ТОП 10:

Харлу. Промзона и ГЭС-22 «Леппякоски».



Км от автодороги А-130.

Поселок Харлу известен (в туристских кругах) развалинамибумагоделательного завода и порогом Леппякоски на реке Янисйоки, зарегулированным плотиной гидроэлектростанции. Подъезд к промзоне осуществляется с севера. Надо проехать по основной дороге сквозь поселок, через ручей Лёютёойя. Рядом с автомобильным мостом ручей пересекает каменный арочный железнодорожный мост постройки 1924 года. Проехав через поселок, поворачиваем на восток, и с севера подъезжаем к промзоне.

Северная часть промзоны, прилегающая к порогу, заброшена. Вся земля здесь засыпана многометровым слоем опилок, горы которых возвышаются как дюны.

Там, где дорога выходит к реке на гребне невысокого скального выступа, расположена взорванная огневая точка. От каземата с бронеколпаком осталась лишь квадратная выработка в черной скале и груда бетона со спутанной арматурой. Огневая точка была удачно применена на местности, прикрывая долину реки напротив завода и возможную переправу по плотине ГЭС.

Через Янисйоки в этом месте переброшен узкий мостик, по которому может проехать автомашина. Мостик выполняет роль плотины, перекрывая русло реки между западным берегом и островком, за которым проходит водоток к турбинам ГЭС.

Машинный зал ГЭС, построенной в 1936 году, "спрятан" в скале, пешеходный мостик приводит на его покрытие. Под ногами ощущается гул двух турбин гидроэлектростанции общей мощностью 3 МВт. С этой точки открывается великолепная панорама на долину реки и руины бумажного завода.

На берегу Янисйоки, почти напротив водопада, разваливается симпатичный кирпичный дом. Странно видеть позади его фасада буквально осыпающиеся корпуса из силикатного кирпича. Для выхода в точку съемки порога Леппякоски снизу - требуется пройти хитрым лабиринтом внутри бывшего производства. Полуразрушенные цеха довоенной и советской постройки таят опасность - в прошлом году в одном из цехов обрушилась бетонная крыша. Будьте осторожны!

Хямекоски. ГЭС-21 «Хямекоски» и водовод.

Км от автодороги А-130.

Выше по течению Янисйоки есть еще одна плотина в местечке Хямекоски. От плотины в Харлу надо выехать обратно на грейдер и двигаться по нему на север. Через пару километров справа к дороге подходит каменистое русло Янисйоки с небольшими порогами. Грейдер идет вдоль реки на протяжении 2 километров, здесь есть множество мест для стоянок. Около Хямекоски грейдер уходит от реки и плавно по дуге огибает поселок по часовой стрелке, поворачивая на восток. Подъехать к порогу и ГЭС можно к севера, с грейдера нужно поворачивать в промежутке после проезда под железнодорожным мостом до моста над Янисйоки. Если вы доехали до реки — плотина располагается в полукилометре от него вниз по течению. Дорога от грейдера к плотине проходит через очень низкое место, практически по болоту, затем идет вдоль железной дороге и приводит к площадке рядом с ГЭС.

До войны в Хямекоски работала небольшая фанерная фабрика, ее руины и сейчас видны в 50 метрах от сохранившегося здания гидроэлектростанции. В машинном зале ГЭС до недавнего времени было 5 гидроагрегатов, выдававших 2,5 МВт, сейчас осталось 4 агрегата. В помещении ГЭС проводились ремонтно-наладочные работы, поэтому удалось попасть внутрь.

 

Гидроагрегаты, установленные на этой ГЭС работают с начала 1930х годов. Их изготовила шведская фирма ASEA (ныне ABB), фирменным логотипом которой была свастика. После прихода к власти в Германии нацистов, шведская ASEA отказалась от логотипа в виде свастики, но на гидроагрегатах в Хямекоски они остались.

Нужно отметить, что все малые ГЭС в Карелии приводятся в порядок, реконструируются, оборудуют телекоммуникационным оборудованием в виде спутниковых антенн для передачи данных в объединенный диспетчерский центр. Даже на полуразрушенной плотине в Ляскеля (см. ниже) проводятся какие-то ремонтно-восстановительные работы.

Главная достопримечательность Хямекоски — водоводный канал длиной около полукилометра. Схема гидроузла такова: река Янисйоки перегорожена плотиной, излишек воды сливается в основное русло, идущее мимо ГЭС, а нужное количество воды от плотины направляется по каналу. Канал местами вырублен в скале, края его забетонированы на необходимую высоту. При этом края канала плавно понижаются от плотины к машинному залу - скорость течения должна тщательно регулироваться, чтоб вода не перелилась через край в нижнем конце водовода. Основной затвор плотины уже реконструирован, но пока остается фрагмент старого тела плотины из крупных отесанных валунов, сквозь которые фильтруется вода. Летом 2008 года русло водоводного канала было осушено и нам представился случай постоять на его дне.







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.218.187 (0.003 с.)