чтобы вы ещё лучше поняли принципы построения книги, приведу один очень простой пример.

Вы находитесь в одиночестве, и у вас есть радиоприёмник. Вам необходимо срочно услышать важную информацию. Вы начинаете искать волну последних известий. Вы проходите через сотни радиостанций, звучат неизвестные вам языки, и вдруг...вы резко останавливаете движение поисковой ручки. Вы услышали свой язык, свою речь. Вы услышали тот язык, который вы понимаете и который вызывает ваше сопереживание.

То же самое - с музыкой. Ибо музыка - это высшая форма выразительности, и музыка - это язык.

Но язык, напрямую связанный с Космосом, с его Энергией. И с нашей возможностью восприятия этой энергии. К тому же, если представить себе все виды искусства в виде пирамиды с подножием на земле, а вершиной в небе, то можно не сомневаться - вершиной пирамиды всех искусств будет музыка (я попытаюсь доказать это каждой строчкой книги).

А чтобы добраться до вершины пирамиды, необходимо взби­раться по её ступеням. На каждой ступени этой невероятной пирамиды находятся различные виды искусства: литература, поэзия, живопись, архитектура.

И как только мы почувствовали, что в потребности услы­шать музыку мы достигли крайней степени нетерпения, - мы сделаем это.

Мы должны добраться до состояния нетерпения ещё и для того, чтобы преодолеть трагедию великой музыки в XX веке, про­изошедшую с появлением радио и телевидения. Именно радио и телевидение оказали классической музыке «медвежью» услугу. Они превратили всю музыку в фон. Ведь в любой момент звуками Баха или Моцарта, Хиндемита или Шостаковича музыка может вторгнуться в вашу кухню, коридор и даже ван­ную комнату (есть уже телевизионные аппараты в самых невероятных мес­тах, и им ничего не стоит превратить музыку в обои, в пирожное к чаю).

Здесь-то эта незваная музыка и получит весь негатив хозяина. Да ещё какой!!! Хотя она, классическая музыка, в этом нимало не виновата. Просто в отличие ото всех других видов музыки она ревниво тре­бует к себе совершенно особого внимания.

«Виновато» само существование радио и телевидения, которые погубили для миллионов людей даже самую воз­можность услышать классическую музыку, приобщиться к её энер­гетическим корням. То есть, с одной стороны, радио и теле­видение выполнили просветительскую функцию - принесли классическую музыку в каждый дом, но...

Дело в том, что подобная музыка не может быть фоном жизни. Классика требует предельной настроенности, интенсивного сопе­реживания. Для её восприятия нужно особое состояние, потреб­ность - она не может просто так прийти и аккомпанировать обы­денной жизни.

Отсюда главная задача книги в целом и каждой главы (встре­чи) в частности - вызвать максимальную потребность Души услышать, настроив её на волну музыки. Причём поскольку каждое произведение имеет свою волну, своё уникальное поле, то и подготовка к восприятию каждого произведения будет обладать особой волной, цель которой - найти прямую дорогу между настроенностью Души и конкретным музыкальным произведением конкретного композитора, представляющим определённое время и стиль.

Так, для того чтобы услышать озорную музыку С. Про­кофьева, нам предстоит немало поозорничать самим.

Для того чтобы оценить высшую трагедийность музыки Дмитрия Шостаковича, нам придётся определить масштабы энергии Зла и Разруше­ния, которые вызвали к жизни его грандиозные творения, превратиться в мыслителей, пытающихся осознать причины существования Зла.

Для того чтобы понять одержимость Скрябина, нам нужно почувствовать, что такое одержимость как челове­ческое качество и определить её (одержимости) место в истории Творчества Гениев.

Но главная особенность книги и её отличие от других книг заключается в том, что она предполагает наличие обратной связи или обоюдной и рав­ной возможности общения между автором и читателями книги.

После прочтения каждой главы-встречи берите чистый лист бумаги для ваших собственных впечатлений, заметок, стихов, наблюдений.

Я предлагаю вам творческие задания. И вы сами удивитесь, какой творческий потенциал заложен в каждом из вас. Я уверен, что среди них будут гениальные мысли. Я опубликую их в следующей книге.

Доказательства того, что это возможно, есть уже в книге, кото­рую вы начали читать (стихи учеников школы Санкт-Петербурга).

Только не забудьте отчётливо написать ваше имя и фамилию. (Это, разумеется, касается писем, написанных от руки.) И ещё, желательно, возраст. Вдруг вы - чудо рано расцветшей мысли или человек солидных лет, открывший для себя и для нас новый мир.

Книга состоит из двух частей.

По поводу названия первой части, думаю, вопросов никаких не возникает. А вот что касается непривычного названия второй части, то здесь у меня возникли серьёзные проблемы.

Книга была уже написана, но я всё не мог определить, что же в ней вторая часть. Ведь вначале я планировал, что напишу примечания к шест­надцати встречам. По мере того, как я писал эти примечания, становилось ясно, что написанное - вовсе никакие не примечания. Ибо каждый раз я увлекался, и всякое примечание превраща­лось в самостоятельный этюд.

Может быть, это приложение?

Но тогда к чему? Да и само слово такое канцелярское, что и Остап Бендер над ним смеялся. Помните у Ильфа и Петрова? «Приложение: без приложений».

Наконец после долгих поисков я, как мне кажется, нашёл это слово:

МОДУЛЯЦИЯ.

Почему вторая часть получила название «Модуляция»? Во-первых, оно - музыкальное. Во-вторых, тот, кто знает что оно означает в музыке, сможет со мной согласиться. Потому что именно модуляция как переход из одной музыкальной тональности в другую лучше всего объясняет то, что я хотел сделать.

Принцип модуляции - когда один из аккордов предыдущей тональности меняет свою функцию и объявляется аккордом в тональности последующей. Я не смогу кратко объяснить это для немузыкантов, но попробуем сделать это на примере из ли­тературы.

Например, если в первой встрече поэт Державин лишь один аккорд, то, модулируя в тональность Державина во второй части, мы оказываемся целиком в его власти.

Имя Роберта Шумана в первой части выглядит словно зве­но в цепочке, но, модулируя, мы как бы попадаем в тональность Роберта Шумана во второй части.

И ни на секунду не забывайте, что перед вами - не учебник, не научный труд, не энциклопедия.

ЭТА КНИГА - О НАШИХ С ВАМИ ВОЗМОЖНОСТЯХ.

ЭТА КНИГА - СОТРУДНИЧЕСТВО.

ВСЁ, ЧТО Я ПЫТАЮСЬ В НЕЙ СДЕЛАТЬ, - ЭТО ВОЗБУДИТЬ НАШИ С ВАМИ ГЛУБИННЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ.

И это, кроме всего, означает, что автор субъективен и предлагает вам СОБСТВЕННЫЕ МЫСЛИ И ПЕРЕЖИВАНИЯ, связанные с музыкой и жизнью.

Они могут совпадать и не совпадать с вашими ощуще­ниями. И тогда смысл книги - сверить разные точки зрения.

И последнее. Когда я начал писать книгу, я мыслил её для детей. Не для малышей, но для самого критического возраста - 13-16-летних.

Почему этот возраст критический? Да потому что до 13-ти мы - дети, а после 16-ти - взрослые. А между 13 и 16 мы - дети и взрослые одновременно.

И знаете, что произошло? По мере того, как я писал эту кни­гу, мои воображаемые читатели начали взрослеть. Я всё больше и больше проникался к ним уважением, всё больше верил в то, что мои «взрослодети» поймут всё, даже самые серьёзные утвержде­ния. И теперь, когда я перечитываю книгу, я понимаю, что она - для любого возраста.

Она - для всякого, кто хочет забраться в мир музыкаль­ных и поэтических тайн, кто испытывает потребность в иных измерениях, кто желает постоянно обогащать свой мир, где каждый день принесёт заряд неповторимости. Где можно каж­дое утро просыпаться с радостной улыбкой и сознанием того, что всё иногда кажущееся однообразие мира - всего лишь де­корации. Но в этих декорациях разворачивается уникальный и неповторимый спектакль, где актёры, играющие главные роли, — это ПОЭЗИЯ, МУЗЫКА И МЫСЛЬ.

 

Часть первая. ВСТРЕЧИ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.107 (0.008 с.)